Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Николай Александрович

В данной статье рассматривается система социально-экономических факторов влияющих на активизацию криминальной сферы экстремистской деятельности. Исследуется причинный комплекс обусловливающий формирование радикальных настроений отдельных групп гражданского общества. Предпринят анализ современного состояния преступлений экстремистской направленности. Рассмотрены особенности личности преступника совершившего преступление экстремистской направленности. Предложены основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике и предупреждению причин и условий формирования экстремистской мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF COUNTERING EXTREMIST CRIMES

The system of socio-economic factors influencing the activation of the criminal sphere of extremist activity is considered. The causal complex that determines the formation of radical sentiments of individual groups of civil society is investigated. The analysis of the current state of extremist crimes is undertaken. The features of the personality of the criminal who committed the crime of extremist orientation are considered. The main directions of activity of state authorities and local self-government bodies for the prevention and prevention of the causes and conditions of the formation of extremist motivation are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 343.8

ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

••••••

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF COUNTERING EXTREMIST CRIMES

Андреев Николай Александрович

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии,

Краснодарский университет МВД России Milena.555@mail.ru

Nikolay A. Andreev

associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Milena.555@ma.il. ru

Аннотация. В данной статье рассматривается система социально-экономических факторов влияющих на активизацию криминальной сферы экстремистской деятельности. Исследуется причинный комплекс обусловливающий формирование радикальных настроений отдельных групп гражданского общества. Предпринят анализ современного состояния преступлений экстремистской направленности. Рассмотрены особенности личности преступника совершившего преступление экстремистской направленности. Предложены основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике и предупреждению причин и условий формирования экстремистской мотивации.

экстремизм, экстремистская деятельность, сеть «Интернет», информационно-телекоммуникационные технологии, экстремистские материалы, информационный контент.

The system of socio-economic factors influencing the activation of the criminal sphere of extremist activity is considered. The causal complex that determines the formation of radical sentiments of individual groups of civil society is investigated. The analysis of the current state of extremist crimes is undertaken. The features of the personality of the criminal who committed the crime of extremist orientation are considered. The main directions of activity of state authorities and local self-government bodies for the prevention and prevention of the causes and conditions of the formation of extremist motivation are proposed.

Keywords: extremism, extremist activity, the Internet, information and telecommunication technologies, extremist materials, information content.

Ключевые слова:

Annotation.

Проводимая государством политика в сфере укрепления суверенитета и безопасности, обусловила необходимость решения множества задач, в числе которых особе внимание уделяется противодействию экстремистской деятельности.

Экстремизм, представляя собой религиозно-политическое явление, в последние годы приобретает характер мировой проблемы. Экстремистская деятельность является способом изменения государственного строя, насильственного захвата власти, нарушения территориальной целостности государства, а также, обеспечивает достижение иных деструктивных целей.

Россия обладает большой территорией и внушительными запасами различных видов полезных ископаемых, природных ресурсов, становится объектом пристального внимания со стороны иностранных экономик стран, либо исчерпавших свои ресурсы, либо государств, которым для развития и экономического роста они остро необходимы.

Жестокие формы проявления экстремизма, постигшие многие страны, являются демонстрацией того, что этот негативный феномен не имеет барьеров и границ. Весь мировой социум

в равной степени находится под угрозой экстремисткой деятельности и ее худшего проявления - террористической атаки.

Преступления экстремистской направленности представляют серьезную угрозу для безопасности любого государства, в связи с чем, уяснение сути данной дефиниции, является необходимым условием для формирования представления о том, какие интересы непосредственно затрагиваются такими преступлениями, и какими средствами обеспечивать противодействие.

Общественная опасность любого преступления определяется как характером сферы нарушаемых общественных отношений, так и объемом причиняемого вреда, распространенностью фактов преступной деятельности.

Очевидно, что распространенность преступлений экстремистской направленности гораздо выше, чем это отражают данные официальной статистики. Рассматриваемые деяния обладают высокой латентностью и не всегда получают надлежащую правовую оценку из-за поливариативности самого явления «экстремизм» [1, с. 55-59].

Современное состояние преступного экстремизма определяется данными официальной статистики, отражающей лишь «видимую часть айсберга» сферы преступной деятельности. Вместе с тем, и данная часть впечатляет своим объемом.

Проанализировав динамику зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, размещенную на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за период с 2010 года по март 2022 года, можно говорить, что в настоящее время наблюдается рост данных преступлений. С начала года по февраль на территории Российской Федерации уже зарегистрировано 159 преступлений экстремистской направленности (март уже 340). Наибольшее число таких преступлений за 2010-2021 годы приходится на 2017 год (зарегистрировано 1521 преступления). Начиная с 2019 года, и по 2021 год можно наблюдать возрастание количества зарегистрированных преступлений, совершенных по экстремистскому мотиву (в 2019 году - 585; в 2020 году - 833; в 2021 году - 1057) [2].

В настоящий период времени наибольшее количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности наблюдается в Ставропольском крае - 23, в республике Дагестан - 16, в Красноярском крае - 15, в Краснодарском крае - 13, в Московской области -13, в Саратовской области - 12, в Пермском крае - 11 [3, с. 156].

Согласно отчету о числе лиц, осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), и иных лиц, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам, по составам преступлений, предусмотренных главой 29 УК РФ, за 2021 год было осуждено 527 лиц [4]. Наибольшее количество лиц были осуждены за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 280 УК РФ. Это говорит о том, что наиболее частым способом совершения указанных преступлений, является использование средств массовой информации, в том числе, телекоммуникационной сети «Интернет».

Рассмотрев статистику преступлений экстремистской направленности, нетрудно заметить стабильный рост их числа вплоть до конца 2018 года, после чего, наблюдается значительное снижение количества указанный преступлений после декриминализации статьи 282 УК РФ. После этого, в нашем государстве принимались определенные меры по усилению противодействия экстремизму. В 2021 году Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон, вносящий важные поправки в действующее законодательство в части установления обязанности администраторов социальных сетей блокировать запрещенный контент, содержащий призывы к осуществлению экстремистской деятельности, информацию, выражающую прямое неуважение к обществу и государству [5].

Эффективность противодействия экстремистской деятельности обеспечивается, в том числе, средствами частной превенции. Согласно данным официальной статистики о состоянии судимости в России за 2020 и 2021 годы, за преступления, предусмотренные главой 29 УК РФ, было осуждено 304 лица, из них 26 женщин. По возрастному критерию было осуждено: в возрасте от 14 до 17 лет - 12 лиц; от 18 до 24 лет - 61 лицо; от 25 до 29 лет - 54 лица; от 30 до 49 лет - 143 лица; 50 лет и старше - 34 лица.

По уровню образования: 113 лиц имеют высшее профессиональное образование; 100 лиц имеют среднее профессиональное образование; 69 лиц имеют среднее общее образование; 22 лица имеют начальное образование или не имеют образования вообще.

По материальному положению: 142 лица не имеют постоянного источника дохода; 7 лиц нетрудоспособны и не работают; 66 являются официально рабочими; 29 лиц являются военнослужащими проходящими службу по призыву или по контракту [6].

В 2021 году за преступления, предусмотренные главой 29 УК РФ, было осуждено 527 лиц, из них 60 женщин. По возрастному критерию было осуждено: в возрасте от 14 до 17 лет -16 лиц; от 18 до 24 лет - 81 лицо; от 25 до 29 лет - 81 лицо; от 30 до 49 лет - 271 лицо; 50 лет и старше - 78 лиц.

По уровню образования: 175 лиц имеют высшее образование; 166 лиц имеют среднее профессиональное образование; 126 лиц имеют среднее общее образование; 60 лиц имеют начальное образование или не имеют образования вообще.

По материальному положению: 261 лиц не имеют постоянного источника дохода; 22 лиц нетрудоспособны и не работают; 116 имеют постоянное место работы[6].

Таким образом, данные, характеризующие личность осужденного за совершение преступлений экстремистской направленности, позволяют выделить основные качественные признаки:

1. Большинство осужденных, совершивших преступления экстремистской направленности, являются мужчинами в возрасте от 18 до 49 лет.

2. Основная часть имеет высшее либо среднее специальное образование, равно как и является учащимися образовательных организаций. Доля лиц без образования весьма незначительна.

3. Большинство из них не имеют постоянного источника дохода, в то же время, значительная часть является официально трудоустроенными людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совершение преступлений экстремистской направленности характерно для лиц в возрасте от 18 до 49 лет, не имеющих постоянного источника дохода, обладающих высшим или средним профессиональным образованием и ранее не привлекавшимися к ответственности за подобного рода деяния, либо привлекавшимися за преступления против личности или собственности.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать причинный комплекс экстремистской деятельности и установить основные факторы, обусловливающие такой вид преступной деятельности.

Одним из таких факторов является экономический. Его могут охарактеризовать:

- низкий уровень развития экономики отдельного административно-территориального образования;

- значительный показатель населения с низким доходом;

- большая доля нетрудоустроенных молодых людей и т.д.

Указанный фактор особенно актуален в условиях экономического кризиса, при котором наблюдается нарастание протестных проявлений и активизация экстремистских движений [7, с. 24-25].

Другим фактором выступает социально-демографический. Его образуют преступления против личности, в основе которых лежит расовая, религиозная, национальная ненависть или вражда. Это особенно характерно во время межэтнических конфликтов.

Значительное количество преступлений экстремистской направленности совершается в период проведения массовых мероприятий и имеют своей целью дестабилизацию политической обстановки, разобщение общественных настроений и демонстрацию отсутствия страха перед наказанием у преступников-экстремистов. Массовое скопление людей выступает в качестве, своего рода, укрытия для обеспечения более продолжительного периода осуществления преступного поведения, а также, является вспомогательным средством, в случае, если отдельные лица из толпы поддадутся экстремистской пропаганде и вступят на сторону правонарушителей.

Таким образом, обстановка совершения преступлений экстремистской направленности характеризуется условиями нестабильной экономической ситуации, а также, периодом политических или социальных волнений в период проведения массовых мероприятий.

В основе указанных преступлений лежит экстремистский мотив, определение которого является обязательным для отнесения конкретного преступления к категории экстремистской направленности. Совершение указанных преступлений характерно в период экономического кризиса или при межэтнических, межконфессиональных конфликтах, а также - при массовых мероприятиях разного характера. Наибольшее количество преступлений экстремистской направленности в настоящий период отмечается на юге России.

Принимая во внимание значимость общего предупреждения преступлений, следует отметить необходимость направления сил и средств общества и государства на оказание экономической помощи лицам, которые потенциально способны стать субъектом рассматриваемой

категории преступлений. Как отмечает Е.П. Коровин, экономические преобразования следует проводить особенно в семейно-бытовой, социальной и образовательной сферах [8, с. 7-8].

С учетом исследования статистических данных, предоставленных в разных информационных источниках, представляется возможным установить основные направления предупреждения преступлений экстремистской направленности.

Анализ состояния преступности позволяет констатировать увеличение количества преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием средств массовой информации и телекоммуникационной сети «Интернет». Исходя из этого, одним из основных направлений предупреждения данной категории преступлений должна выступать область информационной политики государства, что ставит перед правоохранительными органами проблему совершенствования методологии и привлечения больших средств для расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Все звенья правоохранительной системы вовлечены в деятельность по защите информационного пространства, пресечению попыток вовлечь население в экстремистскую деятельность. В 2021 году по требованиям прокуратуры было заблокировано свыше 81 тыс. интернет-ресурсов с содержанием материалов экстремистского характера. С 45 тыс. сайтов противоправная информация была удалена [9].

В современных условиях, благодаря достижениям научно-технического прогресса, идеология экстремизма способна распространяться с максимальной скоростью посредством использования различных сайтов сети «Интернет», особенно включая социальные сети, что позволяет экстремистской пропаганде охватить достаточно широкую аудиторию и вовлекать в противоправную деятельность широкие слои населения. Особенно подвержены такому воздействию экстремизма лица молодого возраста, которые являются активными пользователями как социальных сетей, так и, в целом, информационно-компьютерных технологий.

Для успешного осуществления деятельности по своевременному предупреждению преступлений экстремистской направленности в виртуальном пространстве необходимо принятие ряда мер, направленных на совершенствование законодательства в указанной области, а также, по подготовке специалистов правоохранительной системы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, организацию их сотрудничества с провайдерами в целях своевременного установления экстремистских преступлений.

Другим немаловажным направлением профилактики преступлений экстремистской направленности является предупреждение экстремистских акций во время проведения массовых мероприятий.

В интересах обеспечения национальной безопасности необходимо повышение эффективности предупреждения и пресечения преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе не только протестных акций, но и любых других массовых мероприятий. Это обусловлено тем, что при массовом скоплении людей предполагается наличие среди толпы представителей той или иной нации, расы, религии, социальной группы, в связи с чем, преступники-экстремисты могут совершить ряд преступных деяний, предусмотренных соответствующими статьями глав 16, 17, 19 и 29 УК РФ. Повышенную опасность представляет совершение преступлений общеопасным способом в таких условиях, а также, трансформация массовых мероприятий в массовые беспорядки.

Исходя из вышесказанного, предупреждение преступлений экстремистской направленности в ходе проведения массовых мероприятий требует от правоохранительных органов принятия ряда оперативных мер еще до начала самих мероприятий, а также, осуществление постоянного контроля ситуации во время их проведения.

В качестве одного из самостоятельных направлений предупреждения преступлений экстремистской направленности следует выделить политику в сфере миграции. Это обуславливается тем, что потоки мигрантов приводят в страну как лиц, склонных к совершению преступлений экстремистской направленности, так и лиц, которые более подвержены стать жертвами таковых. Это связано с тем, что среди лиц, приезжих из других стран, находятся представители той или иной народности, которые, в силу исторических и социально-демографических особенностей жизни народа, относятся не столь доброжелательно к представителям иных этносов. В этой связи, усиление контроля за такими потоками, в некоторой степени, позволит предотвратить совершение преступлений.

Нельзя не согласиться с рядом авторов, таких как А.В. Богданов, Е.Н. Хазов и О.В. Турбина, утверждающих, что немалая часть мигрантов, прибывших в Россию из стран дальнего

зарубежья и бывших союзных республик, имеют криминальное прошлое или преступные намерения [10, с. 140-144].

Увеличению количества лиц, незаконно пересекающих границу, способствует большой объем миграционных потоков, что может повлечь определенные отрицательные последствия, выраженные в угрозе совершения преступлений экстремистской направленности. Снабжающая теневой сектор экономики рабочая сила, является одной из причин негативного отношения граждан России к мигрантам, которая может приводить к межнациональным конфликтам [10].

Завершая рассмотрение вопроса об основных направлениях предупреждения преступлений экстремистской направленности, следует отметить, что для эффективного предупреждения указанной категории преступлений необходимо принятие мер комплексного характера, а также, организованное взаимодействие между правоохранительными органами. Необходима направленная деятельность всех государственных органов на стабилизацию социально-экономической и политической обстановке в стране, а также, выработка общегосударственной идеологии, направленной на улучшение социального климата в России.

Для эффективного выявления признаков, указывающих на подготовку актов экстремизма, правоохранительным органам необходимо организовать своевременный обмен и поступление информации между оперативными аппаратами и иными службами.

Опыт противодействия экстремизму показывает опасность преступлений экстремистской направленности. Для пресечения подобных преступлений требуется тщательная подготовка и проведение разъяснительной работы среди населения, в первую очередь, среди категорий, наиболее уязвимых для вовлечения в экстремистскую деятельность и поддающихся формированию экстремистской идеологии.

Органами государственной власти, структурами местного самоуправления, гражданским обществом должна проводиться профилактическая работа с населением городов, субъектов Российской Федерации, содержание которой составляет разъяснение политической сущности специальных операций, проводимых мероприятий, разоблачение утверждений экстремистской пропаганды в средствах массовой информации, включая социальные сети. «Уличная политика» выступает важнейшим компонентом специальных операций. Наиболее оптимальным форматом такой деятельности являются беседы, круглые столы, семинары с представителями органов государственной власти, местного самоуправления и общественности, посвященных разъяснению причин возникновения проявлений экстремистской направленности среди населения, формах и методах противодействия распространению соответствующей идеологии, необходимости преодоления нигилизма в вопросе знаний о национальных, культурных, духовных и религиозных традициях народностей, населяющих территорию, а также, совершенствование работы по профилактике экстремистских проявлений.

Важным аспектом в деятельности по профилактике преступлений экстремистской направленности являются:

- постоянный мониторинг средств и методов, используемых участниками преступлений экстремистской направленности;

- гибкое и адекватное реагирование на динамику эволюции толпы, включающую формирования сборища и бунтующей толпы;

- своевременное и решительное пресечение попыток развязывания «цветных революций», захвата зданий органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов жизнеобеспечения.

Изложенное позволяет утверждать, что обеспечение целенаправленной и эффективной защиты общества от экстремистских проявлений возможно лишь в случае комплексного использования политических, правовых, экономических, духовно-нравственных, информационных и иных возможностей органов исполнительной власти всех уровней.

Литература:

1. Харламова А.А., Макеева И.С. Преступления экстремистской направленности: общая характеристика и некоторые особенности // Российский следователь. 2022. № 1. С. 55-59.

2. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года // Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]. иЯЬ :

ИНр://сп т estat.ru/analyti сэ

3. Преступность в Ставропольском крае: состояние и прогноз / И.Л. Мармута [и др.]; под ред. Н.Ш. Козаева. Краснодар, 2021.

4. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2021 год // Судебный Департамент Российской Федерации: данные судебной статистики [Электронный ресурс]. URL : http://cdep.ru

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г. № 441-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I). Ст. 3448.

6. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020 год // Судебный Департамент Российской Федерации: данные судебной статистики [Электронный ресурс]. URL : http://cdep.ru

7. Рясов Д.А. Этнокультурные особенности формирования криминальной мотивации членов семей участников религиозно-экстремистских незаконных вооруженных формирований и псевдорелигиозных сообществ деструктивной направленности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 4 (38). С. 24-27.

8. Коровин Е.П. Некоторые теоретические и практические проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 1512 УК РФ // Уголовное право. 2018. № 6. С. 56-65.

9. Итоги работы органов прокуратуры за 2021 год [Электронный ресурс]. URL : genprok.gov.ru

10. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-разыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 140-144.

Literature:

1. Kharlamova A.A., Makeeva I.S. Crimes of extremist orientation: general characteristics and some features // A Russian investigator. 2022. No. 1. P. 55-59.

2. The state of crime in Russia for January - December 2021 // Prosecutor General's Office of the Russian Federation: portal of legal statistics [Electronic resource]. URL : http://crimestat.ru/analytics .

3. Crime in the Stavropol Territory: state and prognosis / I.L. Marmuta [et al.]; edited by N.S. Kozaev. Krasnodar, 2021.

4. Summary statistical data on the state of criminal record in Russia for 2021 // Judicial Department of the Russian Federation: judicial statistics data [Electronic resource]. URL : http://cdep.ru

5. On Information, Information technologies and information protection: Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 (ed. No. 441-FZ of December 30, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation of July 31, 2006. No. 31 (Part I). Article 3448.

6. Summary statistical data on the state of criminal record in Russia for 2020 // Judicial Department of the Russian Federation: judicial statistics data [Electronic resource]. URL : http://cdep.ru

7. Ryasov D.A. Ethnocultural features of the formation of criminal motivation of family members of participants of religious extremist illegal armed formations and pseudo-religious communities of destructive orientation // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 4 (38). Р. 24-27.

8. Korovin E.P. Some theoretical and practical problems of the qualification of a crime under Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation // Criminal law. 2018. No. 6.

9. Results of the work of the Prosecutor's office for 2021 [Electronic resource]. URL : genprok.gov.ru

10. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Operational investigative activities to counter organized crime in the field of illegal migration in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2. P. 140-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.