Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симагин Александр Олегович, Терентьева Дарья Дмитриевна

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на территории Российской Федерации активно развивается сеть исправительных центров (далее - ИЦ) и участков, функционирующих как исправительный центр (далее - УФИЦ). Принудительные работы применяются с 2017 г., однако закреплено в законе данное наказание с 2011 г. За этот период был выявлен ряд пробелов в законодательстве, регламентирующем исполнение данного вида наказания. Авторы статьи на основе эмпирических данных, полученных путем анкетирования начальников ИЦ и УФИЦ, а также данных официальных источников, анализируют проблемы, возникающие в процессе исполнения принудительных работ, и предлагают пути их решения. Анкетирование проводилось в 2020 и 2021 гг, что позволило выявить динамику изменения показателей последних лет. Авторы приходят к выводу, что в связи с увеличением количества осужденных к принудительным работам возрастает количество преступлений, совершаемых данным видом осужденных. В статье представлены данные о количестве и видах совершаемых преступлений лицами, находящимися в ИЦ и УФИЦ. Также на основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости введения в штатное расписание оперативных сотрудников, а в статистические данные ФСИН России - информации о принудительных работах; квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, а также сохранение патента на работу по рабочим специальностям иностранным гражданам, осужденным к принудительным работам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симагин Александр Олегович, Терентьева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMATIC ISSUES OF FORCED LABOR PERFORMANCE

The relevance of this study is due to the fact that a network of correctional centers (hereinafter referred to as IC) and sites functioning as a correctional center (hereinafter referred to as UFIC) is actively developing on the territory of the Russian Federation. Forced labor has been used since 2017, according to which this type of punishment has a sufficient number of gaps in the legislation governing the execution. In this regard, the authors of the article, based on empirical data obtained by interviewing the heads of the information center and UFIC, as well as data from official sources, analyze the problems arising in the process of performing forced labor and propose ways to improve them. The survey was conducted for the period 2020 and 2021, which made it possible to identify the dynamics of changes in indicators of recent years. The authors conclude that due to the increase in the number of convicts to forced labor, the number and variety of crimes committed by this type of convict is increasing. The article presents data on the number and types of crimes committed by persons in the information center and UFIC. Also, based on the answers of the heads of the information center and the UFIC, the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce operational employees into the staffing table for the implementation of ORD in these institutions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.023 УДК 343.8

Симагин Александр Олегович

научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: canek063@mail.ru

Терентьева Дарья Дмитриевна

курсант 3 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail.ru: darya.terenteva_200304@mail.ru

Alexander O. Simagin

Research Associate of the Organizational, Scientific, Editorial and Publishing Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, E-mail: canek063@mail.ru

Daria D. Terenteva

3th year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail.ru: darya.terenteva_200304@mail.ru

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на территории Российской Федерации активно развивается сеть исправительных центров (далее - ИЦ) и участков, функционирующих как исправительный центр (далее - УФИЦ). Принудительные работы применяются с 2017 г., однако закреплено в законе данное наказание с 2011 г. За этот период был выявлен ряд пробелов в законодательстве, регламентирующем исполнение данного вида наказания. Авторы статьи на основе эмпирических данных, полученных путем анкетирования начальников ИЦ и УФИЦ, а также данных официальных источников, анализируют проблемы, возникающие в процессе исполнения принудительных работ, и предлагают пути их решения.

Анкетирование проводилось в 2020 и 2021 гг, что позволило выявить динамику изменения показателей последних лет. Авторы приходят к выводу, что в связи с увеличением количества осужденных к принудительным работам возрастает количество преступлений, совершаемых данным видом осужденных. В статье представлены данные о количестве и видах совершаемых преступлений лицами, находящимися в ИЦ и УФИЦ. Также на основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости введения в штатное расписание оперативных сотрудников, а в статистические данные ФСИН России - информации о принудительных работах; квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, а также сохранение патента на работу по рабочим специальностям иностранным гражданам, осужденным к принудительным работам.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительные центры, оперативно-розыскная деятельность, оперуполномоченный.

ANALYSIS OF PROBLEMATIC ISSUES OF FORCED LABOR PERFORMANCE

Summary. The relevance of this study is due to the fact that a network of correctional centers (hereinafter referred to as IC) and sites functioning as a correctional center (hereinafter referred to as UFIC) is actively developing on the territory of the Russian Federation. Forced labor has been used since 2017, according to which this type of punishment has a sufficient number of gaps in the legislation governing the execution. In this regard, the authors of the article, based on empirical data obtained by interviewing the heads of the information center and UFIC, as well as data from official sources, analyze the problems arising in the process ofperforming forced labor and propose ways to improve them.

The survey was conducted for the period 2020 and 2021, which made it possible to identify the dynamics of changes in indicators of recent years. The authors conclude that due to the increase in the number of convicts to forced labor, the number and variety of crimes committed by this type of convict is increasing. The article presents data on the number and types of crimes committed by persons in the information center and UFIC. Also, based on the answers of the heads of the information center and the UFIC, the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce operational employees into the staffing table for the implementation of ORD in these institutions.

Keywords: federal service for the execution of punishment, forced labor, correctional centers, operational-search activities, operative.

© 2022 Симагин А. О., Терентьева Д. Д.

В связи направлением уголовной политики на гуманизацию наказаний в Российской Федерации развиваются наказания, не связанные с изоляцией от общества. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) закрепляет расширенную систему наказаний, которые подразделяется на два вида: наказания, связанные с лишением свободы, и наказания, не связанные с изоляцией от общества. Исполнение каждого вида уголовного наказания достаточно подробно регламентировано положениями УК РФ, УИК РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами. Однако, несмотря на подробную регламентацию и гуманизацию уголовной политики, на сегодняшний день наказания, не связанные с изоляцией от общества, нечасто применяются на практике.

Рассмотрим такой вид наказания, как принудительные работы, который был закреплен в УК РФ в 2011 г. [1]. Однако правоприменительная практика по данному виду наказания начала формироваться только в 2017 г., так как из-за ряда финансово-организационных причин введение принудительных работ трижды откладывалось [2]. На сегодняшний день активное расширение сферы применения и совершенствование условий и порядка отбывания данного вида наказания является одним из приоритетных направлений, предусмотренным Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года.

Как вид уголовного наказания принудительные работы являются альтернативой лишению свободы и заключаются в привлечении осужденного к оплачиваемому труду, с последующим удержанием из заработной платы от 5 % до 20 % дохода, перечисляемых на счет территориального органа УИС. Данный вид наказания назначается на срок от 2 месяцев до 5 лет. Б. З. Маликов и Т. Г. Алексеев отмечают, что институт принудительных работ похож на первоначальную версию института ограничения свободы [3].

Исполнение наказания в виде принудительных работ возлагается на ИЦ (УФИЦ), также возможно отбывание данного вида наказания в специализированных участках, функционирующих, как исправительные центры (далее - УФИЦ). Количество данных учреждений с каждым годом увеличивается: по состоянию на 1 января 2017 г. функционировало 13 УФИЦ, на 1 января 2018 г. - 15 УФИЦ и 8 ИЦ (лим. 1900 чел.), на 1 января 2019 г. - 20 УФИЦ и 12 ИЦ (лим. 2721 чел.), на 1 января 2020 г. - 69 УФИЦ и 15 ИЦ (лим. 5769 чел.), на 1 ноября 2021 г. - 113 УФИЦ и 32 ИЦ. (рис. 1).

Рис. 1. Общее количество УФИЦ и ИЦ на период 2017-2021 гг.

В соответствии с официальными статистическими данными Федеральной службы исполнения наказания число осужденных к принудительным работам в 2021 г. составило 15 791 чел, в 2020 г. - 12 298 чел. (рис. 2).

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

15791

12298

Количество осужденных к принудительным работам

2020

2021

Рис. 2. Общее количество осужденных к принудительным работам в 2020-2021 гг.

Приведенная статистика свидетельствует, что данный вид наказания с каждым годом применяется все чаще.

В связи с небольшим количеством статистических данных по принудительным работам с целью изучения исполнения наказания в виде принудительных работ нами было проведено анкетирование начальников исправительных центров уголовно-исполнительной системы. В ходе исследования установлено, что количество случаев уклонения от отбывания наказаний, зарегистрированных после прибытия осужденных для отбытия наказания в ИЦ (УФИЦ) в 2021 г., составило 393, в 2020 г. - 359 (увеличение на 8,65%). Также можно сказать и о количестве преступлений, совершенных осужденными к принудительным работам: в 2020 г. - 62 преступления, в 2021 г. - 82 (увел. на 24,2 %), в число которых вошли составы преступлений, предусмотренные ст. 105, ч. 1 ст. 110, ч. ч. 1, 2 ст. 111, ст. 119, ст. 132, ч. 2 ст. 135, ч. ч. 2, 3 ст. 158, ч. 4 ст. 159, п. п. «а», «г» ч. ч. 1, 2 ст. 161, ст. 162, ст. 163, ст. 166, ст. 186, ч. ч. 1, 2 ст. 228, ч. ч. 1-4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ст. 261.1, ч. 4 ст. 264, ст. 264.3, ст. 291, ст. 318, ст. 327 УК РФ. (рис.3.).

Рис. 3. Общее количество нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными

В связи с увеличением правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания в виде принудительных работ мы полагаем, что в деятельность ИЦ (УФИЦ) необходимо введение должности оперативного сотрудника, с чем согласились 85,2 % опрошенных, 14,8 % высказались

против. По мнению респондентов, давших положительный ответ, оперативное сопровождение деятельности ИЦ (УФИЦ) необходимо для профилактики и недопущения совершения преступлений, иных правонарушений осужденными, предупреждения отдельных случаев уклонения от отбывания наказания, выявления осужденных, склонных к совершению противоправных действий, оказания содействия ОВД при проведении расследования преступлений, совершаемых осужденными к принудительным работам, осуществления оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий как в ИЦ (УФИЦ), так и на местах работ, с целью недопущения совершения преступлений со стороны осужденных, сбора, анализа и систематизации оперативной информации, выявление сведений, негативно влияющих на оперативную обстановку, а также проведение работы с осужденными, прибывшими из исправительных учреждений с высоким уровнем криминального заражения. Таким образом, введение должности оперативного сотрудника позволит снизить количество совершаемых правонарушений осужденными, а также повысит эффективность деятельности ИЦ (УФИЦ).

В ходе проведенного опроса установлено, что количество случаев изменения вида наказания осужденных на реальный срок в 2021 г. составило 1321, а в 2020 г. - 1029, что также свидетельствует о росте количества осужденных, нарушающих ПВР и признанных злостными нарушителями.

1400

1200

1000

2020

2021

■ Количество случаев замены наказания в виде принудительных работ на лишение свободы

Рис. 4. Общее количество случаев замены наказания в виде принудительных работ

на лишение свободы

Также следует отметить проблему исполнения данного вида наказаний в отношении иностранных граждан. Для трудоустройства на территории РФ гражданам другого государства необходимо иметь соответствующее разрешение или патент. Однако ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ устанавливает, что в случае осуждения иностранного гражданина за совершение преступления, патент на осуществление трудовой деятельности не выдается, не переоформляется, а имеющийся патент аннулируется [5]. Исходя из данного положения иностранные граждане не смогут отбывать принудительные работы, так как их патент на осуществление трудовой деятельности будет аннулирован. В связи с этим, мы считаем, что необходимо внести поправки в ст. 13.3 Федерального закона, предусматривающие сохранение действия патента, а также его последующую выдачу в случаях осуждения иностранных граждан к наказаниям, связанным с обязательным привлечением к трудовой деятельности. Аналогичного мнения придерживается и В. О. Малышев [6].

Далее рассмотрим проблему нехватки рабочих мест. Нередко складывается ситуация, когда осужденного сложно трудоустроить в связи с нехваткой рабочих мест. В соответствии с ч. 1 ст. 60.7 УИК РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы. Таким образом, трудоустройство осужденных возможно

в организациях. Мы полагаем, что необходимо предусмотреть квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, а также для расширения рабочих мест возможно привлечение индивидуальных предпринимателей. Данный вопрос в настоящее время решается на законодательном уровне.

Подводя итоги, отметим, решение вышеизложенных проблем позволит повысить эффективность исполнения наказания в виде принудительных работ, что впоследствии будет способствовать снижению уровню преступности в стране.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (с изм. и доп. на 3 июля 2016 г. № 329-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 01.11.2022).

2. Усеев Р. З. Исполнение уголовного наказания в виде принудительных работ: исторические аналогии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 6. С. 18-22.

3. Маликов Б. З, Алексеев Т. Г. Актуальные вопросы правовой природы уголовного наказания в виде принудительных работ // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 13-16.

4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2022 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп. на 14 июля 2022 г. № 357-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 01.11.2022).

5. Малышев В. О. Принудительные работы: проблемы назначения и исполнения // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 333-334.

6. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 (с изм. и доп. на 18 декабря 2018 г. № 43) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 01.11.2022).

7. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части уточнения вопросов трудоустройства осужденных к принудительным работам): законопроект № 202706-8 от 29.09.2022 [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).

References

1. O vnesenii izmenenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'ny'e zakonodatelnye akty' Rossijskoj Federacii: federal'ny'j zakon (prinyat 07 dekabrya 2011 no. 420-FZ, s izm. i dop. na 3 iyulya 2016 g. no. 329-FZ) [On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law no. 420-FZ of December 7, 2011 (with Amendments and Additions as of July 3, 2016 no. 329-FZ)]. Ofitsial'nyi internet-portalpravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru/ (Accessed: 01.11.2022) [in Russian].

2. Useev R. Z. Ispolnenie ugolovnogo nakazaniya v vide prinuditelnyx rabot: istoricheskie analogii [Execution of criminal punishment in the form of forced labor: historical analogies]. Ugolovno-ispolniteFnaya sistema: pravo, e'konomika, upravlenie [Penal enforcement system: law, economics, management], 2012, no. 6, рр. 18-22 [in Russian].

3. Malikov B. Z., Alekseev T. G. Aktual'ny'e voprosy' pravovoj prirody' ugolovnogo nakazaniya v vide prinuditelnyx rabot [Topical issues of the legal nature of criminal punishment in the form of forced labor]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2014, no. 1 (84), рр. 13-16 [in Russian].

4. O pravovom polozhenii inostrannyx grazhdan v Rossijskoj Federacii: federalnyj zakon (prinyat 25 iyulya 2022 g. no. 115-FZ, s izm. i dop. na 14 iyulya 2022 g. no. 357-FZ) [On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation: Federal Law no. 115-FZ of July 25, 2022 (with amendments and additions on July 14, 2022 no. 357-FZ)]. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru/ (Accessed: 01.11.2022) [in Russian].

becthmk cm

5. Malyshev V. O. Prinuditelnye raboty': problemy' naznacheniya i ispolneniya [Forced labor: problems of appointment and execution]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2020, no. 47 (337), рр. 333-334 [in Russian].

6. O praktike naznacheniya sudami Rossijskoj Federacii ugolovnogo nakazaniya: postanovlenie Plenuma Verxovnogo suda RF (prinyato 22 dekabrya 2015 g. no.58, s izm. i dop. na 18 dekabrya 2018 g. no. 43) [On the practice of the appointment of criminal punishment by the courts of the Russian Federation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of December 22, 2015 no. 58 (with amendments and additions on December 18, 2018 no. 43)]. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru/ (Accessed: 01.11.2022) [in Russian].

7. O vnesenii izmenenij v Ugolovno-ispolnitel'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii (v chasti utochneniya voprosov trudoustrojstva osuzhdenny x k prinuditel ny'm rabotam): zakonoproekt no. 202706-8 ot 29.09.2022 g. [On amendments to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation (in terms of clarifying the issues of employment of convicts to forced labor): Bill no. 202706-8 of 29.09.2022]. Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyateFnosti [System of legislative activity support]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (Accessed: 01.11.2022) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.