Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты борьбы с преступностью в евразийском пространстве'

Организационно-правовые аспекты борьбы с преступностью в евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОБИЗНЕС / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / REGIONAL SECURITY / EURASIAN SPACE / CORRUPTION / CORRUPTION CRIME / DRUG BUSINESS / ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрашев Руслан Муратханович, Рахимова Гакку Нурлановна, Бекбасарова Токжан Жанисбековна

Статья посвящена вопросам региональной безопасности в евразийском пространстве. На основании анализа следственной практики и юридической литературы автором дана оценка организационно-правовых аспектов борьбы с преступностью в евразийском пространстве. Особенное значение уделяется противодействию таким социально опасным явлениям, как коррупция, наркобизнес, терроризм и экстремизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF FIGHTING CRIME IN THE EURASIAN SPACE

The article is devoted to the issues of regional security in the Eurasian space. Based on the analysis of investigative practice and legal literature the organizational and legal aspects of the fight against crime in the Eurasian space are assessed by the author. A special attention is given to the counteraction to such socially dangerous phenomena as corruption, drug business, terrorism and extremism.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты борьбы с преступностью в евразийском пространстве»

Зарубежный опыт

УДК 348.955

** Т

Руслан Муратханович АБДРАШЕВ,

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета международного бизнеса (г. Алматы, Республика Казахстан), доктор юридических наук

[email protected]

Гакку Нурлановна РАХИМОВА,

старший преподаватель Казахского Национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

[email protected]

Токжан Жанисбековна БЕКБАСАРОВА,

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета международного бизнеса (г. Алматы, Республика Казахстан)

[email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF FIGHTING CRIME IN THE EURASIAN SPACE

Статья посвящена вопросам региональной безопасности в евразийском пространстве. На основании анализа следственной практики и юридической литературы автором дана оценка организационно-правовых аспектов борьбы с преступностью в евразийском пространстве. Особенное значение уделяется противодействию таким социально опасным явлениям, как коррупция, наркобизнес, терроризм и экстремизм.

The article is devoted to the issues of regional security in the Eurasian space. Based on the analysis of investigative practice and legal literature the organizational and legal aspects of the fight against crime in the Eurasian space are assessed by the author. A special attention is given to the counteraction to such socially dangerous phenomena as corruption, drug business, terrorism and extremism.

Ключевые слова: региональная безопасность, евразийское пространство, коррупция, коррупционная преступность, наркобизнес, организованная преступность.

Keywords: regional security, Eurasian space, corruption, corruption crime, drug business, organized crime.

Региональная безопасность в евразийском пространстве определяется политикой и стратегией государств, а также организацией взаимодействия межгосударственного сотрудничества и нормативно-правовой базой. Для обеспечения региональной безопасности Казахстан опирается на многовекторную политику, направленную на укрепление взаимодействия с государствами, расположенными на территории евразийского пространства. Республика Казахстан на-

шла свою международно-структурную идентичность и под руководством Президента Н.А. Назарбаева прочно заняла ведущие позиции в укреплении межгосударственного сотрудничества и обеспечении региональной безопасности. В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана подчеркивается: «Мы будем проводить нашу сбалансированную внешнюю политику, взаимодействуя не только с Западом, но и с государствами Азии». Ответом на

JRjjL Вестник Сибирского юридического «wS^ института МВД России

глобальные вызовы и угрозы XXI века будет расширение и углубление евразийской интеграции. Формирование Таможенного Союза позволило перейти к Единому экономическому пространству, что создает условия для успешной реализации идеи Евразийского экономического союза.

Таким образом, Республика Казахстан отдает предпочтение крупномасштабному сотрудничеству с региональными соседями. [1] Решение проблем безопасности в евразийском пространстве тесно связано с пониманием угроз, среди которых следует отметить распространение вооружения, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, экстремистскую и террористическую деятельность. [4, с. 83] Криминогенную обстановку также осложняют незаконная миграция и биотерроризм, появление которого обусловлено проблемами трансграничных рек и водной безопасности. В регионе имеются конфликтные проблемы различной остроты, предметом которых является также и пресная вода. В Центральной Азии коллизии вокруг источников воды происходили и во времена СССР, однако тогда их удавалось сдерживать. Сегодня ситуация постоянно ухудшается в силу ряда причин. Так, ожидается, что через 15-20 лет водные ресурсы региона сократятся как минимум на треть. И этому способствуют ряд моментов.

Кроме того, ситуация осложняется всплесками коррупции, которая, в свою очередь, является одним из основных факторов, осложняющих борьбу с нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, а также с террористической деятельностью. По данным Transparency International - неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией, практически все страны постсоветского периода имеют высокий уровень коррупции (здесь и далее выделено нами. - Р.А., Г.Р., Т.Б.). Кроме того, прошедшая в ряде стран постсоветского периода либерализация экономических преступлений, глобализация мировой экономики, рост ее теневых форм привели к интернационализации организованных преступных сообществ, дав им возможность вести бизнес на территории других государств.

Большое значение имеет борьба с наркобизнесом, представляющим собой реальную угрозу евразийскому пространству. И на сегодняшний день созданы все условия для незаконного оборота наркотических средств. Например, существенное облегчение пересечения государственных границ повлекло за собой увеличение фактов перемещения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Об этом можно судить по современному состоянию правоприменительной деятельности правоохранительных органов, которое показывает отсутствие проведения на межгосударственном уровне такого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка, используемого в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств.

Как видим, просматривается тенденция упрощения контроля при пересечении государственной границы. Такие проблемы существуют у Республики Казахстан со странами, ранее входившими в Союз Советских Социалистических Республик. С другой стороны, ослабление контроля на государственных границах дополняется низким уровнем нормативно-правового обеспечения борьбы с наркобизнесом и с другими формами организованной преступности. Например, список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, не соответствует списку наркотических средств, законодательно утвержденному в Российской Федерации и других странах постсоветского периода, а также в международных конвенциях. Вышеизложенное создает условия для их легального транзита из одной страны в другую и полулегальный сбыт на территории другого государства.

Кроме того, мала вероятность изменения политики Афганистана в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Зарубежный опыт

Управление ООН по наркотикам и преступности (иИООС) опубликовало свой ежегодный доклад о производстве опиумного мака в Афганистане, в котором утверждается: «Еще ни одна страна не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан». Производство наркотиков увеличилось в несколько раз (цитата - производство наркотиков удваивается практически каждый год [2]). Сегодня страны постсоветского периода являются жертвами героина, поступающего из Афганистана.

Таким образом, принимаемые нами меры по противодействию международному наркобизнесу могут иметь только сдерживающий эффект. В связи с этим одним их основных направлений противодействия незаконному обороту наркотических средств является переформатирование деятельности правоохранительных органов и международного сотрудничества. И одним из эффективных средств борьбы с международным наркобизнесом является создание специального регионального органа, занимающегося противодействием рассматриваемой форме организованной преступности. Так, для реализации указанной задачи в свете растущей наркоугрозы для стран евразийского пространства (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) был создан ЦАРИКЦ - цент-ральноазиатский региональный информационный координационный центр. Перед ЦА-РИКЦ стояли такие задачи, как содействие в организации, проведении и координации согласованных совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; содействие в организации, проведении и координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем деятельность ЦАРИКЦ, больше носящая политический характер, подвергается большой критике, поскольку как таковой борьбы с наркобизнесом она не осуществляет. Деятельность организации носит формальный характер. Как видим, каких-либо конкретных

рычагов воздействия на транзит наркотических средств на сегодняшний день мы не имеем.

Помимо изложенного ослабление контроля на государственных границах также влечет за собой незаконную миграцию. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием возможности контроля за выездом мигранта из страны пребывания. Юридическая ответственность за незаконную миграцию не является устрашающим фактором, поскольку в случае выявления нарушителя последний подвергается депортации.

Таким образом, как в Республике Казахстан, так и в иных государствах постсоветского периода находятся миллионы незаконных мигрантов, что обусловлено рыночной экономикой, когда появляется возможность получить прибыль любым путем, в том числе и за счет рынка дешевого труда с помощью нелегальных мигрантов. В связи с этим незаконная миграция обусловлена тем, что местные предприниматели стараются поднять производительность труда за счет дешевой рабочей силы, а нелегальные мигранты - получить источник заработка в силу того, что их государство не в состоянии достичь уровня экономического развития страны пребывания. Среди многочисленных мигрантов легко можно создать устойчивые преступные группировки, объединенные общностью происхождения, языка, религии, неприязнью к стране, в которую они переселились, но которая не готова предоставить им желаемое положение.

На сегодняшний день большая опасность для евразийского пространства исходит от международных террористических группировок. Однако достаточна ли международно-правовая база для успеха в борьбе с экстремизмом и терроризмом? На наш взгляд, нет.

Практически все страны мира настроены на противодействие этим явлениям. Однако в международных нормативно-правовых актах, а также в отечественных законах нет идентичного понимания дефиниций «экстремизм» и «терроризм». Зачастую такие

ЛЯЬ Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России

разногласия в базовых определениях носят исключительно политический характер, что указывает на невозможность противодействия этим явлениям в рамках единого правового поля.

Так, в п. 5 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. «О противодействии терроризму» терроризм определен как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству».

Как видим, предложенная формулировка терроризма дословно повторяет с определение терроризма, изложенное в п. 2 ст. 2 Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (г. Екатеринбург, 16 июня 2009 г.).

Практически аналогичная формулировка терроризма дана в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 (терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий).

Узкое понимание экстремизма имеет место в законодательстве США. Подобные преступления в некоторых штатах часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Под терроризмом в законодательстве США понимается война, вследствие чего в борьбе с международным терроризмом могут применяться все международные конвенции, связанные с военными действиями, а борьба с терроризмом имеет более широкое правовое поле, нежели в других странах.

Политический контекст имеет место в законодательстве Германии. В соответствии с законодательством новым видом экстремизма признан исламизм, представляющий собой

довольно однородное течение, которое проповедует установление «исламского порядка», предписанного Кораном. [5]

Негативным моментом являются последствия глобализации, которые позволяют распространять идеи религиозного экстремизма через информационные технологии. Благодаря широкому развитию системы банковских карт и электронных платежей реальными стали ситуации, когда преступник находится в одном государстве, потерпевший - в другом, преступные действия совершаются в третьем, а полученный преступный доход оказывается на территории четвертого государства. Помимо изложенного система электронных платежей позволяет финансировать экстремистскую и террористическую деятельность во всем мире. Ярким примером является система хавала. Хавала, как одна из таких схем, позволяет осуществлять достаточно большие по объему денежные переводы без физического перемещения наличности. Привлекательность ее обусловлена тем, что практически не остается никаких документальных или электронных следов совершения операций по переводу денег.

Действуя быстрее, чем банкоматы, хавала не оставляет никакого персонифицированного следа, что делает ее особенно удобной для финансирования террористической деятельности и ограждает клиентов от уплаты налогов и внимания правоохранительных и фискальных органов. Весьма распространено мнение, что отчеты о сделках сохраняются только на время трансакции, а после завершения сделки вся документация уничтожается. Однако это представление о безбумажности неформальных денежных переводов неверно. Информация относительно денежных переводов часто оставляет цифровые, сложно зашифрованные следы. Имеют место записки, устные соглашения, некоторые письменные отчеты. При переводе крупных сумм есть человек - меморайзер, который выступает арбитром в случае спора.

Очевидно, что ни ратификация международной конвенции ООН «О борь-

Зарубежный опыт «tSär*

бе с финансированием терроризма», ни принятие локальных нормативно-правовых актов «О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма» не способны решить проблемы борьбы с преступлениями,

совершенными посредством информационных технологий и электронных переводов. Очевидно, что государства в евразийском пространстве не в состоянии в одиночку бороться с подобными преступлениями. Изложенное указывает на необходимость усиления международного сотрудничества в части оперативного обеспечения борьбы с преступлениями международного характера.

Помимо изложенного на криминогенную ситуацию в евразийском пространстве влияют факторы политического характера. Известный российский ученый-международник А.В. Торкунов отмечает, что противоречивые политические процессы в регионе Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан), связанные с влиянием так называемых «цветных революций», активизация исламских радикальных группировок еще раз подтвердили необходимость углубления диалога ведущих мировых держав по вопросам интеграции и сотрудничества по широкому спектру, включая вопросы региональной безопасности в Северо-Восточной и Центральной Азии, Афганистане, на Ближнем Востоке, борьбы с глобальным терроризмом,

а также по энергетической проблематике. В этом контексте особое значение приобретает деятельность различных региональных организаций (ОДКБ, СНГ, ШОС и др.), углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества стран Центральноазиатско-го региона с Россией и Китаем, странами Запада. Учитывая, что на международно-правовом поле Евразии происходит дальнейшая диверсификация систем безопасности и сотрудничества, представляет большой практический интерес изучение процессов регионализации и институционализации систем безопасности, их взаимовлияний, а также изучение политики ведущих держав (в том числе и в области энергетики) в этом стратегически важном регионе мира. [3]

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы борьбы с международной преступностью в евразийском пространстве носят системный характер. В первую очередь, преступность в евразийском пространстве обусловлена политическими факторами. Страны евразийского пространства должны относиться друг к другу не как партнеры, а как государства-союзники. Ситуация осложняется прозрачностью границ, коррупционной составляющей, процессами интеграции, а также недостатками организационно-правового обеспечения борьбы с транснациональной преступностью.

Библиографический список

1. Нурымбетова, Г. Внешнеполитические инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева : историко-документальное исследование / Г. Нурымбетова, Р. Кудайберге-нов. - Алматы, 2010. - 6 с.

2. Онищук, С.М. Шанхайский процесс: от пятисторонней пограничной инициативы к формированию международной организации : монография / С.М. Онищук. - М.: ВУ, 2012.

3. Торкунов, А.В. Энергетические измерения международных отношений в Восточной Азии / А.В. Торкунов // По дороге в будущее. - М., 2010. - 338 с.

4. Явчуновская, Р.А. Глобальная и региональная безопасность : курс лекций / Р.А. Явчу-новская. - М., 2010. - 74 с.

5. URL: Ьйр://шшш^ш.сот/ги/справка-что-считается-экстремизмом-в-германии/а-2727989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.