Научная статья на тему 'Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея'

Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1736
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ / РАБОЧИЕ ВИЗЫ / LABOR MIGRATION / FOREIGN CITIZENS / LEGAL STATUS / EMPLOYMENT CONTRACTS / WORK VISAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Наталья Олеговна

Данная статья посвящена анализу трудовой миграции в Республике Корея. Особое внимание уделено политики трудовой миграции. Автор, анализируя нормативно-правовые акты и средства массовой информации Республики Корея, приходит к выводу о том, что право иностранцев на труд нуждается в более эффективном законодательном регулировании в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея»

после регистрации в установленном законом порядке в уполномоченном

государственном органе в качестве предпринимателя (физическое лицо) либо

коммерческой организации (юридическое лицо).

Литература

1. Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

2. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990, № 11, Ст.164.

3. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (Часть первая) от 8 мая 1996 г. Бишкек, 1996.

4. Попондопуло В.Ф. Правовые основы перехода к рыночным отношениям //Экономика и право. Т.1. М., 1991.

5. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб, 1994.

6. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

7. БелыхВ.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М.: Проспект, 2008.

8. Экономические науки. 1992. № 4.

9. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г.Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства /Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.

10. Багиев Г.Л. Маркетинг. Словарь. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

11. Арабаев А.А. Парламентаризм в Кыргызстане: теория и практика становления. Бишкек: КГЮА, 2005.

12. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы: Жеп жаргы, 1998.

Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея

Кузнецова Н. О.

Кузнецова Наталья Олеговна / Kuznetcova Natalia Olegovna - магистрант 1 курса, кафедра конституционного и административного права,

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: данная статья посвящена анализу трудовой миграции в Республике Корея. Особое внимание уделено политики трудовой миграции. Автор, анализируя нормативно-правовые акты и средства массовой информации Республики Корея, приходит к выводу о том, что право иностранцев на труд нуждается в более эффективном законодательном регулировании в сельской местности.

Abstract: this article is devoted to the analysis of labor migration in the Republic of Korea. Particular attention is paid to labor migration policy. By analyzing the regulations and the mass media of the Republic of Korea, comes to the conclusion that the right offoreigners to work in need of more effective legal regulation in the countryside.

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранные граждане, правовой статус, трудовые договоры, рабочие визы.

Keywords: labor migration, foreign citizens, legal status, employment contracts, work visas.

157

В мировой системе рынка труда все страны делятся на два сектора. С одной стороны - это страны - экспортеры или доноры дешевой рабочей силы, с другой -страны импортеры с наиболее благоприятными условиями для жизни и труда, с возможностью получения высокооплачиваемой работы. Огромные потоки трудоспособного населения из неблагополучных стран постоянно перемещаются в более благополучные регионы мира. Длительное время в международной миграции Республика Корея входила в группу азиатских стран-доноров трудовых ресурсов [5].

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы трудовой миграции в Республике Корея, являются Законы: об иммиграционном контроле, гражданстве, найме на работу иностранных граждан и зарубежных соотечественниках[5]. После подписания Меморандума о договоренности с государством, которое намеревается предоставить рабочую силу, Правительство РК контролирует практически весь процесс въезда иностранных работников, начиная с их отбора, въезда и заканчивая распределение по рабочим местам. По данным статистики за три последних года количество трудовых мигрантов составило в 2012 году - 13,8%, в 2013 год-19,0% и в 2014 году - 22,3% [1].

Рабочие визы подразделяются на следующие категории: краткосрочная рабочая (С-4), преподавательская (Е-1), преподавание разговорной речи (Е-2), исследовательская (Е-3), техническое руководство (Е-4), профессиональная рабочая (Е-5), коммерческая в области искусства (Е-6), особые виды деятельности (Е-7), непрофессиональная рабочая (Е-9), член экипажа морского судна (Е-10), рабочая виза выходного дня (Н-1),а также гостевая рабочая виза (Н-2) для этнических корейцев из стран СНГ и Китая в возрасте от 25 лет, дающая им право, свободно въезжать в Корею и выезжать из неё без получения специального разрешения в течение 3 лет с возможностью продления срока действия визы на 2 года уже в самой Корее [3].

Особенностью рабочих виз в Корее является то, что они строго привязаны к конкретному работодателю, который оформлял документы на визу. В случае если иностранный работник увольняется с работы, его виза автоматически аннулируется, сколько бы времени не оставалось до её окончания, и он должен в течение 1 месяц с момента увольнения покинуть страну.

В настоящие время имеется три категории трудовых мигрантов. Первая категория трудовых мигрантов - это защищенные работники (стажеры), которые осуществляют свои поездки через Министерство Труда. Отправляющиеся на работу в Республику Корея проходят подготовку в центре адаптации и обучения граждан, где они изучают корейский язык, законодательство Республики Корея, национальные обычаи и технику безопасности. Согласна договору Минтруда, заработная плата данной категории должна составлять не менее одной минимальной заработной платы в Республике Корея, что ровно 860 00 вон или 900 долларов США. Вторая категория трудовых мигрантов - это лица, которые начинали работу в Корее посредством Минтруда, но затем уходили в нелегалы. Третья категория трудовых мигрантов - это лица, которые не оформляли трудового договора по линии Минтруда. Обычно они выезжают в Корею по гостевой визе, и в дальнейшем устраиваются на работу на нелегальной основе.

Заключение брака с иностранцем также влечет за собой определенные ограничения в трудовой сфере. Иностранец не может основать на территории Кореи собственную фирму, а регистрация совместного предприятия или даже просто представительства иностранной компании так усложнена и требует таких сил, денег и времени, что практически доступна только самым крупным иностранным фирмам. Все эти строгости официально объясняются тем, что страна по-прежнему находится в состоянии войны. Отчасти для такого объяснения имеются основания, однако, скорее всего, главной мотивацией такой политики является недопущение появления в Южной Корее этнических меньшинств и связанных с ними проблем - корейцы очень гордятся мононациональностью своей страны. Также считается, что этот комплекс

158

законов направлен на то, чтобы ограничивать проникновение в страну "синих воротничков", оставляя больше шансов для воротничков «белых». Так, например, особые способности иностранцев (свободное владение английским языком, что дает возможности преподавания) способствуют преодолению бюрократических барьеров.

Женщина-иностранка, вышедшая замуж за гражданина РК, получает визу типа F1, дающую право на работу, в то время как мужчина-иностранец, женившийся на гражданке РК, получает визу типа F2, которая строго запрещает работать. Более того, жена должна подписать документ, удостоверяющий то, что она полностью берет мужа на свое содержание. В 2000 году доля международных браков составляла 3,5% (11 605 человек), а уже через 5 лет она увеличилась почти в 4 раза и составила 13,5%. В последующие годы доля таких браков стабильно удерживается в пределах 10% (2006 г. - 11,7%; 2007 г. - 10,9%; 2008 г. - 11,0%; 2009 г. - 10,8%; 2010 г. - 10,5%; 2011 г. - 9,0%) [2].

Ходатайствовать о получении гражданства РК можно только по истечении пятилетнего пребывания в стране, причем одним из условий его получения является наличие у ходатайствующего солидного банковского счета, подтверждающего его кредитоспособность. А новый Закон о национальностях вменяет в обязанность лицам, имеющим двойное гражданство, одно из которых РК, в течение двух лет выбрать одно. Те, кто выбрал гражданство другой страны, должны сообщить об этом иммиграционным властям в течение месяца со дня прибытия в страну - иначе их будут считать нелегалами. Таких лиц с неопределившимся гражданством сейчас насчитывается 25 тысяч.

Законом об иммиграционном контроле предусмотрены различные виды административного наказания за нарушение правил пребывания на территории Республики Корея, включающие в себя штрафные санкции и депортацию с последующим запретом на въезд в Корею сроком до 5 лет.

Основной мерой пресечения незаконной иммиграции в Южной Корее является депортация. Процесс выдворения проходит достаточно быстро и редко занимает больше двух суток без права повторного въезда в страну. Иммиграционные власти вправе задерживать подозрительных лиц прямо в аэропорту, чтобы не допустить их въезд и нелегальное пребывание в стране. В отношении тех, кто нарушил иммиграционное законодательство, находясь в стране, применяются штраф и принудительная высылка из страны.

О времени окончания срока действия визы должны быть извещены не только те иностранцы, которым она выдается, но и их корейские партнеры, поскольку штраф за нарушение этого срока составляет от 100 тысяч вон.

В целях борьбы с незаконной иммиграцией и занятостью, корейское правительство ввело денежные штрафы для иностранных рабочих, которые просрочили свои визы или въехали в страну без виз. В значительной мере эта политика направлена против использования неквалифицированной рабочей силы, которая до сих пор рассматривается как экономическое бремя[4].

Анализ южнокорейских СМИ по вопросу трудовой миграции позволяет сделать ряд выводов по исследуемой проблеме:

1. Правительство Республики Корея будет выплачивать иностранным гражданам, которые находятся на работе, 13-ую заработную плату

2. Каждый год Правительство в Республике Корея депортирует около 5 000 нелегальных трудовых мигрантов. Въезд в Южную Корею не по трудовой визе существенно ограничивает права, так как разнообразие трудовых виз дает возможность легально работать и получать хорошую заработную плату, иметь страховку и при положительной характеристике получить гражданство.

3. Значительное количество нарушений прав трудовых мигрантов отмечается в сельской местности. Правительство Республики Корея нарушает права трудовых мигрантов, что подтверждается новостями из СМИ от 15.10.2015[6]. Согласно статье

159

63 Закона о трудовых стандартах Республики Корея, в стране должны быть обеспечены равные права всем работникам, включая мигрантов, независимо от того, в каком секторе они заняты, в том числе права: в сфере продолжительности труда, установления перерывов и еженедельных оплаченных выходных, обеспечения оплаты сверхурочных работникам-мигрантам за всякую работу, выполняемую за пределами нормальной продолжительностью рабочего времени; изменения места работы без получения разрешения от работодателя. Вместе с тем, многие из этих норм нарушаются в Южной Корее, если работник попадает в сельскую местность.

Перед РК, как и перед другими странами, стоит проблема незаконной миграции, основной мерой пресечения которой является депортация. Процесс выдворения проходит достаточно быстро и редко занимает больше двух суток без права повторного въезда в страну. Вместе с тем, принимаются меры по защите прав трудовых мигрантов, так, решается проблема с созданием профсоюза иностранных рабочих, представители которого будут бороться за изменение иммиграционной системы с тем, чтобы расширить возможности легального проникновения в страну.

Литература

1. Миграционная служба Республике Корея. Статистика. [Электронный ресурс]: Режим доступа: m.kosis.kr (дата обращения 10.02.2016).

2. Министерство гендерного равенства и семьи Кореи. Международные браки. [Электронный ресурс]: Режим доступа: mdex.

go.kr/egams/stts/jsp/potal/stts/PO_STTS_IdxMain.jsp?idx_cd=2430 (дата обращения

08.02.2016).

3. Посольство Российской Федерации в Республике Корея. О некоторых особенностях иммиграционной политики и практики Республики Корея. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://russian-embassy.org (дата обращения

07.02.2016) .

4. Рязанцев С. В. Мировой рынок труда и международная миграция. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bizbook.online (дата обращения 01.02.2016).

5. Тен М. Д. Трудовая миграция корейцев Узбекистана в Республику Корея. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.koreana.ru (дата обращения

11.02.2016) .

6. Unitihg Food, Farm and Hotel, Workers Worldwide. Правительство должно остановить нарушения прав сельских работников-мигрантов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.iuf.org/ (дата обращения 05.02.2016).

Правовые основы усыновления в республике Казахстан

Касиенова К. М.

Касиенова Куляш Магзумовна /Kasienova Kuljash Magzumovna - соискатель, Институт философии и политико-правовых исследований,

Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются нормативно-правовые основы усыновления в Республике Казахстан. Особый интерес вызывает сравнительный анализ соответствующих положений законодательства Казахстана и Кыргызстана о детях.

Abstract: the article deals with the regulatory and legal basis of adoption in the Republic of Kazakhstan. Of particular interest is the comparative analysis of the relevant provisions of the legislation of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic about children.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.