Научная статья на тему 'Миграция в Республике Корея'

Миграция в Республике Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6648
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR RESOURCES / РАБОЧАЯ СИЛА / LABOR FORCE / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минхаирова Я.Г.

За последнее десятилетие Республика Корея столкнулась с надвигающимся демографическим кризисом, систематически начала открываться для иммиграции. При этом страна хочет сохранить свою национально-культурную идентичность. С ростом уровня благосостояния населения страна потеряла свое конкурентное преимущество на мировом рынке труда дешевую рабочую силу. В этих условиях правительство ищет пути сохранения конкурентоспособности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция в Республике Корея»

УДК 327

МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Минхаирова Я.Г., студент, minhairova.yana@yandex.ru

Института международных отношений истории и востоковедения Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: За последнее десятилетие Республика Корея столкнулась с надвигающимся демографическим кризисом, систематически начала открываться для иммиграции. При этом страна хочет сохранить свою национально-культурную идентичность. С ростом уровня благосостояния населения страна потеряла свое конкурентное преимущество на мировом рынке труда — дешевую рабочую силу. В этих условиях правительство ищет пути сохранения конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова: трудовая миграция, трудовые ресурсы, рабочая сила, рынок труда. Благодарности:

1. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).

2. Работа выполнена при поддержке научного руководителя, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Международные экономические отношения» (ИМОИиВ К(П)ФУ) Нуриевой Айгуль Рустамовны.

Столкнувшись с проблемой стареющего населения и уровнем рождаемости, который составил 1,25 рождений на одну женщину в 2015 году [1], и является слишком низким для того, чтобы удовлетворить спрос страны на рабочих, в последние годы Республика Корея постепенно осуществила ряд политических мер, чтобы смягчить свой жесткий контроль над иммиграцией, бороться с нелегальной иммиграцией и привлечь иностранных работников. Эти усилия начали окупаться: в конце 2015 года в стране насчитывалось почти 1,5 миллиона зарегистрированных иностранных граждан, что составляло менее 3% от населения в 51,5 миллиона человек. Это означает увеличение на 235%, по сравнению с 438 000 зарегистрированными иностранными гражданами в конце 2003 года.

В рамках настоящей статьи ставится цель рассмотреть миграционные процессы в Республике Корея и их последствия для экономики страны.

Республика Корея превратилась из постоянно борющейся, развивающейся страны в процветающую, промышленно развитую в результате своей ориентированной на экспорт стратегии. Валовой национальный продукт (ВНП) увеличился с 142 долл. США на душу населения в 1967 году до 27 200 долл. США в 2015 году [1]. Из-за падения уровня безработицы Республика Корея к началу 1990 -х годов осознала, что необходимо найти временных рабочих для заполнения неквалифицированных рабочих мест, выполнения работы, которую корейцы все меньше и меньше желали делать. Фактически, без иностранной рабочей силы, главным образом из Китая и стран Юго-Восточной Азии, было бы почти невозможно сохранить рост экономики.

Как для страны, которая придает большое значение своей этнической и культурной однородности, эта потребность в иностранной рабочей силе также ознаменовала начало конфликта с желанием оставаться чисто корейской нацией, что создает проблему для политиков. В южнокорейском обществе не было серьезной

напряженности из-за резкого увеличения численности иностранного населения, отчасти потому, что большинство из них являются временными работниками или брачными мигрантами. В будущем напряженность может обостриться, поскольку некоторые ученые и правительственные исследователи предлагают постоянную миграцию в качестве долгосрочного средства правовой защиты для стареющего и сокращающегося населения Республики Корея. Число корейцев, проживающих за границей, превышает число мигрантов в Корее. Более 2 миллионов корейцев проживают в других местах, многие из них в развитых странах, включая США, Канаду, Австралию и Японию. Несмотря на недавние демографические сдвиги, нет систематических усилий по возвращению корейских граждан, проживающих заграницей, обратно на родину. Прежде всего, Республика Корея нуждается в рабочих, которые готовы работать в так называемой 3D сфере (difficult, dirty and dangerous — трудный, грязный и опасный), в которой многие корейцы работать отказываются [2]. Однако, иммиграционное законодательство страны предоставляет возможности корейской диаспоры вернуться и работать.

Корея была основана как единое государство около 5000 лет назад, и с тех пор это была одна раса, «одна кровь», несмотря на многочисленные вторжения соседей. После того, как Королевство Силла объединило Корейский полуостров впервые около 1500 лет назад, Корея потеряла свою независимость только один раз, в период с 1919 по 1945 год.

В силу своей геостратегической важности Корея имеет долгую историю конфликтов, вторжений и военных занятий. Расположение полуострова имеет решающее значение: Китай и Россия вдоль северной границы, и Япония через Корейский пролив. Во время японского колониального периода в начале 20 -го века миллионы корейцев уехали за границу ради лучшей жизни, что привело к появлению крупных корейских общин в Китае, Японии и России, которые до сих пор существуют. Гавайи, где корейцы работали на плантациях сахарного тростника, также были основным пунктом назначения в этот период.

Получив свою независимость от Японии после Второй мировой войны, страна была разделена на север и юг. Корейская война 1950-53 годов, центральная битва в борьбе с коммунизмом, вызвала переполох населения, что в значительной степени означало перемещение 10 миллионов человек с коммунистического севера на юг.

Как только война закончилась, и особенно после того, как Соединенные Штаты открыли дверь для «не европейской» иммиграции в 1965 году, жители южной части Корейского полуострова начали мигрировать в Соединенные Штаты, чтобы учиться или с целью найти более высокое качество жизни. Население южнокорейцев в Соединенных Штатах росло особенно быстро с 1980-х годов и достигло 1 120 000 в 2015 году. Другие главные направления для корейцев включают Японию (522 000 мигрантов), Китай (187 000 мигрантов) и Канаду (144 000 мигрантов). Миллионы рабочих также отправились на Ближний Восток в 1970-х-80-х годах в качестве сотрудников южнокорейских подрядчиков, хотя большинство из них вернулись на родину через несколько лет.

Республика Корея начинает становиться страной иммиграции. Республика Корея сделала шаги к открытию страны для иммиграции в условиях десятилетий падения рождаемости и нехватки рабочей силы. Коэффициент рождаемости в Южной Корее составлял 4,5 ребенка на женщину в 1970 году, который к 2014 году упал до 1,21, что является самым низким из всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3]. Отчасти это связано с постоянно растущим образовательным и профессиональным достижением замужних женщин. В сочетании с более низкой рождаемостью наблюдается старение населения: 14% южнокорейцев достигнут 65 лет к 2019 году и 20% в период между 2026 и 2030 годами.[1]

Между тем, высокообразованное население Южной Кореи резко возросло, причем страна регистрирует самый высокий уровень образования в возрастной группе 25-34 лет среди всех стран ОЭСР. Республика Корея вскоре начала осознавать, что ей нужны рабочие-мигранты для заполнения низкоквалифицированных рабочих мест, которые хотели бы занять немногие местные рабочие. Но строгий контроль за миграцией, который не предлагал никаких путей для привлечения низкоквалифицированных работников на законных основаниях, затруднял для южнокорейских работодателей заполнение этого требования уполномоченными иностранными работниками. К середине 1990-х годов все больше и больше людей из других азиатских стран, включая Китай, Филиппины, Индонезию, Таиланд, Вьетнам и Монголию, оставались в Республике Корея дольше своих туристических виз и присоединились к рабочей силе. Многие иностранные рабочие нашли работу в небольших производственных компаниях, строительстве и ресторанах.

В первичных дискуссиях, касающихся использования неквалифицированной иностранной рабочей силы, одним из важнейших вопросов было вопрос о том, является ли потребность в рабочей силе эфемерным или структурным явлением. После азиатского финансового кризиса, который произошел в декабре 1997 года, стало очевидно, что без временных иностранных рабочих некоторые секторы экономики Южной Кореи не будут жизнеспособными.

По мере того, как Республика Корея начала восстанавливаться после финансового кризиса, и спрос на рабочую силу снова рос, число неуполномоченных работников возросло с 100 000 в 1998 году до 289 000 в 2002 году в результате дисбаланса между потребностями рынка труда и легальными иммиграционными путями. К 2002 году нелегальные рабочие составляли 70% общей иностранной рабочей силы Республики Корея [3].

Происходит открытие «двери» для легальных временных работников. Основной проблемой трудовой миграции были и остаются временные работники на более низких уровнях экономики. С 2002 года Республика Корея предприняла ряд шагов для пересмотра своей системы трудовой миграции, что привело к постепенному ослаблению контроля и сокращению нелегального населения. Эти действия отражают признание Южной Кореей критических потребностей рынка труда и готовность соответствующим образом корректировать политику. Квалифицированные рабочие, между тем, включая артистов, исследователей и преподавателей языков, могут временно работать и жить в Южной Корее. Квалифицированные работники, имеющие действующие трудовые договоры, легко получают соответствующие визы и могут возобновить свой визовый статус. Некоторые международные таланты, в том числе технологические работники, могут приехать в Корею посредством экспресс-процедуры.

До 2003 года в Южной Корее не было официальных положений о ввозе временной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Вместо этого Республика Корея использовала свою программу промышленного стажера, которая изначально была предназначена для повышения квалификации иностранных рабочих, работающих в южнокорейских фирмах за рубежом. В 2002 году правительство увеличило число промышленных стажеров по программе иностранного стажера на 20 тыся, то есть до 145 тысяч человек.

Присутствие нелегальных иностранных рабочих в конечном итоге привлекло внимание правительства, и в июне 2002 года оно признало необходимость предо ставления временного правового статуса низкоквалифицированным иностранным работникам в первый раз. Эта инициатива, известная как Система управления занятостью, была ограничена временными иностранными работниками в сфере услуг с корейскими предками (в основном китайскими корейцами). Из-за

ограниченности охвата программы (в 2002 году она выдала 156 рабочих виз), она незначительно уменьшила количество несанкционированных работников. В июле 2003 года правительство внедрило систему разрешения трудоспособности, схему гостевой работы, а в следующем году системы управления трудоустройством и разрешения трудоспособности работали бок о бок.

Когда была внедрена данная схема, она предоставила многим нелегальным иностранным работникам возможность подать заявку на получение разрешения в зависимости от того, как долго они были в стране незаконно. В то же время нелегальные мигранты, которые не имели права на получение разрешения, получили возможность покинуть страну, не выплачивая никаких штрафов. Иностранные работники, которые находились в Корее менее трех лет по состоянию на 31 марта 2003 года, смогли продержаться еще больше двух лет. Те люди, которые проживали в Республике Корея в течение трех-четырех лет, могли покинуть страну с предварительным сертификатом об утверждении для повторного въезда, и если они вернулись в течение трех месяцев после их отъезда, они могли работать максимум пять лет, включая их незаконное пребывание в Корее. Те, кто незаконно присутствовали в Корее более четырех лет, должны были покинуть Корею. Эта амнистия увеличила число уполномоченных иностранных рабочих на 57,2% — с 320 с половиной тыся человек в конце 2002 года до 504 тысяч годом позже [3].

Программа промышленного стажера работала параллельно с системой разрешения трудоустройства до конца 2006 года. Она была отменена 1 января 2007 года и слита с системой разрешения трудоустройства, что стало единственным средством для привлечения низкоквалифицированной иностранной рабочей силы для бытовых работ. Система разрешения трудоустройства разделена на две подсистемы: Общая система разрешения трудоустройства, основанная на меморандумах о взаимопонимании, составленном между правительством Южной Кореи и странами-отправителями и Специальным случаем системы разрешения трудоустройства, предоставляющим иностранным гражданам корейского происхождения статус посетителя, чтобы они могли получить работу на Юге Кореи. Иностранные работники, получившие участие в общей системе разрешения трудоустройства, получают статус непрофессиональной визы Е-9, в то время как те, кто работает в рамках системы разрешения трудоустройства особого случая, получают статус посетителя Н-2. Владельцам виз Н-2 не требуется трудоустройство до их вступления, и для них нет ограничений в отношении секторов занятости и рабочих мест, в то время как владельцы визы Е-9 нуждаются в трудовом договоре, привязаны к своему работодателю и ограничены в некоторых секторах, включая сельское хозяйство, строительство, рыболовство и производство.

Общая система разрешения на работу. В рамках Основной системы разрешения трудоустройства, квалифицированные корейские работодатели (те, которые имеют менее 300 сотрудников в сфере производства, сельского хозяйства и животноводства, рыболовства, строительства и обслуживания) могут заключать трудовые контракты с иностранными работниками, которые проходят тест на знание корейского языка и находятся в хорошем физическом состоянии. Этим работникам выдаются визы Е-9.

Работодатели, которые хотят использовать низкоквалифицированную ино странную рабочую силу, должны сначала продемонстрировать, что они потратили по крайней мере 14 дней (в некоторых случаях семь дней), пытаясь найти корейских рабочих, обратившись за помощью в государственные центры занятости. При распределении новых работников применяется система оценки работодателей, принятая в 2012 году. Работодателям с наивысшим баллом уделяется первоочередное внимание в распределении иностранной рабочей силы.

Эти рабочие приезжают в Республику Корея через правительственные соглашения. Правительство подписало Меморандумы о взаимопонимании с 16 странами, включая Филиппины, Шри-Ланку, Вьетнам, Таиланд и Индонезию. После максимального трехлетнего периода работы иностранные рабочие должны покинуть Республику Корея на шесть месяцев, прежде чем им разрешат вернуться на следующий трехлетний период.

Ино странные рабочие могут менять свое рабочее место не более трех раз в течение трех лет после въезда в Корею. Изменения рабочего места по причинам, которые не являются виной рабочего, не учитываются в этом отношении. Члены семьи неквалифицированных иностранных рабочих не могут въезжать в страну, ограничение предназначено для того, чтобы отговорить рабочих от постоянного по селения в Южной Корее.

Таблица 1

Низкоквалифицированная рабочая сила в Республике Корея, по визовому типу*_

Годы Владельцы визы E-9 Владельцы визы H-2 Общее зарегистрированное иностранное население

2011 234,295 — 1,117,481

2012 230,237 1,853 1,120,599

2013 246,695 7,021 1,219,192

2014 270,569 8,834 1,377,965

2015 276,042 12,090 1,467,873

*Hctohhhk: Republic of Korea Ministry of Justice, Immigration Service, Employment Permit System (EPS) website, accessed February 22, 2017

Специальная система разрешений на трудоустройство. Эта система позволяет назначенным предприятиям или рабочим местам нанимать иностранных граждан корейской родословной с визами №2 после их въезда в Корею. После того, как они завершат необходимый многодневный учебный курс по проживанию и работе в Южной Корее, они могут свободно искать работу. Как и работники, работающие в Системе повторного въезда, они могут оставаться на максимальном сроке службы в четыре года и десять месяцев. Тем не менее, они не подлежат ограничениям на повторный въезд, которым должны следовать другие иностранные работники в рамках общего разрешения на трудоустройство.

Производство, сельское хозяйство и животноводство, рыболовство, строительство и сектор услуг относятся к числу тех, кто имеет право на систему Специального случая. Тем не менее, больше секторов обслуживания, таких как розничная торговля, оптовая торговля, гостиницы и рестораны, открыты для иностранных граждан корейской родословной (5 секторов обслуживания для общей системы, 29 для специальной системы разрешений на трудоустройство).

Каковы же основные достижения и проблемы, стоящие перед системой разрешения на трудоустройство? Спустя двенадцать лет после запуска, общая система разрешения трудоустройства принесла значимые результаты во временную внешнюю трудовую политику в Южной Корее. Система внедряет законность в процесс трудоустройства, исправляя прежние изъяны.

Примечательно, что данная система решила проблему нехватки рабочей силы для малого и среднего бизнеса. Количество низкоквалифицированных иностранных рабочих, работающих в рамках системы, неуклонно растет, достигнув 512 с лишним тыся в конце 2015 года, на долю которых приходится 90% всех иностранных рабочих в Южной Корее.

Секторам разрешено нанимать иностранных работников, в рамках общей системы, в таких отраслях, как: производство, строительство, сельское хозяйство, животноводство, позднее были включены рыболовство и некоторые сферы

обслуживания (например, холодильное и морозильное хранилище). Однако в 2014 году почти 80% вновь принятых иностранных работников некорейской родословной были заняты в производстве.

Таблица 2

Новые иностранные работники некорейского происхождения в Южной Корее в рамках общей системы _разрешения на трудоустройство по секторам 2014 года_

Сектор Количество работников Доля (%) общей численности рабочей силы в общей системе разрешения на трудоустройство

Всего 51,556 100

Производство 40,874 79.3

Сельское хозяйство 6,047 11.7

Строительство 2,299 4.5

Рыболовство 2,245 4.4

Сфера обслуживания 91 0.2

*Источник: Republic of Korea Ministry of Employment and Labor, 2015

Количество и доля иностранных граждан корейского происхождения в производстве увеличилось с 2011 года, особенно после того, как всем секторам было разрешено нанимать иностранных граждан корейской родословной. В период с 2007 по 2014 год число вновь занятых в производстве увеличилось более чем в два раза до 60 417 человек, а их доля в общем объеме увеличилась с 29% до 61%. В то же время 33 тысячи работников (34 %) были заняты в сфере услуг, а 3,3 тысячи работников (3,4%) в строительстве, что заметно уменьшилось с 2007 года.

Таблица 3

Новые иностранные рабочие корейского происхождения в Южной Корее в соответствии с особым случаем

системы раз решения на трудоустройство по секторам, 2014 год

Сектор Количество работников Доля(%) общей численности рабочей силы в особом случае системы разрешения на трудоустройство

Всего 97,854 100

Производство 60,417 61.4

Сфера услуг 33,385 34.1

Строительство 3,326 3.4

Сельское хозяйство 648 0.7

Другие 78 0.1

*Источник: Republic of Korea Ministry of Employment and Labor, 2015

Система также предотвратила долгосрочное проживание в стране иностранных рабочих. В 2004 году нелегальные иммигранты составляли около 30% всех ино странных рабочих. Когда в 2007 году вся политика в отношении временных трудов была консолидирована в соответствии с системой разрешения на трудоустройство, процент рабочих в стране незаконно начал резко сокращаться; 2015 год составил 10,4% из 625 тысяч). По состоянию на 31 декабря 2015 года только 9,7% ино странных работников в рамках системы были нелегальными.

Новая система также значительно сократила расходы, связанные с прибытием в Республику Корея. В рамках более ранней промышленной системы стажеров, частные фирмы, размещенные в Южной Корее, и в страны происхождения работников были вовлечены в различные коррупционные методы, в том числе чрезмерные платежные требования для лиц, ищущих работу. Многие стажеры покинули свои назначенные рабочие места или не смогли вернуться на родину,

работая незаконно после их учебного периода, потому что они не смогли компенсировать чрезмерные пошлины за размещение.

По данным Службы развития отдела кадров Кореи, эти расходы упали со среднего уровня в 3.509 долл. США на одного работника в рамках более ранней системы в 2001 году и даже больше за незаконную занятость до 941 долл. США в рамках системы разрешения на трудоустройство в 2014 году [4].

В-третьих, данная система помогает ликвидировать дискриминацию в отношении иностранных работников, обеспечив равное применение трудового законодательства для трудящихся-мигрантов и корейцев, а иностранные рабочие имеют одинаковый доступ к четырем основным системам страхования: медицинское страхование, компенсация за несчастные случаи на производстве, страхование занятости и национальная пенсия. Задержка выдачи заработной платы также заметно снизилось: 36,8% иностранных работников сообщили о задержках в 2001 году по сравнению с 1,1% в 2011 году. В условиях системы разрешения на трудоустройтство несчастные случаи на производстве упали почти наполовину. Однако каждый год от 85 до 114 работников по-прежнему погибают от несчастных случаев на производстве, а также сохраняется несправедливое обращение и эксплуатация иностранных рабочих. Правозащитные организации и другие группы требуют от правительства принятия более решительных мер для наказания работодателей.

Оставшиеся проблемы. Временная рабочая программа сталкивается с рядом проблем. Во-первых, правительство рассматривает вопрос о внедрении системы отбора, основанной проведении обязательных тестов для иностранных работников. Списки мест размещения ищущих работу составлены на основе списка тех, кто успешно завершил обязательный тест на корейский язык. После проведения добровольного теста квалификации лица, ищущие работу, перечислены в порядке их приоритетности для размещения, в зависимости от их баллов и других критериев. Многие работодатели рассматривают множество других факторов, помимо языковых способностей. Предлагаемая система баллов сочетает в себе ряд критериев, выходящих за пределы возможностей корейского языка, таких как уровень квалификации, опыт работы, обучение и другие квалификации.

Во-вторых, при определении квот иностранных рабочих каждый год правительство рассматривает нехватку рабочей силы и требует заменить рабочих, покинувших страну после окончания срока их работы или депортации после превышения их разрешения. Однако, поскольку нехватка рабочей силы определяется на основе опросов работодателей в предыдущем году, количество разрешенных иностранных работников иногда не отражает последних изменений в трудовых требованиях. Кроме того, поскольку новые работники могут распределяться только на рабочее место три-четыре раза в год, нехватка рабочей силы часто возникает из-за невозможности заменить работника после его или ее отъезда на родину по окончании срока занятости или по другим причинам. Правительство планирует рассмотреть условия на рынке труда, в том числе количество внутренних работников, а также среднесрочные и долгосрочные перспективы спроса и предложения рабочей силы при распределении иностранных рабочих.

В-третьих, иностранным работникам, в соответствии с Общей системой разрешения на трудоустройство, не разрешается менять рабочие места, если не возникнут неизбежные обстоятельства, выходящие за рамки ответственности работника. Хоть эти положения и направлены на защиту интересов работодателей, некоторые утверждают, что они представляют собой дискриминацию и серьезно сокращают свободу иностранных рабочих выбирать работу. Иностранные граждане корейской родословной могут свободно искать рабочие места и менять рабочие места, а другие - не могут. Правительство предприняло некоторые шаги для исправления этого. В 2012 году оно расширил допустимые основания для изменений

рабочего места, включив в себя задержку заработной платы, нарушение условий контракта, согласованных на договорной основе, и несправедливое обращение. Это также позволило иностранным рабочим менять рабочие места из-за временного или постоянного закрытия бизнеса, которые несут ответственность за иностранного работника.

В-четвертых, когда приходит время для иностранных рабочих возвращаться на родину, многие работодатели хотят продолжать использовать их из-за их владения языком и других навыков, но не могут сделать это на законных основаниях. Многие рабочие также хотят остаться в Южной Корее. Отвечая на эти желания, в 2011 году правительство начало разрешать этим работникам оставаться под менее жесткой визой. Однако, поскольку было непросто выполнить условия для этого статуса визы, в 2014 году иностранные рабочие освобождались от требования о проведении письменного экзамена (считающегося самой сложной частью получения технической сертификации).

В-пятых, зависимость иностранных рабочих от малого и среднего бизнеса растет, и есть признаки того, что они заменяют отечественных корейцев в определенных областях, таких как строительство, и могут отнимать рабочие места у женщин из числа коренного населения и пожилых людей. В попытке ответить на это, правительство в 2009 году попыталось ввести систему взимания платы со всех работодателей, которые нанимают низкоквалифицированных иностранных рабочих, но эта инициатива оказалась под угрозой бизнес-оппозиции. В настоящее время правительство рассматривает возможность введения налога на компании, которые действовали в течение десяти лет или более, и продолжали нанимать ино странных рабочих в течение пяти или более лет.

Беженцы из Северной Кореи. Северные корейцы представляют большинство беженцев в Южной Корее. Численность северокорейских беженцев растет: 947 человек прибыли в 1998 году, 1 043 в 2001 году, 1 384 в 2005 году, 2 402 в 2010 году и 1275 в 2015 году [5].

По скольку граница между севером и югом сильно охраняется, большинство северокорейцев сначала бегут через китайскую границу, а затем пытаются попасть в Республику Корея, путешествуя по странам региона, включая Таиланд, Бирму и Монголию. Некоторые северокорейцы вводят или пытаются вступить в дипломатические соединения в Китае. Оценки широко варьируются, но от 100 до 300 тысяч жителей Северной Кореи живут или прячутся в Китае.

По сле того, как северокорейцы въезжают в Республику Корея, правительство спрашивает их причины миграции (допускается несколько ответов). Экономическое благополучие становится все более важным, а 47,6% в 2014 году считают его причиной ухода. К числу других причин въезда в РК относятся: свобода (32,2%), сопровождение других людей (21,2%), желание заработать больше денег (21,5%) и недовольство коммунистическим режимом (18,5%).

Северокорейцы, которые успешно добираются до Южной Кореи, получают особую помощь, чтобы благополучно поселиться и приспособиться к жизни на юге. Эта помощь включает программу корректировки, которая длится два месяца, а также корректирующий капитал. Программа корректировки - это, в основном, введение в экономические и социальные системы Южной Кореи. Северные корейцы также получают государственную помощь для поиска работы. Многие северокорейцы считают, что они не получают достаточно денег от правительства Южной Кореи, чтобы адекватно им помочь.

Отношение к северокорейцам также меняется. Когда было меньше северокорейских беженцев, правительство и народ относились к тем, кто въехал в Республику Корея, как к героям. Поскольку их число увеличилось (приблизительно 26 тысяч северокорейцев, проживает в Южной Корее по данным за 2012 год) и по

мере усиления напряженности между двумя Кореями, общественность стала менее восторженной.

Политика натурализации. Самый простой способ получить гражданство Кореи -это выйти замуж за гражданина Республики Корея или иметь хотя бы одного родителя, который является гражданином Кореи. Количество людей, натурализующихся с каждым годом, увеличилось с 232 в 2000 году до 27 тысяч в 2009 году. В 2010 году оно сократилось до 17 тысяч из-за новых ограничений на двойное гражданство. С тех пор этот показатель стабильно составлял около 17 тысяч в год.

Многие женщины-иммигранты выходят замуж за южнокорейцев. Эти женщины в основном приезжают из других азиатских стран, особенно из Китая и Вьетнама. В 2015 году 7 тысяч иммигрантов, или 64% от общего числа, получили гражданство, поскольку у них были южнокорейские супруги. Число замужних мигрантов, в первую очередь женщин, ищущих лучшую жизнь, которые встречают своих южнокорейских мужей через посредников по браку, за последние годы возросло с 16 в 2002 году до 94 тысяч в 2006 году до 144 681 в 2011 году и 151 608 в 2015 году.

Число людей, получающих гражданство Южной Кореи через одного из корейских родителей, также увеличилось с 432 в 2000 году до 2 610 в 2015 году. Это дети корейцев, которые мигрировали в Китай, Россию и Японию в японский колониальный период. Они имеют право на гражданство только в том случае, если они могут предъявить надлежащие документы, подтверждающие, что один из их родителей был гражданином Кореи.

Люди, не имеющие семейных связей в Республике Корея, также могут получить южнокорейское гражданство, но этот путь довольно трудный, и не каждый решается по нему идти. Иммигранты должны доказать, что у них есть серьезное желание стать южнокорейскими гражданами. Власти могут потребовать пять лет проживания, владения корейским языком и понимания корейской культуры и истории. Иностранцы должны пройти собеседование, которое проверяет их владение языком, а также письменный тест на культуру, историю и обычаи.

Экономическое процветание привело к повышению уровня жизни в Южной Корее. В то время как эмиграция находится на спаде, некоторые южнокорейцы среднего класса продолжают мигрировать в азиатские и англоязычные страны.

В 2015 году около 6 858 корейцев выехали за границу для постоянного проживания (в основном в развитые страны). Большинство из этих южнокорейских эмигрантов ищут лучшее качество жизни для себя и своих детей. Конкуренция за места в хороших корейских университетах жесткая. Живя в англоязычной стране и по сещая университет за рубежом, многие южнокорейцы считают, что их дети овладеют английским языком, что приведет к высокооплачиваемым рабочим местам за рубежом или дома.

Кроме того, жизнь в Южной Корее очень жесткая и конкурентоспособная. Например, южнокорейцы занимают второе место по длительности рабочих часов по сравнению с жителями других стран ОЭСР. В 2014 году южнокорейцы работали в среднем на 39,6 часа в неделю по сравнению с 34,5 часами в Японии и 33,5 в Соединенных Штатах.

За последние годы число этнических корейцев за рубежом, получивших южнокорейские визы, резко возросло. Иностранные корейские владельцы виз(^-4), которые могут проживать в стране в течение продолжительного периода в два года, выросли с 136 702 в 2011 году до 328 187 в 2015 году. Им не нужен контракт на работу, но они могут работать практически в любой сфере занятости. Некоторые зарубежные корейцы (в том числе из Соединенных Штатов) отправляются в Республику Корея, чтобы воспользоваться низкой стоимостью медицинского лечения из-за национализированной системы здравоохранения.

Система разрешений на трудоустройство была признана на международном уровне в 2011 году, когда Республика Корея была удостоена первой премии Организации Объединенных Наций за государственную службу в категории борьбы с коррупцией в сфере общественного обслуживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для решения оставшихся проблем по-прежнему необходимы многочисленные улучшения, в том числе в области процесса отбора, распределения иностранных работников по секторам, злоупотребления и эксплуатации со стороны работодателей и незаконного присутствия временных работников.

До сих пор Республика Корея серьезно не рассматривала вопросы интеграции иммигрантов, главным образом потому, что доля населения, проживающего за рубежом, о стается небольшой и, в большей части, временной. Но интеграция, вероятно, получит внимание из-за растущего числа иностранных супругов и постоянного присутствия растущей зависимости от временных работников. Некоторые из них предлагают увеличить число иностранных рабочих, как средство решения демографических проблем Южной Кореи, а не как краткосрочную остановку для удовлетворения трудовых потребностей, важность интеграции иммигрантов будет только расти с течением времени. Тем не менее, идея постоянной миграции остается маловероятной в ближайшей перспективе, учитывая, что Республика Корея остается страной «одной крови».

Литература

1. https://data.wsorldbank.org/

2. Joohee Lee Income Assistance and Employment Creation through Public Works in Korea: Labor Market Reforms in Korea: Policy Options for the Future // Korea Labor Institute, 2001.

3. Park Young-bum South Korea Balancing Labor Demand with Strict Controls // Migration Policy Institute, 2004.

4. https ://data.oecd.org/korea.htm/

5. Bukhanitaljumin Hyunhwang [Status of North Korean Defectors, ] // Ministry of Unification. Resettlement Support Division, Retrieved 13 February 2017.

MIGRATION IN THE REPUBLIC OF KOREA Ya.G. Minhayirova, student Institute of International Relations of History and Oriental Studies Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia Abstract. Over the past decade, the Repu blic of Korea has faced an impending demographic crisis, sys tematically began to open for immigration. At the same time, the country wants to preserve its national and cultural identity. With an increase in the level of welfare of the population, the countries lost their competitive advantage in the world labor market, cheap labor. In these conditions, the government is looking for ways to preserve the competitiveness of the national economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: labor migration, labor resources, labor force, labor market Acknowledgments:

1. This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry ofEducation ofRepublic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).

2. Scientific adviser- Nuriyeva Aigul Rustamovna Ph.D., associate professor. international economic relations (IMOI and KFU).

Дата поступления 30.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.