Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВРЕД / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фидель Петр Михайлович

Рассматривается комплексное принятие административных реформ, предупредительных и профилактических мер уполномоченными органами, ужесточение принудительных мер, способных в значительной степени оказать влияние на снижение угроз авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT AND MODERNIZATION OF MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION TO ENSURE PUBLIC SAFETY AT AIR TRANSPORT FACILITIES

The article discusses the complex adoption of administrative reforms, preventive and preventive measures by the authorized bodies, the tightening of coercive measures that can significantly affect the reduction of threats to aviation security.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 351.81 ББК 67.401.213

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10392 © П.М. Фидель, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Петр Михайлович Фидель,

адъюнкт

Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: p_fidel@mail.ru Научный руководитель: Н.Н. Пестов, кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматривается комплексное принятие административных реформ, предупредительных и профилактических мер уполномоченными органами, ужесточение принудительных мер, способных в значительной степени оказать влияние на снижение угроз авиационной безопасности.

Ключевые слова: общественная безопасность, антиобщественное поведение, воздушный транспорт, правонарушения, вред, меры принуждения, полиция.

IMPROVEMENT AND MODERNIZATION OF MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION TO ENSURE PUBLIC SAFETY AT AIR TRANSPORT FACILITIES

Petr M. Fidel',

Adjunct

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh, d. 8)

Abstract. The article discusses the complex adoption of administrative reforms, preventive and preventive measures by the authorized bodies, the tightening of coercive measures that can significantly affect the reduction of threats to aviation security. Keywords: public safety, antisocial behavior, air transport, offenses, harm, coercive measures, police.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фидель П.М. Совершенствование и модернизация мер административно-правового принуждения по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):240-4.

Реализация полицией мер административного принуждения происходит с целью поддержания общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступных деяний, административных правонарушений, а также выявления и наказания правонарушителей [8]. По сути, административно-процессуальная деятельность полиции прямо или косвенно связана с применением ею различных мер административного принуждения. К сущностным чертам административно-правового принуждения относят:

- принуждение как реакция органов внутренних дел на неправомерное, опасное для общества поведение;

- правовое принуждение применяется только к тем субъектам права, которые нарушили соответ-

ствующие правовые нормы (правовое принуждение персонифицировано);

- правовое принуждение реализуется на основании актов применения норм права;

- принуждение применяется на основе норм права, регламентирующие меру, условия, порядок применения;

- применение принудительных мер к гражданам и юридическим лицам принадлежит только государству, за которым законодательно закреплены такого рода полномочия [6].

При отсутствии линейного либо организационного подчинения между сторонами данного охранительного правоотношения, административно-правовое принуждение осуществляется в рамках неслужебного подчинения. В данном контексте важным

видится обратить внимание также на: разнообразие и множественность субъектов, обладающих правом осуществления административной юрисдикции; административному принуждению могут подвергаться как физические лица, так и юридические лица, а также коллективные субъекты. Административно-правовое принуждение целостно регламентируется нормами административного права, закрепившими типы и виды мер принуждения, основания, порядок и условия их применения [9].

В научной литературе, административное принуждение рассматривается в качестве метода административно-правового воздействия. Так, А.И. Каплунов отмечает, что административное принуждение выступает специальным видом государственного принуждения и методом государственного управления. Его назначение состоит в применении органами внутренних дел, установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, которые направлены на осуществление соответствующего исполнения юридических обязанностей лицами ввиду совершения ими преступных деяний, правонарушений или в случае возникновения обстоятельств, несущих потенциальную угрозу безопасности личности или общества [14].

Ввиду того, что новые угрозы транспортной безопасности значительно актуализировались в современных условиях, они требуют принятия конструктивных, эффективных и своевременных мер [10]. В законодательной части данным факторам не отводится должное внимание в полной мере. Проводимая политика в области обеспечения воздушной безопасности по своим сущностным характеристикам узконаправлена и в большей степени сосредоточена лишь на антитеррористической защищенности, значимость которой велика, однако она не исчерпывает эффективное противодействие другим актуальным угрозам.

Одной из приоритетных задач полиции на объектах воздушного транспорта является охрана общественного порядка и общественной безопасности. При этом профилактическую направленность имеет и само административное принуждение, поскольку с его помощью пресекается и наказывается антиобщественное поведение. Благодаря этому

достигается воспитательное воздействие на лиц, имеющих склонность к правонарушениям. Исходя из этого, можно заключить, что предупредительная роль мер административного права оказывает влияние на устранение деструктивных характеристик в личностном поведении. К примеру, борьба с употреблением алкогольной продукции является предупредительной мерой значительного числа правонарушений, которые имеют место на объектах воздушного транспорта. Среди них: хищения, хулиганство, побои и другие нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

Для профилактики нарушения общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного транспорта эффективным видится использование следующих мер:

- информирование пассажиров о правилах поведения и об ответственности за их нарушение;

- демонстрация сотрудниками транспортной полиции решительности в применении мер административно-правового принуждения и противодействии противоправными действиям в случае необходимости;

- поиск среди право послушных граждан поддержки посредством демонстрации заботы об их интересах и безопасности;

- формирование у правонарушителей убеждения об обязательном пресечении противоправных действий, обеспечение оперативного прибытия к месту конфликта и привлечение вспомогательных сил;

- разъяснение сотрудниками полиции правона-рушающей стороне оснований и порядка применения специальных мер административно-правового принуждения, которые предполагают использование специальных средств и оружия, а также применения физической силы;

- составление документального подтверждения факта противоправного деяния гражданина, с обязательным уведомлением нарушителя общественной безопасности.

Важным видится обратить внимание, что сотрудники полиции имеют право на исполнение сопровождения самолета в период полета при наличии данных о вероятности нарушения на нем правил авиационной безопасности. Это могут быть данные об угрозе террористического акта, угона воздуш-

ного судна, и другие. Более того, они имеют право задерживать багаж, грузы и почту, которые содержат предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами [12].

В соответствии с приказом МВД России от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России» [4], Главным управлением внутренних дел на транспорте МВД России совместно с Государственной службой гражданской авиации Минтранса России в свое время прорабатывался вопрос о целесообразности сопровождения нарядами транспортной милиции международных и внутренних авиарейсов. Проводились расчеты, организовывались рабочие встречи, изучалось мнение специалистов. Однако вопрос не был решен с практической точки зрения.

Согласно результатам опроса мнения сотрудников органов внутренних дел, на авиационном транспорте, положительный ответ на вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным возврат к сопровождению воздушных судов нарядами полиции?» - дали 82% респондентов. В настоящее время Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от [2] 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» [7], по-прежнему остаются не урегулированными вопросы сопровождения воздушных судов, находящихся в стадии полета, в том числе силами полиции.

Согласно смысловому содержанию данного Закона полиция на объектах авиационной инфраструктуры и авиационных транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции» [3]. Однако, действующие законодательные положения не исключают возможности введения сопровождения воздушных судов сотрудниками полиции. Для этого необходима дополнительная правовая регламентация на межведомственном уровне. В качестве примера по аналогии можно

привести совместный приказ МВД России № 1022, Минтранса России от 27 декабря 2013 г. № 487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» [5].

Так, институт сопровождения воздушных судов в современных условиях видится крайне важным. Выработка нормативного правового акта, который бы детально урегулировал все, связанные с этим вопросы, видится целесообразным и необходимым в условиях обострившихся проблем безопасности. По сей день, как на федеральном, так и на ведомственном уровнях не выработан четко регламентированный порядок сопровождения воздушных судов. Также не урегулированы вопросы, связанные с передачей и поступлением соответствующей информации о нарушении требований авиационной безопасности для организации сопровождения воздушного судна во время полета [13].

Важно отметить, что предшествующая система касательно предоставления соответствующих прав по сопровождению воздушных судов полиции и инспекторам Ространснадзора в общем виде удовлетворяла рекомендациям руководящих документов ИКАО. Согласно им, сотрудник службы безопасности на борту есть служащий государственного учреждения (а не правительственных организаций, что видится наиболее уместным), которому правительственными структурами государ-ства-эксплуатанта и правительством государства регистрации разрешено находиться на борту воздушного судна с целью защиты данного воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства. Данные положения перекликаются с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [1].

Также, следует отметить, что ст. 11.3. КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности устанавливается административная ответственность. В качестве дополнения данной превентивной меры может явиться использование на российских гражданских воздушных судах обязательной ви-

део-регистрации. На основании уже сложившегося опыта применения средств видеоконтроля на автомобильных дорогах России, можно сформулировать положительный вывод об их влиянии на безопасность дорожного движения, а потому его заимствование может благоприятно отразится на поддержании воздушной безопасности [12]. Факт размещения на борту видеокамер будет дополнительным стимулом необходимости надлежащего поведения на борту на протяжении всего полета. Кроме того, это послужит хорошим напоминанием об установленной законом ответственности за противоправные деяния и ее неотвратимости. Применение на бортах российских воздушных судов видеокамер представляется возможным в соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса «Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов» [15].

Следует также обстоятельно подойти к рассмотрению вопроса об организации дистанционного наблюдения за исполнением требований в области авиационной безопасности на борту воздушного судна с применением аудио- и видеосистем в рамках федерального государственного контроля в области авиационной безопасности. Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а также обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области воздушной безопасности, благоприятно отразится на всей системе контроля.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» [7]. Минтрансу России на основании выработанных договоренностей с МВД России, ФСБ России и Министерства экономического развития России было поручено утвердить перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем.

Видится необходимым включить в указанный перечень воздушные суда, следующие по маршру-

там, на которых достаточно часто зафиксированы случаи нарушения общественного порядка на борту. Данная мера будет носить не только превентивный характер, но и позволит оперативно реагировать на осложнение обстановки на борту.

Особое внимание должно быть уделено мерам административного принуждения. К примеру, административному задержанию, во время нахождения воздушного судна в полете. Реализация данной меры административного принуждения требует рассмотрения вопроса о введении дополнительных, аналогичных по содержанию, принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, которые осуществляются на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения безопасности лиц, пребывающих на борту воздушного судна [11].

Таким образом, поддержание общественного правопорядка на объектах воздушного транспорта требует расширения спектра государственных принудительных мер. Органы внутренних дел должны сосредоточить усилия в направлении организации всего комплекса защитных мер, предупреждения и предотвращения преступлений, а также административных правонарушений с учетом расширившихся возможностей современных средств коммуникации, способов получения информации, видеонаблюдения и т.д. Принудительные меры должны использоваться в том числе и в качестве профилактического эффекта для строгого соблюдения гражданами общественной безопасности на воздушном транспорте.

Литература

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

4. Приказ МВД России от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствова-

нию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

5. Приказ МВД России № 1022, Минтранса России от 27 декабря 2013 г. № 487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

6. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

7. Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5193. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Стари-лов Ю.Н. Административное право. М., 2005. С. 491.

9. Демченко Н.В., Дорофеева Ж.П. Административно-правовой механизм регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности // Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина. 2018. № 4 (54). С. 216-217.

10. Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России.

2018. № 3 (47). С. 60-63.

11. Пестов Н.Н., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: монография. М.: Проспект,

2019. С. 38-42.

12. Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях: учебное пособие / сост. Д.В. Ковалев, В.Ю. Егоров, А.В. Желтобрюх, А.А. Сошин, П.М. Фидель. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. С. 124.

13. Зиганшин М.М. Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в деятельности полиции // Российская юстиция. 2017. № 1. С. 13-16.

14. Каплунов А.И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения // Правоведение. 2004. № 3. С. 126.

15. Степаненко Ю.В., Абрамов Н.А., Берез-кин А.М. Обеспечение безопасности на борту воздушного судна // Научный портал МВД России. 2015. № 2 (30). С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.