САМСОНОВА В.Г.* О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Аннотация. Столкнувшись с демографическими проблемами и нехваткой рабочей силы, Республика Корея вынуждена все чаще прибегать к привлечению иностранных мигрантов. При этом, несмотря на позитивные аспекты - снижение издержек производства, уменьшение гендерного дисбаланса в стране, - Южная Корея столкнулась с серьезными вызовами, связанными с увеличением числа иностранцев, в том числе находящихся на нелегальном положении, и необходимостью их адаптации и интеграции в южнокорейское общество. Автор в своей статье дает оценку государственной иммиграционной политики РК, анализирует основные проблемы и противоречия, возникающие в этой сфере.
Ключевые слова: Республика Корея; нелегальные мигранты; старение населения; мультикультурные семьи; гражданство.
SAMSONOVA V.G. On Some Aspects of the Immigration Policy of the Republic of Korea
Abstract. Faced with demographic problems and labor shortages, the Republic of Korea is forced to attract foreign migrants. At the same time, despite the positive aspects: reducing production costs, declining the gender imbalance in the country, South Korea is faced serious challenges associated with an increased number of foreigners, including illegal, migration and the need for their adaptation and integration into South Korean society. The author in the article gives an assessment of
* Самсонова Виктория Георгиевна - кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.
the state immigration policy of the Republic of Korea, analyzes the main problems and contradictions that have been arising in this area.
Keywords: the Republic of Korea; illegal migrants; population aging; multicultural families; citizenship.
Для цитирования: Самсонова В.Г. О некоторых аспектах иммиграционной политики Республики Корея // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. - С. 101-114. DOI: 10.31249/rva/2022.03.07
Республика Корея (РК) становится все более привлекательной для миграции, и несмотря на то что ее активное вовлечение в миграционные процессы произошло сравнительно недавно, с каждым годом число мигрантов растет.
За иммиграционную политику в стране отвечает Министерство юстиции (Ministry of Justice), в структуру которого входит иммиграционная служба Республики Корея (Korea Immigration Service). Важная роль принадлежит Министерству занятости и труда - оно регулирует вопросы с трудящимися мигрантами; Министерство гендерного равенства и семьи - занимается брачными мигрантами; и др.
По данным иммиграционной службы РК, с 1997 по 2021 г. количество всех проживающих в стране иностранцев увеличилось в пять раз - с 387 тыс. [10] до 1,96 млн человек [14]. В их число входят 1,57 млн постоянных жителей и 386 тыс. человек, проживающих менее 90 дней. Китайцы составляли 43% от общего числа, далее следуют вьетнамцы, тайцы и американцы (140 тыс. человек). Однако впервые за многие годы количество иностранцев, проживающих в РК, уменьшилось по сравнению с 2019 г. практически на 16% (233 тыс. человек), что связано в первую очередь с пандемией [14]. Отметим, что за последнее время в РК из-за пандемии стало меньше граждан абсолютно всех стран. Вместе с тем сокращение оказалось неравномерным. Например, вьетнамская община уменьшилась всего на 5%: с 224,5 тыс. на конец 2019 г. до 212,4 тыс. в марте 2021 г. Меньше чем на 10% сократилась численность американцев, непальцев, пакистанцев. Примерно вдвое сократилось число граждан Тайваня (с 42 тыс. до 19 тыс.) и Австралии (с 15,2 тыс. до 7,7 тыс.) [2].
Превалирующее большинство мигрантов приезжают в РК с целью трудоустройства. Как и в большинстве принимающих стран, в РК могут быть выделены два основных направления политики привлечения иностранной рабочей силы: программа найма низкоквалифицированных иностранных рабочих и меры по привлечению высококвалифицированных специалистов, научно-исследовательских и педагогических кадров.
Правительство ежегодно определяет общее количество низкоквалифицированных иностранных рабочих, которые могут быть привлечены работодателями нескольких строго определенных отраслей производства. В качестве источника используются оговоренные контингенты работников из стран, с которыми заключены соответствующие соглашения, так же как и этнические корейцы, в основном из сопредельных стран [5].
Необходимость привлечения иностранных мигрантов объяснялась быстрым экономическим ростом РК и последовавшими за ним:
- нехваткой рабочей силы на так называемых «3D-» (dirty, difficult, dangerous) работах;
- необходимостью привлечения талантливых кадров (высококвалифицированные специалисты) для разработки передовых технологий.
По данным Национального статистического управления и Министерства юстиции РК, по состоянию на май 2021 г., в стране насчитывалось 858 тыс. иностранных рабочих. В строительном секторе их количество увеличилось на 17 тыс. человек, в сельском хозяйстве и рыболовстве - на 4 тыс. человек в годовом исчислении. Число временных иностранных рабочих и поденщиков выросло за тот же период на 27 тыс. человек. Уровень занятости среди иностранцев составил в мае 2021 г. 64,2%, что на 0,5% выше, чем в прошлом году. Число безработных иностранцев составило 54 тыс. человек, что на 21,9% меньше, чем в прошлом году [3].
Нерешенным остается вопрос с нелегальными мигрантами, число которых в 2021 г. составило 388 тыс. человек |"41.
По данным иммиграционной службы РК, в первом квартале 2021 г. на нелегальное положение перешли 8079 человек, почти треть из них (2538 человек) перешли с визы E-9 для неквалифицированных рабочих, нанятых в развивающихся странах по так
называемой системе разрешения на трудоустройство (Employment Permit System, EPS). Второй по популярности для перехода в нелегалы оказалась виза G-1 (выдают соискателям статуса беженца) -1667 человек [2].
Таблица
Количество нелегальных мигрантов в Республике Корея
Год Количество (чел)
2018 336 000
2019 366 000
2021 388 000
Источник: KBS Radio URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm? lang=r&id=Dm&Seq_Code=68852 (дата обращения: 01.03.2022.).
Важную часть иммиграционной политики РК составляют меры по противодействию нелегальной иммиграции в целом и трудовой в особенности. Однако борьба с данным потоком миграции в стране идет в вялотекущем режиме, что дает основания для того, чтобы сделать вывод о незаинтересованности властей РК сокращать количество таких мигрантов ввиду нехватки дешевой рабочей силы.
Законом об иммиграционном контроле предусмотрены различные виды административного наказания за нарушение правил пребывания на территории Республики Корея, включающие в себя штрафные санкции и депортацию с последующим запретом на въезд в РК сроком до пяти лет. При этом в 2019 г. южнокорейское правительство из-за пандемии пошло на смягчение наказаний за нелегальное положение. На фоне опасений, что нелегалы не будут обращаться за тестированием и лечением из-за страха быть арестованными, власти Южной Кореи объявили, что отменяют требование к медицинскому персоналу сообщать иммиграционным властям о пациентах-мигрантах без документов.
Перед началом кризиса Министерство юстиции в декабре 2019 г. представило План сокращения числа нелегальных резидентов, чтобы побудить работников без документов добровольно покинуть страну. В соответствии с этой схемой лица, покинувшие Южную Корею до 30 июня 2020 г., будут освобождены от штрафов и запрета на въезд, а вместо этого получат возможность повторно въехать в РК по визе ^3 (однократная виза).
104
Основными категориями иностранных мигрантов в РК являются следующие.
1. Иностранные рабочие (зарубежные соотечественники)
В 2018 г. в 180 странах проживали 7,49 млн корейцев - на 0,85% больше, чем в 2016 г. Львиная доля приходится на Китай и США - почти 5 млн человек, в Узбекистане - 177 тыс. человек, в России - почти 170 тыс. человек, в Казахстане - 110 тыс. человек
[13].
Республика Корея проводит довольно активную политику для налаживания сотрудничества с зарубежной диаспорой. И одной из мер данной диаспоральной политики является облегчение процедуры получения виз, а также расширенные права пребывания в РК по сравнению с другими иностранцами. Однако привилегии распространяются не на всех зарубежных соотечественников. Юридически этнические корейцы, въехавшие в РК, делятся на две группы: обладатели виз Н-2 (неквалифицированные рабочие корейского происхождения) и F-4 (квалифицированные зарубежные соотечественники). Главным различием между двумя группами является род деятельности [9, с. 338].
2. Иностранные неквалифицированные работники
Иностранные граждане начали приезжать в РК для работы с конца 1980-х - начала 1990-х годов по программе рабочих-стажеров. После прекращения действия программы в связи с финансовым кризисом в 1997 г. иностранные стажеры были массово депортированы. С 2000 г. программа возобновилась, а с 2004 г. была разработана программа, позволяющая нанимать иностранных рабочих, - программа EPS, которая объединила в 2007 г. все существующие до этого программы найма и обучения иностранных работников. С введением данной системы поток трудовых мигрантов заметно увеличился. По правилам этой системы, южнокорейская компания, которая не смогла найти работника внутри страны, могла легально нанять иностранца. Ему выдавалась рабочая виза (Е-9 -низкоквалифицированная деятельность) сроком на три года с возможностью продления до дополнительных 10 месяцев по запросу
работодателя, но по истечении полного срока иностранное лицо обязано было покинуть страну, в противном случае оно считалось нелегальным мигрантом.
Рабочая виза Е-9, так же как и виза Н-2, дается на три года с правом продления еще на два года, однако неквалифицированные иностранные рабочие в отличие от неквалифицированных рабочих корейского происхождения (виза Н-2) не имеют права менять место работы и не могут получить визу для въезда в страну без заключения рабочего контракта [9, а 342].
Важным фактором регулирования миграционных процессов является политика государства. Министерство труда Республики Корея ежегодно определяет квоты для всех стран, экспортирующих рабочих в РК, согласно предпочтениям работодателей, положению на рынке труда и др. [12, а 77]. Корейская федерация мелкой и средней промышленности выступает правительственным агентом осуществления программ технической и профессиональной стажировки иностранной рабочей силы и защищает ее импорт. По законодательству страны, иностранцы могут быть наняты в пяти сферах: промышленность, строительство, сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг (гостиничный и ресторанный бизнес, медицинский персонал, социальная работа и др.).
3. Квалифицированные иностранные работники
В последнее время в связи с дефицитом кадров в приоритетных отраслях экономики РК уделяет особое внимание привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Можно отметить, что этот процесс находится на начальном этапе и количество иностранных специалистов, работающих в РК, не большое. Одной из главных причин сдерживания притока иностранных специалистов называется проблема адаптации этих работников к корейской культуре, системе трудового менеджмента, бытовые проблемы, связанные с проживанием, арендой квартиры, платежами, обучением детей в школах и др.
Крупные южнокорейские компании могут себе позволить нанимать лучших южнокорейских ученых, а также открывать исследовательские центры для подготовки специалистов в других странах. В то же время малые и средние южнокорейские предпри-
ятия испытывают острый дефицит кадров, поскольку последние предпочитают трудоустраиваться в крупные компании. В целом правительство РК способствует трудовой миграции высококвалифицированных специалистов, выдавая в 2000-х годах малым и средним предприятиям гранты на приглашение иностранных ученых и инженеров в размере 10 млн вон за одного специалиста, которые распределяются через Корпорацию малого бизнеса, но этого недостаточно.
В целях увеличения притока иностранных специалистов Правительство Республики Корея рассматривает возможность в исключительных случаях предоставлять иностранцам двойное гражданство. Ранее института двойного гражданства не существовало: становясь южнокорейским гражданином, иностранец обязан отказаться от прежнего гражданства. Однако по новым правилам существуют следующие категории иностранцев, которые могут получить двойное гражданство.
1. Обычная натурализация. Применяется в отношении иностранного гражданина, проживающего в Республике Корея не менее двух лет подряд, зарегистрированного по месту жительства в стране и состоящего в официальном браке с гражданином РК, а также в отношении иностранного гражданина, состоящего в официальном браке с гражданином РК на протяжении трех лет и непрерывно проживающего в Республике Корея не менее одного года, зарегистрированного по месту жительства в стране. При разводе корейское гражданство сохраняется.
2. Специальная натурализация. Применяется в отношении лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Корея, включая их прямых предков и потомков, и вносящих существенный вклад в развитие страны, обеспечение национальной безопасности и защиту национальных интересов Южной Кореи. Кроме того, особым видом натурализации могут воспользоваться иностранные граждане, «обладающие исключительными способностями в таких специфических областях, как наука, экономика, культура, спорт и др.», если корейские власти решат, что предоставление второго гражданства отвечает национальным интересам страны [6].
В 2021 г. стало известно, что правительство планирует снизить требования к уровню квалификации, необходимому для получения долгосрочного вида на жительство или визы F-2 для талант-
ливых иностранцев в «перспективных отраслях», требующих поддержки на «национальном уровне». Какие именно отрасли должны быть включены в категорию, пока не решено. Министерство юстиции РК также рассматривает возможность создания новой визы для иностранцев, работающих удаленно в сфере информационных технологий и других передовых технологий [15].
4. Иностранные жены
Значительную долю иностранцев в РК составляют так называемые иностранные жены, число которых ежегодно растет. В 2020 г. количество интернациональных браков составило 16 177 случаев (примерно 7,6% всех браков, заключаемых в стране) (рис. 1). Основную долю (более 66%) составляют пары мужчина-кореец и женщина-иностранка (из которых основная доля - это вьетнамки - 23,5%, китаянки - 21,7%, тайки - 10,7%).
Браки в РК с иностранными гражданами с 2010 по 2020 г (в тыс. случаев)
40
35,1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Источник: Statistics Korea (kostat.go.kr). Vital statistics of Immigrants in 2020. Рис. 1. Браки с иностранными гражданами в РК
Ожидается, что количество мультикультурных семей вырастет с 743 400 в 2020 г. до 2,16 млн в 2050 г. [16].
108
Среди причин такого значительного процента иностранных браков и роста их числа называются нехватка женской рабочей силы в сельских регионах страны, а также дисбаланс в гендерном соотношении, вызванный предпочтением рождения сыновей в конце 1980-х годов. Это привело к росту количества международных браков - чаще всего с гражданами Китая (в том числе корейского происхождения), Вьетнама, Филиппин, Узбекистана и т.д.
По законодательству РК, иностранные жены могут получить визу постоянного проживания (F-2), а после двух лет брака могут рассчитывать на получение гражданства или вида на жительство. На помощь иностранным женам также направлено множество программ по изучению корейского языка и различных консультаций, доступных жителям не только столицы, но и регионов. В целом юридическое положение иностранных жен вполне привилегированно по сравнению с положением других иностранцев. У них есть возможность получения вида на жительство через два года замужества, право на трудоустройство, право на медицинские выплаты, при наличии ребенка есть право на социальные услуги, при получении вида на жительство - право голоса на региональных выборах [9, с. 349].
В стране созданы различные структуры для оказания помощи иностранным женам. Так, Министерство гендерного равенства координирует деятельность Центра оказания экстренной помощи (Emergency Support Center for Migrant Women), предоставляющего консультационные услуги по юридическим вопросам и вопросам по правам человека, также созданы ассоциации иммигрантов (Immigrant networks) для иностранок, являющихся супругами южнокорейских граждан [1].
5. Беженцы
Республика Корея вступила в конвенцию по принятию беженцев в 1992 г., однако до принятия РК в члены Агентства ООН по делам беженцев в 2000 г. ни один человек не был признан беженцем. В последние годы Южная Корея столкнулась с резким ростом количества заявлений на получение статуса беженца. Если в 2013 г. таких заявителей было 1574 человек, то в 2018 г. - 16 173, а в 2019 г. - 15 451 человек. То есть всего лишь за пять лет количе-
ство иностранцев, которые пытаются получить статус беженца, выросло в 10 раз. В марте 2020 г. из-за коронавируса приток снизился, но все равно специалисты ожидают, что в ближайшее время число новых заявлений превысит 20 тыс. [8].
Среди особенностей иммиграции в РК можно выделить побудительный характер иммиграции, рост гетерогенности общества, проблему мультикультурности общества. Побудительный характер миграции основан на факте нехватки рабочей силы в РК и ее привлекательности для рабочих из менее развитых стран региона. Как бы то ни было, многие южнокорейские исследователи прогнозируют и дальнейшую необходимость в импорте рабочей силы в связи с демографическим дисбалансом. При анализе демографической ситуации в РК, а именно - стремительного старения населения, снижения рождаемости, гендерного дисбаланса - становится ясно, что при таком же развитии экономики РК будет вынуждена и далее импортировать рабочую силу из стран Юго-Восточной Азии. В РК в 2021 г. суммарный коэффициент рождаемости в стране составляет 1,1. Рост средней продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости ускорит процесс старения общества, что вызовет рост потребностей в дополнительных медицинских и социальных услугах.
Остальные особенности связаны с ростом числа иностранцев в стране и расширением географии их происхождения, что приводит к гетерогенности общества и проблемам мультикультурализ-ма, ввиду того что Республика Корея до начала импорта рабочей силы в целом отличалась гомогенностью. В связи с этим правительство Республики Корея и на национальном, и на региональном уровнях принимают меры по поддержке иностранцев и мульти-культурных семей, а также меры по знакомству южнокорейской аудитории с культурами других стран.
В РК разработана система поддержки, целью которой является не только предоставление юридических, семейных, культурных консультаций, но и просвещение населения в отношении особенностей культурах иностранных резидентов. Подобные организации по поддержке иностранцев существуют и в других районах РК, например Центры по поддержке мультикультурных семей по всей стране.
Наиболее остро стоит вопрос об адаптации и интеграции иностранцев в южнокорейское общество. Опрос, проведенный в 2021 г., показал, что почти 9% мультикультурных учащихся в РК становятся жертвами жестокого обращения в школе, что намного выше, чем показатель в 1% среди общего числа учащихся. 4 февраля 2021 г. был обнародован комплекс мер по увеличению образовательной поддержки учащихся из мультикультурных семей, а также по созданию учебной среды, учитывающей разнообразие и инклюзивность. Детям в возрасте от 6 до 10 лет будут предложены образовательные программы по навыкам чтения и письма на начальном уровне. Курсы, доступные в 90 мультикультурных центрах поддержки семей по всей стране, охватят около 1800 детей этой возрастной группы [11].
Приложение
Правовая база
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы иммиграционной политики в Республике Корея, являются законы об иммиграционном контроле, гражданстве, найме на работу иностранных граждан и зарубежных соотечественниках.
Действующим иммиграционным законодательством Республики Корея установлено 34 типа виз, в том числе следующие.
1. А-1, А-2, А-3 - дипломатические и официальные лица.
2. В-1, В-2 - туризм и освобожденные от виз лица.
3. С-2, С-3 - краткосрочный визит.
4. D-2, D-4 - учебные визы.
5. D-7, D-8, D-9 - инвесторы и предприниматели фирм, зарегистрированных в РК.
Российские предприниматели, открывшие свой бизнес в Республике Корея, в большинстве своем находятся здесь по визе D-8, и данный тип визы предусматривает возможность ее продления без выезда из страны и позволяет находиться в РК на законных основаниях в течение продолжительного периода времени.
6. Е-1, Е-2, Е-3, Е-6 - деятели науки и искусства.
7. Е-7 - высококвалифицированные сотрудники южнокорейских компаний.
8. Е-9 - неквалифицированные работники.
9. F-4 - зарубежные соотечественники (квалифицированная рабочая сила).
С 1 ноября 2011 г. местные власти несколько облегчили процедуру получения этническими корейцами пятилетней визы F-4, отменив требование представлять документ о высшем образовании (диплом), подтверждающий отсутствие у заявителя намерений заниматься неквалифицированным трудом во время своего пребывания в РК, что запрещено законом.
10. F-2, F-5, F-6 - проживание и вид на жительство.
Южнокорейский вид на жительство (F-2) можно получить
несколькими способами, самый распространенный из которых -сочетаться узами брака с гражданином / гражданкой Республики Корея.
Еще одним новшеством в иммиграционном законодательстве стало введение визы категории F-6, которая дает право на проживание в стране после расторжения брака по причине чрезвычайных обстоятельств, таких как смерть или исчезновение супруга /супруги.
Виза категории F-5 (постоянное проживание) выдается иностранным гражданам, инвестировавшим не менее 500 тыс. долл. США с одновременным созданием для южнокорейских граждан не менее пяти рабочих мест; супругу / супруге гражданина Республики Корея; а также лицам, обладающим исключительными способностями в области науки, образования, управления, культуры, искусства и спорта [7]. Законом также предусмотрены ограничения: в частности, нельзя покидать страну на срок более полугода, иначе статус ПМЖ может быть аннулирован.
11. Н-2 - зарубежные соотечественники (неквалифицированная рабочая сила).
12. G-1 - беженцы.
Список литературы
1. Балдано М.Н., Кириченко С.В. Монголия на перекрестке внешних миграций: монгольские мигранты в Южной Корее // Символ науки : международный научный журнал. - 2015. - № 9-2. - С. 45-51.
2. Впервые за пять лет в Корее стало меньше 2 миллионов иностранцев. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5f754c67ce9232297f7e0420/vpervye-za-piat-let-v-
koree-stalo-menshe-2-millionov-inostrancev-608e14cc481f3e20cd0f2e5f (дата обращения: 15.03.2022).
3. В РК увеличилось число иностранных рабочих // KBS Radio. - 2021. - 21.12. -URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&id=Dm&Seq_Code= 68441 (дата обращения: 15.02.2022).
4. В РК продолжает сокращаться число иностранцев // KBS Radio. - 2022. -26.01. - URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&id=Dm& Seq_Code=68852 (дата обращения: 15.02.2022).
5. Комаровский В.В. Южная Корея - превращение в принимающую страну: роль трудовой миграции // Комаровский В.В., Веденеева В.Т. Феномен трудовой миграции в изменяющемся мире. - Москва : ИМЭМО, РАН, 2017. - С. 18-66.
6. О практике применения института двойного гражданства в РК // Генеральное консульство Российской Федерации в Пусане (Республика Корея). - URL: https://pusan.mid.ru/ru/informatsiya_dlya_posetiteley/poleznaya_informatsiya/infor matsiya_o_zakonakh_respubliki_koreya/nstituta_dvoynogo_grazhd/ (дата обращения: 03.04.2022).
7. О некоторых особенностях иммиграционной политики и практики Республики Корея // Посольство Российской Федерации в Республике Корея. - URL: https://korea-seoul.mid.ru/poleznaa-informacia-dla-grazdan-rossii-vremenno-i-post oanno-nahodasihsa-v-koree (дата обращения: 01.03.2022).
8. Кирьянов О. Южная Корея столкнулась с проблемой беженцев под видом туристов // Российская газета. - 2020. - 20.06. - URL: https://rg.ru/2020/06/20/ iuzhnaia-koreia-stolknulas-s-problemoj-bezhencev-pod-vidom-turistov.html (дата обращения: 03.04.2022).
9. Ли Бён Рёль, Ким Хи Чжа. Характер и перспективы миграционной политики Республики Корея. - Сеул (Республика Корея), 2011. - 349 с. - Кор. яз.
10. Самсонова В.Г., Ким Е.В. Миграция в Республике Корея: современное состояние, проблемы и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. Москва : Институт Китая и современной Азии, РАН, 2012. - № 4. - С. 87-98.
11. Lee Hyo-jin. Children of Multicultural Backgrounds Still Face Discrimination in Schools // The Korea Times. - 2022. - 15.02. - URL: https://www.koreatimes.co. kr/www/nation/2022/02/177_323870.html (дата обращения: 02.04.2022).
12. Kim A.E. Global Migration and South Korea : Foreign Workers, Foreign Brides and the Making of a Multicultural Society // Ethnic and Racial Studies. - 2009. -Vol. 32, N 1. - P. 70-92.
13. Nam Kyung-don. [Graphic News] No. of S. Koreans Living Abroad Inches up in 2018 : Ministry // Korea Herald. - 2019. - 29.09. - URL: http://m.koreaherald. com/view.php?ud=20190929000231 (дата обращения: 15.01.2022).
14. Yonhap. Number of Foreigners Staying in S. Korea Decreased 3.9% in 2021 Amid Pandemic // The Korea Herald. - 2022. - 26. 01. - URL: https://www.koreaherald. com/view.php?ud=20220126000736&ACE_SEARCH=1 (дата обращения: 03.03.2022).
15. Kang Jae-eun. South Korea to Tweak Visa Policies and Welcome More Foreigners // The Korea Herald. - 2021. - 07.07. - URL: https://www.koreaherald.com/view. php?ud=20210707000912&ACE_SEARCH= 1 (дата обращения: 03.04.2022).
16. Ock Hyun-ju [What the 2020 s Will Hold for Korea] More Immigrants, Multinational Families // The Korea Herald. - 2019. - 31.12. - URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20191231000390 (дата обращения: 01.03.2022).