Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркушевская Елена Александровна, Рубцова Наталья Николаевна

Проводится анализ современной системы начального образования, которая гарантирует создание условий для гармоничного, максимально благоприятного психического и социального развития школьников; выявляются проблемные вопросы подготовки будущих преподавателей в начальных классах к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Рассмотрен ряд исследований, в которых авторы считают, что появление новых ценностей в образовании коренным образом определяет новые задачи профессионально-педагогической подготовки, направленные на обеспечение формирования у современного педагога новых компетенций. Проводится обоснование необходимости формирования новых компетенций у будущих учителей начальных классов, разработана и описана дидактико-методическая модель подготовки студентов педагогического направления, и представляются технологические аспекты реализации данной модели. Раскрыто значение теоретических дисциплин и прохождение педагогических практик, отвечающих за личностно-профессиональную подготовку будущих преподавателей начальных классов. В рамках нашего исследования была разработана дидактико-методическая модель подготовки студентов-будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций и ее организационно-педагогическое сопровождение, которая состоит из трех блоков: целевой блок, в котором отражается социальный зaкaз, цель и задачи дидактико-методической подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников; организационно-содержательный блок, раскрывающий предметно-смысловое наполнение теоретической, технологической, методической и практической подготовки студентов; оценочно-результативный, объединяющий в себе критерии, показатели и уровни подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Особое внимание уделяется описанию программы мероприятий, апробированной в ФГБОУ ВО «ВГСПУ» г. Волгоград по подготовке студентов, обучающихся по педагогическому направлению по профилю «Начальное образование» формирования метапредметных компетенций у младших школьников. В рамках исследования разработан курс «Педагогика начального образования», направленный на обеспечение методической поддержки студентов, содержание которого включает информационный и практико-технологический компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркушевская Елена Александровна, Рубцова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO FORM META-SUBJECT COMPETENCES IN YOUNGER SCHOOL PERSONS

The paper analyzes the modern system of primary education, which guarantees the creation of conditions for the harmonious, most favorable mental and social development of schoolchildren. The authors identify the problematic issues of preparing future primary school teachers for the formation of meta-subject competencies in younger students. A number of studies are considered in which the authors believe that the emergence of new values in education fundamentally determines the new tasks of professional and pedagogical training aimed at ensuring the formation of new competencies in a modern teacher. The rationale for the need to form new competencies in future primary school teachers is carried out; a didactic and methodological model for training students in the pedagogical direction is developed and described, and technological aspects of the implementation of this model are presented. The significance of theoretical disciplines and the passage of pedagogical practices are disclosed and are responsible for the personal and professional training of future primary school teachers. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, within the framework of our study, a didactic and methodological model was developed for preparing students - future primary school teachers for the formation of meta-subject competencies and its organizational and pedagogical support. This model consists of three blocks: the target block, intended for reflecting the social order, the purpose and objectives of the didactic and methodological training of students in order to form meta-subject competencies in younger students; the organizational content block, revealing the subject-semantic content of theoretical, technological, methodological and practical training of students; and the evaluative resulting block, which combines the criteria, indicators and levels of students' training for the formation of meta-subject competencies in younger students. Particular attention is paid to the description of the program of activities tested in the Volgograd State Social and Pedagogical University for the preparation of students studying in the pedagogical direction in the profile "Primary Education" for the formation of meta-subject competencies in younger students. As part of the study, the course "Pedagogy of Primary Education" was developed, aimed at providing methodological support to students, the content of which includes informational and practical-technological components.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 378.147:373.3 ББК 74.489 М 26

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-89-99

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПOДГOТOBКИ БУДУЩДО УЧИТEЛEЙ НAЧAЛЬНЫX КЛACCOВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Елена Александровна Маркушевская1 Наталья Николаевна Рубцова2

1■ 2Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

1 н [email protected] 2п.п.гиЬ@таИги

Аннотация. Проводится анализ современной системы начального образования, которая гарантирует создание условий для гармоничного, максимально благоприятного психического и социального развития школьников; выявляются проблемные вопросы подготовки будущих преподавателей в начальных классах к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Рассмотрен ряд исследований, в которых авторы считают, что появление новых ценностей в образовании коренным образом определяет новые задачи профессионально-педагогической подготовки, направленные на обеспечение формирования у современного педагога новых компетенций. Проводится обоснование необходимости формирования новых компетенций у будущих учителей начальных классов, разработана и описана дидактико-методическая модель подготовки студентов педагогического направления, и представляются технологические аспекты реализации данной модели. Раскрыто значение теоретических дисциплин и прохождение педагогических практик, отвечающих за личностно-професси-ональную подготовку будущих преподавателей начальных классов. В рамках нашего исследования была разработана дидактико-методическая модель подготовки студентов-будущих учителей начальных классов к формированию мета-предметных компетенций и ее организационно-педагогическое сопровождение, которая состоит из трех блоков: целевой блок, в котором отражается социальный зaкaз, цель и задачи дидактико-методической подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников; организационно-содержательный блок, раскрывающий предметно-смысловое наполнение

теоретической, технологической, методической и практической подготовки студентов; оценочно-результативный, объединяющий в себе критерии, показатели и уровни подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.

Особое внимание уделяется описанию программы мероприятий, апробированной в ФГБОУ ВО«ВГСПУ» г. Волгоград по подготовке студентов, обучающихся по педагогическому направлению по профилю «Начальное образование» формирования метапредметных компетенций у младших школьников. В рамках исследования разработан курс «Педагогика начального образования», направленный на обеспечение методической поддержки студентов, содержание которого включает информационный и практико-технологический компоненты.

Ключевые слова: организационно-педагогическая среда, дидактико-мето-дическая модель, подготовка учителя начальных классов, младший школьник, универсальные учебные действия, формирование метапредметных компетенций, планируемые результаты, профессиональное саморазвитие.

Для цитирования: Маркушевская Е.А., Рубцова Н.Н. Организационно-педагогическое сопровождение подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 89-99. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-89-99.

Original Research Paper

ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO FORM META-SUBJECT COMPETENCES IN YOUNGER SCHOOL PERSONS

Elena A. Markushevskaya1 Natalia N. Rubtsova2

1,2 Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia

1 ш [email protected]

[email protected]

Abstract. The paper analyzes the modern system of primary education, which guarantees the creation of conditions for the harmonious, most favorable mental and social development of schoolchildren. The authors identify the problematic issues of preparing future primary school teachers for the formation of meta-subject competencies in younger students. A number of studies are considered in which the authors believe that the emergence of new values in education fundamentally determines the new tasks of professional and pedagogical training aimed at ensuring the formation of new competencies in a modern teacher. The rationale for the need to form new competencies in future primary school teachers is carried out; a didactic and methodological model for training students in the pedagogical direction is developed and described, and technological aspects of the implementation of this model are presented. The significance of theoretical disciplines and the passage of pedagogical practices are disclosed and are responsible for the personal and professional training of future primary school teachers. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, within the framework of our study, a didactic and methodological model was developed for preparing students - future primary school teachers for the formation of meta-subject competencies and its organizational and pedagogical support. This model consists of three blocks: the target block, intended for reflecting the social order, the purpose and objectives of the didactic and methodological training

of students in order to form meta-subject competencies in younger students; the organizational content block, revealing the subject-semantic content of theoretical, technological, methodological and practical training of students; and the evaluative resulting block, which combines the criteria, indicators and levels of students' training for the formation of meta-subject competencies in younger students.

Particular attention is paid to the description of the program of activities tested in the Volgograd State Social and Pedagogical University for the preparation of students studying in the pedagogical direction in the profile "Primary Education" for the formation of meta-subject competencies in younger students. As part of the study, the course "Pedagogy of Primary Education" was developed, aimed at providing methodological support to students, the content of which includes informational and practical-technological components.

Keywords: organizational pedagogical environment, didactic and methodological model, primary school teacher training, junior schoolchildren, universal learning activities, formation of meta-subject competencies, planned results, professional self-development.

For citation: Markushevskaya E.A., Rubtsova N.N. Organizational pedagogical support for training of future primary school teachers to form meta-subject competencies in younger school persons//Bulletin of Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2022. Issue 1 (293). P. 89-99. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-89-99.

Современная система начального образования должна дать гарантию создания таких условий, которые были бы наиболее гармоничны и максимально благоприятны для психического и социального развития учащихся. Начальное образование обеспечивает усвоение важной учебной информации, закладывает основы дальнейшего саморазвития и самоопределения школьников. Таким образом, наиболее важным этапом обучения в рамках становления личности человека является именно начальный этап.

Для данного этапа характерно создание соответствующей организационно-педагогической среды, которая обеспечивает качество образовательного процесса в целом. Введение инновационных подходов, одним из которых является метапредметный, обусловлено новыми ориентирами и ценностями современного образования. В рамках данного подхода происходит формирование планируемых результатов у детей младшего школьного возраста.

В связи с этим формирование у детей младшего школьного возраста метапредметных компетенций

является одной из важных социально-педагогических проблем в подготовке будущих преподавателей начальных классов. Данная проблема затрагивает актуальные запросы общества и образования, так как сегодня необходимо развитие такой личности, которая способна к самообразованию. Базовые основы для развития такой способности закладываются уже с начальной школы, ведь именно под руководством педагога начинается формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Формируемые универсальные учебные действия направлены на способы проработки учебной информации и на результат учебной деятельности, а также учет позиции учащегося в учебной деятельности.

На основе анализа работ по проблеме исследования нами было установлено, что в современных условиях модернизации высшего образования важно держать ориентир на формирование у будущих преподавателей начальных классов таких компетенций, которые позволят им быть носителем одновременно и профессиональной, и социальной,

и личной культуры. На этапе начального обучения учитель является важной фигурой среди учителей других этапов обучения, ведь именно он устанавливает модель и идеал личности, творца, человек, который может прийти на помощь, быть терпимым с каждым из своих учеников.

Вышесказанное отражает актуальность вопроса подготовки студентов педагогических вузов, направленного на решение проблем начальной школы, на профессиональное саморазвитие, на определение индивидуально-творческого стиля деятельности, на организацию взаимодействия с детьми и их родителями.

По мнению В.А. Болотова, когда молодые педагоги выходят на реальную педагогическую практику, то постоянно оказываются в ситуации неуверенности. Так теория, которая побуждает их установить первоначальное состояние обученности учащихся, а также уровень воспитанности, не отвечает на вопрос о том, через использование каких форм и методов можно выполнить эти действия.

Это связано с отсутствием надежных средств, направленных на управление процессом обучения, так как в рамках педагогической деятельности молодого учителя начальных классов сложно точно определить, что именно изучено детьми и каков результат этого освоения. Даже при наличии подробных методических указаний, содержащих полный и чёткий алгоритм работы, молодые педагоги испытывают затруднения в процессе применения своих знаний и умений на практике, вследствие чего происходит снижение авторитета и важности науки и собственной профессии. Компетенции, формируемые в рамках обучения в педагогическом вузе, имеют высокую познавательную значимость, однако не всегда актуальны в ходе педагогической деятельности. Таким образом, учителя

пытаются самостоятельно разрабатывать модели педагогической деятельности без научного обоснования, основываясь лишь на обобщении опыта своих предшественников. Однако такой подход является неэффективным в учебно-воспитательном процессе [1].

В результате изменения российской системы образования, которая характеризуется изменением подготовки бакалавров и магистров на многоуровневый процесс, а также проблема сопровождения студентов-будущих педагогов начального образования в процессе обучения психолого-педагогическим дисциплинам является наиболее актуальной.

Вопрос о готовности к личност-но-профессиональной деятельности педагогов-специалистов начального образования является одним из главных в исследованиях данного вида.

Ряд таких исследователей, как В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Сло-бодчиков [1], считают, что появление новых ценностей в образовании коренным образом определяет новые задачи о профессионально-педагогической подготовке, направленные на обеспечение формирования у современного педагога компетенций нового поколения.

В работах отечественных исследователей А.Г. Асмоловой, Н.В. Кузьминой, Б.М. Бим-Бада, В.В. Серикова, В.П. Беспалько, В.А. Сластенина [5] прописаны условия для реализации задач актуального педагогического образования в вузах, обеспечивающих педагогическую подготовку: это формирование ценностей, необходимых для качественного развития Российского общества; это актуализация внимания на педагогическую ситуацию, в отличие от педагогической деятельности; это развитие субъектности; это поддержание индивидуальной образовательной траектории, внутри которой происходит обучение и воспитание младших школьников;

поддержка большей самостоятельности при построении образовательного процесса в регионах страны.

Именно изучение теоретических дисциплин и прохождение педагогических практик отвечают за личностно-педагогически-про-фессиональную подготовку студентов-будущих педагогов начального образования. Изучение соответствующих дисциплин и прохождение учебной и производственной практики должны быть направлены на обеспечение овладения выпускниками различного рода компетенциями (ОК, ОПК, УК), которые проработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Педагогическое образование» (ФГОС ВО).

Дисциплины, направленные на методическую подготовку будущих педагогов, обеспечивают формирование методических компетенций. В результате такой подготовки у студентов формируются следующих виды профессиональных действий:

- осуществление деятельности обучения учебным предметам детей младшего школьного возраста;

- воспитание и развивитие школьников средствами учебных предметов;

- формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности [3].

Методическую подготовку необходимо рассматривать как одну из ведущих сторон профессиональной подготовки к осуществлению студентами трех видов педагогической деятельности: обучения, воспитания и развития. Опираясь на результаты исследования В.В. Серикова [3], можно утверждать, что методический аспект профессиональной подготовки будущих учителей - это способность ориентироваться в современных научных концепциях, в методологии педагогики, общекультурных исторических достижениях, в современных

концепциях и направлениях педагогической науки.

После внутреннего осмысления своих целей и действий, условий их выполнения, а также ожидаемых результатов в процессе внешней предметной деятельности происходит личностно-профессиональное становление учителя начальных классов. Именно поэтому любая деятельность студентов педагогических вузов должна правдиво отражать ее целостность в качестве учителя и содержать в себе задачи, которые он решает. Так в работах Д.Н. Богоявленского мы выделяем, что любое предметное содержание становится объектом учебной деятельности только тогда, когда оно выглядит как вид определенной задачи, которая направляет обучающую деятельность [4].

По мнению О.А. Абдуллиной и Н.Н. Загрязкиной, путь профессионального становления начинается с педагогической практики, т.к. именно в ней будущий специалист может понять, насколько его личностные качества соответствуют эффективному выполнению профессиональных задач и насколько правильно осуществлен профессиональный выбор [5].

О.А. Абдуллина считает, что организацию профессиональной деятельности студентов составляет совокупность трёх видов деятельности: учебно-познавательной, самостоятельной и учебно-практической [6]. По утверждению автора, особое внимание стоит уделить учебно-познавательной деятельности, т.к. она подразумевает под собой выполнение практических задач в ходе изучения теоретических дисциплин с целью использования этих знаний на практике.

Большой интерес для педагогического сообщества по решению проблем, связанных с профессиональной подготовкой учителя, представляют также работы Е.П. Бело-зерцева, который отмечает, что для

выпускников педагогических вузов при вступлении в самостоятельную профессиональную деятельность встают определенные проблемы: как правильно развивать свои личностные и профессиональные качества, как правильно выбирать способы решения профессиональных задач, как правильно оценивать свои личностные и профессиональные достижения [7].

Говоря о практической подготовке студентов педагогических вузов, следует также выделить работы Н.Е. Щурковой, которая выражает свое мнение о важности практики в образовательном процессе вуза, подчеркивая связь практики и теории в деятельности молодого специалиста, говоря о том, что практика - это важный этап в его профессиональном росте [6].

Таким образом, рассматривая развитие современного высшего образования, можно сказать, что подготовка учителя начальных классов требует более современной содержательной переработки, так как не в полной мере предназначена для воспитания творческой личности, стремящейся к активной деятельности, проявляющей способности к творчеству в социальной сфере, к культурному изменению как в собственной жизни, так и в жизни окружающего общества. Ряд исследователей считают, что решением данной проблемы является модернизация в сфере профессиональной подготовки студентов, в частности, модернизации образования в высших образовательных учреждениях.

В ФГБОУ ВО «ВГСПУ» ведется плодотворная работа по профессиональной подготовке студентов педагогических направлений, ориентированных на осуществление любых видов педагогической деятельности в свете ФГОС НОО, в котором одним из главных вопросов является вопрос формирования готовности студентов-будущих педагогов начального образования

к формированию у детей младшего школьного возраста метапредметных компетенций с опорой на развитие у них соответствующих планируемых результатов. В основе формирования метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста лежит принцип, названный А.В. Хуторским [3] принципом человекосообразности.

Анализ научной-педагогической литературы, с опорой на исследования Ю.В. Науменко [6], К.Ю. Ко-лесина [6], Е.Ю. Хан [8], в рамках нашего исследования позволил разработать дидактико-методическую модель обучения и подготовки будущих педагогов к формированию метапредметных компетенций. Ди-дактико-методическая модель состоит из следующих блоков:

1. Целевой блок, отражающий поступающие заказы социального окружения, постановку целей и задач дидактико-методи-ческой подготовки студентов-будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.

2. Организационно-содержательный блок, связан прежде всего с наполнением смысловым содержанием подготовки будущих профессионалов теоретической, методологической, технологической и практической сфер, позволяющей формировать у детей младшего школьного возраста метапредмет-ных компетенций; локализует в себе этапы личностно-профессиональной подготовки учителей, позволяющей восполнять профессиональные дефициты.

3. Оценочно-результативный блок, направленный на объединение в себе критериев, всех показателей и отражение всех уровней подготовки будущих педагогов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Более подробно представим организационно-содержательный блок нашего исследования, в котором

описана суть каждого из них, а также содержание технологической, теоретической, практической и методической подготовки студентов педагогических вузов в сфере формирования у младших школьников метампредметных компетенций. Говоря о данном компоненте, необходимо выделить исследование К.Ю. Ко-лесиной [8], в котором разработаны и представлены разнообразные технологии, методы, методические приемы, эффективные способы и средства подготовки будущих педагогов к формированию метапредметных действий у учащихся начальных классов.

В основе данного блока лежит программа педагогических мероприятий, которые проводятся в ФГБОУ ВО «ВГСПУ» по подготовке студентов-будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных планируемых результатов у детей младшего школьного возраста.

Первое мероприятие заключалось в информационной подготовке преподавателей факультета дошкольного и начального образования в рамках проведения методического совета. Оно включало в себя обоснование актуальности проблемы формирования планируемых результатов у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, обоснование его значимости в рамках знакомства с разработанной дидактико-ме-тодической моделью, направленной на организацию готовности студентов-будущих учителей начального образования к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, а также особенности технологии реализации данной модели.

Второе мероприятие было организовано по направлению реализации дидактико-методической модели подготовки студентов педагогических вузов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников в образо-

вательном процессе педагогического вуза. Данная работа была презентована педагогам факультета дошкольного и начального образования в рамках научно-методических семинаров, круглых столов, Совета факультета с целью ее обсуждения и коррекции для большей профессиональной эффективности, а также разработка путей включения этой модели в образовательные (предметно-методический, дидактический, практический) модули учебного плана и учебных программ по профилю подготовки «Начальное образование». В рамках заседания методических семинаров обсуждались вопросы внедрения, вносились предложения в содержательную часть дидактико-методической модели, обсуждались вопросы, которые возникали в образовательном процессе при организации подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.

Система практико-методических семинаров для преподавателей факультета дошкольного и начального образования содержала следующие темы:

1. «Педагогический комплекс диагностических методик и методик, направленных на определение готовности студентов-будущих педагогов начального образования к формированию метапредметных планируемых результатов у младших школьников».

2. «Освоение основных категорий исследования (включающие в себя планируемые результаты, содержащие описание теоретических основ использования универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы, их классификацию, а также еще и теоретические основы формирования метапредметных компетенций, их определение и классификацию, плюс дополнительно определение и классификация метапредметных действий).

3. «Роль и значение метапред-метных результатов в учебной деятельности младшего школьника».

4. «Дидактико-методическая модель профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов к формированию у младших школьников метапредметных компетенций».

5. «Критерии и показатели эффективности дидактико-методиче-ской модели, а также проведение диагностики готовности студентов-будущих педагогов к формированию у младших школьников в образовательном процессе метапредметных компетенций».

В рамках образовательного процесса со студентами факультета дошкольного и начального образования, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Начальное образование», проводился анализ содержания ФГОС и НОО по классификации метапредметных планируемых результатов, разбор конспектов и видеоуроков по различным учебным дисциплинам, характерным для начальной школы, подбирались виды заданий из учебников начальной школы, направленных на формирование метапредметных компетенций у младших школьников на определенных этапах уроков; дидактико-методическая подготовка студентов включала дискуссионные вопросы по взаимодействию с образовательными организациями и осуществлению различных профессиональных подходов к формированию у младших школьников метапредметных компетенций. Выпускниками старших курсов были разработаны конспекты уроков по базовым предметам начальной школы (по 4-м предметам - математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). При разработке технологических карт уроков учитывались такие уровни формирования метапредметных компетенций у

младших школьников: репродуктивный, продуктивный и творческий. В результате разработки уроков учитывались особенности учебной ситуации, а именно: наличие проблемной ситуации, степень творческого подхода и оригинальности конспекта, соответствие содержания жизненным ситуациям.

Также был разработан и включен в образовательную программу подготовки по профилю «Начальное образование» курс «Педагогика начального образования» с целью обеспечения методической поддержки студентам факультета. В результате освоения данного курса студент овладеет такими компетенциями, как:

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе и особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- способностью использовать современные методы технологии обучения и диагностики (ПК-2).

Одними из основных задач данного курса являются:

- формирование представлений о современных тенденциях развития начального общего образования в нашей стране, о содержании разделов, направленных на объяснение требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- формирование у будущих студентов-педагогов начального образования представлений о понятии «планируемые результаты» и «ме-тапредметные универсальные учебные действия»;

- формирование у студентов ди-дактико-методической готовности для успешной личностно-профес-сиональной деятельности; способствование выработке индивидуально-творческого стиля деятельности к формированию метапредметных

универсальных учебных действий у младших школьников;

- становление субъективной позиции и феномена «метапредметная компетенция»;

- формирование устойчивого профессионального интереса к выбранной профессии учителя начальных классов.

Содержание курса «Педагогика начального образования» включает: информационный и практико-тех-нологический компоненты.

Информационный компонент включает темы по ознакомлению и обсуждению теоретических положений и категорий, способствует развитию интереса студентов-будущих педагогов к формированию у них метапредметных универсальных учебных действий. Основание составляют научно-педагогические основы знаний о метапредметной компетенции и метапредметных универсальных учебных действиях, о видах универсальных учебных действий, о способах и средствах их формирования у младших школьников.

Практико-технологический компонент содержит различные формы практической деятельности студентов - будущих педагогов начального образования. Он направлен на трансформацию традиционных форм обучения (лекции, семинары, лабо-раторно практические занятия) и направляет профессиональное стремление студентов к самостоятельному образованию, через их участие в исследовательской деятельности с творческой направленностью. В ходе реализации курса студенты обучаются анализировать свою педагогическую деятельность, подвергать оценке свои достижения, видеть, понимать и выделять недостатки и использовать это все для своевременной корректировки своих профессиональных навыков.

Курс «Педагогика начального образования» представляет собой систему занятий, тематика которых разработана таким образом, чтобы можно было рассмотреть и отработать все профессиональные дефициты [9] и проблемы готовности студентов к формированию у детей младшего школьного возраста метапредметных универсальных учебных действий.

В рамках реализации третьего мероприятия осуществлялся анализ дидактико-методической готовности студентов к формированию метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников в педагогической деятельности, проводились индивидуальные консультации как опытными учителями начальных классов, так и педагогами вуза, вносились необходимые коррективы по ходу работы. В этом направлении, выходя на педагогическую практику, студенты-будущие педагоги начального образования могут решать педагогические задачи, поставленные совместно с педагогами факультета дошкольного и начального образования на практических занятиях.

Учителя начальных классов так же, как и преподаватели вуза, оказывали студентам помощь в разработке и проведении уроков, делились опытом своей инновационной деятельности.

Таким образом, разработанная дидактико-методическая модель подготовки будущих учителей начальных классов-студентов педагогических вузов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста играет большую роль в процессе подготовки к практике в общеобразовательных школах.

Примечания:

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2016. № 10. С. 8-13.

2. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Коммуникативная культура, способности, творческая готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности // Акмеология. 2016. № 3 (59). С. 36-42.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): утв. приказом Министерства образования и науки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 // ИПС Гарант. М., 2021.

4. Николаева А.Д. Формирование универсальных учебных действий в проек-тно-исследовательской деятельности младших школьников (на примере средств декоративно-прикладного искусства народов севера) // Современный ученый. 2020. № 6. С. 44-48.

5. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. 2017. № 3-4. С. 105-113.

6. Белоусова Н.А., Мальцев В.П., Титаренко Н.Н. Педагогическая технология развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 42-55.

7. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 384 с.

8. Педагогика высокого полета: методические указания / Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, С.И. Попова [и др.]. М.: Педагогический поиск, 2015. 128 с.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2012. 471 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Хан Е.Ю. Концептуальные подходы в педагогическом проектировании ме-тапредметных действий младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 191-197.

References:

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence model: from idea to educational program // Pedagogy. 2016. No. 10. P. 8-13.

2. Kuzmina N.V., Zharinova E.N. Communicative culture, abilities, creative readiness of the graduates for their future profession // Acmeology. 2016. No. 3 (59). P. 36-42.

3. Federal State Educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (Bachelor's degree level): approved by the Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 1426 dated December 4, 2015 // IPS Garant. M., 2021.

4. Nikolaeva A.D. Formation of universal educational actions in the design and research activities of younger schoolchildren (based on the means of decorative and applied art of the peoples of the north) // Modern scientist. 2020. No. 6. P. 44-48.

5. Bespalko V.P. Quality of education and quality of learning // Public education. 2017. No. 3-4. P. 105-113.

6. Belousova N.A., Maltsev V.P., Titarenko N.N. Pedagogical technology of development of meta-subject universal educational actions of younger schoolchildren in extracurricular activities // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2019. No. 2. P. 42-55.

7. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psychology of human education: Formation of subjectivity in educational processes. M.: Publishing house of PSTGU; 2013. 384 pp.

8. High flight pedagogy: guidelines / N.E. Shchurkova, P.I. Arapova, S.I. Popova, L.T. Potanin [etc.]. M.: Pedagogical search, 2015. 128 pp.

9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook for students of institutions of higher vocational education / ed. by V.A. Slastenin. M.: Academia, 2012. 471 pp.

10. Khan E.Yu. Conceptual approaches in pedagogical design of meta-subject actions of junior students // Pedagogical skill: materials of the international scient. conf. M.: Buki-Vedi, 2012. P. 191-197.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 23.01.2022; одобрена после рецензирования 06.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 23.01.2022; approved after reviewing 06.02.2022; accepted for publication 18.02.2022.

© Маркушевская Е.А, Рубцова Н.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.