Научная статья на тему 'ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
доктрина продовольственной безопасности / государственное управление / аграрное производство / экономическая доступность / физическая доступность / формирование рациона здорового питания / food security doctrine / public administration / agricultural production / economic accessibility / physical accessibility / formation of a healthy diet

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

Тема настоящей статьи является актуальной в свете развития аграрно-экономической науки в современной геополитической ситуации и экономических условиях, связанных с экономическими санкциями в отношении Российской Федерации и пандемией коронавирусной инфекции в мире. Актуальность темы исследования связана также с особой ролью системы управления обеспечением продовольственной безопасности в современной России. Целесообразность разработки темы настоящей статьи обусловлена необходимостью исследования реализации направлений Доктрины продовольственной безопасности на современном этапе развития аграрной экономики и общественных отношений. Научная новизна объясняется исследованием новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации от 21 января 2020 г. и ее комплексного влияния на организацию управления обеспечением Российской Федерации. Цель и задачи исследования связаны с анализом развития отдельных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Теоретическая значимость настоящей работы характеризуется ее вкладом в экономическую теорию и теорию аграрной экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в системе управления сельским хозяйством и регулирования потребительского рынка. Методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнительный метод и метод экономического прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Чупина Ирина Павловна, Воронина Яна Викторовна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOOD SECURITY DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A COMPREHENSIVE ACT OF PUBLIC ADMINISTRATION

The topic of this article is relevant in the light of the development of agricultural and economic science in the current geopolitical situation and economic conditions associated with economic sanctions against the Russian Federation and the coronavirus pandemic in the world. The relevance of the research topic is also related to the special role of the food security management system in modern Russia. The expediency of developing the topic of this article is due to the need to study the implementation of the directions of the Food Security Doctrine at the present stage of the development of the agrarian economy and social relations. The scientific novelty is explained by the study of the new version of the Food Security Doctrine of the Russian Federation of January 21, 2020 and its complex impact on the organization of food security management in the Russian Federation. The purpose and objectives of the study are related to the analysis of the development of certain areas of state policy in the field of food security. The theoretical significance of this work is characterized by its contribution to the economic theory and the theory of agrarian economics. The practical significance of the research lies in the fact that the materials can be used in the system of agricultural management and regulation of the consumer market. Research methods: the method of analysis and synthesis, the comparative method and the method of economic forecasting.

Текст научной работы на тему «ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11224 ВОРОНИН Борис Александрович,

доктор юридических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: voroninba@yandex.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

ВОРОНИНА Яна Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: arizona72@mail.ru

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: ethos08@mail.ru

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: nikolina73@yandex.ru

ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Тема настоящей статьи является актуальной в свете развития аграр-но-экономической науки в современной геополитической ситуации и экономических условиях, связанных с экономическими санкциями в отношении Российской Федерации и пандемией коронавирусной инфекции в мире. Актуальность темы исследования связана также с особой ролью системы управления обеспечением продовольственной безопасности в современной России. Целесообразность разработки темы настоящей статьи обусловлена необходимостью исследования реализации направлений Доктрины продовольственной безопасности на современном этапе развития аграрной экономики и общественных отношений. Научная новизна объясняется исследованием новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации от 21 января 2020 г. и ее комплексного влияния на организацию управления обеспечением Российской Федерации. Цель и задачи исследования связаны с анализом развития отдельных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Теоретическая значимость настоящей работы характеризуется ее вкладом в экономическую теорию и теорию аграрной экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в системе управления сельским хозяйством и регулирования потребительского рынка. Методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнительный метод и метод экономического прогнозирования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Ключевые слова: доктрина продовольственной безопасности, государственное управление, аграрное производство, экономическая доступность, физическая доступность, формирование рациона здорового питания.

VORONIN Boris Alexandrovich,

Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of agrarian and environmental problems and agricultural management of the Ural state Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Chief Researcher of the Research Institute of agrarian and environmental problems and agricultural management of the Ural state Agrarian University

VORONINA Yana Viktorovna,

Candidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of management and economic theory

of the Ural state Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of philosophy, Associate Professor of the Department of philosophy of the Ural state Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of management and economic theory

of the Ural state Agrarian University

THE FOOD SECURITY DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A COMPREHENSIVE ACT OF PUBLIC ADMINISTRATION

Annotation. The topic of this article is relevant in the light of the development of agricultural and economic science in the current geopolitical situation and economic conditions associated with economic sanctions against the Russian Federation and the coronavirus pandemic in the world. The relevance of the research topic is also related to the special role of the food security management system in modern Russia. The expediency of developing the topic of this article is due to the need to study the implementation of the directions of the Food Security Doctrine at the present stage of the development of the agrarian economy and social relations. The scientific novelty is explained by the study of the new version of the Food Security Doctrine of the Russian Federation of January 21, 2020 and its complex impact on the organization of food security management in the Russian Federation. The purpose and objectives of the study are related to the analysis of the development of certain areas of state policy in the field of food security. The theoretical significance of this work is characterized by its contribution to the economic theory and the theory of agrarian economics. The practical significance of the research lies in the fact that the materials can be used in the system of agricultural management and regulation of the consumer market.

Research methods: the method of analysis and synthesis, the comparative method and the method of economic forecasting.

Key words: food security doctrine, public administration, agricultural production, economic accessibility, physical accessibility, formation of a healthy diet.

Новая редакция Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации принята 21 января 2020 г. (далее - Доктрина) [8]. На ее основе формируется современный взгляд на обеспечение продоволь-

ственной безопасности в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

В условиях реализации Доктрины [8] появилось значительное количество научных публикаций, проводились научные обсуждения на конфе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ренциях различного уровня, круглых столах и научных семинарах.

В качестве примера можно привести прошедшую 16 октября 2020 г. в г. Екатеринбурге Международную научно-практическую конференцию на тему «Глобальные и национальные проблемы продовольственной безопасности: уроки, вызовы и новые возможности».

В официальном документе [8] определено, что настоящая Доктрина является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В п. 4 установлено, что настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства. Необходимо отметить, что настоящая Доктрина (п. 5) учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) по доле импорта и запасов продовольственных ресурсов. Ознакомление с содержанием Доктрины позволяет сделать вывод, что Доктрина, согласно правилам нормографии [11] и юридической техники, не может быть квалифицирована как правовой акт [10]. Более правильным назвать этот документ стоит как концепцию обеспечения продовольственной безопасности, в которой изложены общие подходы к формированию основных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Составными частями концепции являются:

а) устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, производимой с учетом медицинских показателей на душу населения;

б) обеспечение ассортимента, качества и безопасности продовольственной продукции;

в) обеспечение внутренних потребностей российского государства в отечественной сельскохозяйственной продукцией и наращивание ее объемов для экспорта, что подтверждает стабильность деятельности аграрного сектора на агро-продовольственном рынке в части обеспечения продовольственной независимости;

г) повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения;

д) обеспечение физической доступности пищевой продукции через систему торговли, агро-продовольственных рынков, объектов общественного питания различных типов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

На сегодняшний день актуальной проблемой является противодействие ввозу товаров идентичных и аналогичных товарам, производимым предприятиями ослабленных секторов российской экономики [12, с. 210]. Доктрина нацеливает органы государственной власти и управления нашей страны на решение этой крайне непростой задачи.

Комплекс направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, концептуально изложенный в содержании Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации для своей реализации на практике потребует соответствующее правовое оформление. В идеале это может быть Федеральный закон «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором были бы изложены общие подходы к решению задач по обеспечению продовольственной безопасности и определены ответственные за реализацию каждого направления. Скажем, для развития отечественного аграрного производства - Министерство сельского хозяйства, за экономическую доступность продовольствия - министерства и ведомства финансово-экономического блока, за физическую доступность продовольствия - Министерство промышленности и торговли. А также должен быть подключен Центросоюз и другие ведомства, регулирующие отношения в сфере торговой деятельности, общественного питания, рыночной торговли и иных направлений доставки продуктов питания населению.

Формально у всех перечисленных министерств и ведомств сегодня имеются или законы, или иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере их деятельности.

Назовем отдельные из них: Федеральный закон от 20.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [5], Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [6], Федеральный закон от 8.12.1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» [4], Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [3], Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [7], Бюджетный кодекс РФ (утв. ФЗ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ) [1]; Закон РФ от 19.07.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах в Российской Федерации)» [2]. Кроме федеральных законов необходимо обозначить указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные норма-

тивные правовые акты министерств и иных органов государственной исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации. Одним из таких подзаконных актов является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2025 гг. (утв. постановлением правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717) [9]. Необходимо учитывать и правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения в области обеспечения продовольственной безопасности на местном уровне.

С учетом п. 4 Доктрины от 21.01.2020 г. [8] возможна разработка нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности и реализации направлений, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что разрабатываемые правовые акты должны соответствовать требованиям юридической техники и нормографии и не дублировать существующее законодательство в части организации и развития сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, других направлений обеспечения продовольственной безопасности.

Содержание разрабатываемых правовых актов должно быть ориентировано на создание и функционирование эффективной системы органов управления обеспечением продовольственной безопасности на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления. Возможно и образование специального федерального органа государственной власти, координирующего деятельность контрольно-надзорных органов, которые сегодня разрозненно участвуют в осуществлении функций государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения продовольственной безопасности. И как в поговорке «у семи нянек дитя без глаза», в их деятельности не чувствуется интегрирующего начала и ощущаются как в басне И. Крылова действия «лебедя, рака и щуки», что не позволительно в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Создавать дополнительно отдельную федеральную службу в условиях реформы контрольно-надзорных органов вряд ли целесообразно, как в моральном, так и в материальном плане. Вместе с тем, может быть создан государственный комитет по обеспечению продовольственной безопасности, в функции которого будут входить координация деятельности федеральных контрольно-надзорных органов в области обеспечения реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [8].

В целом, продовольственная безопасность населения страны должна быть напрямую связана с качеством жизни, сохранением условий для формирования и развития человеческого капитала, способного обеспечить кадрами потенциальных работников все отрасли экономики Российского государства.

На обеспечение продовольственной безопасности могут повлиять ряд рисков и угроз, к числу которых можно отнести, прежде всего, экономические риски. К ним относят снижение роста национальной экономики. А это приводит к инфляции и кризисам в банковской системе. Кризис, в свою очередь, повлечет за собой снижение инвестиционной привлекательности для отечественного сельского хозяйства. Конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства также зависит от количества финансирования.

К технологическим рискам относится отставание развития производственной базы. Немаловажное значение имеют климатические и экологические угрозы. В России достаточно земель, непригодных для земледелия, и эти деградированные земли продолжают увеличиваться. Происходит это вследствие нерационального использования земель в сельском хозяйстве.

В настоящее время все более очевидными становятся социальные угрозы. Они обусловлены тем, что многие сельские жители уезжают из деревень в города. Ежегодно с карты страны исчезают десятки деревень и поселков, поэтому преемственность уклада сельского жителя постепенно исчезает.

Но тогда будет ли соблюдаться в полном объеме Доктрина продовольственной безопасности, которая как раз и подразумевает самообеспеченность страны основными сельскохозяйственными продуктами отечественного производства? Всегда был определенный государственный резерв сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна) на случаи чрезвычайных ситуаций. Вся продукция государственного резерва должна быть только отечественного производства.

Интересен тот факт, что производство зерна в нашей стране в 1.5 раза превышает внутреннюю потребность. Россия - один из главных мировых импортеров по зерну. И посевной материал у нас также отечественный.

Большое значение имеет и зависимость по породистому скоту. Качественный скот пока тоже иностранный. Но их породы не всегда подходят для наших условий довольно сурового климата. И рационы витаминных добавок также в основном иностранные. Ветеринарные препараты тоже после закрытия в 90-е гг. ХХ в. отечественных заводов у нас только импортные.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Например, в Свердловской области намечены несколько программ для обеспечения продовольственной безопасности и самообеспеченности региона. К таким программам относятся: «Уральское молоко в каждый дом», «Свежие овощи круглый год», «Комфорт в каждое село».

Ныне Свердловская область одна из лучших в стране по объемам валового производства молока и первая в Уральском федеральном округе. А два других региона в УрФО - Челябинская и Тюменская области - обеспечивают полностью себя мясом птицы. По яйцам эти регионы обеспечивают себя более чем на 100%. Такая же ситуация по обеспеченности картофелем и овощами открытого грунта.

Свердловская область по производству мяса птицы и свинины отстает от Челябинской и Тюменской областей, но в области активно развиваются такие направления, как козоводство и кролиководство. Сейчас в Свердловской области приоритетным является проект по разведению коз альпийской породы и производство сыров из козьего молока. Так же по европейской технологии работает в области предприятие «Раббит» по выращиванию кроликов.

Развивается в области и рыбоводство, но пока не в полном объеме. Поэтому эта отрасль в области обеспечивается государственной поддержкой в виде субсидий.

В Свердловской области зерновые культуры занимают 42% посевной площади и 49% занято под кормовыми культурами. Объем производства зерна зависит от погодных условий, как и урожайность картофеля и овощей открытого грунта.

Пищевая и перерабатывающая промышленность работают стабильно. Например, молочная промышленность области выпускает более чем 120 наименований молочной продукции. Одним из ведущих предприятий молочной отрасли является АО «Ирбитский молочный завод», в котором сейчас открыт цех по производству сухих молочных продуктов.

В 2021 г. государственная поддержка агропромышленного комплекса области составит 3.7 млрд руб., из которых 2.9 млрд руб. будут перечислены из бюджета региона. К концу 2021 г. государственную поддержку запланировано увеличить до 4 млрд руб.

Если проанализировать экспорт продукции АПК по Свердловской области, то он снизился примерно на 20%, по сравнению с 2019 г., из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции. Снижение объемов экспорта связано с ограничительными мерами по распространению коронавирусной инфекции. Кроме того, и покупательная способность по этой же причине снизилась

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

тоже примерно на 18%. Но, несмотря на этот трудный для страны и региона период, работа по увеличению продукции агропромышленного комплекса на экспорт ведется, разрабатываются мероприятия по их осуществлению.

Но проблема импортозамещения еще остается. Из 24 товарных позиций 16 позиций превышают импорт над экспортом. Это в первую очередь луковицы цветочных растений. Здесь импорт превышает экспорт в 165 раз. По категории «фрукты» и «орехи» превышение составляет 56 раз. Интересен тот факт, что почти полностью обеспечивая страну куриным яйцом, импорт этой продукции в 10 раз превышает экспорт, а овощи -в 6 раз. И только в 14 раз экспорт превышает импорт в категории «злаки». И если экспорт в первом полугодии 2020 г. составил 12.6 млрд долл., то импорт - 14.5 млрд долл. Поэтому пока импорт все еще превышает экспорт продукции.

Если мы рассмотрим импорт по Свердловской области, то в основном импортировались молочная продукция и мед на 28 млн долл. за 2020 г. В основном продукция импортировалась из Беларуси и Киргизии. Из продуктов растительного происхождения, таких, как фрукты и орехи, было импортировано в область 36% от общего количества импортных товаров сельскохозяйственного назначения, а в группе «живые растения» импорт по области составил 42%. Основными импортерами здесь являются Эквадор и Индия. По группе «жиры и масло» в Свердловскую область импортерами являются Индонезия (76%) и Испания (8%).

Но доля импорта на некоторые виды продуктов будет оставаться высокой. Это зависит от природно-климатических условий в России, где нет возможности выращивать в открытом грунте бананы и цитрусовые. Основными поставщиками этих фруктов являются Турция, Южная Африка, Марокко и Египет. А ввоз из-за рубежа яблок постепенно сокращается за счет выращивания этих фруктов на территории России. Но по-прежнему Россия закупает груши, абрикосы и виноград в прежних объемах из-за климатических условий. Виноград в настоящее время выращивают в России до 60-80 тыс. т в год, при среднем потреблении до 300 тыс. т в год. Увеличение объемов производства отечественного винограда до 100-120 тыс. т в год вполне реально в ближайшее время, но на это потребуются немалые дополнительные затраты, которые пока на эту отрасль не выделяются дополнительно. Да и урожай винограда в Турции и других южных странах поспевает быстрее, чем в России, поэтому конкурировать отечественным производителям винограда с зарубежными производителями нет возможности.

За последние годы основными покупателями сельскохозяйственной продукции по Свердловской области являются Узбекистан, Китай и страны таможенного союза. Узбекистан в основном закупает картофель и лес. В страны таможенного союза и в Китай экспортируется продукция птицеводства, растительное масло, мед и майонез.

Продовольственная безопасность на региональном уровне зависит от многих факторов. Невозможно в каждом регионе производить свою региональную продукцию сельского хозяйства по причине природно-климатических условий, плотности населения, а также и развитости инфраструктуры. Поэтому регионы, где сельское хозяйство развивается слабо, пополняют свои продовольственные запасы за счет других регионов и стран. К таким регионам относят регионы Сибири и Дальнего Востока.

К общим чертам обеспечения региональной безопасности относят доступность продовольствия в полном объеме для населения каждого региона. Важную роль играют и наличие природных ресурсов сельскохозяйственного назначения, и устойчивое воспроизводство АПК в каждом регионе. Соответствие объемов экспорта устанавливает отношение производства продуктов сельского хозяйства внутри региона и межрегиональными поставками продовольствия.

К негативным последствиям в аспекте региональной продовольственной безопасности можно назвать в первую очередь низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты. С одной стороны, развивать рынок отечественной продукции сельского хозяйства необходимо в целях безопасности качества пищевых продуктов. Но, с другой - качественная и экологически чистая продукция того же фермерского производства стоит довольно дорого, а покупательная возможность половины населения страны находится на довольно низком уровне. Важным фактором нужно назвать и неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, о чем мы уже говорили выше. А неразвитость инфраструктуры приводит к недостаточной инвестиционной активности, что напрямую оказывает негативное воздействие на инновационное развитие в сельском хозяйстве.

Кроме общих факторов в каждом регионе существуют свои определенные особенности. Среди них и природно-климатические условия. Поэтому нельзя сравнивать регионы с благоприятными погодными условиями для производства сельскохозяйственной продукции, и регионы крайнего Севера.

В каждом регионе существуют и определенные местные традиции потребления продовольствия. Например, установлено, что больше других

регионов употребляет майонез Свердловская область, а лидером является Екатеринбург. Это объясняется тем, что в Екатеринбурге находится Екатеринбургский жировой комбинат - мировой лидер по производству майонеза на душу населения. В Кировской области больше, чем в других регионах, потребляют молоко и молочные продукты - на каждого жителя региона приходится по 276 кг молока. Это примерно на 90-100 кг больше, чем в среднем по другим регионам РФ. По потреблению мяса лидирует Республика Калмыкия -115 кг на человека, на втором месте Московская область - 105 кг на человека.

На объемы продовольствия влияют и каналы обеспечения продовольствием. Не каждый регион может производить и качественную продукцию. Это зависит от экологической напряженности в регионах, и от природно-климатических условий. Например, в северных регионах растениеводство почти не ведется, а развивается только животноводство. В Свердловской области региональные власти поставили задачу обеспечения сельскохозяйственной продукцией за счет собственных ресурсов.

Таким образом, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является документом стратегического планирования и объединяет в себе основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности российского государства. Доктрина по своему содержанию и оформлению не может быть отнесена к нормативному правовому акту. Вместе с тем, в п 4 концептуально определено, что Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности [8]. Такой поход теоретически можно рассматривать как акт государственного управления в сфере создания необходимых организационно-правовых управленческих решений. Действительно, в Доктрине концептуально определен комплекс направлений, при реализации которых будут созданы условия для обеспечения продовольственной безопасности населения страны. Для реализации Доктрины должны быть задействованы все органы власти, однако не определен интегрирующий и координирующий орган государственной власти, персонально отвечающий за реализацию всех направлений, определенных в Доктрине продовольственной безопасности [8]. А без проведения такой работы Доктрина [8], как это не раз бывало с реализацией стратегий, программ и иных документов стратегического планирования, может повторить судьбу таких документов и не достигнет цели и логического завершения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Список литературы:

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702/ (дата обращения: 24.12.2020).

[2] Закон Российской Федерации от 19.06.1992 г. № 3085-1 ФЗ «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/1893447/ rossiyskoe_zakonodatelstvo_potrebitelskih_ kooperatsiyah (дата обращения: 15.12.2020).

[3] Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 150.

[4] Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.

[5] Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (ч. I). - Ст. 27.

[6] Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Росс. газ. - 2007. - № 4264.

[7] Федеральный закон т 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 1. - Ст. 2.

[8] Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения: 18.12.2020).

[9] Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2025 гг., утв. Постановлением Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 // СЗ РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4549.

[10] Законодательная техника: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А Тимихорова. - М.: Изд-во «Городец», 2000. - 272 с.

[11] Нормография: учеб.-метод. пособие для вузов / под ред. Ю.Г. Арзамасова. - М.: Академический проект, Практика, 2007. - 560 с.

[12] Рыжов В.Б., Лопатин Д.Н. Теоретические основы модернизации концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации // Образование и право. - 2019. - № 5. - С. 204-213.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 22.12.2020) [Elektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrash-cheniya: 24.12.2020).

[2] Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.06.1992 g. № 3085-1 FZ «O potrebitel'skoj kooperacii, potrebi-tel'skih obshchestvah, ih soyuzov v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// vuzlit.ru/1893447/rossiyskoe_zakonodatelstvo_ potrebitelskih_kooperatsiyah (data obrashcheniya: 15.12.2020).

[3] Federal'nyj zakon ot 02.01.2000 № 29-FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevyh produktov» // SZ RF. - 2000. - № 2. - St. 150.

[4] Federal'nyj zakon ot 08.12.1995 g. № 193-FZ «O sel'skohozyajstvennoj kooperacii» // SZ RF. -1995. - № 50. - St. 4870.

[5] Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 g. № 264-FZ «O razvitii sel'skogo hozyajstva» // SZ RF. - 2007.

- № 1 (ch. I). - St. 27.

[6] Federal'nyj zakon ot 30.12.2006 № 271-FZ «O roznichnyh rynkah i o vnesenii izmenenij v Tru-dovoj kodeks Rossijskoj Federacii» // Ross. gaz. -2007. - № 4264.

[7] Federal'nyj zakon t 28.12.2009 № 381-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya tor-govoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» // SZ RF.

- 2010. - № 1. - St. 2.

[8] Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.01.2020 g. № 20 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73338425 (data obrash-cheniya: 18.12.2020).

[9] Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na period 2013-2025 gg., utv. Postanovleniem Rossijskoj Federacii ot 14.07.2012 g. № 717 // SZ RF. -2012. - № 32. - St. 4549.

[10] Zakonodatel'naya tekhnika: nauch.-prakt. posobie / pod red. Yu.A Timihorova. - M.: Izd-vo «Gorodec», 2000. - 272 s.

[11] Normografiya: ucheb.-metod. posobie dlya vuzov / pod red. Yu.G. Arzamasova. - M.: Akademich-eskij proekt, Praktika, 2007. - 560 s.

[12] Ryzhov V.B., Lopatin D.N. Teoreticheskie osnovy modernizacii koncepcii tamozhennogo oform-leniya i kontrolya v mestah, priblizhennyh k Gosu-darstvennoj granice Rossijskoj Federacii // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 5. - S. 204-213.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.