Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРАВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Воронина Яна Викторовна

Понятие продовольственная безопасность имеется в правовых актах и научных публикациях в Российской Федерации и за рубежом. Определения понятия продовольственная безопасность даны в международных правовых актах, например, в Римской декларации о Всемирной продовольственной безопасности, и План действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия, Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Имеется определение этого понятия и в иных международных правовых документах. В настоящее время в нашей стране действует Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 20 от 31.01.2020 г [1], в которой дано современное определения понятие продовольственная безопасность, а также продовольственная независимость. В контексте аграрного права обеспечение продовольственной безопасности связано, в первую очередь, с устойчивым и экономически эффективным функционированием и развитием сельского хозяйства, задачами которого являются производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в необходимых объёмах и ассортименте, а также качественных и безопасных продуктов питания растительного и животного происхождения. Важная роль в системе обеспечения продовольственной безопасности отводится субъектам Российской Федерации, на территории которых осуществляются производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящей научной статье рассматривается состояние сельского хозяйства Свердловской области и его вклад в обеспечении продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Воронина Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING FOOD SECURITY IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

The concept of food security is available in legal acts and scientific publications in the Russian Federation and abroad. Definitions of the concept of food security are given in international legal acts, for example, in the Rome Declaration on World Food Security, and the Plan of Action of the World Food Summit, the Declaration of the World Summit on Food Security. There is a definition of this concept in other international legal documents. Currently, the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 31.01.2020, is in force in our country [1], which gives modern definitions of the concept of food security, as well as food independence. In the context of agrarian law, ensuring food security is primarily related to the sustainable and cost-effective functioning and development of agriculture, whose tasks are the production of agricultural products, raw materials and food in the necessary volumes and assortment, as well as high-quality and safe food of plant and animal origin. An important role in the system of ensuring food security is assigned to the subjects of the Russian Federation, on the territory of which the production and economic activities of agricultural producers are carried out. This scientific article examines the state of agriculture in the Sverdlovsk region and its contribution to ensuring food security of the country.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _22

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING FOOD SECURITY IN THE SUBJECTS THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

ВОРОНИН Борис Александрович,

доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института

аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством,

Уральский государственный аграрный университет.

Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23.

ОРКИД 0000-0002-0912-7839

E-mail: voroninba@yandex.ru;

ВОРОНИНА Яна Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории

Уральский государственный аграрный университет.

Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23.

ОРКИД 0000-0002-4271-6264

E-mail: voroninba@yandex.ru;

VORONIN Boris Aleksandrovich,

Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University.

Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. ORKID 0000-0002-0912-7839 E-mail: voroninba@yandex.ru;

VORONINA Yana Viktorovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

of the Department of Management and Economic Theory Ural State Agrarian University. Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. ORKID 0000-0002-4271-6264 E-mail: voroninba@yandex.ru

Краткая аннотация: Понятие продовольственная безопасность имеется в правовых актах и научных публикациях в Российской Федерации и за рубежом. Определения понятия продовольственная безопасность даны в международных правовых актах, например, в Римской декларации о Всемирной продовольственной безопасности, и План действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия, Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Имеется определение этого понятия и в иных международных правовых документах. В настоящее время в нашей стране действует Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 20 от 31.01.2020 г [1], в которой дано современное определения понятие продовольственная безопасность, а также продовольственная независимость. В контексте аграрного права обеспечение продовольственной безопасности связано, в первую очередь, с устойчивым и экономически эффективным функционированием и развитием сельского хозяйства, задачами которого являются производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в необходимых объёмах и ассортименте, а также качественных и безопасных продуктов питания растительного и животного происхождения. Важная роль в системе обеспечения продовольственной безопасности отводится субъектам Российской Федерации, на территории которых осуществляются производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящей научной статье рассматривается состояние сельского хозяйства Свердловской области и его вклад в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Abstract: The concept of food security is available in legal acts and scientific publications in the Russian Federation and abroad. Definitions of the concept of food security are given in international legal acts, for example, in the Rome Declaration on World Food Security, and the Plan of Action of the World Food Summit, the Declaration of the World Summit on Food Security. There is a definition of this concept in other international legal documents. Currently, the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 31.01.2020, is in force in our country [1], which gives modern definitions of the concept of food security, as well as food independence. In the context of agrarian law, ensuring food security is primarily related to the sustainable and cost-effective functioning and development of agriculture, whose tasks are the production of agricultural products, raw materials and food in the necessary volumes and assortment, as well as high-quality and safe food of plant and animal origin. An important role in the system of ensuring food security is assigned to the subjects of the Russian Federation, on the territory of which the production and economic activities of agricultural producers are carried out. This scientific article examines the state of agriculture in the Sverdlovsk region and its contribution to ensuring food security of the country.

Ключевые слова: аграрное право; сельское хозяйство; продовольственная безопасность; субъекты Российской Федерации; организационно-правовые механизмы.

Keywords: agrarian law; agriculture; food security; subjects of the Russian Federation; organizational and legal mechanisms.

Для цитирования: Воронин Б.А., Воронина Я.В. Организационно-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации (на примере Свердловской области) // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 22-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_22.

For citation: Voronin B.A., Voronina Ya. V. Organizational and legal aspects of ensuring food security in the subjects of the Russian Federation (on the example of the Sverdlovsk region) // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 22-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_22.

Статья поступила в редакцию: 23.12.2022

Введение

Тема реализации организационно-правового механизма обеспечения продовольственной безопасности в субъекте Российской Федерации является актуальной, представляющий научно-практическое видение вклада сельского хозяйства региона в выполнении показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности российского государства находят отражение в научных работах учёных, в том числе и юристов. Вопросам правового регулирования отношений в сфере обеспечения продовольственной безопасности посвящены научные статьи докторов юридических наук С.А. Боголюбова, Б.А. Воронина, Н.П. Ворониной, Г.Л. Земляковой, В.В. Устюковой и других учёных.

В отдельных вузах издаются монографии, сборники научных статей. Так, в Уральском государственном аграрном университете в 2022 году подготовлена монография на тему: «Организационно-экономические и правовые механизмы реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Анализируя публикационную активность ученых по теме продовольственной безопасности, необходимо отметить, что в научных публикациях не находят необходимого места исследования об участии в работе по обеспечению продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, считаем целесообразным исследовать обозначенную тему в настоящей статье.

Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном анализе состояния сельского хозяйства субъекта Российской Федерации и его вклада в обеспечение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Целью исследования является выявление вклада сельского хозяйства субъекта Российской Федерации Свердловской области в обеспечение сельскохозяйственной продукцией показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Задачи исследования- провести анализ правового регулирования отношений в области развития сельского хозяйства региона, обеспечивающего производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах и ассортименте, качественной и безопасной, необходимой для полноценной реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается во внесении в аграрно-правовую науку учения о роли и вкладе сельского хозяйства субъекта Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности страны с учётом национально-территориальных и природно-климатических условий региона.

Практическая значимость настоящего исследования обусловлена возможностью использования материала при преподавании учебных дисциплин- аграрное право, гражданское право, земельное право, экологическое право.

Методы исследования темы: анализа; синтеза; обобщения; аграрно-правовой, статистический.

Результаты

В реализации стратегической цели и основных задач, изложенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации особая ответственность лежит на субъектах РФ, на территории которых осуществляется сельскохозяйственная деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Доктрина уделяет внимание понятию «обеспечение продовольственной независимости», эта категория определяется как самообеспечение основными видами отечественной продукции, сырья и продовольствия. Естественно, что такую задачу призван решать российский аграрный сектор экономики и конкретно, сельскохозяйственные товаропроизводителей^]. Для этого необходимо организовать производственно-хозяйственную деятельностью на основе научно-технологического развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, новой техники и оборудования с использованием цифровизации производственных процессов в растениеводстве, животноводстве и других областях сельскохозяйственной деятельности.

Для того, чтобы оценить вклад АПК Свердловской области в обеспечение продовольственной безопасности приведем сведения статистики о потенциале областного аграрного сектора в этой сфере[3].

В Свердловской области в 2021 году функционировали более 300 сельскохозяйственных организаций, около 800 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 443 тысячи граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и иные индивидуальные хозяйства, более 800 предприятий и организаций, производящих пищевые продукты и напитки.

В аграрной экономике функционируют сельскохозяйственные потребительские кооперативы: обслуживающие- 4, снабженче-ско-сбытовой- 31, кредитные-5, перерабатывающие-14, пищевая перерабатывающая промышленность насчитывает- 11 отраслей. Это-мясная, молочная, хлебопекарная, пивоваренная, безалкогольная, рыбная, табачная. Основные организационно-правовые программные документы в сфере агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2030-2035 года изложены в таблице 1.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 1(217)

Таблица 1. Основные организационно-правовые программные документы

в сфере агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2030-2035 года

Стратегия развития агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года Государственная программа Российской Федерации развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственный продукции, сырья и продовольствия Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»

Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года Государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года» Комплексная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов Свердловской области («Уральская деревня») до 2025 года

Правовое регулирование непосредственно обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области осуществляется областным законом «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области № 6-03 от 31.01 2012 (с изменениями и дополнениями) [4].

По юридической силе областной закон имеет приоритет в сравнении с стратегиями и программами, принятыми Свердловской области. В то же время следует учесть, что показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции, установленные в областном законе от 31.01.2012 г., не соответствует критериям обеспечения продовольственной безопасности, определенным в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации 21.01. 2020 г. Об этом свидетельствует таблица 2 таблица

Таблица 2 - Прогнозные пороговые показатели обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области.

Показатели производства, прогнозируемые в областном законе №6 ОЗ 31.01 2012 Показатели производства, установленные Доктриной продовольственной безопасности РФ от 21.01 2020 г.

1. Мяса и мясопродуктов (в перерасчете на мясо) - не менее 72% к 2030 году в том числе мяса птицы не менее 80% 2. Молока и молокопродуктов (в перерасчете на молоко) не менее 80% к 2030 году 3. Яиц- не менее 100% 4. Картофеля не менее 100% 1. Зерно- не менее 95% 2. Сахара не менее 90% 3. Растительного масла- не менее 90% 4. Мяса и мясопродуктов (перерасчете на мясо) -не менее 85% 5. Молока и молокопродуктов (перерасчете на молоко) не менее 90% 6. Рыбы и рыбопродуктов (в живом весе сырья) -не менее 85 % 7. Картофеля не менее 95% 8. Овощей и бахчевых - не менее 90% 9. Фруктов и ягод - не менее 60% 10. Семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции - не менее 75% 11. Соли пищевой - не менее 85%

Как видно из таблицы, прогнозные пороговые показатели обеспечения продовольственной безопасности, установленные в областном законе № 6 -ФЗ от 31.01.2012 г. расходятся с показателями Доктрины 21.01.2020 г.

Во-первых, не все пороговые показатели учтены, что свидетельствует об отсутствии стратегического планирования развития сельского хозяйства и агропромышленного производства в Свердловской области. Во-вторых, не комплексном подходе к решению проблемы обеспечения населения субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства.

Ясно, что в условиях Среднего Урала проблематично обеспечить производства фруктов, бахчевых и других экзотических культур. Субъект вынужден дополнительно к аквакультуре приобретать рыбу и рыбопродукты, а также соль, сахар и другие продовольственные продукты.

В тоже время областной агропромышленный комплекс с учетом природно-климатических зон может организовывать производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающую производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объёмах, обеспечивающих продовольственную безопасность и продовольственную независимость региона.

Заключение. Выводы.

Чтобы исправить создавшееся положение и чтобы областной закон, действительно был эффективной правовой основой для организации сельскохозяйственной деятельности, обеспечивающий продовольственную безопасность Свердловской области необходимо внести в этот областной закон изменения и дополнения в части:

1) обеспечение роста показателей производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия производимых на территории Свердловской области в соответствии с показателями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

2) устранение или минимизация рисков и угроз в сфере областного сельского хозяйства.

3) обеспечение качества и безопасности пищевой продукции, производимой в Свердловской области.

4) в части развития производства отдельных видов материально-технических ресурсов для областного сельского хозяйства на территории региона.

Учитывая, что в Свердловской области нет специальных законов о развитии аграрной науки и аграрного образования целесообразно внести соответствующие нормы, регулирующие отношения в части развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства с целью разработки новых видов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птиц, а также в сфере интеллектуализации областного аграрного производства.

Для того, чтобы сельское хозяйство и агропромышленное производство устойчиво обеспечивало продовольственную безопасность необходим новый подход к развитию системы, повышения квалификации и переподготовки кадров, способных на основе знаний реализовать необходимые компетенции в сфере инновационного развития сельского и рыбного хозяйства (аквакультуры) в условиях происходящих трансформаций в российском аграрном секторе.

Чтобы не увеличивать содержание областного закона включением разделов об экономической и физической доступности, формировании системы здорового питания и иных, целесообразно сосредоточить внимание в части совершенствования областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» именно на главном направлении- производстве качественной и безопасной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производимых на территории Свердловской области, ибо эти факторы являются ядром обеспечения продовольственной безопасности региона.

Библиогра фия:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020 // СЗ РФ 2020, №4, ст. 345

2.Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ 2007, №1 (Ч. I), ст. 27

3. Бюллетень Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области 2021 г.

4.Закон Свердловской области № 6-ОЗ от 31.01.2012 «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» // Областная газета 2012 г.

5.Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года // Правовые акты Свердловской области 2018 г.

References:

1. The Doctrine of food security of the Russian Federation Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 21.01.2020 // SZ RF 2020, No. 4, Article 345

2. Federal Law No. 264-FZ of 29.12.2006 "On the development of agriculture" // Federal Law of the Russian Federation 2007, No. 1 (Part I), Article 27

3. Bulletin of the Ministry of Agriculture and Consumer Market of the Sverdlovsk Region 2021

4. The Law of the Sverdlovsk region No. 6-OZ of 31.01.2012 "On ensuring food security of the Sverdlovsk region" // Regional newspaper 2012

5. Development strategy of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region for the period up to 2035 // Legal acts of the Sverdlovsk region 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.