Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты президентского контроля за деятельностью политических партий в России'

Организационно-правовые аспекты президентского контроля за деятельностью политических партий в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ В ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PRESIDENTIAL CONTROL / POLITICAL PARTY / ELECTIONS OF DEPUTIES IN REGULATORY AUTHORITIES OF SUBJECTS OF FEDERATION AND LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Развеев Дмитрий Викторович

В статье исследуются особенности президентского контроля за деятельностью политических партий в России. Рассматриваются законодательные нормы, посвященные реализации контрольных полномочий Президента РФ по отношению к политическим объединениям граждан, а также позиции ведущих ученых в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Legal Aspects of Presidential Control of Activity of Political Parties in Russia

In the publication features of presidential control of activity of political parties in Russia are investigated. The legislative norms devoted to realization of control powers of the President of the Russian Federation in relation to political associations of citizens, and also positions of leading scientists in this area are considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты президентского контроля за деятельностью политических партий в России»

тивные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Принципы обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений в системе государственной службы.

Отсутствие правовых принципов государственной службы влечет за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности. Стоит особо подчеркнуть, что формулировка и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты. Строгое следование принципам государственной службы — залог эффективной деятельности государственного аппарата.

1 См.: Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М., 2001. С. 48.

2 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2003. С. 87.

3 См.: Там же. С. 89-90.

4 См.: Старилов Ю.Н. Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сочинения...: сборник избранных научных трудов. Воронеж, 2010. С. 83.

5 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2008. С. 278.

6 См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 16.

7 См.: Там же. С. 293-294.

8 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 279.

9 См.: Гришковец А.А. Государственная служба: организационно-правовое обеспечение: учебно-методическое пособие. М., 2000. С. 18.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22, ст. 2063; 2011. № 1, ст. 31.

11 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 278.

12 См.: Крылова Е.Г. Формирование системы государственной службы Российской Федерации в контексте реализации правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 38.

13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.

14 См.: Крылова Е.Г. Указ. соч. С. 33.

15 Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 89-90.

16 См.: Там же. С. 90.

Д.В. Развеев

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ

В статье исследуются особенности президентского контроля за деятельностью политических партий в России. Рассматриваются законодательные нормы, посвященные реализации контрольных полномочий Президента РФ по отношению к политическим объединениям граждан, а также позиции ведущих ученых в этой области.

Ключевые слова: президентский контроль, политическая партия, выборы депутатов в органы законодательной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, государственное управление.

© Развеев Дмитрий Викторович, 2013

Аспирант кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). 183

D.V. Razveyev

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF PRESIDENTIAL CONTROL OF ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES IN RUSSIA

In the publication features of presidential control of activity of political parties in Russia are investigated. The legislative norms devoted to realization of control powers of the President of the Russian Federation in relation to political associations of citizens, and also positions of leading scientists in this area are considered.

Keywords: presidential control, political party, elections of deputies in regulatory authorities of subjects of Federation and local government, public administration.

В Законе от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» 1 закреплены параметры, по которым должна развиваться партийная система. Вместе с тем отклонение от уставных целей, излишняя увлеченность политической борьбой, с одной стороны, и явный недостаток действенных контрольных инструментов и правового регулирования в этой сфере с другой, позволяют высказаться о том, что в силу специфики своего административно-правового статуса политические партии оказались выведенными как из-под гражданского контроля снизу, так и из-под политического контроля сверху. На первом плане обычно находится проблема слабости политических партий, отсутствия у них достаточных ресурсов для воплощения в жизнь уставных целей. Однако это лишь следствие ситуации, когда многие сферы жизнеобеспечения и удовлетворения повседневных нужд граждан, на которые могут повлиять политические объединения в целях их стабилизации и улучшения, остаются вне поля их зрения, вне сфер влияния й государственных органов и тем самым выведены из-под государственного кон? троля и в итоге не поставлены ни под какой другой вид контроля. Кулуарная г. деятельность политических партий превращается в «серую зону», в которой g рождается целый спектр идеологических патологий, идущих вразрез с подлин-1 ными принципами российской демократии.

| Президентский контроль за деятельностью политических партий является

J директирующим, определяющим развитие не только структуры каждой отдельно § взятой политической партии и ее региональных отделений, но и перспективы I ее участия в политической борьбе, поддержания политического имиджа. Пре-i" зидент РФ, являясь гарантом Конституции России, обеспечивает соблюдение ° конституционных прав граждан на объединение, участие в управлении делами

I

« государства, отстаивание своих интересов в политической сфере и, следователь-

0

| но, осуществляет контроль за их реализацией. Также необходимо отметить, е что согласно п. «а» ч. 9. ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ 1 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме ° граждан Российской Федерации»2 Центральная избирательная комиссия осу-§ ществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в

1 референдуме граждан Российской Федерации а 5 ее членов назначаются лично I Президентом РФ3. Данные лица предоставляют отчет о своей деятельности за

период проведения соответствующих выборов.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ формирует контрольные органы, осуществляющие свою деятельность 184 в отношении политических партий. Так, в подп. 30.10 п. 7 Положения о Мини-

стерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»4, отмечено, что Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в т. ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Также отметим, что глава государства контролирует деятельность политических партий при реализации права законодательной инициативы (п. «г» ст. 84 Конституции РФ), при подписании (или отклонении) федеральных законов, регулирующих деятельность политических партий (п. «д» ст. 84 Конституции РФ). В этой связи Президент РФ не может быть связан решениями своей политической партии, действовать в ее интересах, т. к. он призван обеспечить права и свободы всех граждан Российской Федерации, в т. ч. и равные возможности граждан участвовать в политической жизни общества в составе различных политических партий.

В президентском контроле в данной области особо важная роль принадлежит Контрольному управлению Президента РФ5 как самостоятельному подразделению Администрации Президента РФ, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами и органами исполнительной власти и их должностными лицами субъектов РФ федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента ш РФ; подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента н РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности выше- С

а

названных органов. т

о

Организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и рас- к

о

поряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства 0 РФ органами государственной власти субъектов РФ, касающихся сферы дея- а тельности политических партий — также одна из главных задач полномочных о представителей Президента РФ в федеральных округах6, которые при органи- |

о

зации проверок исполнения в федеральном округе взаимодействуют с другими Ю правоохранительными органами. и

В этом контексте представляется необходимым выделить мнение С.Н. Брата- с

к

новского, справедливо полагающего, что каждый гражданин обладает неоспоримыми и неотторжимыми политическими правами и свободами. Президент РФ в Л

е

свою очередь выполняет в государстве главенствующую функцию по обеспечению | этих прав и свобод. Максимально эффективная реализация этой функции воз- • можна только с помощью всеобъемлющего президентского контроля7. 59

Согласно отмеченным выше нормам Конституции РФ Президент России ^ определяет направления развития политической жизни в стране и приоритеты 3 в контрольной деятельности над политическими партиями. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. Президент РФ В. Путин отметил следующее: «...Механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей пока "тайной за семью печатями". Рынок предвыборных и иных политических технологий в значительной степени является сегодня одним из секторов теневой экономики. ... Непрозрачность финансовых операций на поли- 185

тическои сцене часто дополняется и невнятностью идеологических позиции, а иногда, прямо скажем, определенной политической неискренностью. ... Иногда депутаты, слывущие либералами и сторонниками прогрессивных экономических теорий, на практике голосуют за законопроекты, разорительные для государственного бюджета. И понимают, что делают. А те, кто не стесняется публично называть предпринимателей не иначе как "грабителями" и "кровопийцами", беззастенчиво лоббируют интересы крупных компаний»8.

Следствием этого высказывания в 2003-2006 гг. явилась активизация деятельности Центральной избирательной комиссии РФ, а также избирательных комиссий субъектов Федерации по контролю за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований со стороны граждан и юридических лиц. В этот период ЦИК РФ осуществила результативные проверки деятельности Либерально-демократической партии России, Политической партии «Родина», Российской демократической партии «Яблоко», Российской партии пенсионеров, политической партии «Патриоты России», политической партии «Союз правовых сил», Коммунистической партии Российской Федерации, Всероссийской политической партии «Свободная Россия» и многих др.9

В частности, председатель избирательной комиссии Вологодской области Л. Антонова, отвечая на вопрос, почему в избирательном законодательстве ужесточен контроль за финансами партий и их региональными отделениями, отметила следующее: «Политические процессы, происходящие в мире, в том числе связанные с передачей власти путем выборов, показывают, что неконтролируемые финансовые потоки, вливающиеся в период избирательных компаний, приводят не только к неразберихе, но и являются дестабилизирующим фактором для любой страны. Ставя финансы партий под жесткий контроль, законодатель решает сразу несколько задач, а именно: делает финансовую деятельность партий более прозрачной для избирателей, демонстрирует, каковы действительные намерения партии (если у нее «нулевые» отчеты, а менее чем через год — выборы, то с какими ресурсами она собирается на них идти?), а главное — вынуждает партии работать с избирателями не только в период избирательных кампаний»10.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что президентский контроль играет огромную роль в развитии политической конкуренции и способствует борьбе за власть, основанной исключительно на букве закона.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29, ст. 2950.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.

3 См.: Указ Президента РФ от 12 марта 2007 г. № 321 «О членах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 12, ст. 1379.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42, ст. 4108.

5 См.: Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 24, ст. 2395.

6 См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 20, ст. 2112.

7 См.: Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Подготовлен для справ.-правовой системы «ГАРАНТ», 2005.

8 Российская газета. 2003. 17 мая.

9 См.: Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Подготовлен для справ.-правовой системы «ГАРАНТ», 2009.

10 Проблемы реализации предвыборных технологий // Красный Север. 2006. 6 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.