УДК 343.83 A.Yu. DOLININ
ББК 67.409.022
Д64 ESSENCE OF ORGANIZATIONAL LEGAL
GUARANTEE OF LABOUR OF THE PERSONNEL IN THE PENITENTIARY SYSTEM
Annotation: the article examines the essence and the content of the organization and regulation of staff labor of the Federal Penal Service of Russia, it gives the author’s definition of the scientific organization of work of the personnel in the penitentiary system. It gives the classification of organizational legal system in labour activity of the personnel in the penitentiary system.
Keywords: penitentiary system staff, labour activity, scientific organization of work, organizational legal work guarantee.
АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ДОЛИНИН, кандидат юридических наук (Академия ФСИН России) E-mail:editor62@yandex.ru
СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА УИС
Аннотация: в статье рассматривается сущность и содержание организации и регламентации труда сотрудников ФСИН России, дается авторское определение научной организации труда персонала УИС и приводится классификация системы организационно-правового обеспечения трудовой деятельности персонала УИС.
Ключевые слова: персонал УИС, трудовая деятельность, научная организация труда, организационно-правовое обеспечение труда.
Формирование и совершенствование целостной системы работы с кадрами уголовно-исполнительной системы (УИС) неразрывно связано с ключевыми задачами, стоящими перед Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), среди которых выделяют следующие1:
- повышение качества службы и условий труда работников УИС, соответствующиххарактеру работы и уровню условий трудаработниковпенитенциар-ных учреждений развитых европейских государств,
- обеспечениевысокогосоциального статуса и престижа трудаработникапенитенциарных учреждений;
- улучшение материально-бытового и медицинского обеспечения персонала УИС;
- установление оптимальной нагрузки на сотрудников УИС.
Решить эти неотложные задачи можно в результате комплексногоприменения в деятельности УИС достижений теории и практики научной организации труда.
Научная организация труда в качестве отрасли знания, изучающей закономерности рациональной и наиболее производительной организации труда, применима к любой разновидности трудовой деятельности, в том числе реализуемой в сфере уголовно-исполнительной практики.
Организация труда персонала УИС охватывает следующие направления2:
- разработка и уточнение функциональных обязанностей;
- личное планирование;
- учет и оценка эффективности личной работы;
- рационализация трудовых операций, совершенствование форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документов;
- рациональное использование трудовоговре-мени;
- организация рабочих мест;
- создание наилучших условий труда;
- применение в организации труда достижений современной науки и техники, положительного опыта, механизации и автоматизации, в том числе управленческого труда;
- изучение и внедрение перспективных форм мотивации, стимулирования труда, справедливого вознаграждения за труд;
- гуманизация труда;
- разработка мероприятий по социальному развитию коллективов; развитие у работников добросовестного отношения к труду;
- формирование хорошего психологического климата;
- укрепление служебной дисциплины;
- соблюдение законности.
Рассматривая сущность и содержание организации труда сотрудников в учреждениях и органах ФСИН России, следует отметить, что в настоящее время теоретические основы организации труда персонала УИС и практические вопросы ее реализации в подразделениях в специальной литературе отражены недостаточно полно.
Так, в учебнике «Организация управления в уголовно-исполнительной системе» затрагиваются только общие вопросы организации труда персонала УИС, приводится перечень основных направлений научной организации труда в УИС, а отдельные ее направления не рассматриваются вообще или рассмотрены поверхностно. Определение научной организации труда в УИС не приводится3.
По мнению автора, научная организация труда персонала УИС - система организационнопрактических мер, обеспечивающая повышение эффективности функционирования персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, основанная на современных достижениях науки и передовой техники.
Несмотря на то что организация труда персонала включает различные по содержанию элементы и направления, в целом она является регламентированным процессом. Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.
Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой -упорядочение труда персонала. Специалисты отмечают, что регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям: организационно-правовое, экономическое, социально-психологическое*.
Организационно-правовые формы регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих следующий характер:
- нормативный (например, положение о структурном подразделении, положение об организации, должностные инструкции);
- административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);
- рекомендательный (например, распорядок рабочего дня руководителя).
Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них -четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны
только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.
Экономические направления и формы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся положения об оплате труда, о материальном стимулировании работников организации, о премировании и т. п.
Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики), а это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.
Следует отметить, что в специальной литературе по организации труда организационноправовое обеспечение организации труда рассматривается исключительно в контексте ее отдельных элементов, например приводится достаточно подробный перечень нормативных документов, регламентирующих санитарно -гигиенические условия труда. В отношении ряда других элементов организации труда подробная организационно-правовая база и другая регламентирующая документация содержатся в основном в методических рекомендациях, многие из которых изданы еще в советское время и часто являются устаревшими и не отвечающими современным реалиям.
Сложившееся положение дел во многом связано с тем, что многие элементы организации труда (например, всестороннее развитие личности и создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе) весьма трудно «пронормировать», то есть описать в виде норм или правовых актов. Это касается большинства элементов научной организации труда, призванных решать преимущественно социальные задачи. В этом случае организация труда основывается не на административном или экономическом воздействии, а на социально-психологических методах управления трудом, поэтому здесь в большей степени применимы социально-психологические регламенты труда. Эти обстоятельства обусловливают тот факт, что комплексная классификация организационно-правового обеспечения организации труда в литературе не встречается.
Следует также отметить, что организационно-правовое обеспечение организации труда персонала органов государственного управления, в частности УИС, в специальной литера-
туре рассмотрено недостаточно подробно, ибо в ней затрагиваются только вопросы прохождения государственной службы. Вместе с тем есть отдельные публикации, где нашли свое отражение проблемы регламентации труда государственных служащих.
Так, по мнению специалистов, основными нормативными актами регламентирующими труд государственныхслужащих, являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации», законы о государственной службе субъектовРФ, положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим и др., утверждаемые федеральными органами исполнительной власти5.
УИС является сложной многоуровневой социальной организацией, перед которой в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года поставлен комплекс задач, реализация которых требует четкого нормативно-правового регулирования всех видов деятельности. В связи с этим системный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию труда персонала УИС, представляется исключительно важным и актуальным. Учитывая комплексность научной организации труда персонала УИС (и как области знаний, и как практической деятельности), можно утверждать, что также важна классификация организационно-правового обеспечения.
Авторская позиция заключается в том, что всю совокупность организационно-правового обеспечения организации трудовойдеятельности персонала УИС можно классифицировать по различным признакам, главными из которых являются:
- юридическая сила организационно-правового документа;
- уровень регулирования (государственный, ведомственный, локальный);
- целевая принадлежность (регламентация конкретного элемента (направления) организации труда);
- обязательность соблюдения (обязательные документы или документы, носящие рекомендательный характер).
Рассмотрим приведенную классификацию подробнее.
1. Юридическая сила организационно-правового документа по организации трудовой деятельности персонала УИС.
УИС является составной частью правоохранительной системы страны. Нормативные правовые акты о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, выстраиваются в четкую иерархическую структуру. Таким образом, организационно-нормативная база, регламентирующая труд сотрудников УИС, представлена в следующей иерархии:
- законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы и иные нормативные акты Минюста России;
- приказы и иные нормативные акты ФСИН России;
- постановления Госстандарта России;
- постановления Роструда России;
- иные нормативные акты государственных органов исполнительной власти Российской Федерации;
- нормативные документы территориальных органов УИС;
- нормативные документы конкретного учреждения УИС.
2. По уровню регулирования организационно-правового обеспечения организации труда персонала УИС можно выделить следующие группы документов:
1) документы государственного уровня, регламентирующие те элементы (направления) организации труда, обеспечение (выполнение или соблюдение) которых обязательно для всех организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ независимо от формы собственности. Эти документы регламентируют вопросы организации охраны труда, обеспечения его безопасных условий, режимы труда и отдыха персонала и т. п.;
2) документы ведомственного уровня, регламентирующие вопросы организации труда в подразделениях УИС (например, нормативы штатной численности), а также специфичные для УИС элементы организации труда сотрудников
3) документы локального уровня, регламентирующие трудовую деятельность персонала в конкретном учреждении или органе УИС и связанные с осуществлениемфункций по управлению персоналом (правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, структура и штатная численность, штатное расписание и т. п.).
3. Целевая принадлежность документа в системе организационно-правового обеспе-
чения организации трудовой деятельности персонала УИС предполагает регламентацию конкретного элемента (направления) организации труда. Например, вопросы разделения и кооперации труда сотрудников УИС регламентируются централизованно утвержденными Правительством РФ и ФСИН России нормами и нормативами.
В УИС применяются следующие нормы и нормативы: норма управляемости, норма соотношений, норма численности. Эти нормы устанавливаются с различной степенью укрупнения -по учреждению (органу) УИС в целом, по группам функций, по отдельным уровням управления, по структурным подразделениям6.
4. По обязательности соблюдения организационно-правового обеспечения организации трудовой деятельности сотрудниковУИС можно выделить две группы документов:
1) обязательные документы, соблюдение которых предусмотрено законодательством РФ и иными нормативными актами РФ для всех учреждений, органов, подразделений ФСИН России. Сюда можно отнести не только документы государственногои ведомственногоуровня, но и локальные акты, например Правила внутреннего трудового распорядка учреждения УИС;
2) документы, носящие рекомендательный характер, соблюдение которых в учреждениях и органах ФСИН России прямо не предписано законодательством РФ и иными нормативными актами РФ. Вместе с тем их использование в организации труда персонала УИС способствует совершенствованию этой деятельности. К таким документам можно отнести паспорта рабочих мест, личностные спецификации и т. п. Их важное организационно-методическое значение описано в специальной литературе.
Возможнаклассификация организационно-правового обеспечения организации труда персонала УИС и по другим признакам. В реальности состав организационно-правовых регламентов труда может быть значительно шире или приспособлен к специфике конкретногоучреждения, органа или структурного подразделения УИС.
В ряду важнейших задач, решаемых на современном этапе развития УИС, особое место принадлежит комплексу мер по развитию и совершенствованию систем управления. Исходным пунктом решения поставленных ФСИН России задач является необходимостьрационального организационно-правового регламентирования труда персонала УИС, авторский подход к сущности которого рассмотрен в настоящей статье.
1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
2 См.: Организация управленияв уголовно-исполнительнойсистеме: учебник: в 3 т. / под общ. ред. Ю.Я. Чайки; науч. ред. В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. Рязань, 2002. Т. 2: Особеннаячасть. С. 458-459.
3 См.: Там же. С. 453-463.
4 См.: Ивановская Л. Сущность и виды регламентации труда персонала // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2009. № 7.
5 См.: Там же.
6 См.: Долинин А.Ю., Огородников В.И., Шорников В.П. Кадровый менеджмент и социальная защита пер-соналауголовно-исполнительнойсистемы: современность и перспектива: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Огородникова Рязань, 2009. С. 87-88.