Стронский Данил Дмитриевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583181)
Использование данных криминалистической регистрации в ходе раскрытия и расследования преступлений, связанных с угоном, кражами и повреждением транспортных средств
Аннотация
Учитывая, что кражи, угоны и повреждения транспортных средств традиционно относились к категории преступлений с низкой раскрываемостью, в деятельности правоохранительных органов возникали и возникают определенные сложности, некоторые из которых будут проанализированы в данной статье.
Annotation
Considering that thefts, stealings and damages of vehicles traditionally concerned a category of crimes with low open, in activity of law enforcement bodies there were also fusscabins certain complexities, some of which will be proanalizirova th in given article.
Ключевые слова: автотранспортное средство, преступление, кража, угон, легализация.
Key words: the autotransport vehicle, crime, theft, stealing, legalization.
В
России
соответствии с Концепцией информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г., утвержденной приказом Министра внутренних дел генералом армии
РГ Нургалиевым от 4 апреля 2009 г. № 280, создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного
взаимодействия отнесено к числу основных задач информатизации органов внутренних дел и внутренних войск (п. 11.4. Концепции).
Как справедливо четверть века назад было отмечено в криминалистической литературе, обращение к информации, содержащейся в материалах криминалистической (уголовной) регистрации, значительно увеличивает объем сведений, которыми можно оперировать для раскрытия преступлений и их полного и всестороннего расследования. Это важно, кроме того, для со-
вершенствования профилактической работы, проверки выдвинутых оперативно-розыскных и следственных версий, улучшения работы оперативно-следственных групп и т.д. [1].
Учитывая, что кражи, угоны и повреждения транспортных средств традиционно относились к категории преступлений с низкой раскрываемостью, в деятельности правоохранительных органов возникали и возникают определенные сложности, некоторые из которых будут проанализированы в данном выступлении и предложены отдельные практические меры по использованию современных достижений в области Криминалистической регистрации для профилактики, раскрытия и расследования данного вида преступлений.
Если обратиться к причинам, провоцирующим рассматриваемый вид преступлений, то в их числе будут: высокая доходность от реализации транспортных средств, минимальный риск задержания, отсутствие жестких санкций в уголовных законах большинства развитых стран,
20
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
2011 • № 4 (14)
наличие "ненасыщенных" рынков сбыта за счет разницы в уровне жизни различных стран и т.п.
Исследования, проводившиеся на территории европейских стран по проблемам криминального автобизнеса, позволили выявить следующие ос-новные маршруты переправки похищенного автотранспорта, которые проходят, главным образом, с запада на восток:
балканский маршрут - похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в балканские страны или через них далее на Ближний Восток;
итальянский маршрут - похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;
испанский маршрут - похищенные в западноевропейских странах автотранспортные средства перегоняются в Северную Африку через Испанию;
северный маршрут - похищенные автомашины перегоняются либо перевозятся на пароме, главным образом из скандинавских стран или Германии, напрямую или через Финляндию, в Прибалтику и Россию;
центрально-европейский маршрут - похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чехию, Венгрию в страны СНГ;
морской путь - похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы или по Средиземному морю на Ближний Восток, или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию;
воздушный путь - переброска похищенного автотранспорта таким образом возможна в любую точку земного шара, однако, редко применяется из-за дороговизны и необходимости прохождения предполетных процедур, принятых в авиации (если первое условие не совсем существенно, то второе играет ключевую роль, т.к. высока вероятность выявления факта транспортировки похищенного имущества со всеми вытекающими отсюда последствиями) [2].
Учитывая расширение географии криминального автобизнеса, потребовалось существенно изменить порядок учета сведений о похищенных транспортных средствах. Для этого в 1992 г. была разработана единая автоматизированная поисковая информационная система Интерпола (Automated Search Facility - ASF) [3]. Банк данных системы ASF формировался по определенным правилам на основании информации, имеющейся в основной системе криминальной ин-
формации (CIS) Генерального секретариата. В свою очередь CIS пополнялась за счет сведений, содержащихся в сообщениях, направляемых по каналам Интерпола из национальных бюро. На первом этапе система ASF содержала сведения только о лицах, включая разыскиваемых обвиняемых и осужденных. В 1997 г. добавились базы данных по похищенному автотранспорту, произведениям искусства и антиквариата [4] (кстати, начиная с 1998 г. ГС обязал все НЦБ подготовить сведения по автотранспорту, находящемуся во внутригосударственном розыске и объявить его в розыск по линии Интерпола. Так, например, в октябре-ноябре 1998 г. в АБД АИПС "Автопоиск" ГИЦ МВД Российской Федерации по инициативе НЦБ были введены сведения по более чем 200 тыс. единицам автотранспорта, ранее по-хищенным на территории Германии).
В 2003 г. началось внедрение новой телекоммуникационной системы Интерпола, получившей название I-24/7 и в настоящее время 186 Национальных центральных бюро стран-членов Интерпола имеют доступ к международным учетам. Подключение к информационной системе I-24/7 позволяет им существенно улучшить возможности пользования информационными ресурсами Интерпола, дает возможность оперативно получать информацию о лицах, обоснованно подозреваемых в причастности к преступной деятельности, содействовать раскрытию преступлений, а также обеспечивать оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами государств-членов организации. При этом объем информации в базах данных Генерального секретариата Интерпола будет только увеличиваться (по состоянию на 2007 г. в них содержались сведения более чем на 40 тыс. разыскиваемых лиц, 3 млн. похищенных автомашин и т.п.) [5].
В заключение следует акцентировать внимание на следующих магистральных направлениях заявленной проблематики.
1.Криминалистическая регистрация, представляя собой научно обоснованную информационную систему для решения идентификационных, информационно-справочных, поисково-розыскных и других задач в рамках правоприменительной деятельности, безусловно, должна учитывать современные достижения науки и техники. Действующие научно-правовые основы криминалистической регистрации требуют дополнительного совершенствования, в том числе, в части возможного использования учетных данных в процессе доказывания,разработки инновационных учетных форм (в полной мере это должно относится к АБД АИПС "Автопоиск" и "Розыск", ве-
21
дущимся в МВД России).
В частности, как нам представляется, настал момент для разработки на предмет совместимости в рамках криминалистической регистрации информационно-поисковых и справочно-аналитических проектов с использованием возможностей космических навигационных технологий, нацеленных на обнаружение с помощью системы "ГЛОНАСС" похищенных и угнанных транспортных средств, мест их укрытия, каналов переправки заграницу и т.п.
Конечно, данное предложение может вызвать весьма резкие скептические замечания организационно-технического, правового и тактического характера, т.к. системой обнаружения в обязательном порядке оборудуются автомобили, произведенные в России только после 2010 г., нет четких предписаний о порядке взаимодействия между уполномоченными органами по отслеживанию навигационной информации с правоохранительными органами и пр. Но уже в недалеком будущем использование данных ресурсов сможет значительно расширить возможности полицейских структур по раскрытию и расследованию указанных преступлений.
2. Необходимо шире реализовывать смежные с криминалистической регистрацией информационные технологии в рамках программы "Безопасный город" по видеонаблюдению за дорожным движением с использованием IT-камер - для выявления похищенных и угнанных транспортных средств, фактов их повреждения, а также причастных к совершению этих действий лиц и маршрутов их передвижения. В этом аспекте требует усовершенствования и весьма успешно зарекомендовавшая себя система отслеживания и контроля транспортных средств "Поток".
3. Острой остается проблема актуальности, полноты и достоверности сведений о разыскиваемых транспортных средствах в учетных базах данных. Речь в данном случае в первую очередь идет о так называемых "автомобилях-двойниках", имеющих одинаковые идентификационные номера (VIN) в результате преступных действий по изменению номерных обозначений и если, хотя бы одно такое транспортное средство объявляется в розыск, то формально под этот критерий попадают все остальные "клонированные" экземпляры.
Кроме того, иногда проходящее по учетам разыскиваемое транспортное средство не похищалось, а стало предметом так называемого "договорного угона" с целью наступления страхового случая.
В связи с чем, мы разделяем позицию о том, что "повышение эффективности использования
криминалистических учетов в деятельности правоохранительных органов невозможно без принципиально новых способов организации работы с информационными массивами. Одной из важных проблем остается своевременное пополнение банков данных актуальной и достоверной информацией" [6].
4.Современной особенностью криминалистической регистрации является централизация (в том числе и на международном уровне) всех видов учетов и устойчивая тенденция к их переводу в упрощенный порядок доступа для правоохранительных структур. В этом плане показательным образцом выступает глобальная полицейская телекоммуникационная система 1-24/7, которая позволяет обращаться напрямую к базам данных Интерпола не только через национальные центральные бюро, но и непосредственно из пограничных и таможенных пунктов, что наиболее ценно при проверке транспортных средств, пересекающих границы государств.
1.Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск, 1986. С. 69.
2.Горяинов К.К., Гричанин И.Г Незаконный оборот автотранспортных средств: пути решения проблемы //Информационный сборник НЦБ Интерпола в РФ. 1998. № 24. С. 41-44.
3. Путова И. В. Банки данных и учеты лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола //Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Выпуск № 2. С. 26.
4.Нога Н.Л. Информационные ресурсы Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Выпуск № 3. С. 65.
5.Лахонин Т. А. Об итогах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола //Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. № 2. С. 4.
6. Усманов РА. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация // Автореф. ...дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 9.
I.Ishchenko E.P., Devikov E.I. Criminal registration. Omsk, 1986. P. 69.
2.Gorjainov K.K., Grichanin I.G. Illegal circulation of autotransport vehicles: ways of a solution of a problem //I nformation collection NZB of the Interpol in the Russian Federation. 1998. № 24. P. 41-44.
_______________________________________22
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
3.Putova I.V.Databank and accounts of the persons searched on channels of the Interpol // Information bulletin NZB of the Interpol at the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2007. Release № 2. P. 26.
4.Noga N.L. Information resources of the Interpol // Newsletter NZB of the Interpol at the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2007. Release № 3. P. 65.
5.Lahonin T.A. About results of 75th session of NZB General Assembly of the Interpol // Newsletter of the Interpol at the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2007. Release № 2. P. 4.
6. Usmanov R. A. Information support of activity of law-enforcement bodies: criminalistical registration. // Autoref. ...dis. cand.jur.sciences. Ekaterinburg, 2002. P. 9.
23