Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЧЛЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЧЛЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / НАБЛЮДАТЕЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ / ДОРОЖНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Представленный исследовательский материал систематизирует перечень мероприятий, реализованных Европейскими сообществами (ЕС), Всемирной таможенной организацией (ВТамО) и вовлеченными субъектами в период с 2001 по 2007 г., для реализации намерения ЕС получить правовой статус члена ВТамО. Задача. Систематизировать опыт Европейских сообществ (ЕС) в части получения прав и обязанностей, похожих на те, которыми пользуются члены Всемирной таможенной организации (ВТамО), в том числе выделить действия и этапы, в связи с рассмотрением заявки ЕС на членство во Всемирной таможенной организации. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематики правового статуса ЕС во ВТамО и использованию прецедента ЕС для реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (Стратегические направления) в части проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО. Предмет исследования - мероприятия и этапы, пройденные ЕС в рамках взаимодействия с ВТамО для изменения правого статуса с наблюдателя на статус, похожий на членство ВТамО. В исследовательском материале в тезисной форме представлены правовые инструменты и правовые конструкции, которые были разработаны на экспертном уровне для удовлетворения заявки ЕС. Выделенные мероприятия по аналогии могут быть использованы для разработки плана мероприятий (дорожной карты) для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по получению статуса члена ВТамО. По результатам исследования сформированы выводы и рекомендации в рамках сотрудничества Евразийской экономической комиссии и ВТамО. Социальные последствия. Проведение исследования правового статуса таможенных и экономических союзов во ВТамО сопряжено с реализацией п. 11.7.5. Стратегических направлений [6] в части сотрудничества с этой международной организацией. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы специалистами таможенных и иных органов исполнительной власти в государствах - членах ЕАЭС, экспертами ЕЭК для организации и реализации взаимовыгодного таможенного сотрудничества между ЕЭК и ВТамО. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК, ВТамО и является результатом комплексного исследования вопроса о правовых и организационных основах получения экономическими и таможенными союзами статуса члена ВТамО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE EUROPEAN COMMUNITIES MEMBERSHIP IN THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION AS A PRECEDENT FOR CUSTOMS AND ECONOMIC UNIONS

A task. To systematize the EC (EU) experience in terms of obtaining rights and obligations akin to those enjoyed by the WCO members, including highlighting the actions and stages in connection with the consideration of the EC application for membership in the World Customs Organization. Conclusions. The research article is devoted to the issues of the EC (EU) legal status of in the WCO and the use of the EC precedent for the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 (Strategic Directions) in terms of joint actions with Member States aimed at obtaining the Union’s membership status in the WCO. The subject of the study is the activities and stages passed by the EC in the framework of interaction with the WCO to change the legal status from an observer to akin to the WCO membership. The research paper presents in abstract form the legal instruments and legal structures that have been developed at the expert level to satisfy the EC application. The identified activities, by analogy, can be used to develop an action plan (roadmap) for the Eurasian Economic Union (EEU) to obtain the WCO member status. Based on the results of the study, conclusions and recommendations were formed within the framework of cooperation between the Eurasian Economic Commission and the WCO. Social consequences. Conducting a study of the legal status of customs and economic unions in the WCO is associated with the implementation of paragraph 11.7.5. of Strategic Directions [6] in terms of cooperation with this international organization. Practical value. The results of the study are of interest to the customs cooperation block of the Eurasian Economic Commission (EEC), and can be used by specialists from customs and other executive authorities in the EEU member states, EEC experts to organize and implement mutually beneficial customs cooperation between the EEC and the WCO. The article is recommended to researchers, teachers, students, graduate students and other categories of students in the Russian Customs Academy, in other universities and the WCO regional training centers in the specialties “Customs” and “Jurisprudence”. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the activities of the EEC, the WCO and is the result of a comprehensive study of the issue of the legal and organizational basis for obtaining the WCO member status by economic and customs unions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЧЛЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗОВ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ INTERNATIONAL RELATIONS

12.00.10 Международное право; европейское право

International Law; European Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-152-161

Организационно-правовые аспекты членства Европейских сообществ во Всемирной таможенной организации как прецедент для таможенных и экономических союзов

С.В. Мозер ©

Научно-исследовательский институт Российской таможенной академии, г. Люберцы, Московская область, Российская Федерация

E-mail: moser-info@yandex.ru

Аннотация. Представленный исследовательский материал систематизирует перечень мероприятий, реализованных Европейскими сообществами (ЕС), Всемирной таможенной организацией (ВТамО) и вовлеченными субъектами в период с 2001 по 2007 г., для реализации намерения ЕС получить правовой статус члена ВТамО. Задача. Систематизировать опыт Европейских сообществ (ЕС) в части получения прав и обязанностей, похожих на те, которыми пользуются члены Всемирной таможенной организации (ВТамО), в том числе выделить действия и этапы, в связи с рассмотрением заявки ЕС на членство во Всемирной таможенной организации. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематики правового статуса ЕС во ВТамО и использованию прецедента ЕС для реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (Стратегические направления) в части проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО. Предмет исследования - мероприятия и этапы, пройденные ЕС в рамках взаимодействия с ВТамО для изменения правого статуса с наблюдателя на статус, похожий на членство ВТамО. В исследовательском материале в тезисной форме представлены правовые инструменты и правовые конструкции, которые были разработаны на экспертном уровне для удовлетворения заявки ЕС. Выделенные мероприятия по аналогии могут быть использованы для разработки плана мероприятий (дорожной карты) для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по получению статуса члена ВТамО. По результатам исследования сформированы выводы и рекомендации в рамках сотрудничества Евразийской экономической комиссии и ВТамО. Социальные последствия. Проведение исследования правового статуса таможенных и экономических союзов во ВТамО сопряжено с реализацией п. 11.7.5. Стратегических направлений [6] в части сотрудничества с этой международной организацией. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы специалистами таможенных и иных органов исполнительной власти в государствах - членах ЕАЭС, экспертами ЕЭК для организации и реализации взаимовыгодного таможенного сотрудничества между ЕЭК и ВТамО. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК, ВТамО и является результатом комплексного исследования вопроса о правовых и организационных основах получения экономическими и таможенными союзами статуса члена ВТамО.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Европейские сообщества, Европейский союз, ЕС, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, наблюдатель, таможенный и экономический союз, план мероприятий, дорожная карта

152 Sociopolitical Sciences Vol. 12. No. 4. 2022 ISSN 2223-0092 (print)

ISSN 2310-7065 (online)

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-152-161

Organizational and Legal Aspects

of the European Communities Membership

in the World Customs Organization

as a Precedent for Customs and Economic Unions

S.V. Mozer ©

Research Institute of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

E-mail: moser-info@yandex.ru

Abstract. A task. To systematize the EC (EU) experience in terms of obtaining rights and obligations akin to those enjoyed by the WCO members, including highlighting the actions and stages in connection with the consideration of the EC application for membership in the World Customs Organization. Conclusions. The research article is devoted to the issues of the EC (EU) legal status of in the WCO and the use of the EC precedent for the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 (Strategic Directions) in terms of joint actions with Member States aimed at obtaining the Union's membership status in the WCO. The subject of the study is the activities and stages passed by the EC in the framework of interaction with the WCO to change the legal status from an observer to akin to the WCO membership. The research paper presents in abstract form the legal instruments and legal structures that have been developed at the expert level to satisfy the EC application. The identified activities, by analogy, can be used to develop an action plan (roadmap) for the Eurasian Economic Union (EEU) to obtain the WCO member status. Based on the results of the study, conclusions and recommendations were formed within the framework of cooperation between the Eurasian Economic Commission and the WCO. Social consequences. Conducting a study of the legal status of customs and economic unions in the WCO is associated with the implementation of paragraph 11.7.5. of Strategic Directions [6] in terms of cooperation with this international organization. Practical value. The results of the study are of interest to the customs cooperation block of the Eurasian Economic Commission (EEC), and can be used by specialists from customs and other executive authorities in the EEU member states, EEC experts to organize and implement mutually beneficial customs cooperation between the EEC and the WCO. The article is recommended to researchers, teachers, students, graduate students and other categories of students in the Russian Customs Academy, in other universities and the WCO regional training centers in the specialties "Customs" and "Jurisprudence". Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the activities of the EEC, the WCO and is the result of a comprehensive study of the issue of the legal and organizational basis for obtaining the WCO member status by economic and customs unions.

Key words: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, European Communities, European Union, EU, EC, customs regulation, customs administration, international customs law, customs, observer, customs and economic union, action plan, roadmap

Вопросы развитии эффективного взаимодействия с Всемирной таможенной организацией (далее - ВТа-мО) находятся на повестке повестки евразийской интеграции с 2017 г., когда был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 г. в Брюсселе1. За прошедший период Евразийская экономическая комиссия (далее -Комиссия) стала активным субъектом правоотношений с международным таможенным сообществом на площадке ВТамО. Эта международная таможенная орга-

1 Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 г. [5: 165].

низация на постоянной основе приглашает Комиссию в статусе наблюдателя на различные заседания ее рабочих органов. Стоит отметить, что такое взаимодействие является двусторонним, т.е. Комиссия - ВТамО. При этом подобное сотрудничество на уровне Евразийского экономического союза (далее - Союз) и ВТамО на сегодняшний день отсутствует.

По мнению автора ситуация концептуально поменялась с принятием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. [6] (далее - Стратегические направления), в которых среди прочих мероприятий закреплено развитие сотрудничества с ВТамО посредством проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО;

а также проработкой возможности присоединения Союза к основополагающим документам ВТамО»2.

Реализация данных намерений позволит заметно усилить позиции Союза и государств-членов во ВТамО и совместными действиями отстаивать интересы Союза и государств-членов в этой важнейшей международной организации [1].

Необходимость изучения правового статуса таможенных и экономических союзов во ВТамО подтверждается также рядом других обстоятельств, а именно:

• отсутствуют научно-практические рекомендации таможенным и экономическим союзам по выстраиванию отношений с ВТамО [2];

• отсутствует план мероприятий (дорожная карта) взаимодействия ЕЭК с ВТамО;

• отсутствует анализ правовых, институциональных и финансовых последствий присоединения Союза к ВТамО;

• отсутствует анализ рисков, сопряженных с членством Союза во ВТамО, в том числе с распределением компетенции Союза и его государств-членов;

• отсутствует план мероприятий (дорожная карта) по получению Союзом правого статуса члена во ВТамО, а также присоединения к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО.

Указанные выше обстоятельства обусловливают актуальность данного исследования в контексте реализации Стратегических направлений.

Для целей реализации Стратегических направлений в части сотрудничества с ВТамО распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссией № 55 от 29.03.2022 была создана Рабочая группа по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией [7] (далее - Рабочая группа). 7 июня 2022 г. состоялось ее первое заседание, в рамках которого для уполномоченных экспертов таможенных органов государств-членов Союза стало очевидным необходимость исследования прецедента Европейского союза (далее -ЕС) [2] в части получения прав и обязанностей, похожих не те, которыми пользуются члены ВТамО.

Напомним, что в 2022 г. автором было проведено комплексное исследование правовых и организационных основ получения экономическими и таможенными союзами статуса члена ВТамО [2].

Цель настоящей статьи - раскрыть опыт ЕС в части получения так называемого членства экономического союза во ВТамО, в том числе пройденные этапы и шаги в этой связи.

На тот случай, если таможенный или экономический союз в лице уполномоченных органов управления ставит задачу, например, провести совместные с государствами-членами союза действия, направленные на получение союзом статуса члена во ВТамО, требуется изучение прецедента ЕС, а также ясное понимание через что пришлось пройти ЕС, чтобы заключить политическую «сделку», формализованную в решении Совета ВТамО № 318 в июне 2007 г.

Ниже приводится полный перечень шагов, предпринятых заинтересованными субъектами для удовлетворения двух заявок ЕС о членстве во ВТамО.

2 Пункт 11.7.5 [6].

Представленный ниже перечень последовательных действий ЕС, по нашему мнению, имеет практическое значение для формирования плана мероприятий (дорожной карты) по получению членства Союза во ВТамО на основе опыта Европейских сообществ. Собственно такой план мероприятий уже представлен вниманию научно-экспертного сообщества в одной из исследовательских статье автора [2]. Нами выделены следующие 4 этапа, которые прошел ЕС для получения искомого международно-правового статуса во ВТамО.

Этап I

1. Проведение переговоров Европейской комиссии и Секретариата ВТамО о членстве в Организации.

2. Принятие решения Совета министров ЕС подать заявку на членство во ВТамО (принято единогласно).

3. Совет министров ЕС поручает Европейской комиссии (далее - ЕК) представить запрос ЕС во ВТамО и, при необходимости, провести переговоры с целью получения членства во ВТамО (март 2001).

4. Совет министров ЕС уполномочивает Европейскую комиссию вести переговоры о поправке к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (решение от 19 марта 2001) (далее - Конвенция СТС).

5. Подача заявки на членство во ВТамО. Направление Европейской Комиссией в Секретариат ВТамО письма от 19 апреля 2001 г., в котором указывается, что Совет Европейского сообщества уполномочил ЕК вести переговоры о поправке к Конвенции СТС, чтобы позволить ЕС стать членом ВТамО.

В своем письме Комиссия по существу:

• предлагает проект поправки к Конвенции СТС, которая позволит ЕС стать договаривающейся стороной конвенции;

• предлагает возможные средства упрощения вступления в силу такой поправки;

• устанавливает ряд практических мер, которые могут быть приняты до принятия такой поправки для улучшения участия ЕС в работе ВТамО;

• просит создать во ВТамО переговорную структуру для решения этого вопроса.

6. Секретариат ВТамО рассылает письмо ЕК всем странам-членам для информации (май 2001).

7. Проведение консультаций Секретариата ВТамО:

• с депозитарием Конвенции (МИД Бельгии);

• со специалистом по международному договорному праву (юрисконсульт Секретариата ВТамО);

• с Комиссией Европейского сообщества;

• ознакомление с различными опубликованными источниками информации о членстве ЕС в некоторых других межправительственных организациях.

Цель - получение первоначальной позиции по правовым аспектам членства ЕС во ВТамО и подготовки справочного материала для создания основы для обсуждений в Политической комиссии (далее - Политко-миссия, ПК) и Совете (май 2001 г.).

8. Подготовка Секретариатом ВТамО информационной справки (справочного материала) от 31.05.2001 «Запрос о членстве Европейского сообщества») к 45-му заседанию ПК (25-27 июня 2001 г.) в целях создания основы для обсуждений. Материал содержит следующие элементы:

• текущий статус ЕС по отношению к ВТамО (2001);

• правовые и практические положения, принятые в организациях, членом которых является Европейское Сообщество (ФАО и ВТО);

• правовые вопросы, связанные с запросом ЕС;

• практические меры для обработки запроса от ЕС.

9. Формирование Секретариатом ВТамО позиции (31.05.2001). Политической комиссии предлагалось провести предварительное обсуждение вопросов, поднятых в справочном материале (от 31.05.2001), и дать рекомендации Совету в отношении:

а) принципа начала переговоров с целью:

• членства ЕС во ВТамО;

• в краткосрочной перспективе - введения мер, направленных на содействие участию ЕС в работе ВТамО;

б) если этот принцип будет принят, процедур, которые должны быть введены в действие для успешного проведения этих переговоров.

10. Проведение политических дискуссий, инициированных правительствами и ЕС, поиск политического решения (с момента распространения информационной справки Секретариата ВТамО от 31.05.2002).

11. Планирование проведения предварительного обсуждения запроса ЕК на заседаниях ПК и Совета в июне 2001 г.

12. Предварительное обсуждение запроса ЕК на 45-м заседании ПК ВТамО (25-27 июня 2001 г.) с участием Генерального директора ЕК, ответственного за налогообложение и таможенный союз.

Рассмотрены следующие фактические элементы:

• текущий статус ЕС по отношению к ВТамО (2001);

• правовые и практические положения, принятые в организациях, членом которых уже является ЕС (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; Всемирная торговая организация (ВТО);

• правовые вопросы, связанные с запросом ЕС.

13. Участие Генерального директора ЕК, ответственного за налогообложение и таможенный союз в 45-м заседании ПК ВТамО (25-27 июня 2001 г.) в обсуждениях подходов Секретариата о членстве ЕС во ВТамО, а также представление запроса Сообщества о членстве.

14. Обсуждение заявки ЕК на 97/98 заседании Совета ВТамО (28-30 июня 2021 г.). Результаты мероприятия:

Председатель Совета заявил, что в Совете и ПК нет согласия по принципу начала переговоров о членстве ЕС во ВТамО.

Совет согласился с ПК в том, что на данном этапе было бы преждевременно создавать рабочую группу для начала переговорного процесса или принятия временных мер.

Поднято множество вопросов, требующих дальнейшего изучения, в т.ч. связанные не только с таможенными вопросами, но и с конституционными, юридическими или практическими аспектами запроса ЕС.

Потребуется проконсультироваться с различными национальными органами.

Наиболее логичным решением было бы отложить ответ на запрос ЕС (на год - прим. автора) до окончания заседаний Совета в июне 2002 г. и оставить этот документ открытым, чтобы дать членам ВТамО больше времени для консультаций и размышлений, а также упростить сбор дополнительной информации.

Председатель попросил Генерального секретаря через заместителей председателя составить список конкретных вопросов членов, которые, по их мнению, заслуживают дальнейшего изучения.

15. Участие представителя ЕС в 97/98 заседании Совета ВТамО (28-30 июня 2021 г.) при обсуждении этого вопроса и представление запроса Сообщества о членстве, а также объяснения мотивов (причин), лежащих в основе запроса ЕС о членстве.

Дополнительная информация к этапу I:

• создание эффективной переговорной структуры;

• предложения Секретариата ВТамО в части практических мер для обработки запроса от ЕС. Изложено в информационной справке от 31.05.2001 «Запрос о членстве Европейского сообщества» к 45-му заседанию ПК (25-27 июня 2001 г.):

- принятие принципа членства ЕС как заслуживающего изучения, следствие - инициирование процесса дальнейшего рассмотрения вопросов, ведущих к переговорам о приемлемом исходе;

- принятие принципа начала переговоров с целью членства ЕС во ВТамО на заседаниях Совета;

- разработка и согласование методологии переговоров с целью членства ЕС во ВТамО. Переговоры должны быть двусторонними, т.е. между, с одной стороны, представителями ЕС, а с другой, представителями ВТамО;

• формирование двух переговорных групп:

- создание переговорной группы Сообщества, которая состоит исключительно из официальных лиц ЕК. Страны-члены ЕС не участвуют в переговорах;

- создание переговорной группы ВТамО: она должна быть небольшой, но представительной группой членов, возможно, состоящей из председателя и заместителей председателя Совета, а также нескольких других членов, назначенных заместителями председателя для обеспечения наилучшего возможного регионального баланса. Предполагалось, что возглавит эту переговорную группу председатель Совета.

Этап II

16. Формирование Секретариатом списка вопросов по проблематике членства ЕС во ВТамО (после 97/98 заседания Совета, 28-30 июня в 2001 г.).

17. Подготовка Секретариатом списка вопросов по проблематике членства ЕС во ВТамО в Политическую комиссию.

18. Обращение Секретариата ВТамО в письменной форме к заместителям председателя, чтобы узнать, желают ли члены в их соответствующих регионах предложить какие-либо аспекты запроса о членстве ЕС, которые следует изучить дополнительно (после 97/98-го заседания Совета, которое состоялось 28-30 июня 2001 г.).

19. Получение Секретариатом ответа от заместителя председателя - делегата Соединенного Королевства, представляющего Европейский регион, со списком возможных тем для изучения, которые были определены странами-членами в Европейском регионе (22 октября 2001 г.).

20. Представление участникам опроса списка возможных тем для изучения, которые предварительно были определены странами-членами Европейского региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Проведение консультации на региональном уровне заместителями председателя с членами ВТамО. Цель - узнать мнение о последствиях для ВТамО появления зон свободной торговли и соглашений, таможенных союзов и других подобных явлений.

22. Формирование к ноябрю 2001 г. Секретариатом ВТамО вопросника.

Цель - оказать содействие странам-членам принять решение о том, следует ли начинать переговоры с учетом членства ЕС во ВТамО. Области исследования (6 вопросов):

• текущее состояние/стремления региональных группировок во всем мире (исполнитель - заместители председателя, Секретариат);

• отношения ЕС с другими межправительственными организациями (исполнитель - ЕС, Секретариат);

• отношения других региональных группировок с межправительственными организациями (исполнитель - заместители председателя, Секретариат);

• польза членства ЕС во ВТамО (исполнитель - ЕС, Секретариат, заинтересованные члены);

• компетенция ЕС и государств-членов ЕС в случае членства ЕС во ВТамО (исполнитель - ЕС);

• вероятное влияние членства ЕС на повседневную деятельность технических комитетов ВТамО (исполнитель - Секретариат).

П р и м е ч а н и е: вопросы были определены (согласованы) Политической комиссией ВТамО на 46-м заседании в декабре 2001 г., ответы на них запросили ПК, Генеральный секретарь и члены ВТамО для принятия решения на основе фактов.

23. Секретариат ВТамО посчитал преждевременным рассматривать сформированные вопросы, хотя не было сомнений, что они имеют большое значение в переговорах о членстве ЕС во ВТамО (озвучено 6 ноября 2001 г.).

24. Секретариатом ВТамО к 46-му заседанию ПК, 10-12 декабря 2001 г. (06.11.2001) сформированы следующие позиции:

• чтобы изучить вопрос о компетенции ЕС необходимо отправить в ЕК экземпляры повесток всех заседаний рабочих органов ВТамО за последние 12 месяцев с просьбой провести различие - например, с помощью цветового кодирования - между пунктами повестки заседания, за которые ЕС будет нести ответственность, и теми, которые останутся в сфере ответственности отдельных членов (примечание -по факту предложение не реализовано);

• предлагается провести оценку Секретариатом ВТамО возможного влияния членства ЕС на повседневную работу технических комитетов ВТамО путем сравнения степени участия государств-членов ЕС и ЕК

- в комитете, членом которого является ЕС (например, Комитете по ГС);

- комитете, в котором ЕС участвует как наблюдатель (например, Правоохранительном комитете) (примечание - предложение не реализовано).

25. Рассмотрение вопроса о членстве ЕС во ВТамО на 46-м заседании ПК (10-12 декабря 2001 г.). Принятые решения:

• Секретариат ВТамО определил возможные области исследования и выполнил свой мандат;

• вопросы в рабочем документе, которые имеют прямое отношение к ЕС и его заявке на вступление во ВТамО, будут переданы ЕС для дальнейших комментариев, материалов и исследований;

• на региональном уровне заместители председателя проведут консультации с членами ВТамО, чтобы узнать их мнение о последствиях для ВТамО появления зон свободной торговли и соглашений, таможенных союзов и других подобных явлений;

• ПК вернется к этому вопросу в июне 2002 г. на основе вкладов (позиций), которые будут получены от ЕС и заместителей председателя.

26. Политическая комиссия в декабре 2001 г. поручает Генеральному Секретарю ВТамО получить ответы на заданные вопросы в соответствии с разработанным Секретариатом опросником.

27. Секретариат в декабре 2001 г. предложил ЕК предоставить предварительную информацию:

• об отношениях, которые таможенные и экономические группировки в Европейском регионе поддерживают с различными межправительственными организациями;

• о преимуществах членства ЕС для ВТамО;

• о компетенции, практических последствиях, которые могут возникнуть в результате принятия ЕС в качестве члена ВТамО.

Официально письмо Секретариата о предоставлении ответов было направлено в ЕС 7 февраля 2002 г.

28. Представление Европейским сообществом 24 апреля 2002 г. в Секретариат ВТамО материалов (позиции) по тем вопросам исследований, которые к нему имеют непосредственное отношение:

• распределение полномочий между ЕС и его государствами-членами;

• отношения ЕС с другими международными организациями;

• почему членство в ЕС было бы полезно для ВТамО.

29. Предоставление заместителями председателя мнений членов ВТамО по регионам о последствиях для ВТамО появления зон свободной торговли и соглашений, таможенных союзов и т.д.

• 26.04.2002 - заместитель Председателя Азиатско-Тихоокеанского региона.

• 06.05.2002 - заместитель председателя от региона Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

• 17.05.2002 - заместитель председателя Европейского региона ВТамО.

30. Секретариатом ВТамО к 47-му заседанию ПК, 24-26 июня 2002 г. (31.05.2002) сформированы следующие позиции:

Для Секретариата ВТамО было очевидно и было бы неуместно занимать позицию по тому, что по существу является вопросом национальной политики. В этих обстоятельствах Секретариат ограничился указанием на то, что варианты, открытые для ПК, могут включать следующее:

• рекомендовать Совету начать переговоры с целью членства ЕС, при этом Секретариату будет поручено подготовить проект технического задания

• рекомендовать Совету отложить рассмотрение этого вопроса до тех пор, пока приоритеты ВТамО не позволят выделить ему необходимое время и ресурсы;

• рекомендовать Совету отклонить просьбу ЕС о переговорах;

• рекомендовать Совету не принимать решения по запросу ЕС на данный момент до дальнейшего рассмотрения на национальном уровне и/или предоставления дополнительной информации (которая будет определена Политической комиссией).

31. 47-е заседание Политической комиссии ВТамО (24-26 июня 2002 г.). Основные результаты заседания:

Секретариат ВТамО более не видит необходимости в том, чтобы ПК поручала ему проводить какие-либо дальнейшие исследования на данном этапе. Руководитель Секретариата ВТамО обязался информировать ПК и Совет ВТамО о любых событиях, о которых можно было бы ему сообщить по ходу политических дискуссий.

Политическая комиссия приняла к сведению замечания Генерального секретаря и согласилась с ним в том, что этот вопрос (о членстве ЕС во ВТамО. - прим. автора) следует оставить открытым. Генеральному секретарю предложено «следить за ситуацией и сообщать ПК и Совету, когда происходят события, на которые необходимо обратить их внимание.

32. 99/100 Заседание Совета ВТамО (27-29 июня 2002 г.). Основные результаты заседания:

Рассмотрен вопрос о членстве ЕС во ВТамО. Совет принял к сведению следующую информацию: председатель Совета пояснил, что Генеральный секретарь сообщил Политической комиссии, что вопрос о членстве ЕС во ВТамО в настоящее время является предметом политических дискуссий, инициированных правительствами и ЕС, и предложил оставить его открытым до тех пор, пока не будет найдено политическое решение. ПК попросила Генерального секретаря следить за ситуацией и сообщать ПК и Совету о событиях, на которые необходимо обратить их внимание.

Этап III

33. Организация контактов, проведение встреч на политическом уровне, в том числе переговоры ЕК с Секретариатом ВТамО о подаче новой заявки о членстве ЕС во ВТамО (2006).

34. Направление Европейской комиссией повтор -ной просьбы в адрес Генерального секретаря ВТамО о присоединении ЕС к ВТамО (июнь 2006 г.).

35. 55-е заседание Политической комиссии ВТамО (26-28 июня 2006 г.). Основные результаты заседания:

Генеральный секретарь ВТамО заявил, что в июне 2006 г. в его адрес поступил повторный запрос ЕС о членстве во ВТамО и предложил добавить этот вопрос в п. XV повестки 55-го заседания ПК (прочие вопросы). Таким образом, проблематика членства ЕС во ВТамО была повторно вынесена на рассмотрение ПК постфактум без предоставления возможности странам-членам предварительно обсудить ее с уполномоченными национальными органами. Соответственно дискуссия по существу вопроса в ходе 55-го заседания ПК ВТамО не была продолжительной и глубокой как в 2001 и 2002 гг.

36. Представление Генеральным секретарем ВТамО запроса ЕС о присоединении ЕС к ВТамО на 55-м заседании ПК (26-28 июня 2006 г.). Генеральный секре-

тарь ВТамО заявил, что все юридические, институциональные или финансовые последствия вступления ЕС во ВТамО будут представлены на рассмотрение декабрьского заседания ПК (2006 г.) в отчете, подготовленном Секретариатом.

37. Представление запроса ЕС Генеральным директором по налогообложению и таможенному союзу ЕК (ТАХГО) на 55-м заседании ПК (26-28 июня 2006 г.). Представитель ЕС предложил внести поправку в Статью XVIII Конвенции СТС.

38. Политическая комиссия в ходе 55-го заседания (26-28 июня 2006 г.) «попросила»* Секретариат ВТамО подготовить документ с изложением возможных институциональных, правовых и финансовых последствий членства ЕС во ВТамО для обсуждения на заседании Комиссии в декабре 2006 г. (из выступления Генерального секретаря ВТамО на 107/108-м заседании Совета ВТамО, 29 июня - 1 июля 2006 г.).

* Примечание автора: в материалах 55-го заседания ПК ВТамО (см. п. 234-244 отчета от 28.06.2006) такое поручение («просьба») отсутствует. Сказанное выше - инициатива Секретариата ВТамО, но не поручение Политической комиссии.

39. 107/108-е Заседание Совета ВТамО (29 июня по 1 июля 2006 г.). Мероприятие началось на следующий день после завершения 55-го заседания ПК. В повестке заседания Совета анализируемая проблематика ЕС не значилась. Единственным источником информации о повторной заявке ЕС от июня 2006 г. был отчет 55-го заседания ПК от 28 июня 2006 г. в рубрике «политические вопросы».

По факту члены ВТамО не были готовы обсуждать проблематику членства ЕС во ВТамО в рамках 107/108-го заседания Совета ВТамО.

Генеральный секретарь ВТамО сообщил Совету о запросе ЕС о членстве во ВТамО, озвученном на 55-м заседании ПК (26-28 июня 2006 г.).

Председатель Совета высказал мнение, что обсуждение деталей запроса ЕС на данном этапе может быть преждевременным.

По результатам 107/108-го заседания Совет ВТамО принял к сведению просьбу ЕС о членстве во ВТамО и поручил Секретариату подготовить документ об институциональных, финансовых и правовых последствиях с учетом вопросов, поднятых в отношении других региональных группировок. Отмечено, что этот вопрос будет обсуждаться на основе документа Секретариата не только Политической комиссией, но и на предстоящих региональных встречах, чтобы подготовить почву для всестороннего обсуждения на сессиях Совета 2007 г.

40. Участие генерального директора по налогообложению и таможенному союзу (ТЛХГО) ЕК в 107/108-м заседании Совета ВТамО (29 июня по 1 июля 2006 г.). Озвучены тезисы о причинах повторного направления запроса ЕС во ВТамО.

41. Поручение Совета Секретариату ВТамО подготовить документ об институциональных, финансовых и правовых последствиях (членства ЕС во ВТамО -прим. автора) с учетом вопросов, поднятых в отношении других региональных группировок (29 июня по 1 июля 2006 г.).

42. Подготовка Секретариатом ВТамО информационного документа (к 56-му заседанию ПК) об институциональных, финансовых и правовых последствиях присоединения ЕС к ВТамО под названием «Запрос о членстве Европейских сообществ» от 2 ноября 2006 г., Структура документа:

• текущий статус ЕС по отношению к ВТамО;

• юридические вопросы последствий внесения изменений в Конвенцию СТС;

• институциональные вопросы: право голоса и разделение компетенции между ЕС и его государствами-членами;

• финансовые вопросы: о постоянных ежегодных взносах ЕС в бюджет ВТамО и методологии их расчета.

В резолютивной части информационного документа (на 56-м заседании) Политической комиссии предложено рассмотреть повторный запрос ЕС на членство во ВТамО, чтобы подготовить почву для всестороннего обсуждения этого вопроса на заседаниях Совета 2007 г.

43. Подготовка Секретариатом ВТамО исследования (к 56-му заседанию ПК) о статусе таможенных и экономических союзов и аналогичных региональных группировок во всем мире «Сравнительный анализ полномочий различных таможенных союзов и Европейских сообществ» от 2 ноября 2006 г.

44. Формирование Секретариатом ВТамО позиции от 2 ноября 2006 г., в том числе о процедурах внесения изменений в Конвенцию СТС и предоставление членства ЕС во ВТамО:

• подготовка и согласование формулировок необходимых поправок к юридическим текстам Конвенции СТС;

• принятие официального решения Совета с изложением этих поправок, которое должно быть одобрено большинством двух третей членов, присутствующих на заседании Совета и имеющих право голоса;

• поправки к Конвенции СТС затем должны быть рекомендованы Советом договаривающимся сторонам Конвенции СТС;

• договаривающиеся стороны, которые принимают поправки, должны письменно уведомить МИД Бельгии об их принятии;

• поправки вступают в силу через три месяца после того, как МИД Бельгии получит письменное уведомление о принятии таких поправок к Конвенции СТС от всех договаривающихся сторон конвенции;

• пока идет процедура внесения поправок, Совет, возможно, пожелает принять решение, которое может быть реализовано с немедленным вступлением в силу, предоставляя ЕС те же права и обязанности [the same rights and obligations] (с соответствующими изменениями), которыми пользуются члены ВТамО;

• такое решение Совета должно быть одобрено большинством в две трети членов, присутствующих на заседаниях Совета и имеющих право голоса.

45. 56-е заседание Политической комиссии ВТамО (5-7 декабря 2006 г.). Основные результаты заседания:

• рассмотрен рабочий документ Секретариата ВТа-мО об институциональных, финансовых и правовых последствиях присоединения ЕС к ВТамО под названием «Запрос о членстве Европейских сообществ» от 2 ноября 2006 г.;

• Генеральный секретарь:

- предложил поставить отношения ВТамО с ЕС на более официальную основу;

- взял обязательство подготовить Секретариатом новый рабочий документ с ответами на различные поднятые ПК вопросы;

• по результатам заседания председатель ПК констатировал, что в целом поддерживается вступление ЕС, но предстоит решить некоторые политические и юридические вопросы.

46. Выступление Генерального директора ЕК по налогообложению и таможенному союзу ЕК на 57-м заседании ПК (5-7 декабря 2006 г.). Представитель ЕС положительно оценил рабочий документ Секретариата ВТамО об институциональных, финансовых и правовых последствиях присоединения ЕС к ВТамО под названием «Запрос о членстве Европейских сообществ» от 2 ноября 2006 г., а также озвучил причины подачи заявки ЕС по поиску членства во ВТамО в 2001 г.

47. Подготовка Секретариатом ВТамО пакета предложений о предоставлении ЕС статуса члена ВТамО для рассмотрения на 57-м заседании Политической комиссии (01.06.2007):

• проект поправки к ст. XVIII Конвенции, учреждающей Совет таможенного сотрудничества, позволяющий таможенным и экономическим союзам становиться договаривающимися сторонами Конвенции и, следовательно, членами ВТамО;

• проект рекомендации Совета, необходимый исключительно для целей официального оформления принятия вышеупомянутой поправки и доведения ее до сведения правительств - членов ВТамО для принятия;

• проект решения Совета, в соответствии с которым в качестве переходной меры до вступления в силу поправки к ст. XVIII Конвенции Европейские Сообщества будут наделены правами и обязанностями, похожими на те, которые имеют члены ВТамО (rights and obligations akin to those of WCO Members).

Наряду с этим, в подготовленном материале Секретариата ВТамО от 01.06.2007 выдвинут тезис, что Совету следует предложить принять решение, позволяющее ЕС иметь права и обязанности, похожие на те, которые относятся к членству ВТамО (akin to those of WCO membership) до ратификации поправки к Конвенции СТС.

В резолютивной части документа Секретариата ВТамО от 01.06.2007 Политической комиссии предложено решить, готова ли она рекомендовать Совету предпринять шаги, позволяющие таможенным и экономическим союзам стать членами Организации и принять временные меры в пользу ЕС.

Если это так, Политической комиссии предложено изучить и, при необходимости, рекомендовать Совету для принятия перечисленные 3 проекта документов.

48. Подготовлены предложения Европейской комиссии от 14.05.2007 для решения Совета о вступлении Европейских сообществ во Всемирную таможенную организацию и выполнении прав и обязанностей, похожих членству на временной основе (COM(2007) 252 final. 2007/0087 (ACC). Brussels, 14.5.2007):

• пояснительный меморандум;

• предложения для решения Совета о вступлении Европейских сообществ во Всемирную таможенную организацию и выполнении прав и обязанностей, похожих членству на временной основе (akin to membership ad interim);

• декларация компетенции Европейских сообществ по вопросам, охватываемых Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества.

• законодательный финансовый отчет (заявление).

49. Подготовлены материалы Совета Европейского союза от 16.05.2007 о направленных 14.05.2007 Комиссией предложениях для решения Совета о вступлении Европейских сообществ во Всемирную таможенную организацию и выполнении прав и обязанностей, похожих членству на временной основе:

• пояснительный меморандум;

• предложения для решения Совета о вступлении Европейских сообществ во Всемирную таможенную организацию и выполнении прав и обязанно -стей, похожих членству на временной основе (akin to membership ad interim);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• декларация компетенции Европейских сообществ по вопросам, охватываемых Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества.

• законодательный финансовый отчет (заявление).

50. Подготовлены материалы Совета Европейского союза от 20.05.2007 - Законодательные акты и другие инструменты. Предмет: Решение Совета об осуществлении прав и обязанностей, похожих на членство на временной основе Европейскими сообществами во Всемирной таможенной организации):

• решение Совета о выполнении прав и обязанностей, похожих членству на временной основе (akin to membership ad interim); Европейскими сообществами во Всемирной таможенной организации;

• декларация компетенции Европейских сообществ по вопросам, охватываемых Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества.

51. Принятие решения Совета ЕС от 25 июня 2007 г. (2007/668/EC) о выполнении прав и обязанностей, похожих членству на временной основе Европейским сообществом во Всемирной таможенной организации, а также декларации компетенции Европейских сообществ по вопросам, охватываемых Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества (приложение к решению от 25.06.2007).

52. 57-е заседание Политической комиссии ВТамО (25-27 июня 2007 г.). Основные результаты заседания:

Генеральный секретарь сообщил следующее:

• Секретариат ВТамО предлагает временное решение, которое позволит ЕС пользоваться правами, похожими на права членов ВТамО, до вступления поправки в силу;

• проект решения Совета о статусе ЕС в отношении ВТамО (01.06.2007) составлен при консультациях c ЕК;

• проект решения Совета, излагающий временное решение до вступления в силу этой поправки касается исключительно ЕС.

Политическая комиссия единогласно согласилась с поправками, предложенными группой. Она рекомендовала Совету:

а) принять проект рекомендации (проект рекомендации ВТамО о внесении поправки в Конвенцию СТС), чтобы таможенные и экономические союзы могли стать членами ВТамО;

б) принять проект решения о предоставлении Европейским Сообществам прав, похожих на те, которыми пользуются члены, до принятия вышеупомянутой рекомендации всеми договаривающимися Сторонами.

Этап IV

53. 109/110 заседание Совета ВТамО (28-30 июня), штаб-квартира ВТамО, Брюссель. Основные результаты заседания:

Генеральный секретарь отметил, что Совет ВТамО просят одобрить двухэтапный процесс, включающий рекомендацию Совета о поправке к Конвенции СТС и проект решения, который будет применяться до вступления в силу поправок. Он выразил надежду на то, что спустя шесть лет после того, как ЕС впервые обратились с просьбой о проведении переговоров с целью вступления во ВТамО, Организация могла бы приветствовать в своем составе самую крупную экономическую силу (группировку) в мире.

Принятие временных мер, которые предоставили ЕС права и обязанности, похожие на права и обязанности членов ВТамО. Совет ВТамО принял путем аккламации:

• проект рекомендации Совета, необходимой для введения в действие поправки к статье XVIII Конвенции об учреждении Совета таможенного сотрудничества (примечание - чтобы таможенные и экономические союзы стали членами ВТамО);

• проект решения Совета о наделении ЕС правами и обязанностями, похожими на права и обязанности членов ВТамО, до вступления в силу поправки к статье XVIII Конвенции.

Примечание: Европейским сообществам согласно решению Совета ВТамО было предоставлено не членство или статус члена ВТамО, а права и обязанности похожие на те, которыми пользуются члены ВТамО [akin to those enjoyed by WCO Members].

54. Участие Генерального директора ЕК, ответственного за налогообложение и таможенный союз (TAXUD), в 109/110 заседании Совета ВТамО (28-30 июня) в обсуждениях повестки заседания в части удовлетворения запроса Сообщества о членстве во ВТамО.

55. 119/120 заседания совета ВТамО, 28-30 июня 2012 г. Представление Секретариатом ВТамО информационного обзора о статуе ЕС во ВТамО.

56. Разработка руководящих принципов «Членство ВТамО: обеспечение координации Сообщества». Документ подготовлен Генеральным Секретариатом Совета Европейского союза, который был направлен Рабочей группе по Таможенному союзу (таможенное законодательство и политика) 22 апреля 2008 г. по вопросу «членства ЕС во Всемирной таможенной организации -обеспечение координации Сообщества».

Приведенный перечень мероприятий, которые были реализованы ЕС для получения прав и обязанностей, похожих на те, которыми пользуются члены ВТамО в период с 2001-2008 гг., формализован в 56 шагах и условно разделен нами на 4 этапа. Изучение

этого списка позволяет сформулировать комплексное представление по проблематике членства таможенного и экономического союза во ВТамО и, что самое главное, - донести до экспертов рабочей группы по взаимодействию с ВТамО [7], что реализация п. 11.7.5. Стратегических направлений в части «проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО» [6], требует комплексного подходы и является непростой задачей.

По мнению автора, сформулированный перечень представляет интерес для экспертной работы на площадке блока по таможенному сотрудничеству Комис-

ЛИТЕРАТУРА

1. Мозер С.В. Международно-правовой статус наблюдателей во Всемирной таможенной организации: аналитический обзор. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. URL: http://customs-academy.net/?p=14338

2. Мозер С.В. К вопросу об организации эффективных правоотношений с Всемирной таможенной организацией: рекомендации для таможенных и экономических союзов // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. № 4.

3. Гошин В.А., Мозер С.В. Перспективы вступления Евразийского экономического союза во Всемирную таможенную организацию // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19-20 ноября 2015 г.) В 2 ч. Ч. 1. Ростов н/Д.: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015. C. 20-29. [Электронный ресурс «РТА:НАУКА»]. URL: http://www.customs-academy.net/?p=8539

4. Гошин В.А., Мозер С.В. Возможность получения статуса члена Всемирной таможенной организации экономическими и таможенными союзами: опыт Европейского Союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. C. 52-60. URL: https://Www.elibrary.ru/item.asp?id=24913948

5. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. URL: http:// customs-academy.net/?p=3817

6. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года / Утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12

7. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 29 марта 2022 г. № 55 «О рабочей группе по взаимодействию с Всемирной таможенной организацией». ИС «Алта-Софт». URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/22r00055/

8. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 г. // Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 165. URL: http://customs-academy.net/?p=10587

сии сопряженной с предстоящей разработкой плана мероприятий Союза в части проведения совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО.

При этом в качестве основы для дискуссий могут быть использованы организационно-правовые подходы (организация работы Комиссии и государств-членов Союза; правовые и организационные подходы для получения Союзом статуса члена ВТамО; мероприятия; правовые акты Союза, необходимые для реализации п. 11.7.5. Стратегических направлений), сформулированные автором для этих целей в отдельном исследовательском материале [2].

REFERENCES

1. Mozer S.V. International and legal status of observers in the World Customs Organization: An analytical review. Moscow: RIO Russian Customs Academy, 2021. URL: http:// customs-academy.net/?p=14338

2. Mozer S.V. On the issue of organizing effective legal relations with the World Customs Organization: Recommendations for customs and economic unions. Problems of Economics and Legal Practice. 2022. No. 4. (In Rus.)

3. Goshin V.A., Mozer S.V. Prospects for getting the World Customs Organization membership status by the Eurasian Economic Union. In: Features of state regulation of foreign trade activities in modern conditions: Materials of the II Scientific and Practical Conference (Rostov-on-Don, November 19-20, 2015). In 2 parts. Part 1. Rostov-on-Don: Russian Customs Academy, Rostov branch, 2015. Pp. 20-29. [Electronic resource "Russian Custom Academy: SCIENCE"] URL: http://www. customs-academy.net/?p=8539

4. Goshin V.A., Mozer S.V. The possibility of obtaining the status of a member of the World Customs Organization by economic and customs unions: the experience of the European Union. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2015. No. 4. Pp. 52-60. (In Rus.) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24913948

5. Kadyrkulov M.A., Mozer S.V., Lipatova N.G. World Customs Organization as a Modern Institute for Improving Customs Administration and Trade Facilitation Procedures: Monograph. Lyubertsy: RIO Russian Customs Academy, 2017. URL: http:// customs-academy.net/?p=10587

6. Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025 / Approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 11, 2020 № 12 "On Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025". URL: https:// docs.eaeunion.org/docs/en-us/01428320/scd_12012021_12

7. Order of the EEC Board dated March 29, 2022 No. 55 "On the working group on interaction with the World Customs Organization". IS Alta-Soft. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/22r00055/

8. Memorandum of Understanding between the Eurasian Economic Commission and the World Customs Organization of June 17, 2016. In: Kadyrkulov M.A., Mozer S.V., Lipatova N.G. World Customs Organization as a Modern Institute for Improving Customs Administration and Trade Facilitation Procedures: Monograph. Lyubertsy: RIO Russian Customs Academy, 2017. P. 165. URL: http://customs-academy. net/?p=10587

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 84,65%

Рецензент: Секербаева Д.К., начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии

Статья поступила в редакцию 08.07.2022, принята к публикации 12.08.2022 The article was received on 08.07.2022, accepted for publication 12.08.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук; старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Российской таможенной академии. Люберцы, Московская область, Российская Федерация. E-mail: moser-info@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Sergei V. Mozer, Cand. Sci. (Law); senior researcher at the Research Institute of the Russian Customs Academy. Lyubertsy, Moscow region,, Russian Federation. E-mail: moser-info@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.