УДК 343.83 Мирошниченко Е.А., Огородников В.И.
Мирошниченко Е.А.
помощник начальника главного управления по правовой работе - начальник юридической службы ГУФСИН России по Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Огородников В.И.
доктор юридических наук, профессор профессор кафедры управления и организации деятельности УИС
юридический факультет Академия ФСИН России (г. Рязань, Россия)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Аннотация: актуальность темы исследования заключается в расширяющейся на постоянной основе практике применения одного из видов наказания, такого как принудительные работы. В статье указаны основные проблемы, возникающие в процессе исполнения наказания в виде принудительных работ. Автором обращено внимание отсутствие в настоящее время комплексных организационно-правовых исследований, направленных на изучение всесторонних процессов, возникающих при отбывании наказания в исправительных центрах.
Ключевые слова: исправительный центр, исправительные учреждения, осужденные, исполнение наказания, нарушение законодательства.
Уголовный кодекс (далее - УК РФ) [1] в частности ст.44 содержит исчерпывающий перечень всех имеющихся видов уголовных наказаний, расположив их от более мягкого к более строгому. В целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений применяются уголовные наказания. Уголовное наказание всегда связано с ограничением либо временным лишением граждан некоторых основных прав и свобод. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации [2] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовой основой является Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), Федеральный закон от 15июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Специальные нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности органов уголовно-исполнительной системы при исполнении наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы, содержат следующие законодательные акты: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 25 июля 1998 года 3 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 года №76 ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [3].
Однако несмотря на обширную нормативную базу по исправительным учреждениям другого вида (далее - ИЦ) просматривается отсутствие в настоящее время комплексных организационно-правовых исследований, направленных на изучение всесторонних процессов, возникающих при отбывании наказания в исправительных центрах.
Также, не установлены в полном объеме проблемы, связанные с регламентацией и применением принудительных работ как вид уголовного наказания, которые в настоящее время существенно усложняют правоприменительную и служебную деятельность сотрудника исправительных центров, что подтверждает так же актуальность данной выбранной темы.
Кроме того, актуальны вопросы, стоящие перед исправительными центрами, связанные с трудоустройством осужденных, ограниченностью рынка труда в местах расположения и близости дислокаций исправительных центров, что создает значительный дефицит соответствующих вакансий для трудоустройства осужденных, на установление порядка процедуры привлечения осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах к труду. Кроме того, в законодательстве не указаны исчерпывающие факторы, влияющие на определение объектов для отбывания принудительных работ, не прописана процедура удержания заработка осужденных [4 с. 13]. С 01.01.2017 ФСИН России приступила к исполнению наказания в виде принудительных работ. Главной целью данного наказания является исправление и ресоциализация осужденных через привлечение их к труду, что позволяет осужденному обеспечивать себя, возмещать вред, причиненный преступлением, возмещать затраты исправительных центров на коммунально-бытовое обслуживание, получать навыки и умения, которые он может реализовать после отбывания наказания. В целом введение нового наказания -принудительных работ, лежит в концептуальной парадигме гуманизации пенитенциарной системы РФ. Тем не менее, реализация принудительных работ выявила немало проблем в ходе правоприменительной практики, что серьезно ограничивает область их применения. Основным проблемным вопросом
является назначение наказания в виде принудительных работ, в соответствии со ст.80 УК РФ, в качестве замены лишения свободы на более мягкий вид наказания лицам, ранее неоднократно судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имевшим в период отбытия наказания в виде лишения свободы нарушения Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее - ПВР). В связи с этим осужденные, прибывающие в ИЦ, допускают нарушения ПВР и злостные нарушения [5].
Вместе с тем в условиях расширения практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, система общественных отношений, возникающих в процессе исполнения принудительных работ как альтернатива лишению свободы, между осужденными и руководством исправительных центров уголовно-исполнительной системы, предусмотренные соответствующими диссертационные исследования не разрабатывались.
Таким образом, подтверждается актуальность всестороннего изучения процессов, содержащих в институте принудительных работ, что требует дальнейшей проработки и совершенствования с учетом возникающих проблем в правоприменительной практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) //
«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) от 4 июля 2020 г.;
3. Закон от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 01.07.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания 7 в виде лишения свободы // Верховный Совет Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316;
4. Чернышенко Е.В. Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ / Е. В. Чернышенко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2022. - № 7 (242). - С. 65-70.;
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 №110 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2022 г.)// «Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) от 6 июля 2022 г.;
6. Ложкина Л.В. Принудительные работы как вид наказания: вопросы назначения и исполнения // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право 2021 №2. С.269
Miroshnichenko E.A., Ogorodnikov V.I.
Miroshnichenko E.A.
Federal Penitentiary Service of Russia in Rostov region (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Ogorodnikov V.I.
Academy of Federal Penitentiary Service of Russia (Ryazan, Russia)
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF FORCED LABOR AS A TYPE OF CRIMINAL PUNISHMENT
Abstract: the relevance of the research topic lies in the practice of applying one of the types of punishment, such as forced labor, which is constantly expanding. The article identifies the main problems that arise in the process of execution of punishment in the form of forced labor. The author draws attention to the current lack of comprehensive organizational and legal studies aimed at studying the comprehensive processes that arise when serving sentences in correctional centers.
Keywords: correctional center, correctional institutions, convicts, execution of punishment, violation of legislation.