Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
13.4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ НАРКОБИЗНЕСА И ТЕРРОРИЗМА НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Тарчоков Беслан Алексеевич, канд. экон. наук. Должность: начальник кафедры. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях
Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации
Кодзоков Артур Хамидбиевич, старший преподаватель. Подразделение: кафедра противодействия незаконному обороту наркотиков международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева
Место работы: Всероссийский институт повышения квалификации МВД России
Аннотация: в статье, рассмотрены некоторые актуальные вопросы противодействия террористической деятельности, в частности, процесс интеграции наркобизнеса и терроризма, который определяется как процесс установления оптимальных связей между анализируемыми, относительно самостоятельными объектами.
Международный наркобизнес, тесно связанный с международным терроризмом, и являющийся, по сути, его разновидностью, в своей преступной деятельности пытается любыми средствами достичь своих целей.
Наркобизнес и терроризм, как одни из самых опасных проявлений преступности, прочно утвердились в качестве многогранной и глобальной проблемы для всего мирового сообщества.
Ключевые слова: наркобизнес, терроризм, интеграция наркобизнеса и терроризма, организованная преступность, финансирование терроризма, наркотики, террористический акт.
CHARACTERISTICS OF THE MODERN PARADIGM OF DRUG TRAFFICKING AND TERRORISM ON AN INTERNATIONAL LEVEL
Tarchokov Beslan A., PhD in Economics. Position: Head of chair. Department: internal Affairs activities in special conditions chair Work place: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute.
Kodzokov Artur Kh., Senior Lecturer
Work place: All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Annotation: The article deals with topical issues of counteraction to terrorist activities, in particular, the process of integration of drug trafficking and terrorism, which is defined as the process of establishing optimal links between the analyzed, relatively independent objects.
The international drug business, which is closely connected with international terrorism and is, in fact, a kind of it, tries to achieve its goals by any means in its criminal activity.
Drug trafficking and terrorism, as one of the most dangerous manifestations of crime, are firmly established as a multifaceted and global problem for the entire world community.
Keywords: drug business, terrorism, integration of drug business and terrorism, organized crime, financing of terrorism, drugs, terrorist act.
Рассматриваемая связь наркобизнеса и терроризма подтверждена документированными фактами финансирования наиболее известных террористических организаций и сообществ, осуществляющих антигосударственную и антиобщественную деятельности за счет средств от производства и реализации наркотиков.
Терроризм пересекается с разными видами организованной преступности - незаконным оборотом оружия и боеприпасов, контрабандой, деятельностью в сфере незаконной миграции, легализацией денежных средств, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией.
По мнению наблюдателей, освещающих организованную преступность во всевозможных ее проявлениях, незаконный
оборот наркотиков[1] и терроризм имеют значительные точки соприкосновения.
В определенной степени, терроризм и наркобизнес возможно рассматривать в рамках организованной преступности, так как оба обладают её основными признаками. Другими словами, незаконный оборот наркотиков и терроризм можно рассматривать как самостоятельные формы организованной преступности, которым присущи стабильность и устойчивость, длительность осуществления преступной деятельности, иерархичность, распределение ролей и функций между участниками, наличие финансовой базы, занятие сбором информации о направлениях преступной деятельности, наличие коррумпированных связей и т.д.
Тарчоков Б. А., Кодзоков А. Х.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ НАРКОБИЗНЕСА И ТЕРРОРИЗМА НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Для осуществления террористическими организациями влияния на принятие решения международными организациями, органами государственной власти или органами местного самоуправления, путем устрашения населения или прочими формами противозаконных насильственных деяний, необходимы определенные денежные средства[2]. От финансового положения таких организаций зависят оперативность и масштабность их деятельности, а также наступательность и активность при осуществлении распространения актов насилия.
Помимо расходов на осуществление террористических актов больших денежных средств требует постоянное поддержание работоспособности подпольной террористической сети - приобретение и транспортировка оружия, боеприпасов, взрывных устройств, изготовление разного рода поддельных документов, осуществление предварительной разведки, содержание тренировочных лагерей боевиков и их вербовка[3], пропагандистская деятельность в глобальном информационном пространстве[4], материальная помощь семьям погибших и прочее.
Откуда источник таких немалых средств? В качестве источников обычно считают поддержку государств-спонсоров терроризма (Госдепартаментом США в список государств-спонсоров терроризма включены Иран, Судан и Сирия), бизнесменов, а также добровольный и принудительный сбор средств с этнических диаспор, проживающих на территории влияния террористических организаций, а также часть прибыли с деятельности легальных предприятий. Однако в последнее время все чаще находят подтверждение факты финансирования международного терроризма за счет прибыли от незаконного оборота наркотиков.
Подрыв моральных принципов и здоровья общества своих идеологических врагов[5] путем распространением наркотиков является основным мотивом особого интереса исламских террористических организаций в поддержке наркобизнеса.
С одной стороны к употреблению наркотиков исламистские радикалы относятся отрицательно, но возможность использования доходов от их сбыта на территории «неверных» в целях финансирования джихада оправдывается тем, что возникает возможность таким образом «изнутри ослабить Запад».
Так, в Афганистане, на долю которого приходится 90% всего объема незаконного рынка опиатов, представители одни из крупнейших международных радикальных террористических организаций ваххабитского направления ислама «Движение Талибан» и «Аль-Каида», обложили налогом практически всех производителей героина, и созданный поток денежных средств направили на финансирование своей преступной деятельности.
Так, организация «Рабочая партия Курдистана», борющаяся за создание курдской автономии в составе Турецкой Республики, признанная террористической в ряде стран мира, организовала поборы и вымогательства денежных средств у зажиточного населения и предпринимателей. В том числе на счета многочисленных отделений организации поступают доходы от так называемого налогообложения наркотиков, которые переправляются в Турцию для их дальнейшего распространения в странах Европы, а также доходы от оказания различной поддержки преступным сообществам, промышляющим торговлей людьми и контрабандой сигарет.
Две крупнейших террористических организаций Латинской Америки БДКС-БР (леворадикальная повстанческая группировка Колумбии «Революционные вооружённые
силы Колумбии - Армия народа») и AUC (колумбийское ультраправое военизированное формирование «Объединённые силы самообороны Колумбии»), получают почти половину своих финансовых средств за счет контроля над производством кокаина в Колумбии.
Бойцы тамильского повстанческого движения на территории Шри-Ланки «Тигры освобождения Тамил-Илама», полностью контролируют производство и сбыт героина на территории страны, получая значительную финансовую подпитку.
Также наблюдаются различные проявления связи между наркоторговлей и финансированием терроризма на территории государств расположенных в восточной части Африканского континента. О финансировании террористической деятельности за счет доходов от незаконного оборота наркотиков сообщают и официальные источники.
Известно, что большинство плантаций, на которых выращивается опийный мак в Исламской Республике Афганистан, расположены в регионах, контролируемых представителями ультра-консервативного, радикального исламистского движения «Талибан».
В интервью одной крупной телевизионной компании, представитель Министерства по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан Сайед Мехди Каземи сообщил, о взятии талибами под свой контроль фабрик по производству наркотиков, потому что им нужно больше денег для управления своей военной машиной и закупки оружия[6].
«Прибыль от афганского наркотрафика идет не фермерам и землевладельцам, которые занимаются выращиванием сырья, а наркокартелям и террористическим группировкам, - говорит в интервью журналу «Salaam Times» аналитик Министерства по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан Хек-матулла Хекмат. - В денежном выражении нелегальный оборот афганских наркотических средств составляет значительную сумму порядка 70 миллиардов долларов в год, из этих денег подавляющая часть прибыли идет на финансовую поддержку террористических группировок. В случае снижения количественного уровня производства наркотиков, больше всего пострадает один из основных источников финансирования террористов, а при отсутствии финансовой поддержки, террористы не смогут вести борьбу за свои идеи».
В марте 2015 года директор ФСКН В. Иванов заявил, что группировка «ИГИЛ» (исламистская суннитская экстремистская террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта»), только на транзите афганского героина в Европу, ежегодно получает доход в сумме около 500 миллионов долларов США. Также В. Иванов подчеркнул, что с 2014 года прослеживается активизация деятельности данной организации и резкое увеличение его численности, по разным источникам, примерно в 4 раза. А приток боевиков в ИГИЛ связан как раз с ростом наркотрафика, фиксируемым Управлением ООН по наркотикам и преступности и соотносится с ежегодным приростом и распространением наркотрафика на территории Ближнего Востока, что, в свою очередь, подтверждается ростом количества изъятий героина в данном регионе.
Из официальных отчётов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (межправительственной организации, целью которой является выработка мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма)[7] следует, что террористические организации для поддержки и обеспечения своей деятельности занимаются вымогательством средств у местного
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
населения. В отчёте о незаконном обороте сильнодействующих наркотиков, получаемых из афганского опийного мака, опубликованном в 2014 году, указывается, что движение «Талибан» использует денежные средства, насильно получаемые у местного населения, для финансирования своей деятельности и проведения различных силовых операций в регионе. А по мнению советника секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Михаила Мелихова, ключевым фактором в борьбе за власть в Кабуле является контроль над афганским наркобизнесом.
Международный наркобизнес, тесно связанный с международным терроризмом, и являющийся, по сути, его разновидностью, в своей преступной деятельности любыми средствами достигает своих целей по реализации наркотиков, вплоть до насильственного свержения политических режимов и физического уничтожения своих противников.
Наркобизнес и терроризм, как одни из самых опасных проявлений преступности[8], прочно утвердились в качестве многогранной и глобальной проблемы для всего мирового сообщества. Поэтому мировому сообществу необходимо планомерно и целенаправленно искать всевозможные средства и инструменты для расширения своего влияния на стабилизацию и пресечение данного вида преступной деятельности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,24%.
Список литературы:
1. Тарчоков, Б.А. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / Б.А. Тарчоков, Ю.Б. Гаврюшкин, А.Х. Код-зоков // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 2 (117). С. 280-281.
2. Шхагапсоев, З.Л., Тарчоков, Б.А. Современные контуры системы противодействия различным проявлениям терроризма : учеб. пособие / З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков. - Нальчик, 2012. - 136 с.
3. Шхагапсоев, З.Л., Тарчоков, Б.А. Технологии манипуляционного воздействия, используемые террористическими организациями в вербовочной деятельности / З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. С. 100-102.
4. Бураева Л.А. Мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве // Теория и практика общественного развития. 2015. - № 18. - С. 131-134.
5. Тарчоков Б.А. Социально-религиозные аспекты противодействия экстремистской деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - № 4. - С. 160-162.
6. StanRadar - Новости Центральной Азии [Электронный ресурс] :
«Талибан» стал главной наркокартелью Афганистана - Режим доступа: http:// http://www.stanradar.com/news/full/26399-taliban-stal-glavnoj-narkokartelju-afganistana.html. - (Дата обращения: 03.10.2018).
7. Кондрат, Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств / Е.Н. Кондрат. - 4-е изд., стер. - Москва: Юстицинформ, 2015. - 591 с.
8. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Организация информационно-психологического противоборства террористической деятельности / З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016.-Т.8.-№ 4. Часть1. -С. 116-119.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Характеристика современной парадигмы наркобизнеса и терроризма на международном уровне», подготовленную начальником кафедры деятельности ОВД в особых условиях СКИ (ф) КрУ МВД России, канд. экон. наук Б.А. Тарчоковым и старшим преподавателем кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Всероссийского института повышения квалификации
МВД России А.Х. Кодзоковым Современный терроризм пересекается с разными видами организованной преступности, в том числе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, контрабандой, деятельностью в сфере незаконной миграции, легализацией денежных средств, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией. В статье, представленной на рецензирование, рассмотрены актуальные проблемы организованной преступности, в частности, процесс интеграции наркобизнеса и терроризма.
Авторами отмечено, что незаконный оборот наркотиков и терроризм имеют значительные точки соприкосновения, которые подтверждены документированными фактами финансирования наиболее известных террористических организаций и сообществ, осуществляющих антигосударственную и антиобщественную деятельности за счет средств от производства и реализации наркотиков. Подрыв моральных принципов и здоровья общества своих идеологических врагов путем распространением наркотиков является основным мотивом особого интереса исламских террористических организаций в поддержке наркобизнеса.
В статье проанализированы используемые преступные схемы финансирования террористической деятельности за счет средств, получаемых от производства и реализации наркотиков, на примере различных стран мира.
Считаю, что в статье «Характеристика современной парадигмы наркобизнеса и терроризма на международном уровне», представленной Б.А. Тарчоковым и А.Х. Кодзоковым, рассматриваются достаточно актуальные на сегодня проблемы, и она может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России канд. юрид. наук, полковник полиции
М.М.Ардавов