Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм создания и внедрения моделей профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Организационно-правовой механизм создания и внедрения моделей профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / COMPETENCE-BASED MODEL / PERSONNEL MANAGEMENT / PROFESSIONAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шогенова Надежда Убушиевна

в статье исследуется организационно-правовое обеспечение формирования моделей профессиональных компетенций сотрудников УИС, предлагается авторское определение компетентностной модели сотрудника УИС, ее структура, а также обосновывается комплекс организационно-правовых и практических мероприятий, направленных на созданиеи внедрение моделей профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шогенова Надежда Убушиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS OF CREATION AND IMPLEMENTATION OF MODELS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PENAL STAFF

in the article the author researches the organizational and legal issues on formation of models of professional competences of penal staff, offers her own definition of the competence-based model and its structure, and explains organizational, legal and practical measures for creation and implementation of models of professional competences.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм создания и внедрения моделей профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Аннотация: в статье исследуетсяорганизационно-правовое обеспечение формирования моделей профессиональных компетенцийсотрудниковУИС, предлагается авторское определение компетентностной модели сотрудникаУИС, ее структура а также обосновывается комплекс организационно-правовых и практических мероприятий, направленных на создание и внедрение моделей профессиональныхкомпетенций Ключевые слова: компетентностнаямодель, управление персоналом, квалификационныетребования

НАДЕЖДА

УБУШИЕВНА

ШОГЕНОВА*

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ

МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Annotation: in the article the author researches the organizational and legal issues on formation of models of professional competences of penal staff, offers her own definition of the competence-based model and its structure, and explains organizational, legal and practical measures for creation and implementation of models of professional competences.

Key words: competence-based model, personnel management, professional requirements.

Правоохранительный характер службы, специфика деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сложность организационной структуры, многоплановость и многофункциональность ФСИН России, исключительно трудные условия работы, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с осужденными и заключенными под стражу, обусловливают набор оптимальных требований к личностным и деловым качествам, уровню профессиональной подготовленности персонала УИС и требуют комплексногоподхода к формированию кадрового состава ФСИН России.

Одним из инструментов эффективного управления персоналом УИС является разработка моделей поведенческих проявлений - компетенций. Метод разработки моделей компетенций позволит стандартизировать работу с персоналом, добиться максимальной согласованности применяемых персонал-технологий и стратегических планов развития УИС.

Компетенция - набор характеристик, необходимых сотруднику для успешной деятельности. Каждая компетенция - это сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентаций. Таким образом, в основе разработки компетентностной модели, как и в основе формирования квалификационной характеристики, лежит процедура установления характеристик работы и описания содержания, целей, задач, основных функций и других элементов работы, называемая анализом работы.

Непосредственная разработка компетенций сотрудников УИС должна осуществляться на

УДК 343.83 N.U. SHOGENOVA*

ББК 67.409.022

Ш78 ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS

OF CREATION AND IMPLEMENTATION OF MODELS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PENAL STAFF

* Соискатель (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@vandex.ru.

Уголовно-исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

стыке юридических, социологических, психологических и педагогических исследований. Однако представляется целесообразным определиться со структурой и составом профессионально важных качеств, включаемых в компе-тентностные модели сотрудников УИС.

Анализ существующих теоретических подходов к содержанию и построению моделей компетенций1, опыта ведущих компаний2, а также мнения специалистов по управлению персоналом УИС3 позволил сформулировать определение модели профессиональных компетенций сотрудников УИС и обосновать ее структуру.

Модель профессиональных компетенций со-трудникаУИС - организационно-правовой инструмент формирования кадрового состава учреждений и органов УИС, включающий в себя нормативно закрепленные требования к профессиональным, деловым, психофизиологическим, индивидуально-психологическим и личностным качествам сотрудников УИС, выраженные в форме компетентностной модели - совокупности профессионально значимых характеристик (компетенций), необходимыхсотрудникудля эффективной деятельности в конкретной должности.

Считаем, что модель профессиональных компетенций сотрудниковУИС должна иметь следующую структуру

1) квалификационные требования (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т. п.);

2) установленные запреты и ограничения (возраст, гражданство, имущественные обязательства, наличие судимости и т. п.);

3) личностные свойства (инициативность, коммуникабельность, надежность, требования к состоянию здоровья и уровню физической подготовленности управленческие навыки, служебное поведение и т. п.);

4) мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, склонность к коррупционным проявлениям и т. п.).

Служебное соответствие сотрудника УИС при решении различных кадровых вопросов, связанных с прохождением службы, должно определяться степенью выраженности включенных в модель компетенций.

Модели профессиональных компетенций сотрудников УИС могут использоваться при решении широкого спектра кадровых вопросов.

Для того чтобы придать компетентностной модели организационно-правовой статус, обязательный для применения в работе с кадрами УИС, ее можно оформить в виде приложения к инструкции или методическим рекомендациям,

утвержденным приказом ФСИН России. Причем в приложение может быть включен общий (достаточно полный и подробный) перечень компетенций, проявление которых определяет эффективную служебную деятельность различных категорий сотрудников УИС, а выбор необходимых компетенций может осуществляться ситуационно для конкретных должностей субъектами компетентностной оценки - руководителями органов или учреждений УИС, их структурных подразделений, сотрудниками кадровых аппаратов, психологами, а также специально уполномоченными экспертами, состав которых утверждает руководитель учреждения (органа) УИС. При этом субъекты компетент-ностной оценки должны руководствоваться соответствующими рекомендациями, утвержденными ФСИН России. Мы допускаем возможность (и считаем это целесообразным) конкретизации или расширения спектра компетенций с учетом специфики деятельности конкретных учреждений или органов УИС. Уточненные компетентностные модели должны быть утверждены приказом соответствующего учреждения или органа УИС.

Работа по созданию и использованию ком-петентностных моделей сотрудников учреждений и органов УИС должна включать в себя несколькоэтапов:

1) разработка и утверждение на ведомственном уровне квалификационных требований к должностям сотрудников органов и учреждений УИС;

2) исследование и разработка поведенческих компетенций сотрудниковУИС;

3) составление на основе квалификационных требований и поведенческих компетенций ком-петентностных моделей для различных категорий сотрудников УИС. Модель компетенций должна разрабатываться для каждой должности (группы однородных должностей). Разработанные компетентностные модели могут содержаться в отдельно изданном сборнике, который должен стать обязательным методическим материалом, используемым в учреждениях и органах УИС при подготовке должностных инструкций сотрудников;

4) использование компетентностных моделей при разработке должностных инструкций сотрудников УИС для придания им организационно-правовой формы. Для этого целесообразно дополнить квалификационные требования, которые в настоящее время являются обязательной составной частью должностной инструкции сотрудника4, поведенческими компетен-

циями, то есть включать в должностные инструкции не квалификационные требования, а ком-петентностные модели. Таким образом будет осуществлено нормативное закрепление разработанных компетентностных моделей на ведомственном уровне. Другим вариантом такого закрепления может стать присутствие в должностной инструкции отсылочной нормы, указывающей на утвержденные ФСИН России модели профессиональных компетенций сотрудников УИС. Для этого необходимо внести изменения в Порядок подготовкидолжностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы;

5) использование моделей профессиональных компетенцийв процессе формирования кадрового состава УИС и организации прохождения службы сотрудниками учреждений и органов УИС.

Предлагаемый механизм реализации компе-тентностного подхода в управлении персоналом учреждений и органов УИС, безусловно, требует надлежащего и эффективного нормативноправового обеспечения. С одной стороны, не-обходимачеткая регламентация процессов формирования кадрового состава УИС на основе моделей профессиональных компетенций для того, чтобы сделать эти процессы максимально демократичными, юридически грамотными и обоснованными, прозрачными и понятными для персонала, удобными в практическом применении. Важно закрепить такие организационно-правовые конструкции, которые позволят избежать неоднозначных трактовок («в свою пользу»), содержащихся в компетентностных моделях поведенческих индикаторов. Это обеспечит объективность и антикоррупционность в работе с кадрами. С другой стороны, придется преодолевать сопротивление руководителей не желающих или не способных внедрять передовые кадровые технологии. В этом случае поможет императивное выполнение приказов, инструкций и других нормативных актов вышестоящих органов, в которых применение моделей профессиональных компетенций сотрудников УИС станет юридически обязательным.

Правовое регулирование рассматривается как одно из необходимых условий обеспечения реализации компетентностного подхода в управлении персоналом УИС. Система правового обеспечения реализации компетентност-ного подхода в управлении персоналом УИС включает в себя:

- международные пенитенциарные стандарты, определяющие основные требования к личности пенитенциарного работника;

- федеральные законы, закрепившие основные требования к служебному поведению сотрудников, запреты и ограничения, связанные с прохождением службы в УИС;

- нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, конкретизирующие отдельные направления формирования кадрового состава УИС;

- ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления основных направлений кадровой работы в УИС.

Однако следует отметить, что и приоритетные направления формирования кадрового состава УИС, квалификационные требования к должностям сотрудников УИС в настоящее время не урегулированы.

Правовое регулирование реализации компетентностного подхода в управлении персоналом учреждений и органов УИС должно осуществляться на трех уровнях: законодательном, ведомственном и локальном.

Процесс совершенствования правового обеспечения процесса формирования кадрового состава УИС должен носить комплексный характер и соответствовать целям и задачам современной концепции развития УИС, учитывать тенденции, связанные с совершенствованием федерального законодательства о государственной службе, обеспечивать непротиворечивость, согласованность и соответствие правовых норм, содержащихся в федеральных законах и федеральных подзаконных нормативных правовых актах, устранять недостатки и заполнять пробелы, имеющиеся в нормативных правовых актах федерального и ведомственного уровня.

В целях расширения функциональной полноты законодательного регулирования управленческих отношений в сфере формирования кадрового состава УИС на основе компетентност-ного подхода предлагается внести конкретные предложения по реализации этого направления.

1. На законодательном уровне необходимо дополнить Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации нормами, определяющими принципы, порядок и основные направления формирования кадрового состава УИС, а также содержание кадровой работы в УИС.

Учитывая, что в перспективе прохождение службы в органах и учреждениях УИС будетрег-ламентироваться Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», предлагаемые нормы целесообразно предусмотреть в новом законе.

Уголовно-исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

2. На ведомственном уровне следует:

а) утвердить приказ ФСИН России «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний »;

б) утвердить приказ ФСИН России «Об экспертной комиссиитерриториального органа ФСИН России по оценке профессиональной компетентности сотрудниковуголовно-исполнительной системы». Создание и правовая регламентация деятельности экспертных комиссий по оценке профессиональной компетентностисотрудниковпозволит реализовать компетентностный подход в процессе формирования кадрового состава УИС;

в) внести изменения в ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения службы в УИС и отдельные кадровые процедуры, в которых закрепить необходимость использования моделей профессиональных компетенций сотрудников в процессе организации прохождения ими службы, что позволит регламентировать организационно-правовой механизм формирования кадрового состава УИС на основе компетентностного подхода.

3. На уровне локального нормотворчества учреждений и органов УИС предлагается:

а) внести изменения в Положение о кадровых службах учреждений и органов УИС в соответствии с новым порядком формирования кадрового состава на основе моделей профессиональных компетенций;

б) переработать должностные инструкции сотрудников УИС, включив в них модели профессиональных компетенций;

в) разработать и утвердить Положение об экспертных комиссиях учреждений и органов УИС по оценке профессиональной компетентности сотрудников.

Комплексная реализация всех указанных направлений совершенствования процессов формирования кадрового состава УИС на основе компетентностного подхода обеспечит создание эффективной системы управления персоналом органов и учреждений УИС и в конечном счете будет способствовать полному и неукоснительному выполнению всех возложенных государством на ФСИН России задач и функций.

1 См.: Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенциина работе. М., 2005; Уиддст С., ХоллнфордС. Руководство по компетенциям пер. с англ. М., 2003; Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала. М., 2009; Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: учеб.-практ. пособие. 3-е изд. М., 2000; Управление персоналом организации: учебник / под ред А.Я. Кибанова 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

2 См.: Беляев А. Система компетенцийдля высшего звена в ОАО «Г азпром» // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 4; Иешкина И. Компетенцииуправленца // Там же. 2007. №9 6.

3 См.: Долинин А.Ю., Огородников В.И., Шорников В.П. Кадровый менеджмент и социальная защита персонала уголовно-исполнительнойсистемы: современность и перспектива: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Огородникова. Рязань, 2009.

4 См.: Об утверждении Порядка подготовкидолжностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 5 июня 2008 г. № 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.