Научная статья на тему 'Организационно-правовое регулирование селективного отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Япония'

Организационно-правовое регулирование селективного отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Япония Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высококвалифицированный специалист / труд / отбор / работа / преференции / трудоустройство / оформление / иностранный гражданин / занятость / сфера / экономика / highly qualified specialist / labor / selection / work / preferences / employment / registration / foreign citizen / employment / sphere / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

В настоящее время высококвалифицированные специалисты привлекаются в развитые страны в рамках иммиграционных (переселенческих) программ и программ временной трудовой миграции. Высококвалифицированные специалисты пользуются спросом не только для стабилизации населения, но и для того, чтобы помочь Японии отменить свою падающую конкурентоспособность в мировой экономике. Раскрывается система отбора высококвалифицированных специалистов и влияние их трудовой деятельности на экономику Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal regulation of selective selection of highly qualified specialists in the State of Japan

Currently, highly qualified specialists are attracted to developed countries within the framework of immigration (resettlement) programs and temporary labor migration programs. Highly qualified specialists are in demand not only to stabilize the population, but also to help Japan reverse its declining competitiveness in the global economy. The system of selection of highly qualified specialists and the impact of their work on the Japanese economy have been revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое регулирование селективного отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Япония»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-170-173 NIION: 2015-0066-4/22-420 MOSURED: 77/27-011-2022-04-619

Организационно-правовое регулирование селективного отбора высококвалифицированных специалистов

в Государстве Япония

Анатолий Семенович Прудников

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. В настоящее время высококвалифицированные специалисты привлекаются в развитые страны в рамках иммиграционных (переселенческих) программ и программ временной трудовой миграции. Высококвалифицированные специалисты пользуются спросом не только для стабилизации населения, но и для того, чтобы помочь Японии отменить свою падающую конкурентоспособность в мировой экономике. Раскрывается система отбора высококвалифицированных специалистов и влияние их трудовой деятельности на экономику Японии.

Ключевые слова: высококвалифицированный специалист, труд, отбор, работа, преференции, трудоустройство, оформление, иностранный гражданин, занятость, сфера, экономика

Для цитирования: Прудников А. С. Организационно-правовое регулирование селективного отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Япония // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 170-173. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-170-173.

Original article

Organizational and legal regulation of selective selection of highly qualified specialists in the State ofJapan

Anatoly S. Prudnikov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. Currently, highly qualified specialists are attracted to developed countries within the framework of immigration (resettlement) programs and temporary labor migration programs. Highly qualified specialists are in demand not only to stabilize the population, but also to help Japan reverse its declining competitiveness in the global economy. The system of selection of highly qualified specialists and the impact of their work on the Japanese economy have been revealed.

Keywords: highly qualified specialist, labor, selection, work, preferences, employment, registration, foreign citizen, employment, sphere, economy

For citation: Prudnikov A. S. Organizational and legal regulation of selective selection of highly qualified specialists in the State of Japan. Bulletin of economic security. 2022;(4):170-3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-170-173.

Рынок высококвалифицированных кадров является наиболее конкурентным сегментом мирового рынка труда, и более развитые страны соревнуются в разработке административных, налоговых и прочих преференций для высококвалифицированных иностранных специалистов, инвесторов и предпринимателей. Сейчас ни одной стране не под силу обеспечить профессиональную подготовку полного спектра профессий, которые в условиях глобализирующейся и быстро меняющейся структуры производства и сферы услуг необходимы для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

© Прудников А. С., 2022

Привлечение иностранных специалистов становится способом решения проблемы. Кроме того, в современном мире развитие многих направлений науки становится возможным только благодаря возможности объединения интеллектуального потенциала многих стран. В результате для высококвалифицированных специалистов создаются специальные миграционные программы, в том числе и в Государстве Япония [5].

Анализ юридической литературы показывает, что еще в июне 2018 года решением Кабинета министров Государства Япония (далее - Япония) утверждено положение «Основы политики», в которых закрепилось

JURISPRUDENCE

расширение рамок приема иностранной рабочей силы. Тем самым в отдельных отраслях экономики создается возможность на основе соответствующих правил приема брать на работу иностранных рабочих в тех случаях, когда нет возможности обеспечить соответствующие трудовые ресурсы внутри страны.

Новая политика, предусматривающая ограничение предельного срока пребывания иностранцев (в общей сложности до пяти лет), по мнению государства «не является политикой привлечения мигрантов». С другой стороны, действующая система технических стажировок, ее согласованность с механизмом приема высококвалифицированных специалистов, поиск путей стимулирования приема работников сферы ухода за больными и пожилыми людьми, а также другие меры делают основание полагать, что система реформируется с тем, чтобы облегчить обустройство высококвалифицированных специалистов из-за рубежа на постоянное жительство.

Несмотря на готовность Японии признать высококвалифицированных мигрантов посредством открытой политики, в Японии все еще не так много высококвалифицированных мигрантов. В 2021 г. число высококвалифицированных специалистов составило 7 % от числа всех мигрантов Японии [5]. Учитывая усиление глобальной конкуренции за таланты, японское правительство, как показывает изучение литературы, способствует высококвалифицированной миграции, ускоряя обработку заявок на получение визы [1].

Высококвалифицированные специалисты пользуются спросом не только для стабилизации населения, но и для того, чтобы помочь Японии отменить свою падающую конкурентоспособность в мировой экономике. Япония обеспокоена тем, что она отстает, по их мнению, в растущей глобальной конкуренции за таланты в последнее десятилетие.

Если обратиться к опыту других государств, то ФРГ также учредила Программу «Green card» - «Зеленая карта» для увеличения числа мигрантов в IT-секторе. Европейский союз ввел новую систему «Blue Card» -«Голубая карта» для облегчения мобильности высококвалифицированных специалистов на всей территории Европы. Соседние страны в Японии, такие как Южная Корея и Сингапур, также внедряют программы по привлечению глобальных талантов (Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения).

Из-за необходимости стимулирования инновационного роста в экономике знаний японский бизнес-сектор особенно стремится к увеличению числа высококвалифицированных специалистов в стране и оказывал давление на правительство с целью принятия аналогичных политических инициатив.

Высококвалифицированные специалисты могут работать только на работе, указанной в их иммиграционных документах.

Несмотря на то, что традиционная система пожизненного найма находится на подъеме, большинство

японских корпораций все еще обучают и инвестируют в новых наемных сотрудников, ожидая, что они останутся с компанией в течение длительного времени. Однако многие высококвалифицированные специалисты не планируют оставаться в одной и той же компании на протяжении всей своей трудовой жизни. Согласно опросу, проведенному Японским институтом политики и обучения в области труда, 35 % высококвалифицированных специалистов в японских корпорациях намеревались вернуться на родину или в конечном итоге переехать в другую страну [2].

Всемирный отчет о конкурентоспособности показывает, что Япония не является привлекательной страной для высококвалифицированных специалистов.

Японская система вознаграждения по-прежнему в значительной степени основана на системе пожизненной занятости, в которой стартовые оклады очень низки и увеличиваются по мере того, как сотрудники тратят больше времени на компанию. Для большинства высококвалифицированных специалистов (по их мнению) зарплата не является самым важным компонентом их миграционного решения. Многие считают, что, как высококвалифицированные специалисты, будут получать заработную плату, которая будет достаточной для поддержки себя и своей семьи. Для большинства профессионалов наиболее важным считается возможность для улучшения своих навыков и продвижения их долгосрочных карьерных планов. Деловая практика в Японии также влияет на долгосрочную карьеру высококвалифицированных специалистов.

Здесь стоит отметить, что высококвалифицированные специалисты в многонациональных корпорациях (по мнению экспертов) избежали бы перевода в Японию по двум причинам.

Во-первых, опыт, приобретенный ими в других странах, не пригодится для Японии, так как японская бизнес-практика настолько отличается от других [1] стран, что это бы заняло бы слишком времени для них, чтоб бы узнать японский стиль управления. Изучение японского языка для обеспечения нормальных деловых отношений было бы дополнительным барьером.

Во-вторых, эти специфические методы ведения бизнеса означают, что новый опыт, приобретенный высококвалифицированными специалистами в Японии, не обязательно повысит их управленческие навыки [1].

Однако многие японские корпорации (по мнению экспертов) по-прежнему не ориентированы на глобальную деятельность и не хотят корректировать свои системы, чтобы привлекать большое количество высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Однако все большее число бизнес-аналитиков стали воспринимать эту ситуацию довольно проблематично, объясняя экономический упадок страны частично отсутствием глобальных перспектив среди японских корпораций. Они утверждают, что Япония слишком много внимания уделяет внутреннему рынку и производит товары, которые нравятся только японским потребителям [3].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Но, тем не менее, работа в Японии - отличный способ обосноваться в одной из самых технологически развитых и прогрессивных стран в мире, в которой при этом свято чтут традиции и устои.

Важно отметить, что для высококвалифицированных специалистов трудоустройство в Японии имеет ряд преимуществ [4]:

- возможность пользоваться услугами развитой медицины, системы образования, социальной сферы;

- высокая вероятность построить карьеру у тех, кто работает в промышленности и сфере высоких технологий;

- работники японских компаний обеспечиваются полисом медицинского страхования, позволяющим пользоваться услугами клиник бесплатно. Ежегодно каждый сотрудник проходит полное медицинское обследование за счет компании;

- низкий уровень безработицы - порядка 65 % жителей государства в возрасте 15-65 лет обеспечены работой;

- большинство компаний покрывает расходы на проезд до работы и домой. Каждый работник получает проездной билет, действительный на всем маршруте следования;

- высокий уровень оплаты труда по сравнению с другими странами Азиатского региона и некоторыми государствами ЕС;

- действующая система премий и ежегодная индексация заработной платы;

- выплаты в Пенсионный фонд не высчитываются из зарплаты;

- специалисты высшей категории, в которых заинтересован японский работодатель, обычно обеспечиваются жильем за счет компании;

- есть возможность по месту работы получать дополнительные выплаты на детей.

Требования к кандидатам и условия труда для высококвалифицированных специалистов:

Первое - знание японского языка.

Помимо языковых навыков необходимы диплом о высшем образовании и опыт работы, подтвержденный документально. Важно также учитывать особенности отношения к труду самих японцев. А потому и в иностранцах они ценят:

- эффективность;

- вежливость;

- умение коммуницировать и работать в команде;

- дисциплинированность;

- работоспособность;

- ответственность;

- стремление добиваться большего;

- преданность.

Следует отметить, что Япония - страна с ярко выраженной гендерной дискриминацией. Это означает, что для высококвалифицированных специалистов найти хорошо оплачиваемую работу в крупной компании шансов у мужчин больше, чем у женщин. Примерный перечень

для устройства на работу документов включает в себя: копию загранпаспорта; копию трудовой книжки; диплом об образовании; медицинскую справку о состоянии здоровья; рекомендации от предыдущих работодателей; документы, подтверждающие наличие личных и профессиональных достижений; справку о несудимости.

Чтобы заинтересовать работодателя, высококвалифицированному специалисту необходимо составить резюме и мотивационное письмо. Оба документа должны быть на японском и (желательно) на английском языке. Резюме должно отражать уровень квалификации, образования, опыт работы, дополнительные знания и умения.

Все документы должны сопровождаться переводом на японский язык, а диплом и трудовую книжку необходимо заверить у нотариуса. После того как иностранный кандидат будет утвержден на должность, компания подписывает с ним трудовой контракт и подает запрос на получение разрешения. Этот документ дает возможность высококвалифицированному специалисту законно пребывать на территории государства и трудиться на предприятии, по инициативе которого он выдан. Срок выдачи составляет 1-3 месяца. Разрешение остается действительным в течение трех лет.

Если период действия визы заканчивается, но у высококвалифицированного специалиста есть возможность продолжить работать в японской компании, предусмотрена процедура продления. Заявка подается в Министерство юстиции в отдел по вопросам иммиграции. Тем, кто намерен заняться в Японии собственным делом, понадобится бизнес-виза. Она выдается на 4 месяца с правом продления еще на год. Но для ее получения понадобится подробный бизнес-план и уставной капитал от 1 до 3 миллионов йен в зависимости от направления проекта (9500-28000 долларов). Если планируется открытие совместного предприятия, нужно приложить доказательства наличия на счете не менее 5 миллионов йен.

В заключении следует отметить, что работа в Японии для высококвалифицированного специалиста предполагает наличие рабочей визы, для получения которой необходимо подготовить: приглашение от японской компании; визовую анкету; фото - 2 шт.; копию национального паспорта; оригинал и копию заграничного паспорта; диплом об образовании; справку об отсутствии судимостей; разрешение на работу; трудовой контракт; медицинскую справку; страховку.

Список источников / References

1. Yasushi Iguchi, Foreign Workers and Labor Migration Policy in Japan // http://www.tandfonline.com/ doi/abs/10.1080/71399916.

2. Malissa B. Eaddy Seton. An Analysis of Japan's Immigration Policy on Migrant Workers and Their Families M. : Hall University, 2016. 58 p.

3. Nicola Piper, Wife or worker? Worker or wife? Marriage and cross-border migration in contemporary

JURISPRUDENCE

Japan // http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ijpg. 309/full.

4. Japan Business Federation (Keidanren) // http: // www.keidanren.or.jp/English.

5. Материалы Представительства МВД России в Государстве Япония //www.mvd.ru. (5. Materials of the Representative Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the State of Japan //www.mvd.ru.)

Библиографический список

1. Прудников А. С. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Харламов С. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 215 с.

2. Прудников А. С. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Дутов П. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 191 c.

3. Прудников А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 535 с.

4. Immigration Act № 13 of 2002.

5. Regulations made in terms of the Immigration Act, 2002.

6. Refugees Act, №130 of 1998.

7. Regulations made in terms of the Refugees Act, 1998.

Bibliographic list

1. Prudnikov A. S. Activity of divisions of internal affairs bodies on migration issues. Legal and organizational aspects : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Kharlamov S. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 215c.

2. Prudnikov A. S. Legal regulation of external labor migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Dutov P. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 191 p.

3. Prudnikov A. S. State-legal bases of population migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. M. : UNITY-DANA, 2021. 535 p.

4. Immigration Act № 13 of 2002.

5. Regulations made in terms of the Immigration Act, 2002.

6. Refugees Act, №130 of 1998.

7. Regulations made in terms of the Refugees Act, 1998.

Информация об авторе

А. С. Прудников - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Information about the author A. S. Prudnikov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 12.08.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 12.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.