Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна

Комплекс направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, концептуально изложенный в содержании Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации для своей реализации на практике потребует соответствующее правовое оформление. Это может быть федеральный закон «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором были бы изложены общие подходы к решению задач по обеспечению продовольственной безопасности и определены ответственные за реализацию каждого направления. С учетом пункта 4 Доктрины от 21.01.2020 г. возможна разработка нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности и реализации направлений, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что разрабатываемые правовые акты должны соответствовать требованиям юридической техники и нормографии и не дублировать существующее законодательство в части организации и развития сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, других направлений обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN RUSSIA

The complex of directions of state policy in the field of ensuring food security, conceptually outlined in the content of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, for its implementation in practice will require an appropriate legal form. This could be the federal law "On ensuring the food security of the Russian Federation", which would outline general approaches to solving problems of ensuring food security and identify those responsible for the implementation of each direction. Taking into account clause 4 of the Doctrine of January 21, 2020, it is possible to develop regulatory legal acts in the field of ensuring food security and implementing the directions determined by the Food Security Doctrine of the Russian Federation. At the same time, it should be noted that the legal acts being developed must comply with the requirements of legal technology and normography and not duplicate existing legislation in terms of the organization and development of agriculture and fisheries, food and processing industries, and other areas of ensuring food security.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 332.14

Б. А. Воронин, И. П. Чупина, Я. В. Воронина

Уральский государственный аграрный университет

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Комплекс направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, концептуально изложенный в содержании Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации для своей реализации на практике потребует соответствующее правовое оформление. Это может быть федеральный закон «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором были бы изложены общие подходы к решению задач по обеспечению продовольственной безопасности и определены ответственные за реализацию каждого направления. С учетом пункта 4 Доктрины от 21.01.2020 г. возможна разработка нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности и реализации направлений, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что разрабатываемые правовые акты должны соответствовать требованиям юридической техники и нормографии и не дублировать существующее законодательство в части организации и развития сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, других направлений обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, правовые акты, сельское хозяйство, качество жизни, экономические риски, импорт

Борис Александрович Воронин - доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: [email protected].

Ирина Павловна Чупина - доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: [email protected].

Яна Викторовна Воронина - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: [email protected].

Food Security Management System in Modern Russia

The complex of directions of state policy in the field of ensuring food security,

conceptually outlined in the content of the Doctrine of Food Security of the Russian

Federation, for its implementation in practice will require an appropriate legal form.

This could be the federal law "On ensuring the food security of the Russian

Federation", which would outline general approaches to solving problems of

ensuring food security and identify those responsible for the implementation of each

direction. Taking into account clause 4 of the Doctrine of January 21, 2020, it is

possible to develop regulatory legal acts in the field of ensuring food security and

implementing the directions determined by the Food Security Doctrine of the Russian

Federation. At the same time, it should be noted that the legal acts being developed

must comply with the requirements of legal technology and normography and not Экономика и цифровизация Страница 2

duplicate existing legislation in terms of the organization and development of agriculture and fisheries, food and processing industries, and other areas of ensuring food security.

Keywords: food security, legal acts, agriculture, quality of life, economic risks, imports.

Boris Voronin - doctor of law, Professor, Director of the research Institute of agrarian and environmental problems and agricultural management, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: [email protected].

Irina Chupina - doctor of Economic, Professor of the Department of management and law, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: [email protected].

Yana Voronina - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management and law, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: [email protected].

Система управления обеспечением продовольственной безопасности в современной России должна включать правовые акты, которые должны быть ориентированы на создание и функционирование эффективной системы органов управления обеспечением продовольственной безопасности на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления. Возможно и образование специального федерального органа государственной власти, координирующего деятельность контрольно-надзорных органов, которые сегодня разрозненно участвуют в осуществлении функций государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Создавать дополнительно отдельную федеральную службу в условиях реформы контрольно-надзорных органов вряд ли целесообразно, как в моральном, так и в материальном плане. Вместе с тем,

Экономика и цифровизация Страница 3

может быть создан государственный комитет по обеспечению продовольственной безопасности, в функции которого будут входить координация деятельности федеральных контрольно-надзорных органов в области обеспечения реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации1.

В целом продовольственная безопасность населения страны должна быть напрямую связана с качеством жизни, сохранением условий для формирования и развития человеческого капитала способного обеспечить кадрами потенциальных работников все отрасли экономики российского государства.

На обеспечение продовольственной безопасности могут повлиять ряд рисков и угроз, к числу которых можно отнести, во - первых, экономические риски. К ним относят снижение роста национальной экономики. А это приводит к инфляции и кризисам в банковской системе. Кризис, в свою очередь, повлечет за собой снижение инвестиционной привлекательности для отечественного сельского хозяйства. Конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства также зависит от количества финансирования [Иванов 2016].

К технологическим рискам относятся отставание развития производственной базы. Немаловажное значение имеют климатические и экологические угрозы. В России достаточно земель, непригодных для земледелия, и эти деградированные земли продолжают увеличиваться. Происходит это вследствие нерационального использования земель в сельском хозяйстве [Костяев 2018].

1 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации № 20 от 21 января 2020 года / Собрание законодательства РФ, 2020. Электронный ресурс:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения 18.01.2021)

В настоящее время все более очевидными становятся социальные угрозы. Они обусловлены тем, что многие сельские жители уезжают из деревень в города. Ежегодно с карты страны исчезают десятки деревень и поселков. Поэтому преемственность уклада сельского жителя постепенно исчезает.

Интересен тот факт, что производства зерна в нашей стране в 1,5 раза превышает внутреннюю потребность. Россия является одним из главных мировых импортеров по зерну. И посевной материал у нас также отечественный.

Большое значение имеет и зависимость по породистому скоту. Качественный скот пока тоже иностранный. Но их породы не всегда подходят для наших условий довольно сурового климата. И рационы витаминных добавок также в основном иностранные. Ветеринарные препараты тоже после закрытия в 90 - е годы отечественных заводов, у нас только импортные [Крылатых 2013].

Например, в Свердловской области намечены несколько программ для обеспечения продовольственной безопасности и самообеспеченности региона. К таким программам относятся «Уральское молоко в каждый дом», «Свежие овощи круглый год», «Комфорт в каждое село».

В настоящее время Свердловская область одна из лучших в стране по объемам валового производства молока и первая в Уральском федеральном округе. А два другие региона в УрФО - Челябинская и Тюменская области обеспечивают полностью себя мясом птицы. По яйцам эти регионы обеспечивают себя более чем на 100 %. Такая же ситуация по обеспеченности картофелем и овощами открытого грунта.

Свердловская область по производству мяса птицы и свинины отстает от Челябинской и Тюменской областей, но в области активно развиваются такие направления, как козоводство и кролиководство. Сейчас в свердловской области приоритетным является проект по разведению коз альпийской породы

и производство сыров из козьего молока. Также по европейской технологии работает в области предприятие «Раббит» по выращиванию кроликов.

Развивается в области и рыбоводство, но пока не в полном объеме. Поэтому эта отрасль в области обеспечивается государственной поддержкой в виде субсидий.

В 2021 году государственная поддержка агропромышленного комплекса области составит 3,7 млрд рублей, из которых 2,9 млрд рублей будут перечислены из бюджета региона. К концу 2021 года государственную поддержку запланировано увеличить до четырех миллиардов рублей.

Если проанализировать экспорт продукции АПК по Свердловской области, то он снизился примерно на 20 % по сравнению с 2019 годом из - за последствий пандемии коронавируса. Снижение объемов экспорта связано с ограничительными мерами по распространению коронавирусной инфекции. Кроме того, и покупательная способность по этой же причине снизилась тоже примерно на 18 %. Но, несмотря на этот трудный для страны и региона период, работа по увеличению продукции агропромышленного комплекса на экспорт ведется, и разрабатываются мероприятия по их осуществлению [Воронин, Чупина, Воронина 2020].

Но проблема импортозамещения еще остается. Из 24 товарных позиций 16 позиций превышают импорт над экспортом. Это, в первую очередь, луковицы цветочных растений. Здесь импорт превышает экспорт в 165 раз. По категории «фрукты» и «орехи» превышение составляет 56 раз. Интересен тот факт, что почти полностью обеспечивая страну куриным яйцом, импорт этой продукции в 10 раз превышает экспорт, а овощи - в 6 раз. И только в 14 раз экспорт превышает импорт в категории «злаки». И если экспорт в первом полугодии 2020 года составил 12,6 млрд долларов, то импорт - 14,5 млрд долларов. Поэтому пока импорт все еще превышает экспорт продукции.

За последние годы основными покупателями сельскохозяйственной продукции по Свердловской области являются Узбекистан, Китай и страны

Таможенного союза. Узбекистан в основном закупает картофель и лес [Хомякова 2017]. В страны таможенного союза и в Китай экспортируется продукция птицеводства, растительное масло, мед и майонез.

Продовольственная безопасность на региональном уровне зависит от многих факторов. Невозможно в каждом регионе производить свою региональную продукцию сельского хозяйства по причине природно -климатических условий, плотности населения, а также и развитости инфраструктуры. Поэтому регионы, где сельское хозяйство развивается слабо, пополняют свои продовольственные запасы за счет других регионов и стран. К таким регионам относят регионы Сибири и Дальнего Востока [Савкин 2019].

К общим чертам обеспечения региональной безопасности относят доступность продовольствия в полном объеме для населения каждого региона. Важную роль играет и наличие природных ресурсов сельскохозяйственного назначения, и устойчивое воспроизводство АПК в каждом регионе [Карпухин, Хомякова 2020]. Соответствие объемов экспорта устанавливает отношение производства продуктов сельского хозяйства внутри региона и межрегиональными поставками продовольствия.

К негативным последствиям в аспекте региональной продовольственной безопасности мы можем назвать, в первую очередь, низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты. С одной стороны -развивать рынок отечественной продукции сельского хозяйства необходимо в целях безопасности качества пищевых продуктов. Но, с другой стороны -качественная и экологически чистая продукция того же фермерского производства стоит довольно дорого, а покупательная возможность половины населения страны находится на довольно низком уровне. Важным фактором нужно назвать и неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, о чем мы уже говорили выше. А неразвитость инфраструктуры приводит к недостаточной инвестиционной активности, что напрямую оказывает

негативное воздействие на инновационное развитие в сельском хозяйстве [Иванов 2016].

Кроме общих факторов в каждом регионе существуют свои определенные особенности. Среди них и природно - климатические условия. Поэтому нельзя сравнивать регионы с благоприятными погодными условиями для производства сельскохозяйственной продукции, и регионы крайнего Севера.

На объемы продовольствия влияют и каналы обеспечения продовольствием. Не каждый регион может производить и качественную продукцию. Это зависит от экологической напряженности в регионах, и от природно - климатических условий. Например, в северных регионах растениеводство почти не ведется, а развивается только животноводство. В Свердловской области региональные власти поставили задачу обеспечения сельскохозяйственной продукцией за счет собственных ресурсов.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является документом стратегического планирования и объединяет в себе основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности российского государства. Для реализации Доктрины должны быть задействованы все органы власти, однако не определен интегрирующий и координирующий орган государственной власти, персонально отвечающий за реализацию всех направлений, определенных в Доктрине продовольственной безопасности. А без проведения такой работы Доктрина, как это не раз бывало с реализацией Стратегий, Программ и иных документов стратегического планирования, может повторить судьбу таких документов и не достигнет цели и логического завершения.

Список литературы

Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Экономико-правовое регулирование развития сельского хозяйства в современной России // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 6 . С. 22-26.

Иванов В. Продовольственный комплекс: проблемы развития // Экономист. 2016. № 3. С. 13 - 20.

Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. Садовый участок как предмет договора купли-продажи в российском законодательстве: особенности сделки // Вестник биотехнологии. 2020. № 4 (25). С. 7.

Костяев А. И. Обеспечение продовольственной безопасности России: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 5. С. 4 - 7.

Крылатых Э. Н. Продовольственная безопасность в условиях интеграции: тенденции, достижения, угрозы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 4. С. 16 -19.

Савкин В. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 1. С. 25 - 37.

Хомякова М. А. XI сессия Европейско-Азиатского правового конгресса. Обзор докладов экспертных групп // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 6 (102). С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.