Научная статья на тему 'Организационно-тактические особенности трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств'

Организационно-тактические особенности трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОИСКОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРПОЛА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ / TRANSNATIONAL CRIME / INTERNATIONAL COOPERATION FOR CRIME CONTROL / INTERPOL WORLDWIDE INFORMATIONAL DATABASE / CRIMINALISTICAL ENROLLMENT OF TRANSBOUNDARY INFORMATIONAL DATABASES AND ANALYTICAL PROJECTS / INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Анна Дмитриевна, Стронский Данил Дмитриевич

В статье раскрываются организационнотактические особенности трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств. С учетом опыта приграничного полицейского сотрудничества предложены отдельные практические меры по использованию современных достижений науки и техники для профилактики, раскрытия и расследования данного вида преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Анна Дмитриевна, Стронский Данил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TACTIC PECULIARITIES OF POLICE TRANSBOUNDARY COOPERATION AT INVESTIGATIONS AND DETECTIONS OF TRANSPORTATION THEFTS

The article elaborates organizational and tactic peculiarities of police transboundary cooperation at investigations and detections of transportation thefts. Taking into account the near-border cooperation the authors come up with a proposal of putting to use achievements of science and technology for prevention, investigation and detection of this kind of crimes.

Текст научной работы на тему «Организационно-тактические особенности трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств»

УДК 343.2/.7

Лебедева Анна Дмитриевна

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин Кубанского социально-экономического института тел.: (861) 290-13-35

Стронский Данил Дмитриевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России тел.: (861) 290-13-35

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Lebedeva Anna Dmitrievna

PhD in Science of Law, Assistant Professor, Professor of the General-Theoretical and Legal Disciplines Department, Kuban State Institute of Social and Economic Studies

tel.: (861) 290-13-35

Stronskiy Danil Dmitrievich

PhD in Science of Law, Assistant Professor of the Science of Criminal Law Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia tel.: (861) 290-13-35

ORGANIZATIONAL AND TACTIC PECULIARITIES OF POLICE TRANSBOUNDARY COOPERATION AT INVESTIGATIONS AND DETECTIONS OF TRANSPORTATION THEFTS

Аннотация:

В статье раскрываются организационнотактические особенности трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств. С учетом опыта приграничного полицейского сотрудничества предложены отдельные практические меры по использованию современных достижений науки и техники для профилактики, раскрытия и расследования данного вида преступлений.

Ключевые слова:

транснациональная преступность, международное сотрудничество по борьбе с преступностью, единая автоматизированная поисковая информационная система Интерпола, криминалистическая регистрация трансграничных информационнопоисковых и справочно-аналитических проектов, международные стандарты в области уголовного правосудия.

The summary:

The article elaborates organizational and tactic peculiarities of police transboundary cooperation at investigations and detections of transportation thefts. Taking into account the near-border cooperation the authors come up with a proposal of putting to use achievements of science and technology for prevention, investigation and detection of this kind of crimes.

Keywords:

transnational crime, international cooperation for crime control, Interpol worldwide informational database, criminalistical enrollment of transboundary informational databases and analytical projects, international standards of criminal justice.

Кражи и угоны транспортных средств традиционно относились к категории преступлений с низкой раскрываемостью, в деятельности правоохранительных органов возникали и возникают определенные сложности, некоторые из которых будут проанализированы в данной научной статье и предложены отдельные практические меры по использованию современных достижений науки и техники для профилактики, раскрытия и расследования данного вида преступлений.

Если обратиться к причинам, способствующим (провоцирующим) рассматриваемому виду преступлений, то в их числе будут: высокая доходность от реализации транспортных средств, минимальный риск задержания, отсутствие жестких санкций в уголовных законах большинства развитых государств, наличие «ненасыщенных» рынков сбыта за счет разницы в уровне жизни различных стран и т.п.

Исследования, проводившиеся на территории Европы по проблемам криминального автобизнеса, позволили выявить следующие основные маршруты переправки похищенного автотранспорта, которые проходят, главным образом, с запада на восток:

- балканский маршрут - похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в балканские страны или через них далее на Ближний Восток;

- 36B -

- итальянский маршрут - похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;

- испанский маршрут - похищенные в западноевропейских странах автотранспортные средства перегоняются в Северную Африку через Испанию;

- северный маршрут - похищенные автомашины перегоняются либо перевозятся на пароме, главным образом из скандинавских стран или Германии, напрямую или через Финляндию, в Прибалтику и Россию;

- центрально-европейский маршрут - похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чехию, Венгрию в страны СНГ;

- морской путь - похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы или по Средиземному морю на Ближний Восток, или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию;

- воздушный путь - переброска похищенного автотранспорта таким образом возможна в любую точку земного шара, однако редко применяется из-за дороговизны и необходимости прохождения предполетных процедур, принятых в авиации (если первое условие не совсем существенно, то второе играет ключевую роль, так как высока вероятность выявления факта транспортировки похищенного имущества со всеми вытекающими отсюда последствиями) [1].

Учитывая расширение географии организованной преступной деятельности, в том числе и криминального автобизнеса, потребовались существенно изменить порядок трансграничного полицейского сотрудничества в данной сфере.

Для этого в 1992 г. была разработана единая автоматизированная поисковая информационная система Интерпола (Automated Search Facility - ASF) [2, с. 26]. Банк данных системы ASF формировался по определенным правилам на основании информации, имеющейся в основной системе криминальной информации (CIS) Генерального секретариата. В свою очередь CIS пополнялась за счет сведений, содержащихся в сообщениях, направляемых по каналам Интерпола из национальных бюро. На первом этапе система ASF содержала сведения только о лицах, включая разыскиваемых обвиняемых и осужденных.

В 1997 г. добавились базы данных по похищенному автотранспорту, произведениям искусства и антиквариата [3, с. 65].

В 2003 г. началось внедрение новой телекоммуникационной системы Интерпола, получившей название I-24/7, и в настоящее время все Национальные бюро стран-членов Интерпола имеют доступ к международным учетам. Подключение к информационной системе I-24/7 позволяет им существенно улучшить возможности пользования информационными ресурсами Интерпола, дает возможность оперативно получать информацию о лицах, обоснованно подозреваемых в причастности к преступной деятельности, содействовать раскрытию преступлений, а также обеспечивать оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами государств-членов организации. При этом объем информации в базах данных Генерального секретариата Интерпола будет только увеличиваться (например, по похищенному транспорту уже имеется несколько миллионов учетных записей) [4, с. 4].

В рамках заявленной проблематики, по нашему мнению, следует акцентировать внимание на следующих магистральных направлениях:

1. Ключевой организационно-тактической особенностью трансграничного полицейского сотрудничества при раскрытии и расследовании хищений транспортных средств является использование учетных данных криминалистической регистрации, ведущихся на межгосударственном уровне в рамках деятельности Интерпола, Европола и правоохранительных структур СНГ [5, с. 3-4].

Как справедливо отмечалось в резолютивных документах Генеральной Ассамблеи ООН по итогам проведенных Конгрессов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, необходимо применять современные технические средства в области паспортного и транспортного контроля, поощрять усилия по поиску и выявлению автомобилей, судов, самолетов и других средств, используемых для совершения международной кражи, передачи или незаконных международных поставок [6, с. 47].

В этом плане показательным образцом выступает уже упоминавшаяся выше глобальная полицейская телекоммуникационная система I-24/7, которая позволяет 24 часа в сутки и 7 дней в неделю обращаться напрямую к базам данных Интерпола не только через национальные центральные бюро, но и непосредственно из пограничных и таможенных пунктов, что наиболее ценно при проверке транспортных средств, пересекающих границы государств.

Заслуживает внимания и опыт приграничного полицейского сотрудничества. В частности, в октябре 2011 г. один из авторов данной статьи принимал участие в международном научно-

практическом семинаре с сотрудниками полиции земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), которые поделились опытом функционирования информационного центра «ЭПИК», обслуживающего правоохранительные органы Бельгии, Голландии и «западных» земель Германии, предоставляя необходимую учетную информацию круглосуточно в режиме он-лайн.

В связи с этим действующие в нашей стране организационно-правовые основы криминалистической регистрации требуют дополнительного совершенствования, в том числе, в части разработки инновационных учетных форм (в полной мере это должно относится к АБД АИПС «АВТОПОИСК» и «РОЗЫСК», ведущимся в МВД России) и возможного использования учетных данных в процессе доказывания.

2. Требуется расширить техническое сотрудничество полицейских структур в самых разнообразных формах с целью получения информации. Например, активнее реализовывать информационные технологии в рамках программы «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» по видеонаблюдению за дорожным движением с использованием IT-камер - для выявления похищенных и угнанных транспортных средств, фактов их повреждения (разукомплектования), а также причастных к совершению этих действий лиц и маршрутов их передвижения.

В этом аспекте необходимо усовершенствовать систему контроля за транспортными средствами «ПОТОК», которую теоретически можно было бы совместить с системами видеонаблюдения на АЗС, что позволило бы отслеживать направления перегона похищенных автомобилей, устанавливать внешний облик лиц, причастных к этому, с последующей их идентификацией в рамках расследования и т.п.

Как нам представляется, настал момент для разработки на предмет совместимости в рамках криминалистической регистрации трансграничных информационно-поисковых и справочно-аналитических проектов с использованием возможностей космических навигационных технологий, нацеленных на обнаружение с помощью систем «GPS» и «ГЛОНАСС» похищенных транспортных средств, мест их укрытия и маршрутов движения. Безусловно, использование данных ресурсов сможет значительно расширить возможности полицейских структур по раскрытию и расследованию указанных преступлений.

3. Острой остается проблема полноты и достоверности сведений о разыскиваемых транспортных средствах в учетных базах данных. В связи с чем мы разделяем позицию о том, что «повышение эффективности использования криминалистических учетов в деятельности правоохранительных органов невозможно без принципиально новых способов организации работы с информационными массивами. Одной из важных проблем остается своевременное пополнение банков данных актуальной и достоверной информацией» [7, с. 9].

Речь в нашем случае в первую очередь идет о так называемых «автомобилях-двойниках», имеющих одинаковые идентификационные номера (VIN) в результате преступных действий по изменению номерных обозначений, и если хотя бы одно такое транспортное средство объявляется в розыск, то формально под этот критерий попадают все остальные «клонированные» экземпляры. При невозможности установления первоначального идентификационного номера полицейские структуры зачастую вынуждены использовать для проверки номерные обозначения отдельных агрегатов, установленных на таком транспортном средстве (например, коробки передач). Кроме того, иногда проходящее по учетам разыскиваемое транспортное средство как таковое не похищалось, а стало предметом «договорной кражи» с целью наступления страхового случая и получения компенсационной выплаты.

4. Проведение совместных полицейских целевых операций в приграничных районах по выявлению и отслеживанию похищенных транспортных средств (включая контролируемую поставку), безусловно, должно стать важным инструментом реализации механизмов международного сотрудничества.

5. Требуется разработка единых подходов (международных правил) по механизму возврата похищенных транспортных средств, хотя данный вопрос в чистом виде не относится к компетенции полиции, но он серьезно влияет на правовые последствия обнаружения похищенного за рубежом автомобиля.

Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить, что авторы предприняли попытку лишь частичного освещения заявленной проблематики, что позволяет в дальнейшем проводить различные исследования по данному вопросу. Какие предложения из озвученных в данной статье будут восприняты либо уже реализуются в практической деятельности российских и зарубежных полицейских структур, покажет время.

- 37G -

Ссылки:

1. См.: Горяинов К.К., Гричанин И.Г. Незаконный оборот автотранспортных средств: пути решения проблемы // Информационный сборник НЦБ Интерпола в РФ. 1998. № 24. С. 41-44.

2. Путова И.В. Банки данных и учеты лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Выпуск № 2.

3. См.: Нога Н.Л. Информационные ресурсы Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Выпуск № 3.

4. См.: Лахонин Т.А. Об итогах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. № 2.

5. См.: Стронский Д.Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар, 2008.

6. См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.

7. Усманов Р.А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

References (transliterated):

1. See: Goryainov K.K., Grichanin I.G. Nezakonniy obo-rot avtotransportnykh sredstv: puti resheniya prob-lemy // Informatsionniy sbornik NTSB Interpola v RF. 1998. No. 24. P. 41-44.

2. Putova I.V. Banki dannykh i uchety lits, razyskivae-mykh po kanalam Interpola // Informatsionniy byulleten' NTSB Interpola pri MVD Rossii. 2007. Issue No. 2.

3. See: Noga N.L. Informatsionnye resursy Interpola // Informatsionniy byulleten' NTSB Interpola pri MVD Rossii. 2007. Issue No. 3.

4. See: Lakhonin T.A. Ob itogakh 75-y sessii Gen-eral'noy Assamblei Interpola // Informatsionniy byulleten' NTSB Interpola pri MVD Rossii. 2007. Issue No. 2.

5. See: Stronskiy D.D. Kriminalisticheskaya registratsiya v sisteme Interpola. Krasnodar, 2008.

6. See: Sbornik standartov i norm OON v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pra-vosudiya. N'yu-York, 1992.

7. Usmanov R.A. Informatsionnoe obespechenie deyatel'nosti organov vnutrennikh del: kriminalistich-eskaya registratsiya: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.