Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фидель Петр Михайлович

В статье обосновываются основные положения того, что совершенствование организационно-правового механизма взаимодействия ОВД с компетентными органами в области организации транспортной безопасности на объектах инфраструктуры транспорта может существенно расширить возможности в области защиты этих объектов от возможных внешних воздействий любого вредоносного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT IN THE FIELD OF SECURITY AT TRANSPORT FACILITIES

The article substantiates the main provisions that the improvement of the organizational and legal mechanism of interaction of the Department of Internal Affairs with the competent authorities in the field of organization of transport security at transport infrastructure facilities can significantly expand the possibilities in the field of protection of these facilities from possible external influences of any harmful nature.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_142 УДК 768.43

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF MANAGEMENT ORGANIZATION IN THE FIELD OF SECURITY AT TRANSPORT FACILITIES

ФИДЕЛЬ Петр Михайлович,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД,

Восточно-Сибирский институт МВД России.

664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

E-mail: p_fidel@mail.ru;

FIDEL Petr Mikhailovich,

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: p_fidel@mail.ru

Краткая аннотация: в статье обосновываются основные положения того, что совершенствование организационно-правового механизма взаимодействия ОВД с компетентными органами в области организации транспортной безопасности на объектах инфраструктуры транспорта может существенно расширить возможности в области защиты этих объектов от возможных внешних воздействий любого вредоносного характера.

Abstract: the article substantiates the main provisions that the improvement of the organizational and legal mechanism of interaction of the Department of Internal Affairs with the competent authorities in the field of organization of transport security at transport infrastructure facilities can significantly expand the possibilities in the field of protection of these facilities from possible external influences of any harmful nature.

Ключевые слова: общественная безопасность, транспортная безопасность, угрозы, риски, государственная стратегия, организационно-правовые меры.

Keywords: public safety, transport security, threats, risks, state strategy, organizational and legal measures.

Для цитирования: Фидель П.М. Организационно-правовой механизм организации управления в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 142-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_142.

For citation: Fidel P.M. Organizational and legal mechanism of management organization in the field of security at transport facilities // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 142-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_142.

Статья поступила в редакцию: 18.03.2022

Трансформация современного Российского общества породила ряд качественно новых явлений в социальной, политической, экономической и духовной деятельности общества, охватив все сферы его жизнедеятельности, требуя от руководства страны и общества адекватной социальной политики.

Для полноценного развития Российского государства, правительством представлен обширнейший спектр федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально-защитной деятельности государства, определен целый ряд стратегических и приоритетных задач, направленных на укрепление основ правового государства, а так же на улучшение качества жизни населения страны, на обеспечение внешней и внутренней безопасности человека, общества и государства.

С развитием современного общества не менее стремительно менялись восприятие угроз и рисков, которые за последние тридцать лет трансформировались до неузнаваемости несколько раз. Соответствующим образом, для общества не единожды изменилось понятие и значение безопасности, а так же её вес в качественной характеристике жизни общества. Несмотря на это, обеспечение личностной безопасности, безопасности общества в целом общества, а так же государства было и остается одним из важнейших приоритетных направлений ближайших десятилетий и, в свою очередь, превратилось в одну из приоритетных целей существования современных цивилизаций.

Поэтому неслучайно, в выступлении Президента на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развитии России до 2030 года» прозвучало следующее: «Говоря о высоких жизненных стандартах, нельзя забывать о личной безопасности граждан - безопасности в самом широком смысле, обеспечивающей надёжную защиту жизни и имущества лю-

Административное право; административный процесс

дей, благоприятную экологическую среду, безаварийную работу транспорта и коммунальной инфраструктуры, эффективное предупреждение техногенных катастроф», то есть речь по существу идёт об обеспечении комплексной безопасности государства.

Безопасность - как социально - правовая категория не имеет исключительного социального содержания, потому что это сложное явление, которое детерминировано целым множеством проявлений, факторов и свойств. Можно сказать, что безопасность является либо потребностью или нормой жизни, либо критерием целостной системы или показателем её важнейших жизненных параметров.

Кроме того, она является интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости в различных объектах биосферы и ноосферы, в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политики, в обороне, экономике, экологии, социальной политики, физическом и моральном здоровье, в информатике и технологии. В нормативно-правовых и нормативно-технических документах, в частности в Законе «О безопасности», понятие безопасности определяется как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. Наиболее интересное на наш взгляд определение безопасности даёт профессор Елагин А.Г. в свих трудах: «Управление деятельностью по обеспечению безопасности», в следующем виде: «безопасность реальное, глобальное, социально-правовое явление, свойственное цивилизации, любому государству и конкретному историческому этапу, обусловленное воздействием на объекты защиты многочисленных внутренних и внешних опасностей (рисков), негативные последствия которых могут приводить к гибели человека, уничтожении материальных ценностей, окружающей среды и невозможности системам человеческой цивилизации функционировать, сохраняться и развиваться»[3].

Данное определение наиболее глубоко раскрывает сущность и понятие безопасности. Подтверждение сущности данного понятия высказывает виднейший специалист в области обеспечения безопасности А.Д. Урсула, который сказал: «Ведь безопасность ассоциируется с возможностью жизни, её сохранения причём не только для нынешних поколений, но и будущих».

Концептуальные основы исследования проблем обеспечения безопасности начали закладываться советскими учёными В.А Легасовым, А.А. Саркисовым и др. в конце 70-х гг. ХХ столетия и носили в основном теоретический и частично эмпирический характер, что позволило им в дальнейшем делать обобщение и выводы, вплоть до создания теории безопасности, с включением в эту работу специалистов различных областей науки: социологов, психологов, юристов. Далее, на основе опыта и проведения эмпирических исследований, были разработаны и опубликованы Федеральный закон «О безопасности» (март 1992г.), Концепция национальной безопасности РФ с дополнением (2000г.). Новый этап для задела сравнительных исследований в области обеспечения безопасности был определён на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного Совета РФ. В дальнейшем была разработана межведомственная комплексная программа фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области обеспечения безопасности [2]. Результатом исследований стала разработанная представителями структурных подразделений Администрации Президента, аппарата Правительства, заинтересованных в Федеральных органах исполнительной власти Российской Академии наук, других государственных Академиях наук и научных учреждений «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года».

Стратегия национальной безопасности РФ до 2030 года определила одно из основных направления государственной политики в области национальной безопасности это:

Государственная и общественная безопасность, стратегическими целями которой является защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ [4], её независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе [5];

Наряду с вышеперечисленным, можно смело добавить следующее определение понятия обеспечения транспортной безопасности. Транспортная безопасность - новый административно-правовой институт. Впервые указанный термин приобрел юридическое значение в Постановление Правительства РФ № 274 «Вопросы Минтранса РФ» [1] где освещено, что «транспортная безопасность» - определена одним из приоритетных вопросов, по которым Минтранс самостоятельно осуществляет нормативное и правовое регулирование, осуществляет разработку и внедрение в Правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.

Данная нормотворческая инициатива Минтранса России была оправданной, так как в условиях интегрирования всех видов транспорта в единый комплекс, с единой управленческой системой органов транспорта и хозяйствующих субъектов, должны иметь унифицированные требования к организации транспортной безопасности, иметь единое понимание технической, терминологической и дискурсивной терминологии [6].

Из этого следует, что понятие «транспортная безопасность» имеет неоднозначное понимание, и для конкретного его понимания необходимо иметь представление о наличии реальных внешних воздействий, опасностей и угроз, могущих повлиять на дестабилизацию его функционирования.

Данное определение имеет основополагающий и системообразующий управленческий элемент для всей системы безопасности транспортной инфраструктуры.

В докладе члена Экспертного совета Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, директора Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», В.А. Ананьева, озвученного на XV Международном Форуме «Технологии безопасности», проходившего в Москве 3 февраля 2022 г. под транспортной безопасностью им предложено понимать несколько составляющих в виде системы мер и средств, в первом модуле обобщая техсредства, искусственные ограждения и иные аналогичные препятствия, строения и сооружения в виде технической защиты и специальных средств, второй блок - это различные службы безопасности и охраны, а так же структуры, относящиеся к правоохранительным органам и третий блок - блок регулирующийся нормативно-правовыми актами, который несет в себе в том числе организационно-правовые меры, обуславливая порядок осуществления комплекса мер по защите жизни и здоровья пассажиров, технического и обслуживающего персонала, а так же собственности как пассажиров, так и объектов, оснащения и техники транспортного комплекса от имеющихся угроз.

Таким образом, основными составными элементами комплексной системы безопасности являются:

- единый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе осуществляемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-система федерального, регионального и муниципального законодательства, нормативных правовых документов и ведомственных актов, интегрированная с международными нормами права в области обеспечения транспортной безопасности, многоуровневое информационное пространство, в том числе взаимосвязанные автоматизированные информационные и аналитические системы, обеспечивающие проведение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте. На основе существующей нормативно-правовой базы определены основные цели, задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности. Определен подход к изучению сущности мероприятий по оценке уязвимости с применением и разработкой планов обеспечения транспортной безопасности и объектов транспортной инфраструктуры.

Библиография:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1454.

2. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 // СПС «Консультант-Плюс».

3. Елагин А.Г. Управление деятельнгостью по обеспечении безопасности: научное издание/ А.Г. Елагтн, А.Я. Казаков. - М.: Академия управления МВД России, 2010. - с.47.

4. Грибунов О.П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2016. - № 1 (76). - С. 89-97.

5. Дубровин А.К. Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2021 № 1 (96). - С. 231-240.

6. Майоров В.И. Формирование позитивного общественного мнения о деятельности полиции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021 № 3 (98). - С. 246-254.

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2004 No. 274 "Issues of the Ministry of Transport of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2004, N 15, article 1454.

2. The program of fundamental scientific research in the Russian Federation for the long-term period (2021-2030), approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2021 // SPS "Consultant-Plus".

3. Elagin A.G. Management of security activities: scientific publication/ A.G. Elagtn, A.Ya. Kazakov. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. - p.47.

4. Gribunov O.P. Forensic examinations appointed during the investigation of crimes against property committed on transport // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2016. - № 1 (76). - Pp. 89-97.

5. Dubrovin A.K. Problems of preparation and adoption of managerial decisions in internal affairs bodies // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021 No. 1 (96). - pp. 231-240.

6. Mayorov V.I. Formation of a positive public opinion on the activities of the police // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021 No. 3 (98). - pp. 246-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.