Научная статья на тему 'Модель развития готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников'

Модель развития готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / READINESS OF STUDENTS MAJORING IN EDUCATION TO IMPLEMENT INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Надежда Владимировна

В работе затрагивается проблема профессиональной подготовки будущих учителей в пространстве педагогического вуза согласно требованиям ФГОС ВО. Выполнен теоретический анализ понятия готовности студентов будущих учителей начальной школы к реализации межпредметной интеграции как основного способа формирования универсальных учебных действий младших школьников. Последние выступают ключевой компетенцией ФГОС НОО. Дается описание модели развития готовности студентов будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников на основе принципов системного, деятельностно-компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению будущих учителей начальных классов. Приводятся блоки данной модели (целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный), раскрывается их содержание. В модели представлены организационно-педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза и виды оценки эффективности сформированности профессиональной готовности студентов к формированию УУД младших школьников на метапредметной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development model of future teachers’ readiness to implement interdisciplinary integration as a way to develop universal educational actions in primary school students

The research discusses the problem of future teachers’ vocational training in the universities of education according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. A theoretical analysis involves the readiness of primary school teachers to implement the interdisciplinary integration as a basic way to develop universal educational actions in primary school students. The latter are the key competence of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The development model of students’ readiness for implementation of the interdisciplinary integration as a way to develop universal educational actions in primary school students is described in the context of system-, activityand competency-based as well as person-centered approaches to training future primary school teachers. The target, content-related, procedural, and reflexive evaluative units of such a model are revealed. This model presents the teaching arrangements of effective vocational training of teachers-to-be in the universities of education and proposes the ways to assess the level of students’ readiness for developing the universal educational actions in primary school students on a metasubject basis.

Текст научной работы на тему «Модель развития готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников»

УДК 378.1

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.6.9

Румянцева Надежда Владимировна

аспирант кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Rumyantseva Nadezhda Vladimirovna

PhD student, Education Department, North Ossetian State Institute of Education

THE DEVELOPMENT MODEL OF FUTURE TEACHERS' READINESS TO IMPLEMENT INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A WAY TO DEVELOP UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В работе затрагивается проблема профессиональной подготовки будущих учителей в пространстве педагогического вуза согласно требованиям ФГОС ВО. Выполнен теоретический анализ понятия готовности студентов - будущих учителей начальной школы к реализации межпредметной интеграции как основного способа формирования универсальных учебных действий младших школьников. Последние выступают ключевой компетенцией ФГОС НОО. Дается описание модели развития готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников на основе принципов системного, деятельностно-компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению будущих учителей начальных классов. Приводятся блоки данной модели (целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный), раскрывается их содержание. В модели представлены организационно-педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза и виды оценки эффективности сформированности профессиональной готовности студентов к формированию УУД младших школьников на метапредметной основе.

Ключевые слова:

межпредметная интеграция, универсальные учебные действия, младшие школьники, профессиональная компетентность, будущие учителя начальных классов, профессиональная подготовка будущих учителей, готовность студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции.

Summary:

The research discusses the problem of future teachers' vocational training in the universities of education according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. A theoretical analysis involves the readiness of primary school teachers to implement the interdisciplinary integration as a basic way to develop universal educational actions in primary school students. The latter are the key competence of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The development model of students' readiness for implementation of the interdisciplinary integration as a way to develop universal educational actions in primary school students is described in the context of system-, activity- and competency-based as well as person-centered approaches to training future primary school teachers. The target, content-related, procedural, and reflexive evaluative units of such a model are revealed. This model presents the teaching arrangements of effective vocational training of teachers-to-be in the universities of education and proposes the ways to assess the level of students' readiness for developing the universal educational actions in primary school students on a metasubject basis.

Keywords:

interdisciplinary integration, universal educational actions, primary school students, professional competence, future primary school teachers, vocational training of future teachers, readiness of students majoring in education to implement interdisciplinary integration.

Актуальность исследования готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции обусловлена внедрением интегративных процессов в современную педагогическую науку и распространением межпредметной интеграции в обучении в условиях начальной школы, что предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя. Введение стандартов начального и высшего профессионально-педагогического образования нового поколения связано с необходимостью их соотнесения в процессе реализации, что обозначает актуальность проблемы повышения качества подготовки современного учителя и необходимость разработки системы подготовки студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции в формировании универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. При этом анализ научных работ и педагогической практики свидетельствует о том, что недостаточно исследованы вопросы подготовки студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции в формировании универсальных учебных действий младших школьников, что отражает противоречие между возросшей потребностью педагогической теории и практики в повышении профессиональной готовности учителя к реализации процессов межпредметной интеграции и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы.

Для оценки состояния исследуемой проблемы подготовки студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных

действий младших школьников мы проанализировали содержание ФГОС ВО направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [1], рабочих программ, программ по педагогической практике и учебных пособий Северо-Осетинского государственного педагогического института по данному направлению подготовки бакалавров и выявили уровень сформированности исследуемой готовности у будущих работников начального образования во время прохождения ими производственной практики. Результаты анализа показали, что в целом будущие учителя начальной школы демонстрируют подготовленность к реализации профессиональной деятельности на удовлетворительном уровне, но при этом у выпускников недостаточно сформированы умения, направленные на реализацию межпредметной интеграции в процессе формирования УУД младших школьников.

По результатам диагностики мы пришли к выводу, что в профессиональной подготовке будущих учителей не уделяется достаточного внимания развитию их готовности к реализации межпредметной интеграции в формировании УУД младших школьников, несмотря на то что их развитие выступает ключевой компетенцией учащихся начальной ступени образования согласно образовательному стандарту. Студенты - будущие учителя начальных классов должны быть готовы к формированию у детей младшего школьного возраста общеучебных действий с использованием средств межпредметной интеграции, что отмечено в профессиональных компетенциях ФГОС ВО.

В связи с полученными данными пилотажного исследования, а также результатами теоретического анализа проблемы подготовки учителей к профессиональной деятельности в сфере начального образования [2] возникла необходимость разработки теоретически обоснованной модели развития будущих учителей к внедрению в образовательный процесс начальной школы межпредметной интеграции как способа формирования УУД младших школьников. Отметим, что проблема интеграции в педагогической науке отражена в работах B.C. Безруковой [3], М.Н. Берулавы [4], Т.Б. Кропоче-вой [5], Р.З. Мустафиной [6], С.Г. Шпилевой [7] и других исследователей, которые раскрывают основы межпредметной интеграции, внедряемой в образовательный процесс педагогических вузов.

Модель профессиональной подготовки будущих учителей (рисунок 1) отражает процесс обучения в педагогическом вузе, призванный обеспечить развитие готовности и способности студентов к решению задач при выполнении будущей профессиональной деятельности на мета-предметной основе.

Исходя из вышесказанного и опираясь на понимание В.И. Загвязинским обучения как методической системы, отражающей совокупность целей, содержания, принципов, форм и методов конкретного вида или способа обучения [8], мы определили ориентиры в разработке модели развития готовности студентов - будущих работников в сфере начального образования к осуществлению межпредметной интеграции в формировании УУД младших школьников. При разработке модели мы опирались на положения общей теории систем, логику построения учебного процесса в вузе, базовые принципы системного, деятельностно-компетентностного и личностно ориентированного подходов, которые выступают теоретической основой при разработке содержания педагогического образования и выборе технологий обучения [9, с. 11-12], направленных на обеспечение формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отвечающих основным требованиям образовательных стандартов нового поколения [10]. Теоретический анализ показал, что деятельностно-компетентностный подход не только отражает методологию построения профессиональной подготовки студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) и ее практическую направленность, но и ориентирован на овладение будущими учителями готовностью осуществлять процесс обучения на основе мета-предметного подхода. Также данный подход служит основанием для разработки критериев и показателей эффективности разработанной модели и управления качеством образования студентов.

Разработанная модель включает четыре блока, которые, согласно Р.М. Гагне, «обеспечивают основу для последовательности в обучении» [11, p. 5]: целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный.

Целевой блок содержит цели, задачи и принципы, которые выступают проявлением педагогической концепции, содержащей законы и закономерности, ориентиры в практической деятельности по обучению младших школьников.

Содержательный и процессуальный блоки отражают профессионально-методическую подготовку студентов и направлены на формирование у будущих учителей начальной ступени образования профессиональной педагогической компетентности через их теоретическую и практическую подготовку, а также организацию самостоятельной работы. Содержание образовательного процесса представлено регламентирующими содержание и организацию учебного процесса документами при реализации образовательной программы вышеуказанного направления подготовки, рабочими программами реализуемых учебных дисциплин и программами педагогической и производственной практик, а также учебно-методическими материалами, разработанными для обеспечения соответствующих образовательных технологий, применением модульно-рейтинго-вого обучения в институте и координацией самостоятельной работы студентов на основе дея-тельностно-компетентностного подхода.

Модель развития профессиональной педагогической подготовки студентов к реализации межпредметной интеграции

Целевой блок

Цель - развитие готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования УУД младших школьников

Теоретическая основа и ориентиры в построении учебного процесса

Подходы к образованию, согласно требованиям ФГОС ВО и НОО

системным +

деятельностно-компетентностныи

личностно ориентированный

Принципы, деятельностной вариативности, интеграции содержания профессионального педагогического

образования, оптимизации профессиональной педагогической подготовки, интеграции и дифференциации в подготовке будущих учителей, саморазвития, культуросообразности, технологизации учебного процесса, интерактивности, целостности, преемственности и перспективности в образовании

Содержательный блок

Процессуальный блок

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса:

- ФГОС ВО и НОО,

- учебные планы,

- календарный график учебного процесса,

- рабочие программы дисциплин (модулей),

- программы практик,

- методические материалы и др. Организация модульно-рейтингового обучения и самостоятельной работы студентов

Организационно-педагогические условия:

- наличие соответствующей материально-технической базы,

- реализация деятельностно-компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению студентов,

- модульно-компетентностное построение учебного процесса,

- творческий подход к практико-ориентированной направленности профессионального опыта,

- актуализация у студентов потребности реализации межпредметной интеграции в формировании УУД учащихся

Рефлексивно-оценочный блок

Внешние контроль, оценка и анализ (преподаватели и методисты практик) О Внутренние самоконтроль, самооценка и самоанализ студентов

Готовность к реализации межпредметной интеграции в формировании УУД

Рисунок 1 - Модель развития готовности студентов - будущих педагогов к реализации межпредметной интеграции как способа формирования УУД младших школьников

Процессуальный блок содержит организационно-педагогические условия среды вуза, включающей педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Подчеркнем, что при разработке модели особое внимание уделялось условиям ее функционирования, среди которых:

- наличие соответствующей материально-технической базы в вузе, в частности на факультете;

- реализация деятельностно-компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению студентов в процессе развития у них готовности к профессиональной деятельности;

- модульно-рейтинговое построение процесса обучения;

- разработка и внедрение в учебный процесс творческих заданий, направленных на формирование профессионального опыта в учебной и внеучебной деятельности;

- актуализация потребности у студентов в развитии готовности к реализации межпредметной интеграции в формировании уУд младших школьников как профессионально важного качества будущего профессионала.

Рефлексивно-оценочный блок представлен внешними, осуществляемыми преподавателями, методистами по практике, и внутренними, производимыми самими студентами, анализом и оценкой профессиональной педагогической подготовки во взаимосвязи с контролем и самоконтролем развития профессиональной готовности будущих педагогов начальной школы, что определяет развитие их профессиональной компетентности. При этом под профессиональной педагогической компетентностью мы, опираясь на определение Т.Б. Кропочевой [12], понимаем новообразование личности, состоящее из когнитивного, мотивационно-установочного и поведенческого компонентов. Готовность студентов - будущих учителей к внедрению в учебный процесс начальной школы межпредметной интеграции - динамическая система, которая включает: знания современных методов и технологий обучения и диагностики и способности их использования в педагогической деятельности; мотивационные установки на внедрение межпредметной интеграции в образовательный процесс начальной школы; умения выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ВО, формировать УУД учащихся; навыки определения методов обучения в формировании общеучебных действий младших школьников на основе межпредметной интеграции и навыки оценивания своих способностей и возможностей в получении планируемого результата [13]. Такое понимание готовности будущих педагогов начальной ступени образования к осуществлению межпредметных инноваций соотносится с основными положениями компетент-ностного и личностно ориентированного подходов, что позволит осуществить дальнейшую разработку критериев и показателей для оценки ее сформированности.

Таким образом, разработанная модель позволяет раскрыть сущность термина «готовность к формированию универсальных учебных действий у младших школьников» с позиции деятельностно-компетентностного подхода, определить содержание и особенности процесса педагогической деятельности в пространстве вуза по подготовке студентов - будущих учителей начальных классов к использованию педагогических технологий по межпредметной интеграции с целью формирования УУД младших школьников и определить условия развития данной готовности у бакалавров.

Ссылки:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

2. Кропочева Т.Б. Система подготовки будущего учителя к активизации образовательного процесса в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 44 с. ; Ее же. Технологии оптимизации процесса обучения студентов педвуза // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика : коллектив. моногр. / под общ. ред. О.И. Кирикова. Кн. 1. Воронеж, 2008. С. 173-186 ; Шпилевая С.Г. Формирование готовности студентов к реализации интегрированного обучения в начальной школе : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999. 208 c.

3. Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : сб. науч. тр. Вып. 2. Свердловск, 1991. С. 5-13.

4. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. Томск, 1988. 93 с.

5. Кропочева Т.Б. Система подготовки будущего учителя ...

6. Мустафина Р.З. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителя начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1994. 20 с.

7. Шпилевая С.Г. Указ. соч.

8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика : учеб. пособие. М., 2008. 391 с.

9. Кропочева Т.Б. Система подготовки будущего учителя ... С. 11-12.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ...

11. Gagné R.M. The Conditions of Learning. N. Y., 1977. 339 p.

12. Кропочева Т.Б. Система подготовки будущего учителя ...

13. Шпилевая С.Г. Указ. соч.

References:

Berulava, MN 1988, Integration of the content of education, Tomsk, 93 p., (in Russian).

Bezrukova, VS 1991, 'The theory of educational integration as a methodological knowledge', Integratsionnyye protsessy v pedagogicheskoy teorii i praktike: sb. nauch. tr., Iss. 2, Sverdlovsk, pp. 5-13, (in Russian). Gagné, RM 1977, The Conditions of Learning, New York, 339 p., (in Russian).

Kropocheva, ТВ 2010, Training a future teacher for updating the academic process in the primary school, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 44 pp.23

Kropocheva, ТВ & Kirikov, OI (ed.) 2008, 'Updating technologies in the academic process of the teacher's training university students', Obrazovatel'no-innovatsionnyye tekhnologii: teoriya i praktika: kollektiv. monogr., Book 1, Voronezh, pp. 173-186, (in Russian).

Mustafina, RZ 1994, Integration while studying as a means of intensified training of the primary school teacher, PhD thesis abstract, Kazan, 20 p., (in Russian).

Shpilevaya, SG 1999, The development of students' readiness for the integrated education in the primary school, PhD thesis, Kaliningrad, 208 p., (in Russian).

Zagvyazinsky, VI & Emelyanova, IN 2008, General pedagogy, manual, Moscow, 391 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.