Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / НАДЗОР / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шульц Евгений Вячеславович, Бякина Светлана Игоревна

В данной статье рассматриваются правовые аспекты надзора за осужденными в исправительных центрах в контексте актуальных тенденций уголовно-исполнительной политики. Предметом статьи выступили нормативные документы, регламентирующие исполнение и отбывание наказания в виде принудительных работ в части организации надзора за осужденными, статистические данные ФСИН России, а также юридическая литература. Цель исследования - анализ проблемных вопросов, возникающих в рамках реализации надзорных мероприятий в отношении осужденных к принудительным работам, и выработка обоснованных путей их преодоления. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, а именно анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический, системно-структурный и формально-юридический методы. Авторами обращено особое внимание на важность контроля поведения осужденных, находящихся по тем или иным причинам вне исправительных центров. Отмечен недостаточный уровень регламентации и технического оснащения надзора за осужденными на объектах трудоустройства, при нахождении на стационарном лечении. Научный интерес авторов обращен и на правила внутреннего распорядка исправительных центров, определение в них перечня «запрещенных» предметов. В результате проведенной работы сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования осуществления надзора. Предлагается дополнить перечень предметов и веществ, которые осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить при себе и использовать, внести изменения в порядок осуществления медицинского освидетельствования осужденных к принудительным работам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF SUPERVISION OF THE CONVICTS TO FORCED LABOR

The article discusses the issues of legal aspects of the control of prisoners in correctional centers in the context of current trends in penal enforcement policy. The subject of the article were normative legal acts regulating the execution and serving of punishment in the form of forced labor, statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as legal literature. The purpose of the study is to analyze the problematic issues that arise within the framework of the implementation of supervisory measures in relation to those sentenced to forced labor, and to develop ways to overcome them. The methodological basis of the study was made up of general scientific and private scientific research methods, namely analysis, synthesis, induction, deduction, statistical, system-structural and formal legal methods. The authors pay special attention to the importance of controlling the behavior of convicts who are outside correctional centers for one reason or another. The insufficient level of regulation and technical equipment of supervision of convicts at employment facilities, while being on inpatient treatment was noted. The authors' scientific interest is also drawn to the internal regulations of correctional centers, the definition of a list of «prohibited» items in them. As a result of the work carried out, proposals were formulated to improve regulation based on the law. Expediency of expansion is stated the list of items and substances that convicts to forced labor are prohibited from acquiring, keeping and using, to amend the procedure for the medical examination of convicts to forced labor.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ»

DOI 10.37523/SUI.2023.53.2.013 УДК 343.8

Шульц Евгений Вячеславович Eugeniy V. Schulz

инспектор по особым поручениям отдела исполнения Inspector of Special Assignments of Execution of Punishments

наказаний в виде принудительных работ, in the Form of Forced Labor Department

УОИНИО ФСИН России UOINIO FSIN of Russia,

119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14, GSP-1, Zhitnaya str., 14, Moscow, Russia, 119991,

e-mail: evgeniy.shults.2016@mail.ru e-mail: evgeniy.shults.2016@mail.ru

Бякина Светлана Игоревна Svetlana I Byakina

преподаватель кафедры уголовного Lecturer of Criminal and Penal Law Department,

и уголовно-исполнительного права, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Самарский юридический институт ФСИН России, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

443922, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: lana.byakina@bk.ru e-mail: lana.byakina@bk.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые аспекты надзора за осужденными в исправительных центрах в контексте актуальных тенденций уголовно-исполнительной политики. Предметом статьи выступили нормативные документы, регламентирующие исполнение и отбывание наказания в виде принудительных работ в части организации надзора за осужденными, статистические данные ФСИН России, а также юридическая литература. Цель исследования - анализ проблемных вопросов, возникающих в рамках реализации надзорных мероприятий в отношении осужденных к принудительным работам, и выработка обоснованных путей их преодоления. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, а именно анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический, системно-структурный и формально-юридический методы. Авторами обращено особое внимание на важность контроля поведения осужденных, находящихся по тем или иным причинам вне исправительных центров. Отмечен недостаточный уровень регламентации и технического оснащения надзора за осужденными на объектах трудоустройства, при нахождении на стационарном лечении. Научный интерес авторов обращен и на правила внутреннего распорядка исправительных центров, определение в них перечня «запрещенных» предметов. В результате проведенной работы сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования осуществления надзора. Предлагается дополнить перечень предметов и веществ, которые осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить при себе и использовать, внести изменения в порядок осуществления медицинского освидетельствования осужденных к принудительным работам.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исполнение уголовных наказаний, надзор, принудительные работы, исправительный центр.

SOME PROBLEMS OF SUPERVISION OF THE CONVICTS TO FORCED LABOR

Summary. The article discusses the issues of legal aspects of the control of prisoners in correctional centers in the context of current trends in penal enforcement policy. The subject of the article were normative legal acts regulating the execution and serving ofpunishment in the form offorced labor, statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as legal literature. The purpose of the study is to analyze the problematic issues that arise within the framework of the implementation of supervisory measures in relation to those sentenced to forced labor, and to develop ways to overcome them. The methodological basis of the study was made up of general scientific and private scientific research methods, namely analysis, synthesis, induction, deduction, statistical, system-structural and formal legal methods. The authors pay special attention to the importance of controlling the behavior of convicts who are outside correctional centers for one reason or another. The insufficient level of regulation and technical equipment of supervision of convicts at employment facilities, while being on inpatient treatment was noted. The authors' scientific interest is also drawn to the internal regulations of correctional centers, the definition of a list of «prohibited» items in them. As a result of the work carried out, proposals were formulated to improve regulation based on the law. Expediency of expansion is stated the list of items and substances that convicts to forced labor are prohibited from acquiring, keeping and using, to amend the procedure for the medical examination of convicts to forced labor.

Keywords: the penal System, execution of criminal punishments, supervision, forced labor, correctional

center.

© 2023 Шульц Е. В., Бякина С. И.

Уголовно-исполнительная политика на современном этапе акцентирует внимание на расширении сети исправительных центров (участков, функционирующих как исправительный центр). Тенденция широкого назначения и исполнения такого наказания, как принудительные работы, вполне оправдана. С одной стороны, имеются все возможности для ресоциализации осужденных, к которым данный вид наказания применен в порядке ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), для впервые осужденных снижается риск криминальной зараженности и деформации личности ввиду полуоткрытых условий проживания. С другой стороны, это своеобразная «разгрузка» государственного бюджета, так как осужденные работают, и из их заработной платы производятся удержания в размере от 5 до 20 % в доход государства.

С учетом этого предусматривается кратное увеличение количества мест для размещения осужденных к принудительным работам на территории Российской Федерации к концу 2024 г., а к 2030 г. - распределение таких осужденных в полном объеме (в соответствии с численностью лиц, которым наказание потенциально может быть заменено принудительными работами в установленном порядке).

К тому же, как следует из выступления Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Михайловича Лебедева на пленарном заседании Совета судей РФ 23 мая 2023 г., судами в первом квартале 2023 г. рассмотрено 174,4 тыс. уголовных дел, из них 68 % (94,2 тыс. лиц) совершили противоправные деяния небольшой и средней тяжести [1]. В связи с этим, на наш взгляд, к ним вполне обоснованно может быть применена ст. 53.1 УК РФ.

В свою очередь, нарастающая динамика создания мест для размещения осужденных к принудительным работам подтверждает актуальность проведения научных исследований в сфере исполнения обозначенного нами уголовного наказания.

Стоит подчеркнуть, что с 2017 г. количество поступивших в исправительные центры судебных решений о назначении принудительных работ увеличилось в 17,2 раза. При этом созданы свыше 37 тысяч мест для размещения осужденных к принудительным работам [2; 3].

Представляется, что достигнутые результаты стали возможными при поддержке высшего руководства Российской Федерации. Так, 31 января 2022 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ходе рабочей встречи с министром юстиции К. А. Чуйченко была поддержана инициатива о создании до конца 2024 г. около 100 тысяч мест для размещения осужденных к принудительным работам [4]. Министр юстиции, отмечая перспективность расширения сети исправительных центров, подчеркнул ряд достоинств принудительных работ, в том числе преимущество для интеграции в общество, обеспечиваемое получением заработной платы, проживанием в социуме, сохранением общения с родственниками.

Стоит согласиться с изложенным и указать, что особенностью рассматриваемого наказания является обеспечение высокой интенсивности общественно полезных связей осужденных. В частности, для положительно характеризующихся осужденных, содержащихся в исправительных центрах, предоставляется возможность ежедневного (с разрешения администрации) проведения личного времени за пределами исправительного центра; проживания с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр; проведения гарантированного отпуска за пределами исправительного центра; применение поощрительной нормы в виде нахождения в выходные и праздничные дни вне территории исправительного центра.

Думается, что такие специфические черты отбывания принудительных работ являются мощным стимулом к исправлению осужденного. Это подтверждают статистические данные за 2022 г., согласно которым количество новых преступлений, совершаемых осужденными к принудительным работам и иными категориями осужденных без изоляции от общества, ниже в четыре раза [3].

Несмотря на это, важным аспектом в данном контексте является осуществление надзора за анализируемой категорией лиц, так как с учетом интенсивности развития института принудительных работ игнорирование проблем осуществления надзора в будущем неизбежно скажется на эффективности механизма достижения целей наказания в отношении их широкого круга, в частности, профилактике рецидива.

Что касается анализа количества лиц, осужденных к принудительным работам, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение преступления в период отбытия ими наказания, то в 2022 г. данный показатель возрос почти на 0,6 %. Кроме того, можно указать на несущественное повышение численности правонарушителей, допустивших уклонение от отбывания наказания (по сравнению с 2021 г.) [3].

С учетом изложенного, осуществление качественного надзора за лицами, содержащимися в исправительных центрах, нуждается в тщательном анализе и выработке направлений его совершенствования.

В первую очередь, стоит отметить относительно небольшое количество опубликованных научных исследований, посвященных поставленному в статье вопросу. Само понятие «надзор за осужденными к принудительным работам» не раскрывается в ведомственных нормативных актах, в которых фактически перечисляются основные мероприятия в данной сфере (приказ Минюста России от 27.12.2016 № 311 (ред. от 04.07.2022) «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» (далее - Приказ Минюста России № 311)). Условно их можно классифицировать (по месту проведения) на два фронта - осуществляемые непосредственно в исправительном центре и вне его - в иных местах, где осужденный потенциально может находиться.

К первой группе относятся наблюдение и контроль за поведением лиц, находящихся в исправительном центре, контроль за соблюдением осужденными Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее - ПВР), осуществление пропускного режима, обеспечение установленного порядка отбывания наказания осужденными, водворенными в помещение для нарушителей, проверка наличия у осужденных удостоверяющих личность документов, наличия самих осужденных в ИЦ. Ко второй группе возможно отнести проверку граждан по месту работы, а также в иных местах пребывания.

Очевидно, что вторая группа надзорных мероприятий наименее интенсивна, поскольку по своей сути наказание исполняется в условиях полусвободы, без изоляции от правопослушных граждан и нуждается в тщательном осмыслении и изучении.

Прежде чем перейти к проблемным аспектам, стоит привести некоторые статистические данные, указывающие на актуальность совершенствования надзорных мероприятий второй группы. Во-первых, число не возвратившихся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда в 2022 г., по сравнению с 2021 г. имеет тенденцию увеличения [3]. Во-вторых, растет количество лиц, самовольно оставивших исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией, на срок свыше 24 часов, а также объявленных в розыск в связи с уклонением от исполнения наказания, что не может не настораживать, так как все это говорит о неурегулированности «внешних» надзорных мероприятий, и, как следствие, снижении качества надзора в целом.

В первую очередь, хотелось бы остановиться на технической стороне надзора за осужденными к принудительным работам. Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2016 № 2932-р администрацией исправительных центров для осуществления контроля и надзора используются система охранной сигнализации, тревожной сигнализации, преграждающие устройства, видеонаблюдение и др. Безусловно, данный перечень вполне способен обеспечить качественный и эффективный надзор за гражданами внутри исправительных центров. Но что касается лиц, которые находятся за их пределами? Поскольку большинство осужденных проводят много времени вне периметра исправительных центров (на объектах трудоустройства, в отпуске, в больнице, в отдельных случаях - проживают дома), едва ли возможно говорить о непрерывности надзора за осужденными.

Один из вариантов совершенствования подобного положения - применение электронных браслетов по решению администрации исправительного центра в отношении отдельных категорий лиц. Применять к каждому осужденному электронные браслеты и иные средства персонального надзора представляется не вполне оправданным по финансовой причине. В качестве реализации принципа дифференциации исполнения наказаний, обозначенного в ст. 8 УИК РФ, возможно выделение лиц с высоким риском противоправного поведения, в том числе подлежащих постановке на профилактический учет согласно Методическим рекомендациям по предупреждению совершения новых преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных центрах и изолированных участках исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры.

Если возвратиться к криминологической характеристике лиц, в отношении которых в 2022 г. возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет, то среди них преобладают осужденные в возрасте до 30 лет, допускающие нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ. При этом повторные преступления направлены против личности, экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти [3]. Таким образом, вышеизложенное вполне возможно учитывать при применении персональных средств надзора.

Второй вариант решения проблемы - установка (по согласованию с работодателем) видеокамер на объектах трудоустройства. Третий вариант - установка в исправительных центрах систем биометрической идентификации личности, в том числе по папиллярному рисунку пальцев, геометрии лица, радужной оболочке глаза, что, несомненно, предполагает использование определенных материальных ресурсов, введение дополнительных штатных единиц в отдел безопасности.

К тому же сотрудниками отделов безопасности исправительных центров территориальных органов ФСИН России отмечается, что чаще всего в практической деятельности трудности возникают при организации осуществления надзора за осужденными, находящимися за пределами исправительного центра.

Проведенный нами анализ нормативных актов в данной сфере приводит к выводу о наличии существенных недостатков правовой регламентации надзорной функции за некоторыми категориями рассматриваемых нами лиц.

Положение п. 1 Приказа Минюста России № 311, в соответствии с которым наблюдение и контроль за поведением осужденных к принудительным работам осуществляется вне стен исправительного центра без определения исчерпывающего перечня таких мест, создает некоторую неопределенность.

Вместе с тем поиск обстоятельного решения с учетом соображений здравого смысла требует оценки целесообразности осуществления надзора в отношении, например, осужденных, находящихся за пределами исправительного центра в выходной или праздничный день в порядке поощрения, в период проведения ежегодного оплачиваемого отпуска, в связи с краткосрочным выездом.

Следует отметить, что осуществление надзора за лицами, находящимися за пределами исправительного центра, вне зависимости от продолжительности и оснований такого нахождения недвусмысленно свидетельствует о перспективе ужесточения наказания. Однако объективная необходимость усиления репрессивного потенциала принудительных работ вызывает сомнения.

Напомним, что по характеру правоограничений принудительные работы являются промежуточным звеном между наказанием в виде лишения свободы на определенный срок и менее строгими наказаниями, обозначенными в ст. 44 УК РФ.

В этой связи вопросы развития репрессивного потенциала указанного наказания требуют взвешенного подхода. В частности, встречаются замечания о том, что условия отбывания рассматриваемого нами в рамках статьи наказания во многом схожи с условиями отбывания наказания в колониях-поселениях, что обуславливает несовершенство действующей системы уголовных наказаний, за счет конкуренции норм, регламентирующих наказания [5, с. 132-133].

Не подвергая вывод о несовершенстве регламентации исполнения уголовных наказаний строгой оценке, отметим необоснованность заявления об отсутствии существенных отличий отбывания наказания в исправительных центрах и колониях-поселениях.

В целях сохранения последовательности рассуждения следует признать, что и принудительные работы, и лишение свободы в различной мере содержат в себе элементы изоляции от общества. Однако заявлять о конкуренции наказаний только на этом основании, по нашему мнению, означает проявить формальный подход, что неприемлемо. В таком случае необходима принципиальная оценка соотношения в структуре рассматриваемых наказаний элементов, касающихся изоляции осужденного от общества и не связанных с его изоляцией.

В связи с этим содержание в колониях-поселениях продолжает оставаться наказанием, связанным, прежде всего, с изоляцией осужденного от общества. Осужденные же к принудительным работам обладают большими возможностями для нахождения на законных основаниях вне исправительного центра, меньшим объемом правовых ограничений, касающихся осуществляемых в отношении них контрольно-надзорных мероприятий, лучшими условиями материального обеспечения. Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также принимая

во внимание правовую природу института принудительных работ, необходимость осуществления надзора за всеми лицами, находящимися за пределами исправительного центра, вызывает сомнения.

Не менее важной практической проблемой, заслуживающей внимания, является организация надзора за осужденными к принудительным работам в помещении для нарушителей (далее - ПДН).

ПВР исправительных центров определяют возможность водворения осужденных к принудительным работам в ПДН по постановлению сотрудника дежурной смены исправительного центра (при отсутствии оперативного дежурного исправительного центра), регламентируют перечень запрещенных и разрешенных к использованию в ПДН предметов, вещей, продуктов питания, устанавливают особенности применения правонарушителями средств мобильной связи, определяют особенности помывки, обращения в медицинскую организацию, отправления религиозных обрядов.

Следует отметить, что отсутствует нормативно закрепленный алгоритм реализации надзора за осужденными, содержащимися в ПДН, при обращении в медицинскую организацию здравоохранения в случаях, предусмотренных п. 164 раздела XVIII ПВР ИЦ.

Степень остроты проблемы в рассматриваемом случае прямо пропорциональна продолжительности обращения и последующего курса лечения осужденного. Так, с одной стороны, при обращении осужденного к врачу определенного профиля в рамках получения консультационной помощи надзор за ним в это время может осуществляться сотрудником исправительного центра. С другой стороны, при госпитализации такого осужденного предусмотренный законодательством объем надзорных мероприятий следует признать недостаточным с учетом личности осужденных, содержащихся в ПДН, особенно если это лица, ожидающие суда в рамках решения вопроса о замене принудительных работ лишением свободы.

В соответствии с разделом III приказа Минюста России № 311 в отношении лиц, находящихся в стационаре, в качестве надзорного мероприятия предусматривается посещение медицинского учреждения сотрудником исправительного центра не реже одного раза в месяц.

На наш взгляд, в случаях оказания стационарной медицинской помощи осужденным, содержащимся в ПДН, целесообразно, во-первых, регламентировать дополнительные надзорные мероприятия (например, не реже одного раза в день осуществление проверки с использованием средств связи), во-вторых, увеличить частоту проведения имеющихся мероприятий (осуществление выезда сотрудника исправительного центра не реже 2 раз в неделю).

К иным проблемам надзора, требующим скорейшего урегулирования, следует отнести вопросы возможности хранения указанной категорией осужденных колюще-режущих предметов, взаимодействия сотрудников исправительных центров и органов внутренних дел, направления осужденных к принудительным работам на медицинское освидетельствование на предмет установления алкогольного, наркотического и иного опьянения и ответственности за отказ от его прохождения, четкого определения правил проживания осужденных в исправительных центрах.

ПВР ИЦ в Приложении 1 определяют перечень запрещенных предметов и веществ. В настоящее время указанный перечень содержит всего 8 пунктов, среди которых нет колюще-режущих предметов.

На наш взгляд, в условиях отсутствия нормы о раздельном содержании осужденных к принудительным работам (за исключением содержания мужчин и женщин - п. 36 раздела V ПВР) указанное обстоятельство может стать причиной осложнения в будущем оперативной обстановки в исправительных центрах за счет возникновения угроз личной безопасности отдельных категорий содержащихся в таких учреждениях.

Как минимум, нужно раздельно содержать три категории - лиц, впервые осужденных к принудительным работам, лиц, которым лишение свободы заменено на принудительные работы, а также лиц, которым более мягкие виды наказания ввиду систематических нарушений заменены принудительными работами.

В связи с изложенным перечень «запрещенных» предметов и веществ необходимо дополнить колюще-режущими предметами.

Далее. Согласно УИК РФ (п. «а» ч. 2 ст. 6015 УИК РФ) к злостным нарушениям порядка и условий отбывания принудительных работ относится в том числе «употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ». П. 8.17 раздела II ПВР предусматривает обязанность анализируемой нами категории осужденных проходить соответствующие медицинские обследования на предмет инфекций, употребления наркотиков и алкоголя.

Вместе с тем практика исполнения принудительных работ свидетельствует о том, что определение ответственности за употребление осужденными к принудительным работам алкогольных, наркотических и иных одурманивающих веществ наряду с установлением обязанности прохождения медицинского освидетельствования на предмет их употребления обладают недостаточным превентивным эффектом. Стоит заметить, что в настоящее время обязанность осужденных проходить медицинское освидетельствование не сбалансирована с правом сотрудников исправительных центров их направления для прохождения указанной процедуры.

Кроме того, вмешательство должностных лиц органов внутренних дел в случае появления (нахождения) осужденного в исправительном центре в состоянии алкогольного или иного опьянения (за исключением случаев совершения им административного/уголовного проступка) также требует внесения изменений в действующее законодательство.

В целях устранения законодательного пробела необходимо инициировать процедуру внесения изменений в приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933-н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (далее - Приказ № 933-н), в частности, п. 5 Приказа целесообразно дополнить пп. 11 и изложить его в следующей редакции:

«11) если в отношении осужденного к принудительным работам имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, либо он употребил любую спиртосодержащую продукцию, наркотические или психотропные вещества, при этом отсутствует назначение врача, то на основании направления сотрудника исправительного центра (участка исправительного центра, изолированного участка исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр)».

В соответствии с п. 8.2 разд. II ПВР осужденные к принудительным работам обязаны соблюдать распорядок дня и правила проживания в исправительном центре. При этом конкретные разделы ПВР, которые относятся к правилам проживания, законодателем также не определены.

Согласно п. «в» ч. 1 ст. 60.15 УИК РФ нарушения правил проживания в исправительном центре является нарушением порядка и условий отбывания наказания. В связи с этим на практике отсутствие четкого определения правил проживания открывает возможности для злоупотреблений должностными лицами исправительного центра. Напомним, что согласно ч. 3 ст. 60.15 УИК РФ основанием для признания осужденного злостным нарушителем является совершение им в течение года трех нарушений правил проживания, что является основанием для обращения в суд с представлением о замене принудительных работ лишением свободы. Проиллюстрируем проблему следующим гипотетическим примером.

Напомним, что разделы ПВР, которые составляют правила проживания в исправительном центре, в настоящее время не конкретизированы. В соответствии с п. 12 разд. III ПВР осужденные к принудительным работам, находящиеся внутри жилых помещений исправительного центра, обязаны вставать при встрече с работниками уголовно-исполнительной системы, другими лицами, посещающими исправительный центр, обращаться к ним по имени и отчеству (при наличии), используя слово «Вы». В контексте обсуждаемой нами проблемы стоит задаться вопросом, что мешает сотруднику исправительного центра привлечь к ответственности осужденного к принудительным работам за обращение не по имени и отчеству, признавая в этом действии нарушение правил проживания? Что если осужденный за троекратное в течение года несоблюдение обозначенного требования будет признан злостным нарушителем и в отношении него будет направлено в суд представление о замене принудительных работ лишением свободы? Дальнейшая цепочка рассуждений будет отличаться чрезмерной абсурдностью. Несмотря на то что такие ситуации на практике не происходят, сотрудники исправительных центров обращают внимание на существование обозначенной проблемы.

На наш взгляд, в целях устранения разночтений в толковании правил проживания в исправительном центре необходимо определить их юридическую дефиницию, а также перечислить нормы и разделы ПВР, которые относятся к правилам проживания.

Таким образом, совершенствование практики реализации надзорных мероприятий в отношении осужденных к принудительным работам требует улучшения правового регулирования вопросов осуществления надзора за осужденными, содержащимися в ПДН, при стационарном лечении, внесения изменений в порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, обеспечивающих возможность направления осужденных к принудительным

работам на медицинское освидетельствование сотрудниками исправительного центра, дополнения перечня запрещенных предметов колюще-режущими предметами, определения юридической дефиниции правил проживания в исправительном центре, а также перечисления норм и (или) разделов ПВР, которые относятся к правилам проживания.

Библиографический список

1. Доклад Председателя Верховного суда России В. М. Лебедева на пленарном заседании Совета судей РФ 23 мая 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/files/32456/ (дата обращения: 15.05.2023).

2. Отчет ФСИН-1 раздел 15.1 «Сведения о деятельности исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры» за четвертый квартал 2017 г. -статистические данные предоставлены ФКУ НИИИТ ФСИН России (опубликованы не были).

3. Отчет ФСИН-1 раздел 15.1 «Сведения о деятельности исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры» за четвертый квартал 2022 г. -статистические данные предоставлены ФКУ НИИИТ ФСИН России (опубликованы не были).

4. Президент РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/67666 (дата обращения: 15.05.2023).

5. Каданева Е. А. Конкуренция уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера // Уголовная юстиция. 2018. № 11. С. 131-135.

References

1. Doklad Predsedatelya Verhovnogo suda Rossii V.M. Lebedeva na plenarnom zasedanii Soveta sudej RF 23 maya 2023 g. [Report of the Chairman of the Supreme Court of Russia V.M. Lebedev at the plenary session of the Council of Judges of the Russian Federation on May 23, 2023]. URL: https://www.vsrf.ru/files/32456 / (Accessed: 15.05.2023) [in Russian].

2. Otchet FSIN-1 razdel 15.1 «Svedeniya o deyatel'nosti ispravitel'nyh centrov i uchastkov, funkcioniruyushchih kak ispravitel'nye centry» za chetvertyj kvartal 2017 g. - statisticheskie dannye pre-dostavleny FKU NIIIT FSIN Rossii (opublikovany ne byli) [FSIN-1 Report section 15.1 «Information on the activities of correctional centers and sites functioning as correctional centers» for the fourth quarter of 2017 - statistical the data were provided by the FKU NIIIT of the Federal Penitentiary Service of Russia (were not published)] [in Russian].

3. Otchet FSIN-1 razdel 15.1 «Svedeniya o deyatel'nosti ispravitel'nyh centrov i uchastkov, funkcioniruyushchih kak ispravitel'nye centry» za chetvertyj kvartal 2022 g. - statisticheskie dannye pre-dostavleny FKU NIIIT FSIN Rossii (opublikovany ne byli) [FSIN Report-1 section 15.1 «Information on the activities of correctional centers and sites functioning as correctional centers» for the fourth quarter of 2022 - statistical data provided by the Federal Penitentiary Service of the Federal Penitentiary Service of Russia (were not published)] [in Russian].

4. Prezident RF [President of the Russian Federation]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/deliberations/67666 (Accessed: 15.05.2023) [in Russian].

5. Kadaneva E. A. Konkurenciya ugolovnyh nakazanij i inyh mer ugolovno-pravovogo haraktera [Competition of criminal penalties and other measures of a criminal-legal nature]. Ugolovnaya yusticiya [Criminaljustice], 2018, no. 11, pp. 131-135 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.