Стронский Данил Дмитриевич
кандидат юридических наук, доцент заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России Бесаев Илез Юсупович адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел .88612583360)
Организационно-правовые и криминалистические вопросы обеспечения международного информационного взаимодействия по линии Интерпола
Аннотация:
В статье разносторонне освещены организационно-правовые и криминалистические вопросы международного информационного взаимодействия по линии Интерпола.
Annotation:
The article highlights the multi-organizational-legal and forensic issues of international information exchange through Interpol.
Ключевые слова: Интерпол; информационное взаимодействие; криминалистическая регистрация; международный розыск; антитеррористическая деятельность.
Keywords: Interpol; interaction; criminalistic registration, the international search, the anti-terrorist activities.
Щ соответствии с Концепцией действующего рабочего аппарата Между-Щ информатизации органов народной комиссии уголовной полиции началось внутренних дел Российской с создания двух служб: отдела сбора Федерации и внутренних войск информации о международных преступниках и МВД России до 2012 г., утвер- международной службы розыска скрывшихся жденной приказом Министра преступников. Информация в МКУП поступала от внутренних дел России генералом армии полицейских структур государств, входивших в Р. Г. Нургалиевым от 4 апреля 2009 г. № 280, комиссию, где велся учет преступников, создание организационных, правовых и скрывшихся из конкретных стран. Оповещение технических возможностей обеспечения о розыске осуществлялось через журнал внутриведомствен-ного, межведомственного, «Международная общественная безопасность». международного информационного В 1970 г. было принято решение перевести
взаимодействия отнесено к числу основных задач систему уголовной регистрации на электронно-информатизации органов внутренних дел и вычислительную технику. К 1992 г. была внутренних войск (п. 11.4. Концепции). разработана единая автоматизированная
Вопросы, связанные с организационно- поисковая информационная система Интерпола правовыми и техническими основами (ASF) [2, с. 26].
международного информационного взаимо- Как справедливо отмечал В. С. Овчинский, на действия, в большей мере относятся к протяжении нескольких лет возглавлявший деятельности Интерпола и достаточно подробно российское НЦБ, Интерпол - мировой центр по рассматри-вались в работах отечественных выработке совместной стратегии и тактики борьбы юристов [1]. с преступностью [3, с. 36], а ведущую роль
В 1 923 г. формирование постоянно уголовной регистрации в дельности Интерпола
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
224
К. С. Родионов и Я. М. Бельсон подчеркивали следующим образом: уголовная регистрация -есть наиболее эффективное средство Интерпола в международной борьбе с преступностью [4, с. 91] и «сердцем» организации является ее информационная картотека [5, с. 122].
Согласно заявления начальника российского бюро Интерпола генерал-майора милиции Т. А. Лахонина, объем информации в базах данных Генерального секретариата Интерпола за последние 5 лет увеличился вдвое. Сейчас в них содержатся сведения более чем на 40 тыс. разыскиваемых лиц, 10 тыс. подозреваемых в террористической деятельности, 3 млн похищенных автомашин [6, с. 4].
Комментарии, как говорится, излишни, а используемые в регистрационной деятельности Интерпола научные положения криминалистики явно указывают на ее интернациональный характер [7, с. 192-196].
Как нам представляется, возможно сформулировать следующие выводы по существу заявленной проблематики:
1. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола - это научно обоснованная особая информационная система, созданная на международном уровне для собирания, учета, накопления, обработки сведений о преступлениях, лицах, причастных к их совершению и некоторых других объектах с целью их использования правоохранительными органами государств-членов МОУП для решения идентификационных, информационно-справочных, поисково-розыскных и других задач в рамках правоприменительной деятельности.
При этом в ряде случаев (особенно по трансграничным преступлениям) использование криминалистических, розыскных и оперативносправочных учетов, ведущихся в системе Интерпола, как правило, способствует более быстрому и полному раскрытию и расследованию преступлений, а также их профилактике. Например, по статистическим данным, в нашей стране с помощью информации, накопленной в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска [8, с. 24].
2. В настоящий момент наблюдается централизация (в том числе и на международном уровне) всех видов учетов и преобладает устойчивая тенденция к переводу всех существующих видов учетов на базу ЭВМ, что позволит создать в дальнейшем единую информационно-справочную сеть с упрощенной
системой доступа для национальных правоохранительных структур. Кстати, уже внедрены технологии, позволяющие с помощью глобальной полицейской телекоммуникационной системы !-24/7 обращаться напрямую к базам данных Интерпола не только через национальные центральные бюро, но и непосредственно из пограничных и таможенных пунктов.
3. Действующие научно-правовые основы криминалистической регистрации в системе Интерпола требуют дополнительного совершенствования, в том числе, в части возможного использования учетных данных в процессе доказывания [9], а также защиты информации, содержащейся в учетах на электронных носителях. К слову, еще в советские времена, в криминалистической литературе перспективы дальнейшего развития уголовной регистрации виделись «в устранении имеющихся в ее функционировании недостатков, постоянном совершенствовании ее научно-технической базы (в первую очередь средств и методов кодирования и ввода информации о признаках регистрируемых объектов) и введении новых видов учета» [10, с. 92].
4. Достоверность и полнота собранных данных зависит от добросовестности, умений и навыков сотрудников, представляющих информацию [11, с. 7-13], несмотря на самое совершенное научно-техническое обеспечение организации всех видов учетов. В связи с чем, мы разделяем позицию о том, что «повышение эффективности использования криминалистических учетов в деятельности правоохранительных органов невозможно без принципиально новых способов организации работы с информационными массивами. Одной из важных проблем остается своевременное пополнение банков данных актуальной и достоверной информацией» [12, с. 9].
5. В современных условиях в связи с повышенной террористической активностью особое внимание уделяется антитеррористи-ческой составляющей в деятельности МОУП [13]. В соответствии с действующей концепцией терроризм и сопутствующие ему преступления признаются Интерполом как главные угрозы правопорядку во всем мире, а террористические организации как преступные, вне зависимости от целей и мотивов деятельности. В связи с этим, значительным изменениям были подвергнуты толкования положений Устава МОУП о невмешательстве в дела политического, расового, религиозного и военного характера. Соответственно возможности МОУП должны
225
использоваться значительно шире, например, когда никто не взял на себя ответственность за совершенные террористические действия, имеется информация о том, что при подготовке, совершении, сокрытии преступления присутствовал транснациональный аспект и т. п. [14, с. 93-95]
Сведения о фактах терроризма и лицах, причастных к ним, поступают из национальных центральных бюро в Генеральный секретариат Интерпола, где систематизируется и регистрируется в Международной системе криминальной информации [15, с. 334-336].
На основе регистрационных данных ГС издает международные извещения (они же - циркуляры, оповещения, уведомления, «углы»). Программа международных извещений является важным, эффективным и оправдавшим себя инструментом полицейской деятельности (в связи с чем, следует отметить факт принятия в мае 2004 г. на 33-й Европейской конференции Интерпола в г. Киеве решения об использовании международных извещений «оранжевый угол», в которых должна отражаться информация о новых формах и методах проведения террористических актов, используемых взрывных устройствах и способах их камуфляжа).
Исследование заявленной проблематики позволяет отнести к числу приоритетных направлений информационного обеспечения в рамках криминалистической регистрации в системе Интерпола следующие:
активное развитие информационно-поисковых и справочно-аналитических проектов, тактически нацеленных на выявление международных организованных преступных групп, в том числе террористического характера (Россия участвует в 12 таких проектах) [16, с. 72-74];
применение современных автоматизированных дактилоскопических информационных систем, которые благодаря своей модульной масштабируемой архитектуре способны поддерживать базу данных любого объема с гарантированными характеристиками точности и надежности;
создание особого массива сведений в виде генетических паспортов биологических объектов на лиц, причастных к террористической деятельности (включая задержанных, арестованных, осужденных, освобожденных в результате обмена или амнистии), лиц из числа освобожденных заложников либо подвергнутых фильтрации в зоне вооруженного конфликта с целью идентификации уничтоженных в ходе специальных операций террористов и выявления
преступников, замаскировавшихся под заложников, беженцев, мигрантов и т. п. [17, с. 3-6];
совершенствование порядка учета и проверки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
пополнение баз данных по утерянным и похищенным заграничным паспортам, которыми могут пользоваться лица, причастные к террористической деятельности (на учет в МОУП уже поставлено 1, 5 млн заграничных паспортов из 40 стран) [18, 229-230].
Литература:
1. Бельсон Я. М. МОУП - Интерпол. М.: ВНИИ МВД СССР; 1981; Родионов К. С. Интерпол: миф и действительность. М. : Международные отношения, 1982 ; Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М.: Наука, 1989; Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990; Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб. : СПб ЮИ МВД РФ, 1995; Овчинский В. С. Интерпол в вопросах и ответах. М. : Инфра-М, 2000; Стронский Д. Д. Организационно-правовое становление и развитие Национального центрального бюро Интерпола в России. Краснодар: КЮИ МВД России, 2003; Самарин В.И. Международная организация уголовной полиции. СПб.: Питер, 2004; Стронский Д. Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар: КрУ МВД России, 2008 и др.
2. Путова И. В. Банки данных и учеты лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. № 2.
3. Овчинский В. С. Русский Интерпол // Международная жизнь. 1998. Вып. № 9.
4. Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990.
5. Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1995.
6. Лахонин Т. А. Об итогах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. № 2.
7. Порубов Н. И., Порубов А. Н. Интер-
национальный характер криминалистики в противодействии терроризму // Проблемы криминалистического обеспечения анти-террористической деятельности и возможные пути их решения: Сб. материалов
Международной научно-практической конференции. Краснодар: КрУ МВД России, 2007.
__________________________________226
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
8. Аленин А. П. Криминалистические учеты. Омск: ОмЮИ МВД России, 1997.
9. Гусев А. В. О совершенствовании правовых основ криминали-стической регистрации // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 89 ; Долженко Н.И. Правовой статус информации, полученной при проверке по криминалистическим учетам // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 2 (22). С. 72.
10. Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1986.
11. См.: Стронский Д.Д. Проблемы
эффективности профессиональной подготовки кадрового потенциала российского бюро Интерпола и его филиалов //Вестник учебного отдела Краснодарской академии МВД России. 2004. Выпуск № 8.
12. Усманов Р А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация // автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
13. Стронский Д. Д., Затолокин А. А. К вопросу о кооперации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом (организационно-правовой и уголовнопроцессуальный аспекты )// Расследование преступлений: теория и практика: Информационный бюллетень ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2004. Вып. № 1-2. С. 8892 ; Стронский Д. Д. О концептуальных положениях международного сотрудничества правоохранительных органов по противодействию терроризму // Международный терроризм: причины, формы и проблемы противодействия: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. С. 226-231 ; Стронский Д. Д. Об итогах проведения специализированного семинара «Криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования
и предотвращения террористических актов, совершаемых путем взрыва» // Вестник Краснодарской академии МВД России. 2005. Выпуск № 2. С. 51-52.
14. Вишневецкий К. В., Карлеба В. А., Стронский Д. Д. Международное сотрудничество при расследовании уголовных дел о терроризме и экстремизме / Учебное пособие. Краснодар: КА МВД России, 2004.
15. Стронский Д. Д. К вопросу об использовании системы учетов Интерпола в рамках антитеррористической деятельности // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов 4-го Всероссийского «круглого стола». Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2006.
16. Стронский Д. Д. Организационно-правовой механизм реализации российским бюро Интерпола проекта «Миллениум» // Расследование преступлений: теория и практика: Информационный бюл-летень ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2003. Вып. № 1.
17. Кучерук С. А., Стронский Д. Д. Международный розыск и экстрадиция лиц, причастных к террористической деятельности (вопросы концепции) // Актуальные социально-правовые проблемы развития транзитивного общества: Сб. материалов 4-ой Всероссийской научной читательской конференции молодых ученых. Краснодар: КА МВД России, 2005.
18. Стронский Д.Д, Калужина М.А. Тенденции развития криминалистического обеспечения антитеррористической деятельности в системе Интерпола // Проблемы криминалистического обеспечения антитерро-ристической деятельности и возможные пути их решения: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар: КрУ МВД России, 2007.
227