Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ'

Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принудительные работы / исправительный центр / исполнение наказания / осужденные / содержание в исправительных центрах / трудоустройство осужденных к принудительным работам / forced labor / correctional center / execution of punishment / convicts / detention in correctional centers / employment of convicts sentenced to forced labor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Валериевна Чернышенко

Актуальность темы исследования заключается в постоянно расширяющейся практике применения такого вида наказания, как принудительные работы, и в возникновении новых проблем, связанных с процессом его исполнения. Правоприменительная практика складывается так, что отсутствие должным образом урегулированных вопросов реализации принудительных работ приводит к разногласиям в деятельности учреждений и органов ФСИН России, а также органов, осуществляющих контроль и надзор за ними. В статье сформулированы основные проблемы, связанные с нормативным регулированием процесса исполнения принудительных работ, условий отбывания наказания, трудоустройства, применения мер стимулирования правопослушного поведения. Обозначенные проблемы обусловили выработку цели исследования, которая заключалась во всестороннем анализе возникающих проблем в процессе исполнения принудительных работ и формулировании предложений по их устранению. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, индукция, формально-логический методы. В результате проведенной работы проанализированы нормы отечественного законодательства, регламентирующие вопросы исполнения принудительных работ, а также сформулированы отдельные предложения по их совершенствованию. Сделаны выводы о необходимости приведения в соответствие норм уголовно-исполнительного и трудового права в части, касающейся предоставления отпуска осужденным, отбывающим принудительные работы; нормативного закрепления права осужденных рассматриваемой категории на получение общего образования; создания на территории исправительных центров различных условий отбывания наказания с целью стимулирования правопослушного поведения; нормативного урегулирования вопросов, связанных с порядком водворения осужденных к принудительным работам в помещения для нарушителей. Полученные результаты позволят устранить существующие в правовом регулировании противоречия, а также предупредить и разрешить складывающиеся по указанным направлениям проблемы в практике исполнения принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгения Валериевна Чернышенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of the execution of criminal punishment in the form of forced labor

The relevance of the research topic lies in the ever-expanding practice of applying this type of punishment as forced labor and in the emergence of new problems associated with the process of its execution. Law enforcement practice develops in such a way that the lack of properly regulated issues of the implementation of forced labor leads to disagreements in the activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as bodies exercising control and supervision over them. The article formulates the main problems associated with the normative regulation of the process of performing forced labor, the conditions for serving a sentence, employment, and the use of measures to stimulate law-abiding behavior. The identified problems led to the development of the purpose of the study, which consisted in a comprehensive analysis of the problems that arise in the process of performing forced labor and formulating proposals for their elimination. The methodological basis of the study was analysis, synthesis, induction, formal-logical methods. As a result of the work carried out, the norms of domestic legislation regulating the issues of the execution of forced labor were analyzed, and separate proposals for their improvement were formulated. The authors conclude that there’s need to harmonize the norms of penitentiary and labor law in terms of granting leave to convicts serving forced labor; normative consolidation of the right of convicts of the category under consideration to receive general education; creating various conditions for serving sentences on the territory of correctional centers in order to stimulate law-abiding behavior; normative settlement of issues related to the procedure for placing convicts sentenced to forced labor in premises for violators. The results obtained will allow us to eliminate the contradictions existing in the legal regulation, as well as to prevent and resolve the problems emerging in these areas in the practice of performing forced labor.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

УДК 343.241.2

Э01: 10.51522/2307-0382-2022-242-7-10-17

ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРИЕВНА ЧЕРНЫШЕНКО

доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы в отставке И evgenia1308@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1702-292X

Вологда

Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ

Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в постоянно расширяющейся практике применения такого вида наказания, как принудительные работы, и в возникновении новых проблем, связанных с процессом его исполнения. Правоприменительная практика складывается так, что отсутствие должным образом урегулированных вопросов реализации принудительных работ приводит к разногласиям в деятельности учреждений и органов ФСИН России, а также органов, осуществляющих контроль и надзор за ними. В статье сформулированы основные проблемы, связанные с нормативным регулированием процесса исполнения принудительных работ, условий отбывания наказания, трудоустройства, применения мер стимулирования правопослушного поведения. Обозначенные проблемы обусловили выработку цели исследования, которая заключалась во всестороннем анализе возникающих проблем в процессе исполнения принудительных работ и формулировании предложений по их устранению. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, индукция, формально-логический методы. В результате проведенной работы проанализированы нормы отечественного законодательства, регламентирующие вопросы исполнения принудительных работ, а также сформулированы отдельные предложения по их совершенствованию. Сделаны выводы о необходимости приведения в соответствие норм уголовно-исполнительного и трудового права в части, касающейся предоставления отпуска осужденным, отбывающим принудительные работы; нормативного закрепления права осужденных рассматриваемой категории на получение общего образования; создания на территории исправительных центров различных условий отбывания наказания с целью стимулирования правопослушного поведения; нормативного урегулирования вопросов, связанных с порядком водворения осужденных к принудительным работам в помещения для нарушителей. Полученные результаты позволят устранить существующие в правовом регулировании противоречия, а также предупредить и разрешить складывающиеся по указанным направлениям проблемы в практике исполнения принудительных работ.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительный центр, исполнение наказания, осужденные, содержание в исправительных центрах, трудоустройство осужденных к принудительным работам

Для цитирования

Чернышенко Е. В. Организационно-правовые аспекты исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 7. С. 10-17. https://doi. о^/10.51522/2307-0382-2022-242-7-10-17.

12.00.08. Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)

© Чернышенко Е. В., 2022

EVGENIA V. CHERNYSHENKO

Associate Professor of the Department of Criminal Executive Law and the Organization of Educational Work with Convicts of the Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Major of the Internal Service, retired evgenia1308@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1702-292X Vologda

Organizational and legal aspects of the execution of criminal punishment in the form of forced labor

Abstract.The relevance of the research topic lies in the ever-expanding practice of applying this type of punishment as forced labor and in the emergence of new problems associated with the process of its execution. Law enforcement practice develops in such a way that the lack of properly regulated issues of the implementation of forced labor leads to disagreements in the activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as bodies exercising control and supervision over them. The article formulates the main problems associated with the normative regulation of the process of performing forced labor, the conditions for serving a sentence, employment, and the use of measures to stimulate law-abiding behavior. The identified problems led to the development of the purpose of the study, which consisted in a comprehensive analysis of the problems that arise in the process of performing forced labor and formulating proposals for their elimination. The methodological basis of the study was analysis, synthesis, induction, formal-logical methods. As a result of the work carried out, the norms of domestic legislation regulating the issues of the execution of forced labor were analyzed, and separate proposals for their improvement were formulated. The authors conclude that there's need to harmonize the norms of penitentiary and labor law in terms of granting leave to convicts serving forced labor; normative consolidation of the right of convicts of the category under consideration to receive general education; creating various conditions for serving sentences on the territory of correctional centers in order to stimulate law-abiding behavior; normative settlement of issues related to the procedure for placing convicts sentenced to forced labor in premises for violators. The results obtained will allow us to eliminate the contradictions existing in the legal regulation, as well as to prevent and resolve the problems emerging in these areas in the practice of performing forced labor.

Keywords: forced labor, correctional center, execution of punishment, convicts, detention in correctional centers, employment of convicts sentenced to forced labor

For citation

Chernyshenko E. V. Organizational and legal aspects of the execution of criminal punishment in the form of forced labor // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 7. P. 10-17. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-242-7-10-17.

12.00.08 Criminal law and Criminology; penal law (legal sciences)

По состоянию на 01.04.2022 в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС) принудительные работы как вид уголовного наказания исполняют 39 исправительных центров и

160 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, где состоят на учете 10 349 осужденных [1].

Процесс исполнения рассматриваемого вида наказания включает в себя вопро-

сы организации содержания осужденных в исправительных центрах, участках, функционирующих как исправительные центры (далее - ИЦ), их трудоустройства, контроля за порядком отбывания наказания. На сегодняшний день принято довольно значительное количество нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих указанные вопросы, однако в силу специфики принудительных работ как вида уголовного наказания данные нормы содержат ряд положений, вызывающих разногласия по определенным аспектам. Возникающие вопросы связаны как с использованием правовой терминологии, несогласованности с действующими нормативными актами различных отраслей права, в частности, трудового, уголовно-исполнительного, так и образовавшимися коллизиями в законодательстве, способствующими появлению спорных ситуаций в практике исполнения принудительных работ. Значимость необходимости разрешения обозначенных проблем не вызывает сомнений в виду постоянного увеличения числа осужденных, к которым применяется рассматриваемый вид наказания, что обусловлено приоритетными направлениями уголовной политики государства на пути к расширению практики применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Содержание осужденных в ИЦ организуется в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [2], приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2016 № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее -Приказ № 329) [3], приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2016 № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужден-

ными к принудительным работам» [4]. Перечисленные нормативные правовые акты предусматривают как перечень прав и обязанностей осужденных в период отбывания наказания в виде принудительных работ, запреты, возлагаемые на них, так и особенности условий содержания, привлечения к труду, получения образования, поддержания социально полезных связей, организации исправительного воздействия.

Осужденные, прибывающие в ИЦ, подвергаются обыску, их личные вещи -досмотру. При этом они должны быть ознакомлены под роспись с правилами пожарной безопасности, порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, а также уведомлены о применении на территории ИЦ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Перечень таких средств контроля и надзора закреплен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2932-р «Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам» [5]. Следует отметить, что положения приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19.09.2017 № 170 «Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам» [6] содержат сведения о том, какие технические средства, как и где используются.

Законодатель закрепляет право осужденных к принудительным работам получать заочно профессиональное образование в образовательных организациях,

расположенных на территории муниципального образования, где находится ИЦ. Вместе с тем нет никаких указаний на возможность получения общего образования. Так, например, для осужденных к лишению свободы в возрасте до 30 лет получение общего образования при его отсутствии является обязанностью, с этой целью на территории исправительных учреждений создаются образовательные организации в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) [7]. Положения данного правового акта также не содержат никаких указаний на возможность получения осужденными к принудительным работам общего образования, что, на наш взгляд, является коллизией, устранение которой возможно посредством закрепления такого права как в Федеральном законе № 273-Ф3, так и в уголовно-исполнительном законодательстве. Реализация права осужденных к принудительным работам на получение общего образования возможна посредством их заочного обучения в образовательных организациях на территории муниципальных образований, где дислоцируются ИЦ, в которых они отбывают наказание.

В числе важных аспектов организации порядка исполнения принудительных работ являются вопросы условий отбывания наказания, о перечне разрешенных к использованию предметов и веществ и в целом особенностей содержания на территории ИЦ, которые довольно часто и подробно затрагивается учеными в исследованиях посредством указания на неразрешенность различных моментов, связанных с материально-бытовым устройством осужденных в ИЦ [8]. Следует также отметить, что в положениях пункта 16 Приказа № 329 указано о запрете осужденным в ИЦ «приобретать, изго-

тавливать, хранить и использовать запрещенные предметы и вещества», при этом Приложение № 1 «Перечень предметов и веществ, которые осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать» к данному приказу не содержит в названии категорию «изготавливать», что представляет собой несогласованность указанных норм. Видится целесообразным дополнить название указанного приложения термином «изготавливать» с целью исключения возможных разногласий при исполнении принудительных работ.

Размещение осужденных на территории ИЦ производится в общежитиях, при этом законодатель не устанавливает никаких требований по раздельному содержанию различных категорий. На данное обстоятельство указывают многие исследователи рассматриваемого вида наказания, отмечая, что такое разделение должно производиться по аналогии с исправительными учреждениями, в частности, бывшие работники судов, правоохранительных органов, лица, которым произведена замена неотбытой части лишения свободы на принудительные работы, ранее судимые и так далее должны содержаться раздельно [9]. На наш взгляд, такое разделение на территории ИЦ, во-первых, крайне затруднительно, учитывая их материально-бытовое устройство на сегодняшний день, во-вторых, представляется нецелесообразным и противоречащим самой сущности рассматриваемого вида наказания. Принудительные работы назначаются лицам, в отношении которых суд принимает решение о возможности их исправления без изоляции от общества, следовательно, эти осужденные не несут такой же социальной опасности, как отбывающие лишение свободы, а значит, не имеет никакого смысла внедрять на территории ИЦ принцип раздельного содержания,

в противном случае теряется вся значимость данного вида наказания, предусматривающая как раз создание условий наибольшей социализации осужденных с целью адаптации в обществе.

Еще одним спорным моментом в порядке исполнения принудительных работ представляется закрепленная в части 6 статьи 604 УИК РФ и пункте 24 Приказа № 329 возможность проживания положительно характеризующимся осужденным за пределами ИЦ. Решение об этом принимает начальник ИЦ в отношении осужденных, отбывших не менее одной трети срока наказания, исключительно в отношении лиц, имеющих семью. Указанное положение очень напоминает предусмотренное для осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Однако в данном моменте опять прослеживается несоответствие сущности наказания в виде принудительных работ и перечня правоограничений, предусмотренных законодателем. Если в ситуации с колониями-поселениями предоставление осужденным права проживать за пределами территории исправительного учреждения исключительно с семьей целесообразно в силу того, что они все же отбывают лишение свободы, то в случае отбывания осужденным принудительных работ данное требование представляется несколько неаргументированным все по тому же критерию уровня социальной опасности личности. На наш взгляд, исключение указанного ограничения позволит добиться еще большего разграничения в понимании содержания и значения рассматриваемого вида наказания. С этой целью необходимо из части 6 статьи 604 УИК РФ и пункте 24 Приказа № 329 после слов «разрешается проживание» исключить слова «с семьей».

На сегодняшний день условия отбывания наказания в ИЦ, как справедливо обращают внимание многие исследовате-

ли данной проблемы, для всех осужденных равнозначны, не предусматривают возможности применения прогрессивной системы исполнения наказания. Указанный факт, на наш взгляд, является упущением со стороны законодателя в виду того, что утрачиваются некоторые стимулы правопослушного поведения при такой организации исполнения наказания [10]. Безусловно, в отношении осужденных, отбывающих наказание в ИЦ, законодателем предусмотрена возможность применения мер поощрений и взысканий, что впоследствии отражается на процессе предоставления условно-досрочного освобождения. Однако данные меры представляются недостаточными в механизме организации процесса исполнения наказания, обеспечения его эффективности, стимулирования осужденных к проявлению инициативы для участия в воспитательных мероприятиях, проводимых в ИЦ, добросовестного отношения к труду, в том числе без оплаты работы по благоустройству территории ИЦ. В связи с этим видится целесообразным предусмотреть два вида условий отбывания наказания:

- обычные;

- льготные.

Содержание в обычных условиях будет полностью соответствовать требованиям, закрепленным в законе на данный момент, а для осужденных, которые по результатам поведения в период отбывания наказания, добросовестного отношения к труду будут переводиться в льготные условия, следует предусмотреть право проживания за пределами ИЦ на арендованной или собственной площади.

Одной из составляющих процесса исполнения наказания в виде принудительных работ является поддержание правопорядка на территории ИЦ. С этой целью помимо технических средств контроля и надзора, различных режимных

мероприятий (обысков, досмотров, проверок наличия осужденных) персонал ИЦ имеет право применять также различные меры взысканий в отношении осужденных, допускающих нарушения установленного порядка отбывания наказания. В числе таких мер - водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток, и, как указано в положениях части 6 статьи 6016 УИК РФ, правом применения мер взыскания обладает начальник ИЦ либо лицо, его замещающее. Вместе с тем, часть 4 статьи 6016 ук рф содержит указание о том, что при нарушении осужденным условий и порядка отбывания наказания он может быть водворен в помещение для нарушителей до решения вопроса о применении к нему мер взыскания, но на срок не более чем 24 часа. Однако указаний на то, кем принимается такое решение в УИК РФ нет, но есть в пункте 39 Приказа № 329, где указано о том, что производится такой перевод по постановлению оперативного дежурного ИЦ. На наш взгляд, следует привести данные нормы в соответствие и часть 4 статьи 6016 УИК РФ после слов «может быть» дополнить словами «по постановлению оперативного дежурного исправительного центра». Также законодатель в указанном вопросе не закрепил нормы, касающиеся зачета периода содержания осужденного в помещении для нарушителей до решения вопроса о применении к нему мер взыскания в срок самого взыскания в виде водворения в помещение для нарушителей до 15 суток и возможности продления срока временного водворения в помещение для нарушителей. Срок 24 часа дается персоналу ИЦ для решения вопроса о применении к осужденному мер взыскания, а следовательно, должна быть проведена проверка допущенного нарушения, в случае если нарушение допущено в выходные или праздничные дни, может потребоваться

несколько больше времени для установления всех обстоятельств совершенного деяния. По аналогии с исправительными учреждениями, в случае нарушения установленного порядка отбывания наказания, осужденный может быть временно водворен в штрафной изолятор по постановлению дежурного помощника начальника колонии на срок до 24 часов, причем этот период будет засчитан в срок отбывания взыскания при применении к данному осужденному именно водворения в штрафной изолятор, а также срок 24 часа может быть продлен до 48 часов, если он выпадает на выходные или праздничные дни. Исходя из изложенного, видится целесообразным положения части 4 статьи 6016 уИК РФ дополнить следующими словами: «В исключительных случаях срок содержания осужденного в помещении для нарушителей по постановлению оперативного дежурного исправительного центра может быть продлен до 48 часов. Срок нахождения осужденного в помещении для нарушителей по постановлению оперативного дежурного исправительного центра, при принятии решения о применении к осужденному меры взыскания в виде водворения в помещение для нарушителей сроком до 15 суток, засчитыва-ется в срок отбывания взыскания».

Основным средством исправления при исполнении принудительных работ является труд. Осужденные обязаны трудиться на объектах, определенных администрацией ИЦ, в связи с чем вопрос трудоустройства, времени труда, отдыха, прав и обязанностей организаций, в которых трудятся осужденные, регламентирован довольно подробно. Однако отдельные аспекты все же вызывают вопросы. Так, например, часть 4 статьи 608 УИК РФ закрепляет, что право осужденного на отпуск возникает по истечении шести месяцев отбывания наказания, а часть 5 статьи 608 УИК РФ устанавли-

вает, что необеспеченным работой осуж денным отпуск не предоставляется. Анализ данных норм свидетельствует о возможности возникновения ситуации, когда осужденный по различным причинам может быть трудоустроен, например, спустя четыре месяца после прибытия в ИЦ и, исходя из содержания указанных норм, уже через два месяца работы он будет иметь право на предоставление оплачиваемого отпуска. В таком случае нарушается принцип равенства. Считаем необходимым привести данную норму в соответствие с трудовым законодательством, в частности, статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации [11] и предусмотреть право осужденного на отпуск по истечении шести месяцев непрерывной работы в организации, а в исключительных случаях, по согласованию администрации ИЦ и организации, в которой осужденный трудоустроен, отпуск может предоставляться до истечения шести месяцев.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы о целесообразности приведения в соответствие норм уголовно-исполнительного и трудового права в части, касающейся предоставления отпуска осужденным, отбывающим принудительные работы, нормативного закрепления права осужденных рассматриваемой категории на получение общего образования. Также следует обратить внимание на необходимость создания на территории исправительных центров обычных и льготных условий отбывания наказания с целью

стимулирования правопослушного поведения осужденных и урегулирования нормативно вопросов, связанных с порядком водворения осужденных к принудительным работам в помещения для нарушителей. Устранение рассмотренных пробелов, разногласий в правовом регулировании порядка исполнения принудительных работ позволит исключить возможные проблемы при реализации рассматриваемого вида наказания. Повышение эффективности исправления осужденных возможно, однако не только за счет совершенствования правового регулирования, а также путем расширения направлений и форм участия институтов гражданского общества в механизме исполнения принудительных работ, что должно выступать объектом дальнейших исследований в указанном направлении. Помимо такого участия, непосредственно при решении вопроса трудоустройства осужденных в период отбывания ими наказания следует привлекать представителей общественности при организации и проведении воспитательных мероприятий с осужденными, решении вопросов получения ими образования различного уровня, разрешении социальных проблем, трудоустройства после отбытия наказания. Деятельность в данных направлениях позволит не только обеспечить успешность процесса исправления в период отбывания наказания, но и сократить вероятность рецидива преступлений со стороны отбывших наказание в виде принудительных работ за счет разрешения ряда социальных проблем.

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // ФСИН России : [сайт]. 14.04.2022 URL: https://goo.su/gVxSj (дата обращения: 13.05.2022).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 21.12.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2016 № 329 (в ред. от 03.02.2021) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/436706339 (дата обращения: 16.05.2022).

4. Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам : приказ Минюста России от 27.12.2016 № 311 (с изм. и доп.). Доступ из СПС «Гарант».

5. Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31.12.2016 № 2932-р. Доступ из СПС «Гарант».

6. Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам : приказ Минюста России от 19.09.2017 № 170 // Официальный интернет-портал правовой информации. 26.09.2017. № 0001201709260011. URL: https://clck.ru/h2veE (дата обращения: 13.05.2022).

7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. 30.12.2012. № 0001201212300007. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 16.05.2022).

8. Ложкина Л. В. Принудительные работы как вид наказания: вопросы назначения и исполнения // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2021. № 2. С. 269.

9. Некрасов А. П., Устинов А. А. Некоторые вопросы правовой регламентации содержания осужденных к принудительным работам // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. № 2 (98). С. 222.

10. Оленев М. Г. К вопросу о снижении срока отбывания наказания, после которого осужденному разрешается проживать вне исправительного центра // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 233.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1. Brief description of the penitentiary system of the Russian Federation // Federal Penitentiary Service of Russia : [website]. 04/14/2022 URL: https://goo.su/gVxSj (date of access: 05/13/2022).

2. Penal Code of the Russian Federation No. 1-FL dated January 8, 1997 (as amended on December 21, 2021). Access from LRS «ConsultantPlus».

3. On the approval of the Internal Rules of Correctional Centers of the Penitentiary System : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 329 dated December 29, 2016 (as amended on February 3, 2021) // Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents : [website]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436706339 (date of access: 05/16/2022).

4. On the approval of the Procedure for the implementation of supervision over those sentenced to forced labor : Order of the Ministry of Justice of Russia dated December 27, 2016 No. 311 (as amended and supplemented). Access from LRS «Garant».

5. On the approval of the List of audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control used by the administrations of correctional centers to prevent crimes, violations of the procedure and conditions for serving forced labor and to obtain the necessary information about the behavior of those sentenced to forced labor: Order of the Government Rus. Federation dated December 31, 2016 No. 2932-r. Access from LRS «Garant».

6. On approval of the Procedure for the application of technical means of supervision and control to those sentenced to forced labor: Order of the Ministry of Justice of Russia dated September 19, 2017 No. 170 // Official Internet portal of legal information. 26.9.2017. No. 0001201709260011. URL: https://clck.ru/h2veE (date of access: 05/13/2022).

7. On education in the Russian Federation: Feder. Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on April 16, 2022) // Official Internet portal of legal information. 12/30/2012. No. 0001201212300007. URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (date of access: 05/16/2022).

8. Lozhkina L. V. Forced labor as a form of punishment: issues of appointment and execution // Bulletin of the Udmurt University. Series economics and law. 2021. No. 2. p. 269.

9. Nekrasov A. P., Ustinov A. A. Some issues of legal regulation of the maintenance of those sentenced to forced labor // Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev. 2021. No. 2 (98). p. 222.

10. Olenev M. G. On the issue of reducing the term of serving a sentence, after which the convict is allowed to live outside the correctional center // Law and State: Theory and Practice. 2020. No. 2 (182). p. 233.

11. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on February 25, 2022) (as amended and supplemented, effective from March 1, 2022). Access from LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.