Научная статья на тему 'CРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

CРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

Определяются понятие и содержание средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ. Средства обеспечения режима принудительных работ представляют в своем сочетании определенный обеспечительный механизм воздействия на поведение осужденных к принудительным работам и призваны обеспечить соблюдение ими установленных для них требований режима этого наказания. Предлагается классификация средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ. Соблюдение осужденными требований порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ обеспечивают уголовно-правовые (угроза замены принудительных работ лишением свободы) и уголовно-исполнительные средства (угроза незачета времени неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему наказания; угроза применения взысканий), которые воздействуют на поведение осужденных в форме угрозы наказания. В качестве организационно-правовых средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ предлагается рассматривать надзор за осужденными, проведение с ними воспитательной, социальной работы и подготовку их к освобождению из исправительного центра. Механизм обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ включает средства, которые стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. К ним относится предусмотренная законом возможность поощрения осужденных к принудительным работам и применения к ним условно-досрочного освобождения и замены принудительных работ более мягким видом наказания. Соблюдение осужденными требований порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ обеспечивают и административно-правовые средства, заключающиеся в угрозе привлечения к административной ответственности за нарушение общественного порядка в период отбывания принудительных работ. Обозначены проблемы уголовно-исполнительного законодательства и практики исполнения принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEASURES OF PROVIDING THE REGIME OF FORCED LABOR AS A PUNISHMENT

The article defines the notion, classification and content of the measures of providing regime of forced labor punishment. The author examines legal and legal-organizational measures, which should present in its combination the definite secured mechanism of impact on the behavior of convicts to forced labor and they are appealed to provide the observance of the established requirements of the regime of this punishment established for them. The article proposes a classification measures of providing regime of forced labor punishment. The observance of the order requirements and the conditions of the sentence in the form of forced labor provides penal measures (threat of replacement of the punishment by a more severe one) and penalty enforcement measures (warning about a possible replacement of the punishment by a more severe one), all these measures influence on the behavior of convicts in form of threat of punishment. As legal-organizational measures of providing the regime of forced labor punishment the author proposes to examine the control over convicts and to conduct pedagogical (correctional), social work with them and preparing them for release from the correctional center. The mechanism of providing the regime of forced labor punishment should include measures which stimulate the behavior of convicts in prospective way from the direction of the government. These include the possibility provided by law to encourage convicts to forced labor and apply them to parole and replace forced labor with a milder form of punishment. The observance of the order requirements and the conditions of the sentence in the form of forced labor provides administrative and legal means, consisting in the threat of bringing to administrative responsibility for violating public order during the period of serving forced labor. The author outlines the problems of penal legislation and the practice of performing forced labor.

Текст научной работы на тему «CРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/44-52

Н. В. Ольховик

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Определяются понятие и содержание средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ. Средства обеспечения режима принудительных работ представляют в своем сочетании определенный обеспечительный механизм воздействия на поведение осужденных к принудительным работам и призваны обеспечить соблюдение ими установленных для них требований режима этого наказания.

Предлагается классификация средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ. Соблюдение осужденными требований порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ обеспечивают уголовно-правовые (угроза замены принудительных работ лишением свободы) и уголовно-исполнительные средства (угроза незачета времени неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему наказания; угроза применения взысканий), которые воздействуют на поведение осужденных в форме угрозы наказания. В качестве организационно-правовых средств обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ предлагается рассматривать надзор за осужденными, проведение с ними воспитательной, социальной работы и подготовку их к освобождению из исправительного центра.

Механизм обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ включает средства, которые стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. К ним относится предусмотренная законом возможность поощрения осужденных к принудительным работам и применения к ним условно-досрочного освобождения и замены принудительных работ более мягким видом наказания.

Соблюдение осужденными требований порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ обеспечивают и административно-правовые средства, заключающиеся в угрозе привлечения к административной ответственности за нарушение общественного порядка в период отбывания принудительных работ.

Обозначены проблемы уголовно-исполнительного законодательства и практики исполнения принудительных работ.

Ключевые слова: наказание; альтернативы лишению свободы; наказания без изоляции от общества; принудительные работы; режим.

Для цитирования: Ольховик Н. В. Средства обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ // Вестник Кузбасского института. 2022. № 1 (50). С. 44-52. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/44-52.

© Ольховик Н. В., 2022 © Olkhovik N. V., 2022

N. V. Olkhovik

THE MEASURES OF PROVIDING THE REGIME OF FORCED LABOR AS A PUNISHMENT

The article defines the notion, classification and content of the measures of providing regime of forced labor punishment. The author examines legal and legal-organizational measures, which should present in its combination the definite secured mechanism of impact on the behavior of convicts to forced labor and they are appealed to provide the observance of the established requirements of the regime of this punishment established for them.

The article proposes a classification measures of providing regime of forced labor punishment. The observance of the order requirements and the conditions of the sentence in the form of forced labor provides penal measures (threat of replacement of the punishment by a more severe one) and penalty enforcement measures (warning about a possible replacement of the punishment by a more severe one), all these measures influence on the behavior of convicts in form of threat of punishment. As legal-organizational measures of providing the regime of forced labor punishment the author proposes to examine the control over convicts and to conduct pedagogical (correctional), social work with them and preparing them for release from the correctional center.

The mechanism of providing the regime of forced labor punishment should include measures which stimulate the behavior of convicts in prospective way from the direction of the government. These include the possibility provided by law to encourage convicts to forced labor and apply them to parole and replace forced labor with a milder form of punishment.

The observance of the order requirements and the conditions of the sentence in the form of forced labor provides administrative and legal means, consisting in the threat of bringing to administrative responsibility for violating public order during the period of serving forced labor.

The author outlines the problems of penal legislation and the practice of performing forced labor.

Keywords: punishment; alternatives to imprisonment; punishment without isolation from society; forced labor; regime.

For citation: Olkhovik N. V. The measures of providing the regime of forced labor as a punishment. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 1 (50), p. 44-52. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/44-52.

Одним из важнейших вопросов эффективности исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ является соблюдение осужденными установленных для них требований порядка и условий отбывания — режима наказания и, в конечном счете — достижение его целей. Для достижения этих целей в законодательстве содержится несколько предписаний, в совокупности образующих определенный набор правовых и организационно-правовых средств, которые в своем сочетании

должны представлять определенный обеспечительный механизм воздействия на поведение осужденных и призваны обеспечить режим уголовного наказания в виде принудительных работ.

Прежде всего, средства обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ предусмотрены в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ). К уголовно-правовым средствам обеспечения порядка исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде принудительных работ

можно отнести предусмотренную законом угрозу замены неотбытой части этого наказания в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания рассматриваемого наказания (ч. 6 ст. 531 УК РФ). Уклоняющимся от отбывания принудительных работ в соответ-

17

ствии со ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) признается осужденный к принудительным работам: уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания принудительных работ; не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ (ч. 3 ст. 6015 УИК РФ) постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра при совершении злостного нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ (употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них; отказ от работы; самовольное без уважительных причин оставление тер-

ритории исправительного центра; несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания), а также при совершении в течение года трех нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ, к числу которых относятся: нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; нарушение трудовой дисциплины; нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре; неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами.

В отношении осужденного к принудительным работам, уклонившегося от отбывания принудительных работ или признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

Угрозу замены неотбытой части принудительных работ лишением свободы можно назвать общим средством обеспечения потому, что она (угроза) выполняет обеспечительную функцию, когда нет других средств обеспечения.

Как показывает практика, процесс исправления осужденного может протекать и быстрее, чем это прогнозировалось судом, поэтому в законодательстве предусмотрены стимулы. Стимулирующий характер этих мер строится по схеме: средство стимулирования — мера поощрения. Как представляется, такими мерами являются условно-досрочное освобождение от отбывания принудительных работ и замена неотбытой части принудительных работ более мягким видом наказания. Следовательно, возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания принудительных работ и возможность замены неотбытой части принудительных работ более мягким видом наказания являются

также уголовно-правовыми средствами обеспечения режима принудительных работ, поскольку воздействуют на поведение осужденных к принудительным работам и призваны обеспечить соблюдение ими установленных для них требований режима этого наказания. В соответствии со ст. 79 УК РФ осужденный, отбывающий принудительные работы, может быть условно-досрочно освобожден, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, возможность применения которой также можно отнести к средствам обеспечения режима принудительных работ. Лицу, отбывающему принудительные работы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 указанной статьи. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 Кодекса, в пределах, предусмотренных Кодексом для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 указанной статьи. При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части нака-

зания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

В УИК РФ также предусмотрены предписания, призванные воздействовать на поведение осужденных к принудительным работам. К уголовно-исполнительным средствам следует отнести угрозу применения администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, следующих мер взыскания: выговор; отмена права проживания вне общежития; водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток (ст. 6014 УИК РФ). Взыскания, которые могут применяться к осужденным к принудительным работам, имеют двойственную природу: угроза их применения выполняет роль средства, а применение взысканий к осужденному после совершения им нарушения — роль санкции. Это средство специальное, так как если после применения взыскания осужденный опять допускает подобные нарушения, то это вызывает к жизни общие средства — угрозу замены принудительных работ лишением свободы.

Следующим уголовно-

исполнительным средством обеспечения режима принудительных работ является угроза незачета времени неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему наказания. Как известно, срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, и в этот срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше од-

3 XX

них суток (ч. 3 ст. 603 УИК РФ). Следовательно, в срок наказания не будет за-считываться время, когда осужденный будет признан уклоняющимся от отбывания принудительных работ, а остальные случаи допускаемых осужденным нарушений на исчисление срока наказания влиять не будут. Например, отсутствие осужденного менее суток на работе, нарушения трудовой дисциплины, а также «несамовольное» его там отсутствие не являются основанием для незачета этого времени в срок принудительных работ. Из этого ^едует, что осужденный при определенных условиях, отбывая наказание, может не работать, а в срок принудительных работ это время ему будет засчитываться. Указанное обстоятельство, как представляется, снижает обеспечительный характер незачета времени неисполнения осужденным требований режима принудительных работ в срок назначенного ему наказания и актуализирует необходимость пересмотра положений ч. 3 ст. 603 УИК РФ.

Надзор за осужденными к принудительным работам — организационно-обеспечительное средство, приводящее в движение весь комплекс правовых средств, которые являются структурными элементами режима принудительных работ. Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре, по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Порядок осуществления надзора определяется УИК РФ и ведомственными актами (приказ Минюста России от 27.12.2016 № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам»), а также подробно анализируется в научной литературе [2].

Отдельную группу уголовно-исполнительных средств, обеспечивающих режим уголовного наказания в виде

принудительных работ, образуют организационно-технические средства, обеспечивающие осуществление надзора за осужденными к принудительным работам: учет осужденных к принудительным работам, а также использование аудиовизуальных, электронных и иные технических средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам (см. распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2932-р «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам»). Порядок применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам (приказ Минюста России от 19.09.2017 № 170 «Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам») определяет процедуру применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров в отношении осужденных к принудительным работам.

В качестве организационно-правового уголовно-исполнительного средства обеспечения режима принудительных работ считаем возможным рассматривать и проведение воспитательной работы с осужденными (ст. 6012 УИК РФ), хотя, как правильно отмечается в литературе, возможности для его использования ограничены у сотрудников исправительных центров [4, с. 436439]. В ст. 109 УИК РФ дано определе-

ние воспитательной работы и представлены основные ее направления, к которым относятся: повышение у осужденных культурного и образовательного уровня; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; формирование у осужденных желания и умения трудиться. Воспитательная работа должна быть направлена на предупреждение рецидивной преступности осужденных к принудительным работам. Опираясь на существующие классификации мер предупреждения преступности [3, с. 230], исправительные центры призваны реализовывать индивидуальные специальные меры предупреждения преступности, основанные на нормах уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права, а также ведомственных нормативных правовых актов, и направленные на ослабление либо нейтрализацию антиобщественных свойств личности осужденных и формирование у них качеств, имеющих антикриминогенный характер. Однако в структуре и штатном расписании исправительного центра, а уж тем более изолированного участка исправительных учреждений, функционирующего режиме исправительного центра, отсутствует должность, предполагающая проведение воспитательной работы с осужденными (в группу организации трудовой и воспитательной деятельности ИЦ входит только старший инспектор и старший юрисконсульт). Кроме того, в правилах внутреннего распорядка исправительных центров время на проведение воспитательных мероприятий совсем отсутствует (3 раза в день по 15 минут). Можно предположить, что в исправительном центре основной акцент делается на трудовом воспитании, однако администрация организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, не отвечает за его воспитание, а сам по себе труд не всегда приводит к измене-

нию нравственных установок осужденного. Следует согласиться с тем, что основными воспитательными мероприятиями с осужденными к принудительным работам являются: лекция с последующим ее обсуждением, диспут, а также индивидуальные и групповые беседы, которые из-за отсутствия времени в будние дни могут проводиться только в воскресные дни [1, с. 83-87]. Проведение воспитательной работы с осужденными должно осуществляться сотрудниками группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы исправительного центра (приказ Минюста России от 25.12.2019 № 307 «Об утверждении Порядка исполнения администрацией исправительного центра обязанностей по ведению учета осужденных к принудительным работам, осуществлению регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства, проведению с осужденными к принудительным работам воспитательной работы, применению к ним мер поощрения и взыскания, ведению работы по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению»). По решению начальника исправительного центра к участию в проведении данной работы привлекаются сотрудники других служб или отделов исправительного центра. К воспитательной работе могут привлекаться представители общественности.

Администрацией исправительного центра должны проводиться мероприятия, направленные на подготовку осужденных к освобождению, которая, как представляется, также является уголовно-исполнительным средством обеспечения режима принудительных работ. В ходе проведения данных мероприятий

сотруднику отдела организации трудовой деятельности и воспитательной работы исправительного центра следует проводить беседы с осужденным, выяснять, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения от принудительных работ, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности, разъяснять ему целесообразность возвращения на место постоянного проживания до осуждения. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ начальник исправительного центра должен направить в органы местного самоуправления и территориальный орган службы занятости населения по избранному осужденным месту жительства соответственно уведомления о его предстоящем освобождении, наличии у осужденного жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при применении к ним мер поощрения и взыскания.

В исправительном центре проводится и социальная работа, направленная на социальную поддержку и защиту осужденных посредством своевременного информирования других субъектов социальной помощи о необходимости оказания адресной помощи, разъяснения осужденным их прав, и осуществляемую непосредственным участием в решении их социальных проблем. Проведение социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительном центре, также можно отнести к организационно-правовым средствам обеспечения режима принудительных работ, предусмотренным УИК РФ. Социальная помощь осужденным оказывается на основании их письменного заявления. В целях выявления необходимости оказания того или иного вида помощи осужденному сотрудники исправительного

центра при проведении воспитательной беседы с ним выдают ему опросный лист, а после его заполнения он подшивается в личное дело осужденного. В случае если осужденный отметил в опросном листе необходимость оказания ему какой-либо помощи, у него запрашивается письменное заявление, которое регистрируется в соответствующем журнале учета жалоб и заявлений граждан, по заявлению принимаются соответствующие меры, а осужденному в установленные сроки дается письменный ответ.

Механизм обеспечения режима принудительных работ включает средства, которые опосредованно оказывают воздействие на обеспечение воспитательно-предупредительного процесса, поскольку они стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. Поэтому предусмотренная законом возможность применения к осужденным мер поощрения является еще одним специальным уголовно-исполнительным средством обеспечения режима принудительных работ. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам могут применяться следующие меры поощрения: благодарность; досрочное снятие ранее наложенного взыскания; предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни.

Отдельного внимания заслуживают и административно-правовые средства обеспечения режима уголовного наказания в виде принудительных работ. К числу нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ ст. 6015 УИК РФ относит нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности. Совершение осужден-

ным к принудительным работам административных правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка, образует состав не только административного правонарушения и влечет привлечение осужденного к административной ответственности, но и является нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ, за которое осужденный подвергается взысканию, а при совершении в течение года трех нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ призна-

ется злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания. Это влечет за собой замену принудительных работ на лишение свободы. Таким образом, угроза привлечения осужденного к принудительным работам к административной ответственности также оказывает предупредительное воздействие на поведение осужденного с точки зрения соблюдения им общественного порядка как одного из требований режима уголовного наказания в виде принудительных работ.

Литература

1. Ежова, О. Н. Проблемы осуществления педагогического сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительном центре // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. — С. 83-87.

2. Лядов, Э. В., Грушин, Ф. В. Уголовное наказание в виде принудительных работ: правовое регулирование назначения и исполнения: учебное пособие. — Рязань, 2021. — 138 с.

3. Прозументов, Л. М., Шеслер, А. В. Криминология (Общая часть): учебное пособие. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. — 284 с.

4. Смирнова, И. Н. Актуальные аспекты организационно-правового обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ и ресоциализации лиц, его отбывающих / И. Н. Смирнова, Р. А. Волховский // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: материалы III Международной научно-практической конференции, Псков, 15 июня 2021 года. — Псков: Псковский филиал федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», 2021. — С. 436-439.

References

1. Ezhova O. N. Problemy osushhestvlenija pedagogicheskogo soprovozhdenija osu-zhdennyh, otbyvajushhih nakazanie v ispravitel'nom centre [Problems of the implementation of pedagogical support for convicts serving sentences in a correctional center]. In: Juridicheskaja nauka i praktika: al'manah nauchnyh trudov Samarskogo ju-ridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal science and practice: an almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Samara, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019. P. 8387.

2. Lyadov E. V., Grushin F. V. Ugolovnoe nakazanie v vide prinuditel'nyh rabot: pravovoe regulirovanie naznachenija i ispolnenija [Criminal punishment in the form of forced labor: legal regulation of appointment and execution]. Tutorial. Ryazan, 2021. 138 p.

3. Prozumentov L. M., Shesler A. V. Kriminologija (Obshhaja chast') [Criminology. General part]. Textbook. Tomsk, DiVo LLC, 2007. 230 p.

4. Smirnova I. N. Aktual'nye aspekty organizacionno-pravovogo obespechenija ispolneni-ja nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot i resocializacii lic, ego otbyvajushhih [Actual aspects of organizational and legal support for the execution of punishment in the form of forced labor and resocialization of persons serving it]. By I. N. Smirnova, R. A. Volkhovsky. In: Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: realii i perspektivy razvitija [Penitentiary system: realities and development prospects]. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Pskov, June 15, 2021. Pskov, Pskov Branch of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2021. P. 436-439.

Сведения об авторе

Николай Владимирович Ольховик: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), заведующий кафедрой уголовного права Юридического института, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: lawtsu@rambler.ru

Information about the author

Nikolay V. Olkhovik: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), chief of the Chair of Criminal Law of the Law Institute, candidate of law, associate professor. E-mail: lawtsu@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.