Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТБОРА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ПЕРУ И ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТБОРА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ПЕРУ И ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНИН / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИММИГРАНТ / РЕЭМИГРАНТ / НАСЕЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

Работа в Перу и Южно-Африканской Республике для иностранных граждан требует выполнения ряда предварительных условий: необходимо заранее найти работодателя, подписать контракт, получить разрешение на работу, оформить рабочую визу, а после переезда вид на жительство. Практически в каждом случае приоритет на занятие вакансии имеют местные жители, если иностранный гражданин не обладает определенной квалификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE SELECTION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS IN THE REPUBLIC OF PERU AND THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

Work in Peru and the Republic of South Africa for foreign citizens requires the fulfillment of a number of prerequisites: it is necessary to find an employer in advance, sign a contract, get a work permit, issue a work visa, and after moving a residence permit. In almost every case, local residents have priority to fill a vacancy if a foreign citizen does not have a certain qualification.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТБОРА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ПЕРУ И ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-111-114 NIION: 2007-0083-1/23-227 MOSURED: 77/27-005-2023-01-426

Организационно-правовое регулирование отбора высококвалифицированных специалистов в Республике Перу и Южно-Африканской Республике

Татьяна Анатольевна Прудникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, prudi1@rambler.ru

Аннотация. Работа в Перу и Южно-Африканской Республике для иностранных граждан требует выполнения ряда предварительных условий: необходимо заранее найти работодателя, подписать контракт, получить разрешение на работу, оформить рабочую визу, а после переезда вид на жительство. Практически в каждом случае приоритет на занятие вакансии имеют местные жители, если иностранный гражданин не обладает определенной квалификацией.

Ключевые слова: миграция, гражданин, трудоустройство, иммигрант, реэмигрант, население, регулирование, политика, профессия

Для цитирования: Прудникова Т. А. Организационно-правовое регулирование отбора высококвалифицированных специалистов в Республике Перу и Южно-Африканской Республике // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 111-114. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-111-114.

Original article

Organizational and legal regulation of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Peru and the Republic of South Africa

Tatiana A. Prudnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

prudi1@rambler.ru

Abstract. Work in Peru and the Republic of South Africa for foreign citizens requires the fulfillment of a number of prerequisites: it is necessary to find an employer in advance, sign a contract, get a work permit, issue a work visa, and after moving a residence permit. In almost every case, local residents have priority to fill a vacancy if a foreign citizen does not have a certain qualification.

Keywords: migration, citizen, employment, immigrant, re-emigrant, population, regulation, politics, profession

For citation: Prudnikova T. A. Organizational and legal regulation of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Peru and the Republic of South Africa. Criminological journal. 2023. (1):111-114. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-1-111-114.

В Республике Перу вопросы контроля миграционных потоков возложены на Национальное управление по вопросам миграции (La Superintendencia Nacional de Migraciones), входящее в структуру Министерства внутренних дел Перу.

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы миграции в стране, является Законодательный декрет «О миграции» от 6 января

2017 г. № 1350 [1], ст. 28 которого определяет понятие «миграционного статус», а ст. 29 — виды миграционного статуса иностранных граждан, прибывающих на территорию Перу на короткий или длительный срок, однократно или многократно, с возможностью продления или без таковой.

В частности, ст. 29.2 [1] устанавливает, что миграционный статус «Trabajador» («работник») иностран-

© Прудникова Т. А., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

им

ному гражданину позволяет осуществлять оплачиваемую трудовую деятельность в качестве наемного сотрудника или независимого работника в государственном или частном секторе в соответствии с трудовым договором, административным регламентом или договором о предоставлении услуг. Этот статус присваивается Национальным управлением по вопросам миграции МВД Перу на срок до 365 дней с возможностью продления на основании трудового договора, предварительно одобренного Министерством труда. Его могут получить сотрудники транснациональных компаний или международных корпораций, переезжающие в Перу для осуществления трудовой деятельности в компании той же экономической группы или холдинга на руководящей должности или в качестве специалиста.

В дополнение к вышеуказанным условиям предоставления этого миграционного статуса ст. 88 Регламента к Законодательному декрету «О миграции» от 27 марта 2017 г. № 007-2017-IN [1] предусматривает, что нанимающее высококвалифицированного специалиста предприятие должно иметь действующую регистрацию в налоговом органе, высококвалифицированный специалист должен быть также зарегистрирован в налоговом органе.

Законодательным указом от 4 ноября 1991 г. № 689 введен «Закон о найме иностранных работников» (далее — Закон) (Ley para la contratación de trabajadores extranjeros Decreto legislativo № 689) [10].

На основании ст. 4 Закона национальные или иностранные компании могут нанимать высококвалифицированных специалистов в количестве до 20 % от общей штатной численности предприятия, а их заработная плата не должна превышать 30 % общего фонда заработной платы предприятия.

Методика расчета этих показателей приведена в ст. 7 и 8 Регламента «Закону о найме иностранных работников» [10], введенного Верховным указом № 014-92-TR (Reglamento de la Ley de contratacion de trabajadores extranjeros Decreto supremo № 014-92-TR).

Ст. 5 Закона предусматривает, что трудовые договоры, заключаемые в целях реализации настоящего Закона должны быть составлены в письменной форме и на определенный срок, не превышающий трех лет. В них может быть предусмотрена возможность последующего продления на равные периоды времени и должно быть включено обязательство по подготовке национальных кадров по той же специальности.

Следует отметить, что работодатели могут подать ходатайство об освобождении от ограничительных квот, предусмотренных в ст. 4 указанного Закона, если оно касается: высококвалифицированных специалистов; руководящих и/или управленческих кадров новых предприятий; преподавателей высших учебных заведений, а также частных иностранных учеб-

ных заведений основного или среднего образования или преподавателей иностранных языков в частных национальных колледжах или центрах специализированного языкового обучения; сотрудников государственных учреждений и предприятий, а также частных предприятий, имеющих действующие договоры с государственными учреждениями или предприятиями; сотрудников других учреждений и предприятий, созданных на основании Верховных указов, в соответствии с критериями специализации, квалификации или опыта.

Если обратиться к опыту Южно-Африканской Республике (далее ЮАР), то основы регулирования миграции закреплены в Конституции ЮАР и следующими нормативными правовыми актами:

1. Иммиграционные процессы:

• Закон об иммиграции [2];

• Положения, принятые в соответствии с законом об иммиграции [3].

2. Статус беженцев и лиц, добивающихся политического убежища:

• Закон о беженцах [4];

• Положения, принятые в соответствии с законом о беженцах [5];

• Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1948 года [6].

В области управления миграционными процессами МВД ЮАР основывает свою деятельность на следующей законодательной базе:

1. Гражданство:

• Закон о гражданстве ЮАР [7];

• Положения, принятые в соответствии с законом о гражданстве ЮАР [8].

2. Заграничные документы и паспорта:

• Закон о паспортах и проездных документах ЮАР [9];

• Положения, принятые в соответствии с законом о паспортах и проездных документах ЮАР.

Анализируя нормативную правовую основу регулирования миграционных процедур можно сделать следующие выводы, в ЮАР все процессы, связанные с миграцией — трудовая, туристическая, нелегальная, вынужденная миграция регулируется двумя основными документами: законом об иммиграции и его положениями (Immigration Act и Regulations made in terms of the Immigration Act).

Согласно действующему законодательству ЮАР, понятие «высококвалифицированный специалист» или «специалист высокой квалификации» отдельно не отражено, но имеются нормы выдачи специализированных рабочих виз для данной категории иностранных граждан.

Виды рабочих виз в ЮАР:

112

Криминологический журнал

№ 1 / 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

• «Critical skills visas» — виза выдается квалифицированным зарубежным специалистам с опытом работы не менее 5 лет в дефицитной для ЮАР профессии, т. е., где наблюдается существенная нехватка кадров среди местных жителей. Особенностью этой визы считается возможность поиска вакансии в течение 12 месяцев непосредственно в Южной Африке и право на переезд вместе с иностранцем близких членов семьи. Максимальный срок действия визы — 5 лет, документ позволяет в будущем оформить постоянное жительство в ЮАР.

• «General work visas» — Общая виза для трудоустройства в ЮАР выдается иностранным работникам на срок действия контракта, но максимум на пять лет. Обязательные требования заключаются в отсутствии кандидатов на рабочее место среди южноафриканских граждан и постоянных жителей страны, признании квалификации, уровне оплаты труда не ниже средних показателей по стране.

• «Intra- company visas» — виза выдается сотрудникам международных компаний в случае переводов в филиалы или представительства, функционирующие на территории ЮАР. Максимальный срок действия — четыре года, позволяет привозить семью. Продление этого типа визы не предусмотрено.

Получить рабочую визу в ЮАР, как показывает практика, достаточно сложно, так как средняя заработная плата в республике превышает в разы среднестатистические доходы по континенту, поэтому острой проблемой является трудовая миграция из более бедных государств. Следует отметить, что в ЮАР высокий уровень национальной безработицы, из-за которой требования к иностранным высококвалифицированным специалистам с каждым годом ужесточаются.

Для получения разрешения на работу гражданин другого государства обязан предъявить следующие документы: загранпаспорт; заполненная утвержденной формы анкета-заявка; действующий трудовой контракт; диплом или сертификат, подтверждающий наличие профессионального образования; справка о прохождении медкомиссии и отсутствии Вич-инфекций; фотографий 35 на 45 мм и иные документы, подтверждающие личность и квалификацию.

В заключении следует отметить, что рассмотрение заявления и остальных документов происходит в течение 60 календарных дней. Главная сложность состоит в том, что многие компании ЮАР отказываются заключать рабочий договор с тем, кто не имеет вида на жительство в Южной Африке, а государственный контроль (надзор) за соблюдением правил привлечения и

отбора высококвалифицированных специалистов в ЮАР лежит на национальном Инспекторском корпусе МВД ЮАР «Inspectorate» и Управления по расследованию особо важных дел Службы полиции ЮАР.

Список источников

1. Законодательный декрет «О миграции» от 6 января 2017 г. № 1350 // URL://https://www.gov. za/documents/immigration-act.

2. Закон об иммиграции № 13 от 2002 г. // URL:// https://www.gov.za/documents/immigration-act.

3. Правила, принятые в соответствии с Законом об иммиграции 2002 г. // URL://https://www. gov.za/documents/immigration-act.

4. Закон о беженцах № 130 от 1998 г. // URL:// https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_ document/201409/a130-980.pdf.

5. Правила, принятые в соответствии с Законом о беженцах 1998 г. // URL://https://www.gov. za/sites/default/files/gcis_document/201409/a130-980.pdf.

6. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1948 г. // URL:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805/

7. Закон о гражданстве Южной Африки № 88 от 1995 г. Закон о гражданстве Южной Африки № 88 от 1995 г. // URL://https://www.gov.za/ documents/south-african-citizenship-act.

8. Правила, принятые в соответствии с Законом о гражданстве Южной Африки 1995 г. // URL:// https://www.gov.za/documents/south-african-citizenship-act.

9. Закон о паспортах и проездных документах Южной Африки № 4 1994 г. // URL://https:// www.gov.za/document/

10. Закон о найме иностранных работников от 4 ноября 1991 г. № 689. // URL://https://www.gov. za/document/

References

1. Legislative Decree «On Migration» of January 6, 2017 № 1350 // URL://https://www.gov.za/ documents/immigration-act.

2. Law on Immigration № 13 of 2002 // URL:// https://www.gov.za/documents/immigration-act.

3. Regulations adopted under the Immigration Act of 2002 // URL://https://www.gov.za/documents/ immigration-act.

4. Refugee Act № 130 of 1998 // URL://https://www. gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/ a130-980.pdf

5. Regulations made under the Refugee Act of 1998 // URL://https://www.gov.za/sites/default/

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

files/gcis_document/201409/a130-980.pdf

6. Universal Declaration of Human Rights, adopted by the United Nations General Assembly on December 15, 1948 // URL://https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

7. South African Citizenship Act 88 of 1995 The South African Citizenship Act 88 of 1995 // URL://https://www.gov.za/documents/south-african-citizenship-act.

8. Regulations made under the South African Citizenship Act 1995 // URL://https://www.gov. za/documents/south-african-citizenship-act

9. South African Passport and Travel Documents Act № 4 of 1994 // URL://https://www.gov.za/ document/

10. The Employment of Foreign Workers Act of November 4, 1991, № 689 // URL://https://www. gov.za/document/

Информация об авторе

Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Additional Information about the author T. A. Prudnikova -Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 13.01.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 08.02.2023.

The article was submitted 13.01.2023; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 08.02.2023.

Актуальные проблемы

уголовно-процессуального права

Второе издание

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 2-е изд., перераб. и доп. 303 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификации «магистр».

Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.

Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) «Юриспруденция», а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

114

Криминологический журнал

№ 1 / 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.