Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Доктрина продовольственной безопасности / Свердловская область / областной закон / сельское хозяйство / качество и безопасность продовольствия / региональные производители / цифровизация / Food security doctrine / Sverdlovsk Region / regional law / agriculture / food quality and safety / regional producers / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

В последнее время большое значение уделяется продовольственной безопасности страны и самообеспеченности регионов продукцией отечественного производства. Цель работы заключается в выявлении эффективности реализации областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Научная новизна исследования связана с углубленным анализом обеспечения продовольственной безопасности на основе правового регулирования субъекта Российской Федерации. Исследования проводились в регионе Свердловская область. В статье использованы статистические данные регионального уровня. Для обобщения результатов исследования использовались методы анализа и синтеза и метод прогнозирования. Метод юридического анализа используется в предложениях авторов по совершенствованию законодательной базы для эффективного функционирования и развития современного сельского хозяйства по вопросам продовольственной безопасности и самообеспеченности региона отечественной продукцией. Основная роль в обеспечении продовольственной безопасности принадлежит регионам страны, так как именно в регионах производят безопасную продукцию не только для нужд одной области, но и для федеральных округов, если в регионе созданы условия для производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Такими условиями являются наличие сырьевой базы продовольственных ресурсов, формирование необходимых запасов и резервов продовольствия. Обеспечение ведения мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории каждого субъекта страны. При наличии экономической возможности и физической доступности важно, чтобы продовольствие было произведено именно отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями при минимальной доле импорта. Это будет гарантией продовольственной независимости, и процессы обеспечения качества и безопасности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия могут быть управляемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF THE REGIONAL LAW «ON ENSURING FOOD SECURITY IN THE SVERDLOVSK REGION», IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Recently, great importance has been paid to the food security of the country and the self-sufficiency of the regions with domestic products. The purpose of the work is to identify the effectiveness of the implementation of the regional law «On ensuring food security of the Sverdlovsk region» in the context of the Food Security Doctrine of the Russian Federation. The scientific novelty of the study is associated with an in-depth analysis of food security on the basis of legal regulation of the subject of the Russian Federation. The research was conducted in the Sverdlovsk region. The article uses statistical data of the regional level. To summarize the results of the study, the methods of analysis and synthesis and the method of forecasting were used. The method of legal analysis is used in the authors' proposals to improve the legislative framework for the effective functioning and development of modern agriculture on issues of food security and self-sufficiency of the region with domestic products. The main role in ensuring food security belongs to the regions of the country, since it is in the regions that safe products are produced not only for the needs of one region, but also for federal districts, if conditions are created in the region for the production of domestic agricultural products. Such conditions are the availability of a raw material base of food resources, the formation of necessary stocks and reserves of food. Ensuring the monitoring of the state of food security on the territory of each subject of the country. If there is economic opportunity and physical accessibility, it is important that food is produced by domestic agricultural producers with a minimum share of imports. This will guarantee food independence, and the processes of ensuring the quality and safety of domestic agricultural products, raw materials and food can be managed.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья Original article УДК 338.43

DOI 10.55186/25876740-2022-6-1-18

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE IMPROVEMENT OF THE REGIONAL LAW «ON ENSURING FOOD SECURITY IN THE SVERDLOVSK REGION», IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно - экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4213. тел. (343)221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0912-7839, voroninba@yandex.ru Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00032875-3306, irinacupina716@gmail. com

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул.

Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00024271-6264, arizona72@mail.ru

Зарубина Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, room 4213 tel. (343) 221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0912-7839, voroninba@yandex.ru Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-4112, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, irinacupina716@gmail.com Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00024271-6264, arizona72 @mail .ru

Zarubina Elena Vasilievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st.

Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru

Аннотация. В последнее время большое значение уделяется продовольственной безопасности страны и самообеспеченности регионов продукцией отечественного производства. Цель работы заключается в выявлении эффективности реализации областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Научная новизна исследования связана с углубленным анализом обеспечения продовольственной безопасности на основе правового регулирования субъекта Российской Федерации. Исследования проводились в регионе Свердловская область. В статье использованы статистические данные регионального уровня. Для обобщения результатов исследования использовались методы анализа и синтеза и метод прогнозирования. Метод юридического анализа используется в предложениях авторов по совершенствованию законодательной базы для эффективного функционирования и развития современного сельского хозяйства по вопросам продовольственной безопасности и самообеспеченности региона отечественной продукцией. Основная роль в обеспечении продовольственной безопасности принадлежит регионам страны, так как именно в регионах производят безопасную продукцию не только для нужд одной области, но и для федеральных округов, если в регионе созданы условия для производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Такими условиями

являются наличие сырьевой базы продовольственных ресурсов, формирование необходимых запасов и резервов продовольствия. Обеспечение ведения мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории каждого субъекта страны. При наличии экономической возможности и физической доступности важно, чтобы продовольствие было произведено именно отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями при минимальной доле импорта. Это будет гарантией продовольственной независимости, и процессы обеспечения качества и безопасности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия могут быть управляемыми.

Abstract. Recently, great importance has been paid to the food security of the country and the self-sufficiency of the regions with domestic products. The purpose of the work is to identify the effectiveness of the implementation of the regional law «On ensuring food security of the Sverdlovsk region» in the context of the Food Security Doctrine of the Russian Federation. The scientific novelty of the study is associated with an in-depth analysis of food security on the basis of legal regulation of the subject of the Russian Federation. The research was conducted in the Sverdlovsk region. The article uses statistical data of the regional level. To summarize the results of the study, the methods of analysis and synthesis and the method of forecasting were used. The method of legal analysis is used in the authors' proposals to improve the legislative framework for the effective functioning and development of modern agriculture on issues of food security and self-sufficiency of the region with domestic products. The main role in ensuring food security belongs to the regions of the country, since it is in the regions that safe products are produced not only for the needs of one region, but also for federal districts, if conditions are created in the region for the production of domestic agricultural products. Such conditions are the availability of a raw material base of food resources, the formation of necessary stocks and reserves of food. Ensuring

the monitoring of the state of food security on the territory of each subject of the country. If there is economic opportunity and physical accessibility, it is important that food is produced by domestic agricultural producers with a minimum share of imports. This will guarantee food independence, and the processes of ensuring the qual ity and safety of domestic agricultural products, raw materials and food can be managed.

Ключевые слова: Доктрина продовольственной безопасности, Свердловская область, областной закон, сельское хозяйство, качество и безопасность продовольствия, региональные производители, цифровизация. Keywords: Food security doctrine, Sverdlovsk Region, regional law, agriculture, food quality and safety, regional producers, digitalization.

Введение

Тема настоящей научной статьи является актуальной, поскольку отражает участие субъекта Российской Федерации в правовом регулировании обеспечения продовольственной безопасности в контексте положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Проблемы, рассматриваемые в настоящей статье, периодически освящаются в научных работах: диссертациях кандидата и доктора экономических наук и других отраслей наук. Тема продовольствия безопасности рассматривается во многих научных статьях. В качестве примера приведем статьи, изданные в научных журналах.

Кроме уральских ученых тему продовольственной безопасности рассматривают в своих научных публикациях ученые из других регионов страны, что свидетельствует о научном интересе к проблемам, связанным с обеспечением продовольственной безопасности и продовольственной независимости. Тем не менее, имеется необходимость продолжения разработки темы, что предполагается рассмотреть в настоящей статье.

Исследования проводились в регионе Свердловская область. В статье использованы статистические данные регионального уровня. Задачи настоящего исследования заключаются в оценке влияния норм областного закона об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области на развитие сельского хозяйства и агропромышленного производства в части обеспечения продовольственной безопасности субъекта Российской Федерации. Для обобщения результатов исследования использовались методы анализа и синтеза и метод прогнозирования. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что полученные результаты и выводы развивают и дополняют ряд разделов аграрной экономики в части оценки влияния сельского хозяйства на обеспечение продовольственной безопасности. Практическая значимость настоящего исследования материала характеризуется возможностью использования органами власти субъекта Российской Федерации и другими в управленческой деятельности. Метод юридического анализа используется в предложениях авторов по совершенствованию законодательной базы для эффективного функционирования и развития современного сельского хозяйства по вопросам продовольственной безопасности и самообеспеченности региона отечественной продукцией.

Результаты

В Свердловской области 31.01.2012 г. принят областной закон № 6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» [1].

Настоящий областной закон был разработан после вступившей в силу Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации № 120 от 30.01.2010 г. [2] и определял регулирование отношений в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области с учетом особенностей имеющихся в этом субъекте Российской Федерации. В

настоящее время действует новая редакция Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020 г. [3], в которой отражены основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Доктрина учитывает и развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [4], Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [5] и других документов стратегического планирования в области безопасности. Главным направлением обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации Доктрина определяет устойчивое и позитивное развитие отечественного сельского хозяйства, что будет гарантировать выполнение показателей и индикаторов, заложенных в содержании Доктрины.

В совокупности, вышеизложенные факторы говорят в пользу совершенствования областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области, регулирующего экономические отношения, способствующие обеспечению населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием произведенных на территории Свердловской области.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации уделяет особое внимание обеспечению продовольственной независимости, которая в статье 2 Доктрины, определяется как само-обеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [10].

Естественно, что такую задачу призван решать российский аграрный сектор экономики и конкретно, сельскохозяйственные товаропроизводители. Для того, чтобы обеспечить производство сельскохозяйственной продукции в объемах, позволяющих выполнить показатели Доктрины продовольственной

безопасности Российской Федерации, необходимо организовать производственно - хозяйственную деятельность на основе научно-технологического развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, новой техники и оборудования. Этому должна способствовать цифровизация производственных процессов в растениеводстве, животноводстве и других областях сельскохозяйственной деятельности [8].

Процессы автоматизации и информатизации в Свердловской области усе сейчас довольно развиты. В передовых хозяйствах области используются элементы «умной фермы». К таким элементам относят роботизированное доение и кормление, автоматическое управление контроля климата и энергосберегающие технологии, а также системы вентиляции. К элементам цифровизации нужно отнести и программы по расчету рационов кормов. Но пока эти процессы только начинают внедряться, и используют элементы цифровизации лишь крупные хозяйства, которых в Свердловской области не более 40. Поэтому Свердловская область по показателям цифровизации входит в состав 14 регионов с низкими показателями цифровизации [9].

Но, тем не менее, процессы модернизации в регионе применяют. И в качестве примера о применении инноваций можно сказать о использовании системы сырьевого конвейера, которая дает возможность в полной мере использовать технику и заниматься заготовкой кормов в оптимальные фазы развития растений, когда количество питательных веществ в кормах оптимальное. Также используют для кормов консерванты и микробиологические закваски, которые также помогают сохранять питательные вещества в кормах.

Для обеспечения продовольственной безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведенных в Свердловской области, имеет смысл провести анализ - какие задачи в этом плане ставит Областной закон № 6-ОЗ от 31.01.2012 в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Таблица 1 - Показатели производства продукции в областном законе и установленные Доктриной продовольственной безопасности

Показатели производства, прогнозируемые в областном законе № 6-ОЗ 31.01.2012 Показатели производства, установленные Доктриной продовольственной безопасности РФ от 21.01.2020 г.

1. 1.Зерно-не менее 95%

2. 2.Сахар-не менее 90%

3. 3.Растительное масло - не менее 90%

4. Мясо и мясопродукты (пересчете на мясо) - не менее 72% к 2030 году, в том числе мясо птицы не менее 80 % 4. Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) - не менее 85%

5. Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) не менее 80% к 2030 году 5.Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) - не менее 90%

6. 6. Рыба и рыбопродукты (в живом вне сырья) - не менее 85%

7. Картофель не менее 100% 7. Картофель - не менее 95%

8. 8. Овощи и бахчевые - не менее 90%

9. 9. Фрукты и ягоды - не менее 60%

10. 10. Семена основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции - не менее 75%

11. 11. Соль пищевая - не менее 85%

Как видно из таблицы, прогнозные пороговые показатели обеспечения продовольственной безопасности, установленные в областном законе № 6 -ФЗ от 31.01.2012 г. расходятся с показателями Доктрины от 21.01.2020 г. Во -первых, не все пороговые показатели учтены, что свидетельствуют об отсутствии стратегического планирования развития сельского хозяйства и агропромышленного производства Свердловской области. Во-вторых, не в комплексном подходе идет решение проблемы обеспечения населения субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства.

Ясно, что в условиях Среднего Урала проблематично обеспечить производство фруктов, бахчевых и других экзотических культур. Субъект вынужден дополнительно к аквакультуре приобретать рыбу и рыбопродукты, а также соль, сахар и другие продовольственные продукты [11].

Таблица 2 - Топ - 10 самых импортируемых продуктов в Свердловскую область

№ п/п Импортируемые продукты, тыс. т Страны - импортеры

1. Бананы - 16, 530 Дальнее зарубежье

2. Злаки - 7,960 СНГ

3. Цитрусовые - 5,520 СНГ и дальнее зарубежье

4. Пальмовое масло - 3,920 Дальнее зарубежье

5. Макароны - 2,980 СНГ и дальнее зарубежье

6. Сыры - 3,100 СНГ

7. Арахис - 2,059 СНГ и дальнее зарубежье

8. Минеральная вода - 1,960 СНГ и дальнее зарубежье

9. Сгущенное молоко - 1,680 СНГ

10. Корнеплоды - 1, 029 СНГ и дальнее зарубежье

В то же время областной агропромышленный комплекс с учетом природно-климатических зон должен организовывать производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающую производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, обеспечивающих продовольственную безопасность и продовольственную независимость региона.

Таблица 3 - Топ - 5 самых экспортируемых продуктов из Свердловской области

№ п/п Экспортируемые продукты, тыс. т Страны - экспортеры

1. Злаки - 82,926 Страны СНГ, Китай, Монголия

2. Шоколад - 2,502 Монголия, Китай, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Кыргызстан, Армения, Германия

3. Масло подсолнечное - 2,320 Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Кыргызстан

4. Хлебобулочные изделия - 15,110 Страны СНГ

5. Рыба замороженная - 1000 Армения, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан

В 2010 году была принята Концепция продовольственной безопасности Уральского федерального округа на период до 2020 года [6], в которой за основу были взяты показатели за 2009 год и намечены ориентиры до 2020 года. В таблице 2 изложены такие показатели по Свердловской области

Таблица 4 - Показатели за 2009 год и намечены ориентиры до 2020 по Свердловской области

№ Показатели Факт Прогноз Факт

п/п 2009г. 2020 г. 2020г.

1. Зерновые и зернобобовые культуры в весе после доработки тыс. кг. 676,0 815,0 673,5

2. Скот и птица (в живом весе, тыс. кг) 200,6 260,0 278,2

3. Молоко тыс. кг 534,8 694,0 807,7

4. Яйца млн. шт. 1261,2 1363 1515,0

5. Картофель тыс. кг 805,1 862 687,2

6. Овощи тыс. кг 178,0 202 179,5

7. Крупный рогатый скот тыс. голов, в том 268,2 - 261,6

числе коровы тыс. голов 118,7 - 115,7

8. Свиньи тыс. голов 275,2 - 363,9

9. Овцы и козы тыс. голов 71,3 - 52,5

10. Птица млн. голов - - 12,9

Фактические показатели по данным Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, изложенные в брошюре МинАПКиП за 2020 год [7], свидетельствуют, что выполнены прогнозные задачи на 2020 год, изложенные в концепции УФО от 2010 года:

1) по производству зерновых и зернобобовых культур;

2) по производству картофеля;

3) недовыполнены задачи по производству овощей;

4) произошло снижение поголовья крупного рогатого скота, овец и коз.

В итоге показатели продовольственной безопасности Свердловской области в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на сегодня еще далеки от выполнения.

В Свердловской области доля сельского хозяйства в ВРП (внутренний региональный продукт) составляет 2,4 %. Это в два раза меньше, чем, к примеру, доля химической или горнодобывающей отраслей. По региону зарегистрировано около 300 организаций сельскохозяйственного назначения. Также в области насчитывается по данным за последние три года около 700

крестьянских (фермерских) хозяйств. В сельском хозяйстве преобладающей отраслью является животноводство.

Если говорить о самообеспеченности Свердловской области продукцией регионального производства, то на 2020 год мы имеет следующие цифры:

- молоко и молокопродукты - 71 %;

- мясо и мясопродукты - 59 %;

- яйцо и яйцепродукты - 101 %;

- картофель - 101 %;

- овощи и бахчевые культуры - 45 %.

Основное производство сельскохозяйственной продукции в Свердловской области принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. В основе деятельности фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств - это выращивание овощей. В хозяйствах населения выращивают в среднем 60 % картофеля и овощей открытого грунта от общего объема в регионе.

В связи с пандемией коронавируса все сельскохозяйственные предприятия Свердловской области, включая фермерские хозяйства, с 2020 года перешли на закрытый режим работы. Это привело к определенным сложностям с реализацией продукции. Но снижения объемов производства не произошло, так как уровень государственной поддержки помогал сохранять прежние объемы производства. Государственная поддержка выделялась и на улучшение генетического потенциала дойного стада.

В Свердловской области действует 100 молочных заводов, а производство молока за последние три года увеличилось на 35 %. и более 170 предприятий, которые занимаются мясоперерабатывающей деятельностью. Постепенно развивается и аквакультура. В 2020 году выращено более 800 т рыбы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 году Свердловская область заняла первое место по производству молока в сельскохозяйственных организациях. В 39 предприятиях удои молока превышают 8 тыс. кг. Для примера приведем СПК «Килачевский», где надои достигли 12 тыс. кг на одну корову.

На январь 2021 года в Свердловской области зарегистрированы 43 племенные организации по разведению крупного рогатого скота. На территории региона действуют 13 племенных заводов. Заготовку кормов для крупного рогатого скота осуществляют 142 сельскохозяйственных производителя.

Разведением свиней в области занимаются 10 предприятий. Ведущим производителем является свинокомплекс «Сибарго» (бывший свинокомплекс «Уральский»). На сегодняшний день это современный свинокомплекс, где располагается 61 корпус с автоматизированными процессами кормления и уборкой навоза. Общее количество свиней - 230 тыс. голов. Только одно это предприятие покрывает 80 % потребности Свердловской области в свинине. Примером может служить и ООО «Агрокомплекс Горноуральский», который полностью соответствует современным технологическим стандартам.

По уровню оптово - розничной торговли Свердловская область входит в пятерку лидеров по стране, а региональная сельскохозяйственная продукция пользуется довольно высоким спросом. В области получило активное развитие такое направление, как сыроварение. В городе Верхняя Пышма УГМК - Агро в рамках импортозамещения запустил производство отечественных сыров, где производят козьи сыры «Камамбер», «Бющ де шевр», «Валансе» и «Кроттен». Медленно, но все же растет производство свинины и говядины (в среднем на 2 - 3 % в год), колбасных изделий в среднем на 3 % и кондитерских изделий также в среднем на 3 %.

Большую роль в этом играют и федеральные сети, для которых ставки на низкие цены и качество продукции являются неоспоримыми факторами для поднятия спроса. Например, сеть «Пятерочка» в Екатеринбурге имеет более

150 магазинов, где поставщиками продукции являются в основном отечественные производители, и из них 35 % - это свердловские производители.

Федеральные сети удобны и тем, что потребители получают доступ ко всем товарам в магазинах. С фермерскими хозяйствами здесь существуют определенные сложности, так как приходится ездить за товарами к фермерам, на сельскохозяйственные рынки, или ждать сельскохозяйственных ярмарок. Теперь свежие овощи можно купить в «магазинах у дома». Но при этом те же фермеры активно сотрудничают с сетями и при этом выгода присутствует с обоих сторон - сети получают свежие продукты по доступным ценам, а производители - прибыль от продажи продукции.

Выводы

Совершенствование областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области предполагает активизацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов аграрной экономики по организации эффективной производственно-хозяйственной деятельности,

обеспечивающей производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, необходимых для продовольственной безопасности субъекта Российской Федерации и внесение своей доли в государственный продовольственный фонд.

Практическая реализация целей и задач, установленных областным законом № 6 - ФЗ от 31.01.2012 года, свидетельствует, что по многим показателям к 2020 году не удалось достичь необходимых рубежей. Речь идет о производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что отражает наличие системных проблем в областном сельском хозяйстве и агропромышленном производстве. Несмотря на принятые меры, многие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства не внедрили в аграрное производство новые научно-технологические процессы и методы.

Практически в течение 5 лет остается на одном уровне государственная поддержка сельскохозяйственного производства из областного и федерального бюджетов, что не может не отразиться на эффективности областного сельского хозяйства.

Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо пересмотреть содержание областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» и привести его в соответствии с показателями, установленными Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

1. В части обеспечения роста показателей производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия производимых на территории Свердловской области.

2. Устранения или минимизация рисков и угроз в сфере сельского хозяйства.

3. Обеспечение качества и безопасности пищевой продукции, производимой в Свердловской области.

4. В области развития производства отдельных видов материально -технических ресурсов для областного сельского хозяйства на территории региона.

Учитывая, что в Свердловской области нет специальных законов о развитии аграрной науки и аграрного образования, целесообразно внести соответствующие нормы, регулирующие отношения в части развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства с целью разработки новых видов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птиц, а также в сфере интеллектуализации областного аграрного производства.

Для того, чтобы сельское хозяйство и агропромышленное производство устойчиво обеспечивало продовольственную безопасность, необходим новый подход к развитию системы подготовки, повышения

квалификации и переподготовки кадров, способных на основе знаний реализовать необходимые компетенции в сфере инновационного развития сель ского и рыбного хозяйства (аквакультуры) в условиях происходящих трансформаций в российском аграрном секторе, чтобы не увеличивать содержание областного закона включением разделов об экономической и физической доступности. Целесообразно сосредоточить внимание в части совершенствования областного закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» именно на главном направлении -производстве, качестве и безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производимых на территории Свердловской области, так как эти факторы является ядром обеспечения продовольственной безопасности.

Литература

1. Закон Свердловской области от 31 января 2012 года «Об особенностях обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области / Областная газета от 01.02.2012 г.

2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» № 120 от 31.01.2010 / СЗ РФ.2010. № 5, ст.502.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 20 от 21 января 2020 года /Собрание законодательства РФ 2020 г. № 4.ст.345.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г./ СЗ РФ. В настоящее время действует новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 г./ СЗ РФ.

5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 14.09.2021)

6. Концепция продовольственной безопасности Уральского федерального округа на период до 2020 года / Брошюра аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УФО. Изд. УрГСХА. 2010 г.

7. Свердловская область. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок. Итоги 2020 года. Издание МинАПКиП, 2021 г.

8. Беликова М.П., Богданова М.В. Система продовольственной безопасности страны: концептуальные основы // Сегодня и завтра Российской экономики. 2018. № 91. С. 58 - 66.

9. Зволинский В.П., Матвеева Н.И., Головин В.Г., Головин А.В. Продовольственная безопасность Астраханской области: состояние, проблемы и перспективы // Экономические отношения. 2019. Том 9. № 2. С. 1189 - 1210

10. Зюкин Д.А. Государственное и экономическое регулирование как составляющие эффективной реализации природно-экономического потенциала зернопродуктового подкомплекса АПК в условиях продовольственного эмбарго // Российское предпринимательство. 2018. № 12. С. 3651 - 3662.

11. Отинова М.Е., Полунина Н.Ю. Экспорт сахара - одно из приоритетных направлений развития АПК России // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 1071-1084.

Literatura

1. Zakon Sverdlovskoi oblasti ot 31 yanvarya 2012 goda «Ob osobennostyakh obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti Sverdlovskoi oblasti / Oblastnaya gazeta ot 01.02.2012 g.

2. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» № 120 ot 31.01.2010 / SZ RF.2010. № 5, st.502.

3. Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 20 ot 21 yanvarya 2020 goda /Sobranie zakonodatel'stva RF 2020 g. № 4.st.345.

4. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 683 ot 31.12.2015 g./ SZ RF. V nastoyashchee vremya deistvuet novaya redaktsiya Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 400 ot 02.07.2021 g./ SZ RF.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 «O Strategii ehkonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 godA» [Ehlektronnyi resurs] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (data obrashcheniya: 14.09.2021)

6. Kontseptsiya prodovol'stvennoi bezopasnosti Ural'skogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda / Broshyura apparata polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossiiskoi Federatsii v UFO. Izd. URGSKHA. 2010 g.

7. Sverdlovskaya oblast'. Agropromyshlennyi kompleks i potrebitel'skii rynok. Itogi 2020 goda. Izdanie MiNAPKIP, 2021 g.

8. Belikova M.P., Bogdanova M.V. Sistema prodovol'stvennoi

1. bezopasnosti strany: kontseptual'nye osnovy // Segodnya i zavtra Rossiiskoi ehkonomiki. 2018. № 91. S. 58 - 66.

9. Zvolinskii V.P., Matveeva N.I., Golovin V.G., Golovin A.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Astrakhanskoi oblasti: sostoyanie, problemy

i perspektivy // Ehkonomicheskie otnosheniya. 2019. Tom 9. № 2. S. 1189 - 1210

10. Zyukin D.A. Gosudarstvennoe i ehkonomicheskoe regulirovanie kak sostavlyayushchie ehffektivnoi realizatsii prirodno-ehkonomicheskogo potentsiala zernoproduktovogo podkompleksa APK v usloviyakh prodovol'stvennogo ehmbargo // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2018. № 12. S. 3651 - 3662.

11. Otinova M.E., Polunina N.YU. Ehksport sakhara - odno iz prioritetnykh napravlenii razvitiya APK Rossii // Ehkonomicheskie otnosheniya. 2019. № 2. S. 1071-1084.

© Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., 2022. International agricultural journal, 2022, № 1, 291-310.

Для цитирования: Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н. О совершенствовании областного закона «об обеспечении продовольственной безопасности в свердловской области», в контексте реализации доктрины продовольственной безопасности российской федерации //International agricultural journal. 2022. № 1, 291-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.