Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНИН / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИММИГРАНТ / РЕЭМИГРАНТ / НАСЕЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

Анализируются особенности регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Республике Армения и их влияние на демографическую и социальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

The peculiarities of the regulation of migration processes in the field of labor migration in the Republic of Armenia and their impact on the demographic and social sphere are being analyzed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-167-169 NIION: 2003-0059-2/23-634 MOSURED: 77/27-003-2023-02-833

Организационно-правовое регулирование миграционных процессов

в Республике Армения

Татьяна Анатольевна Прудникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Анализируются особенности регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Республике Армения и их влияние на демографическую и социальную сферу.

Ключевые слова: миграция, гражданин, трудоустройство, иммигрант, реэмигрант, население, регулирование, политика, профессия

Для цитирования: Прудникова Т. А. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов в Республике Армения // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 167-169. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-2-167-169.

Original article

Organizational and legal regulation of migration processes in the Republic of Armenia

Tatiana A. Prudnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The peculiarities of the regulation of migration processes in the field of labor migration in the Republic of Armenia and their impact on the demographic and social sphere are being analyzed.

Keywords: migration, citizen, employment, immigrant, re-emigrant, population, regulation, politics, profession For citation: Prudnikova T. A. Organizational and legal regulation of migration processes in the Republic of Armenia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):167-169. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-167-169.

Правовое регулирование миграционных отношений в Республике Армения, особенно в сфере трудовой миграции (перемещение рабочей силы), охватывается статьей 18 Закона Республики Армения «О занятости» от 11 декабря 2013 г. [3], в которой предусмотрены полномочия Правительства по выработке и реализации единой государственной миграционной политики по регулированию внутреннего и внешнего перемещения иностранной рабочей силы.

Органом государственного управления миграционными процессами в Республике Армения является Министерство труда и социальных вопросов, которое в рамках регулирования правоотношений, связанных с перемещением и использованием иностранной рабочей силы:

• заключает в установленном порядке международные договоры по вопросам организации

выездных работ, а также защиты интересов трудящихся мигрантов;

• выступает с заявлением о нецелесообразности выезда на заработки в отдельные государства в случаях ухудшения межгосударственных отношений, а также чрезвычайных ситуаций (актуальность в связи с пандемией коронави-русной инфекции (COVID-19) 2020-2021 годы, вызванной мерами по предотвращению распространения COVID-19 и введением правил на въезд и выезд в Республику Армения и из нее граждан и иностранцев);

• осуществление правотворческих и правоприменительных полномочий, предоставленных законодательством в сфере миграции.

Вызывает интерес и определение категории занятость, применимой и к сфере миграционных отноше-

© Прудникова Т. А., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ний. Содержание данной дефиниции предусмотрено статьей 4 Закона Республики Армения «О занятости», под которой понимаются виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики. Перечень данных видов значителен и охватывает и трудовую деятельность по найму у работодателя (в том числе предусмотренное законами Республики Армения пребывание в резерве кадров служб, за исключением случаев, не предусматривающих оплату); и оказание услуг или выполнение работ по гражданско-правовому договору; и индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также очное обучение в учебных заведениях, на курсах профессионального обучения и в иных формах обучения и др.

Касаемо миграционной ситуации, то в 2022 году число въехавших на территорию Республики Армения и выехавших иностранных граждан по сравнению с 2021 [5] годом увеличилось на 43,3 % и 48 %, и данная ситуация была связана с открытием воздушных путей сообщения. Статистика по иностранных граждан, получивших разрешение на временное и постоянное пребывание в Республике Армения, в 2022 году составило 7390 и 2423, что также увеличилось по сравнению с 2021 годом соответственно на 32,2 % и 10 %, хотя применительно к институту гражданства наблюдается отрицательная динамика.

Анализ Закона Республики Армения «Об иностранных лицах» от 16 января 2007 г. № 3-Р 47 [1] содержит основополагающие императивы, связанные с возможностью иностранных лиц свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, заниматься экономической деятельностью, а также гарантированность принципа равноправия сторон трудовых отношений, установленных трудовым законодательством Республики Армения, независимо от их пола, расы, национальности, языка, гражданства и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В 2022 [5] году для осуществления трудовой деятельности в Республике Армения было выдано свыше 1000 разрешений на работу (представителям Ирана, Индии и Украины) и общее количество разрешений на работу, выданных в 2022 году, по сравнению с 2021 годом значительно увеличилось.

Высококвалифицированные иностранные специалисты включены в список исключений для получения разрешения на работу, который установлен пунктом «п» Закона Республики Армения «Об иностранных лицах» от 16 января 2007 г. № 3-Р 47. В то же время список специальностей, дающих право работать в Республике Армения высококвалифицированным специалистам без разрешения на работу, установлен и детализирован приложением 4 к решению Правительства Республики Армения №493-н от 12 мая 2016 г. [2].

Следует отметить, что перечень лиц, имеющих право «исключения при получении разрешения на ра-

боту» в Республике Армения весьма значителен:

а) лица, имеющие постоянный и специальный статусы пребывания в Республике Армения;

б) члены семей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, международных организаций и их представительств, аккредитованных в Республике Армения, на основе принципа взаимности;

в) работники приграничных районов, а также лица, прибывающие на короткий срок, имеющие специальности в области культуры и спорта;

г) учредители, руководители или полномочные представители коммерческих организаций с участием иностранного капитала;

д) иностранные специалисты, прибывающие сроком не более чем на 6 месяцев в целях подготовки работников для установки, ремонта и введения в эксплуатацию машин, оборудования, станков, поставляемых иностранной коммерческой организацией в свой филиал или представительство, либо приобретенных у иностранных коммерческих организаций и др.

Нововведение в сфере трудовой миграции — с января 2022 года запуск Единой электронной платформы регистрации иностранных работников, посредством которой предоставляется разрешение на временное пребывание на основе рабочей деятельности. Особенностью электронной платформы в рамках процесса цифровизации — взаимодействие всех органов государственной власти, вовлеченных в процесс выдачи статуса на временное пребывание. Целью данной новеллы, является защита внутреннего рынка труда в сфере трудовой деятельности иностранных граждан, а также обеспечение общественной и национальной безопасности Республики Армения.

Пример реализации данной платформы — подача заявлений работодателей на привлечение высококвалифицированных специалистов посредством платформы «тогкрегтй.ат», а также осуществление государственного контроля (надзора) за привлечением высококвалифицированных иностранных работников (подача запроса на привлечение соответствующих работников Инспекционным органом здравоохранения и труда Республики Армения) и расходования материальных средств (Комитет государственных расходов Республики Армения).

Статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 03 октября 2014 г. (с изменениями на 5 августа 2021 г.) № 279-ФЗ [4] граждане стран-членов ЕАЭС освобождены от получения разрешения на работу.

В заключении следует отметить, что основой совершенствования содержательности миграционных процессов в Республике Армения является вовлечение молодых иностранных специалистов, обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования, и обогащения сегмента труда высококвалифицированными специалистами в различных сферах.

168

Вестник Московского университета МВД России

№ 2 / 2023

Список источников

1. Закон Республики Армения «Об иностранных лицах» от 16 января 2007 г. № 3-Р 47.

2. Закон Республики Армения «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения об иностранных лицах» от 22 июня 2015 г.

3. Закон Республики Армения «О занятости» от 11 декабря 2013 г.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 03 октября 2014 г. № 279-ФЗ (с изменениями на 5 августа 2021 г.).

5. Официальный сайт МВД Республики Армения / https://www.police.am/

References

1. Law of the Republic of Armenia «On Foreign Persons» dated January 16, 2007 № 3-P 47.

2. Law of the Republic of Armenia «On Amendments and Additions to the Law of the Republic of Armenia on Foreign Persons» dated June 22, 2015.

3. Law of the Republic of Armenia « On Employment» dated December 11, 2013.

4. Treaty on the Eurasian Economic Union of03.10.2014 № 279-FZ (as amended on August 5, 2021).

5. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Armenia / https://www.police. am/

Библиографический список

1. Прудников А. С. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Дутов П. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 191 c.

2. Прудников А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации : учебное пособие/ Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2021. 535 c.

Bibliographic list

1. Prudnikov A. S. Legal regulation of external labor migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Dutov P. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 191 p.

2. Prudnikov A. S. State-legal bases of population migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. M. UNITY-DANA, 2021. 535 p.

JURISPRUDENCE

Информация об авторе

Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author T. A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 06.03.2023; accepted for publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.