Научная статья на тему 'Некоторые тенденции транснациональной организованной преступности в отдельных государствах - участниках СНГ'

Некоторые тенденции транснациональной организованной преступности в отдельных государствах - участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIMINALITY / DRUG-ADDICTS / SHADOW CAPITAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворгян Г. М.

в статье рассматриваются особенности деятельности транснациональных организованных преступных формирований (ТОПФ), сферы их влияния, методы действий, распространение в странах мира, наркоагрессия как одна из угроз человечеству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Геворгян Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIMINALITY IN SOME MEMBER-COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS)

in the article the author considers the peculiarities of the activities of transnational organized criminal organizations, spheres of their influence, methods of acting, spreading in the world, mentions drug aggression as one of the threads to mankind

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции транснациональной организованной преступности в отдельных государствах - участниках СНГ»

G.M. GEVORGYAN

TENDENCIES OF TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIMINALITY IN SOME MEMBER-COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS)

Annotation: in the article the author considers the peculiarities of the activities of transnational organized criminal organizations, spheres of their influence, methods of acting, spreading in the world, mentions drug aggression as one

of the threads to mankind.

Key-words: transnational organized criminality, drug-addicts, shadow capital.

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности деятельности транснациональных организованных преступных формирований (ТОПФ), сферы их влияния, методы действий, распространение в странах мира, наркоагрессия как одна из угроз человечеству.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, наркозависимые лица, теневой капитал.

Мировое сообщество под эгидой ООН определило наркоагрессию как одну из основных угроз человечеству в XXI веке.

Свыше 180 млн человек (4,2 % населения земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного рода: 13,5 млн человек - наркотики опийной группы, из которых потребителей героина - 9 млн. Стимуляторами амфетаминового ряда злоупотребляютоколо 30 млн человек. Мировой доход от распространения наркотиков достиг 320 млрд долл. США, что превышает ВВП почти 90 стран мира.

Значительную угрозу национальной безопасности стран СНГ представляет тенденция масштабного распространения наркотических средств. Вовлечение все большего количества государств в нелегальный оборот наркотиков сопровождается расширением масштабов криминализации общества, увеличением числа людей, страдающих от наркозависимости и других заболеваний, связанных с употреблением наркотических средств (СПИД, гепатит и др.). По оценкам экспертов, в государствах - участниках СНГ насчитывается от 600 до 700 тыс. наркозависимых лиц и до 10 млн человек, имеющих склонность к употреблению наркотиков.

Комплексное решение проблем международно-правового предотвращения незаконного оборота наркотических средств, относящегося к наиболее серьезным угрозам и вызовам, является актуальным в последние годы для государств - участников СНГ.

Стремительно увеличивается поток в страны Содружества «тяжелых» наркотиков (героина) с территории Афганистана. Это государство вышло на первое место в мире по производству героина (до 90 %), который поставляется через территории государств - участников СНГ.

По оценкам международных экспертов, объем производства героина увеличивается из года в год. В целом в Афганистане в 2009 г. произведено 92 % всей мировой выработки опийного мака. Основными поставщиками наркотиков являются регионы центра Афганистана, а также районы этой страны, соседствующие с Пакистаном. Значительная доля этих посевов сосредоточена в приграничных с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном районах.

На пространство СНГ до 20-30 % выработанных в Афганистане наркотиков поступают по так называемому северному маршруту -через границы стран Центральной Азии, и, по имеющимся прогнозам, ожидается поступление по этим каналам до 120 т героина и 30-40 т опия урожая 2006 г.

Значительная часть «тяжелых» наркотиков, поступающая с территории Афганистана, оседает на территории государств - участников СНГ и в связи с этим непосредственно угрожает здоровью наций и безопасности стран СНГ.

В государствах - участниках СНГ, особенно в тех, которые географически расположены

Г.М. ГЕВОРГЯН,

кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected]

ближе к Европе, в незаконном обороте возрастает удельный вес синтетических наркотиков, а также кокаина.

Анализ деятельности преступных формирований, занятых в сфере наркобизнеса, позволяет сделать вывод о высокой степени их организованности, активном участии в коммерческих структурах, широких контактах в криминальной сфере, наличии коррумпированных связей в правоохранительных органах, которым удается задерживать лишь до 20-30 % всех наркотических средств, поступающих на территорию стран СНГ. За последние 10 лет практически во всех государствах - участниках СНГ отмечен значительный рост этого вида преступлений.

Эффективная борьба с незаконным оборотом наркотиков возможна только на основе тесного сотрудничества государств в рамках выработанных правовых и организационных механизмов как на универсальном, так и на региональном уровнях.

У ниверсальные международно-правовые нормы в основном сконцентрированы в трех конвенциях, принятых в рамках ООН: Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах, Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Руководствуясьполо-жениями указанных конвенций, а также решениями и рекомендациями ООН, главы правительств государств - участников СНГ 30 ноября 2000 г. приняли Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в котором определены основные принципы, направления и формы сотрудничества, названы компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия. 7 октября 2002 г. принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В развитие Соглашения и Концепции 16 сентября 2004 г. главами государств- участников СНГ была утверждена Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005-2007 гг.

В рамках реализации названных документов в сентябре 2006 г. на территории 8 государств -участников Содружества Независимых Государств (Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан) органами внутренних дел проведена согласованная комплексная оперативно- профилактическая операция по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выявлению и уничтожению незаконных посевов наркосодержащих культур, а также популяции дикорастущих наркосодержащих растений. В ходе операции раскрыто 4075 преступлений, изъято 372 кг героина, 199 кг опия-сырца, 104 кг марихуаны, более 270 кг других наркотических средств.

Транснациональная организованная экономическая преступность. Национальные экономики государств - участников СНГ тесно связаны между собой в хозяйственном отношении, поэтому проблема обеспечения экономической безопасности приобретает все большую значимость. Анализ: поступающей информации по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в экономической сфере действуют мощные транснациональные организованные преступные формирования, наносящие значительный ущерб экономикам государств -участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям. В последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономическойде-ятельности, таких как сокрытие и занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами.

Следует отметить, что в рамках Содружества созданы основные правовые и организационные механизмы противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Так, в 1996 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Государства - участники СНГ, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности, сотрудничества в борьбе с нало-

говыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 г. создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР). При его непосредственном участии разработано и впоследствии принято Советом глав правительств СНГ Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями (2005).

Одной из главных задач, стоящих перед КСОНР, является активизация пресечения питающих терроризм финансовых потоков В докладе Генеральному секретарю ООН группой высокого уровня отмечается, что если в течение трех месяцев после терактов в США (11 сентября 2001 г.) были заблокированы предполагаемые террористические средства на сумму в 112 млн долл., то за два последующих года было заморожено лишь 24 млн долларов.

При направляющей роли Координационного совета необходимо выработать единые подходы и стандарты, включающие в себя мониторинг денежных переводов, интенсивный обмен информацией о движении финансовых средств лиц или организаций, подозреваемых в терроризме или его поддержке. В этом контексте важное значение имеет деятельность созданной по инициативе Российской Федерации Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (2004 г.), которая содействует установлению в регионе СНГ стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием террористическойде-ятельности, созданию национальных систем противодействия в этой сфере.

Не менее важным направлением в дальнейшем налаживании сотрудничества стран Содружества в борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями является специализированная подготовка кадров в рамках СНГ. Завершено согласование подготовленного по инициативе КСОНР проекта решения совета глав правительств СНГ о придании Академии экономической безопасности МВД России и Академии финансовой полиции агентства Казахстана по борьбе с экономической и коррупционной преступностью статуса базовых организаций по подготовке и; переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований.

Значительную угрозу безопасности на наци -ональном, региональном и международномуров-нях представляют незаконное производство, передача и обращение стрелкового оружия и легких вооружений. В 2001 г. в рамках Конференции ООН была принята Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней, включающая в себя комплекс организаци -онных, правовых и иных мероприятий глобального, регионального и национального уровней. К другому базовому документу, выработанному на универсальном уровне, можно отнести Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2001 г., который устанавливает стандарты и процедуры по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.

Не прекращающиеся в последнее десятилетие межнациональные конфликты в ряде стран Содружества, экономические потрясения, сложная политическая обстановка создали благоприятные условия для попадания оружия в руки преступников. По экспертным оценкам, количество оружия, находящегося в незаконном обороте только в Российской Федерации, составляет более 1,5 млн единиц. Во всех странах СНГ отмечается рост преступлений с применением оружия. Отчетливо прослеживается тенденция к образованию транснациональных преступных группировок, рассматривающих Россию и другие государства Содружества как перспективный рынок нелегального оборота оружия.

Незаконная торговля стрелковым оружием и легкими вооружениями тесно связана с организованной преступностью, особенно с терроризмом. Террористическими организациями довольно активно используется одна из новых форм международного военно-технического сотрудничества - заключение так называемых коммерческих контрактов на экспорт оружия. В этом случае выявление конечных потребителей оружия бывает весьма затруднительно, что создает реальные условия для оседания части вооружений или денежных средств неиз-

вестных посредников из негосударственных структур. Подобные операции предоставляют возможность террористическим организациям получать финансовые средства и отдельные виды вооружения, которые могут быть использованы как в зонах вооруженных конфликтов, так и для совершения террористических акций.

В конце XX в. значительно усилился поток наркотиков в СНГ из стран дальнего зарубежья (преимущественно из регионов Юго-Восточной Азии и Западной Европы). При этом территория СНГ, как свидетельствуетпогранич-ная и таможенная статистика, чаще всего используется для транзитной перевозки наркотиков в Европу.

В сфере незаконного оборота наркотиков действуют десятки преступных сообществ с транснациональными связями. Поставки опиума в СНГ из стран дальнего зарубежья увеличились за последние 10 лет в десятки тысяч раз. За этот же период число лиц, злоупотребляющихнарко-тиками, возросло в 5 раз. Наркобизнес превратился в реальную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности и представляет собой многофакторную криминальную систему, агрессивно воздействующую в первую очередь на экономическую, политическую, духовную жизнь и генофонд стран СНГ.

Как показывают многие исследования, до двух третей похищенного оружия реализуется оптовым перекупщикам - членам ТОПФ. Например, по контракту между ПО «Ижевский механический завод» и английской частной фирмой «Кеннфорд энтерпрайсез лимитед» из России должны были быть вывезены 120 тыс. спортивно-тренировочных пистолетов на сумму 7,5 млн долларов. Однако вместо спортивного оружия таллиннскими таможенниками были обнаружены 15 тыс. пистолетов Макарова.

География и состав участников ТОПФ, специализирующихся на кражах и контрабандной торговле автомобилями, постоянно расширяются. Автомагистрали, например между Германией и Россией, превратились в «дороги риска», контролируемые организованными преступными группами.

В последнее десятилетие в СНГ появились новые виды организованных преступлений, прежде всего в финансово-кредитной сфере: подделка банковских чеков и кредитных карточек, выпуск и распространение необеспечен-

ных ценных бумаг, проведение незаконных операций по переводу за границу крупных денежных сумм, фиктивные банкротства и др.

Существенно развились межгосударственные связи ТОПФ, занимающихся контрабандой валюты. Отдельные ТОПФ специализируются на незаконных операциях с драгоценными металлами, ювелирными изделиями, пушниной, черной икрой, валютой. Увеличилось число посягательств на исторические и культурные ценности. По данным Интерпола, в странах Западной Европы действуют более 5 ТОПФ, занятых их контрабандными поставками из СНГ на мировой рынок.

ТОПФ в СНГ активно эксплуатируют такое традиционное направление, как вывоз антиквариата и других произведений искусства, золота, драгоценных камней, наиболее легко поддающихся конвертированию.

Российские преступники активно внедряют за рубежом апробированные «отечественны©) способы совершения преступлений, трудно поддающиеся выявлению и раскрытию, создают конкуренцию иностранным преступникам. По данным правоохранительных органов США, в последние годы СНГ увеличило «импорт» в США мошенников, вымогателей и наемных убийц, которые совершают там преступления за небольшое вознаграждение, а затем скрываются на родине.

По данным упраздненного Департамента по борьбе с организованной преступностью МВД России, в начале XXI в. более 2000 граждан СНГ были вовлечены в мировые ТОПФ, имеющие устойчивые связи с преступными структурами стран СНГ, Балтии, США, Германии, Польши, Венгрии, Китая, Турции и других государств. По оценкам зарубежных экспертов, преступниками из СНГ помещено в западные банки не менее 50 млрд долларов.

Более 80 тыс. предприятий СНГ имеют право выхода на внешний рынок, около 5 тыс. из них непосредственно осуществляют совместную деятельность с иностранными фирмами как на территории СНГ, так и в; дальнем зарубежье.

Внешне законный бизнес в СНГ нередко служит прикрытием совершения крупномасштабных противоправных сделок, связанных с контрабандой сырья и полуфабрикатов, бестоварных экспортно-импортных операций, незаконных переводов денежных средств за границу, различных форм отмывания денег.

Стремление теневого бизнеса в странах СНГ к отмыванию своих капиталов находит интерес у зарубежных ОПФ, желающих легализовать свои грязные деньги. Лидерами доминирующих преступных сообществ решается главная и первостепенная задача отмывания денежных средств различными путями и сосредоточения основного капитала за рубежом, чтобы в последующем инвестировать их в экономику страны с наибольшей выгодой. По данным Интерпола, за последние десять лет из СНГ вывезено около 150 млрд долл., 30 % которых имеют криминальное происхождение.

В ходе пресечения деятельности одного ТОПФ, осуществляющего межрегиональные и международные финансовые махинации, установлено, что последнее путем создания сети коммерческих структур и банков, составляющей более 30 объектов, легализовывало денежные средства, полученные от преступной деятельности сообщества. Их перечисление производилось в банки Германии, Швейцарии, Болгарии, Содружества Багамских островов. Государствуи физическим лицам причинен материальный ущерб на сумму свыше 1,5 млн долл. и 1,2 млрд рублей.

Изучение деятельности ТОПФ в СНГ показывает, что имеются особенности по направлениям их деятельности: Средняя Азия - незаконный оборот и контрабанда наркотиков; Дальний Восток - махинации с автомобилями, провозимыми из-за рубежа, вымогательство, контрабанда, преступления в рыбной промышленности. Криминальная обстановка Москвы и Санкт-Петербурга в основном определяется ТОПФ, состоящими из граждан республик Закавказья. Для таких организаций характерно формирование в одном регионе, а совершение преступлений - в разных. Механизм совершения преступлений этих групп обычно предусматривает несколько этапов. Среди рассматриваемых ТОПФ встречаются и такие, которые делятся на организованные группировки (ОГ), локализирующиеся в нескольких регионах. Каждая ОГ может совершать преступления отдельно от ТОПФ, поэтому разоблачение одной из них не всегда ведет к разоблачению всей группы. В ТОПФ, имеющих ОГ (до трети из выявленных), бывает несколько организаторов.

Обобщение существующей практики позволяет считать, что основными признаками ТОПФ в СНГ являются:

1) регулярные сделки по приобретению в странах проживания членов ТОПФ товаров и доставка их в страны, где проживают другие члены ТОПФ и где они пользуются повышенным спросом;

2) наличие смешанных по составу организованных группировок, занимающихся контрабандой и специализирующихся исключительно на нелегальном вывозе крупных партий товаров;

3) действующая в отдельных сферах (но с единым руководством) сеть сбыта товаров;

4) наличие сети обмена рублей, полученных от нелегального сбыта, на конвертируемуювалюту;

5) установление каналов вывоза за границу ценностей, полученных преступным путем.

Анализ соответствующих тенденций показывает, что это одна из наиболее динамичных частей мировой организованной преступности.

Помимо стремления потеснить мировые преступные кланы, в их традиционных сферах влияния уже вполне обозначились тенденции ТОПФ стран СНГ:

- внедрение в легальную экономику (особенно тех стран, чье законодательство не слишком требовательно к доказыванию законного происхождения внешних инвестиций);

- образование собственных ниш в мировой криминальной экономике, в том числе в сферах незаконной торговли оружием, видео- и аудиопиратства, сексуальной эксплуатации;

- строительства многоуровневогокриминаль-ного моста между Востоком и Западом, основным элементом которого является наркопуть;

- создание лжеэкономических структур для отмывания преступных доходов, которые не могут быть легализованы в странах их получения из-за слишком жесткого контроля;

- начало второй стадии криминальной консолидации, выражающейся в том, что вслед за вытеснением или укрупнением большого числа мелких организованных групп все интенсивнее становятся координационные и согласительные процедуры между преступными объединениями, функционирующими на территории разных государств - участников СНГ.

Со времени распада СССР число сходок ТОПФ стран СНГ увеличилось почти в 20 раз. Традиционными стали сходки «воров в законе», проводимые в «теплых» республиках СНГ.

Изучение тенденций транснациональной организованной преступности стран СНГ позволяет

предположить, что в начале XXI в. на территории стран СНГ может появиться объединенное криминальное сообщество, эксплуатирующее некоторые невостребованные или нереализованные функции в сферах экономики и политики и даже идеологии, оставшиеся от бывшего СССР; высока вероятность постепенного превращения России и У краины в течение ближайших 5-7 лет в крупных мировых потребителей наркотических средств; изменения в мировой инвестиционной политике, предполагающие, возможно, более широкое, чем прежде, привлечение ресурсов на территорию других стран СНГ, могут спровоцировать появление новых теневых денежных потоков, перемещающихся в сферу национального теневого бизнеса, для последующего «отмывания» через отлаженные связи в московском финансовом центре1.

Следует согласиться с теми экспертами, которые считают весьма высокой вероятность

латентных крупномасштабных реинвестиций теневых капиталов. Это может произойти в том случае, если в ближайшие годы в большинстве стран СНГ будут объявлены (как в Казахстане) налоговые амнистии всем, кто нелегально перевел свои доходы за рубеж. Если это произойдет более или менее одновременно, то риски размещения нелегально полученного имущества в странах СНГ, принявших акты о налоговых амнистиях, уменьшатся2.

Таким образом, хотя транснациональная организованная преступность стран СНГ стала неотъемлемой частью общемировой транснациональной преступности, ее влияние на мировую криминальную ситуацию вряд ли может считаться решающим.

1 См.: ЛукашукИ.И. Международное право. М., 1997. С. 238.

2 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1997. С. 264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.