Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умалатова Зульфия Магомедовна, Алибекова Заира Нажмудиновна, Астарханова Нурият Раджабовна

В статье обоснована актуальность формирования модели педагога начальных классов; показано, как эта модель компетентно реализуется на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета; разработана структура и обоснованы особенности учебного плана подготовки педагогов начальных классов; осуществлен анализ эффективности, состояния и перспектив развития системы начального образования; определены формы, виды учебно-воспитательного процесса и регламентирующие подготовку педагогов государственные документы. Приводится система научно-методического обеспечения подготовки педагогов начальной школы; предложена система совершенствования организационно-педагогического обеспечения подготовки педагогов начального образования; выявлены организационные и педагогические составляющие, которые в системной взаимосвязи решают проблему подготовки педагогов для начальной школы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умалатова Зульфия Магомедовна, Алибекова Заира Нажмудиновна, Астарханова Нурият Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article substantiates the relevance of the formation of the model of a primary school teacher; shows how this model is competently implemented at the Faculty of primary classes of Dagestan State Pedagogical University; develops the structure and substantiates the features of the curriculum for the training of primary school teachers; analyzes the effectiveness, state and prospects for the development of the primary education system; defines the forms, types of educational process and state documents regulating the training of teachers. The system of scientific and methodological support for the training of primary school teachers is given; a system for improving the organizational and pedagogical support for the training of primary education teachers is proposed; organizational and pedagogical components are identified, which in a systemic relationship solve the problem of training teachers for primary school at the municipal, regional and federal levels.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 35-42. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56973.htm (дата обращения: 01.04.2022)

6. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи : метод. пособие / [Филипповых Г.И. и др. ]; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - Москва: ЛОГОМАГ, 2013. - 242 с.

7. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / [Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л.Г., Гриднева Г.В. и др.]; под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. - М.: Медицина, 1980. - 232 с.

Педагогика

УДК 37.036

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Умалатова Зульфия Магомедовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования Алибекова Заира Нажмудиновна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Астарханова Нурият Раджабовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования модели педагога начальных классов; показано, как эта модель компетентно реализуется на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета; разработана структура и обоснованы особенности учебного плана подготовки педагогов начальных классов; осуществлен анализ эффективности, состояния и перспектив развития системы начального образования; определены формы, виды учебно-воспитательного процесса и регламентирующие подготовку педагогов государственные документы. Приводится система научно-методического обеспечения подготовки педагогов начальной школы; предложена система совершенствования организационно-педагогического обеспечения подготовки педагогов начального образования; выявлены организационные и педагогические составляющие, которые в системной взаимосвязи решают проблему подготовки педагогов для начальной школы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Ключевые слова: организационно-педагогическое обеспечение; начальное образование; педагог; государственные документы; учебно-воспитательный процесс; научно-методическое обеспечение; муниципальный, региональный и федеральный уровни.

Annotation. The article substantiates the relevance of the formation of the model of a primary school teacher; shows how this model is competently implemented at the Faculty of primary classes of Dagestan State Pedagogical University; develops the structure and substantiates the features of the curriculum for the training of primary school teachers; analyzes the effectiveness, state and prospects for the development of the primary education system; defines the forms, types of educational process and state documents regulating the training of teachers. The system of scientific and methodological support for the training of primary school teachers is given; a system for improving the organizational and pedagogical support for the training of primary education teachers is proposed; organizational and pedagogical components are identified, which in a systemic relationship solve the problem of training teachers for primary school at the municipal, regional and federal levels.

Key words: organizational and pedagogical support; primary education; teacher; state documents; educational process; scientific and methodological support; municipal, regional and federal levels.

Введение. В современных условиях особую актуальность представляет профессиональный отбор абитуриентов для обучения в профильном педагогическом вузе или в колледже. Специфика будущей деятельности предъявляет определенные требования к потенциальным особенностям и возможностям личности кандидатов для поступления, которые должны быть отражены при разработке модели учителя и воспитателя в области педагогического образования.

Модель будущего педагога должна отражать структуру и объем таких педагогических и социально-психологических качеств, умений и знаний, которые в совокупности будут характеризовать его как члена общества и служит основой для формирования системы специальной педагогической подготовки. В рамках модели педагога можно говорить и модели личности специалиста, которая включает необходимые свойства и качества, характеризующиеся как важные с точки зрения профессионализма. Такая модель предполагает построение профессиограммы - описания специальных педагогических, предметных и психологических требований и норм к личности и деятельности учителя. Эта профессиограмма ориентирована на выполнение квалификационно-должностных требований. Эти требования содержат перечисление совокупности таких знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть будущему педагогу для осуществления надлежащего уровня педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В период формирования системы подготовки специалистов - педагогов необходимо решать задачи практической адаптации содержания и организации процесса учебы к особенностям педагогической деятельности [1; 3]. Это достигается путем насыщения лекционных курсов информацией, которая отражает специфику педагогической деятельности на основе составления и использования специфических учебно-методических пособий, программ, тестов и других материалов.

Например, на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета такими дисциплинами являются: педагогика, психология, русский язык, математика; основы воспитательной деятельности; возрастная анатомия, физиология, гигиена и др.

Начиная со второго курса проводится учебно-оздоровительная практика непосредственно в общеобразовательной школе, что позволяет создать эффективную систему формирования профессиональной компетенции: теоретические знания -закрепление их на практике - контроль степени усвоения этих знаний. Обучающиеся имеют возможность осуществить профессиональную адаптацию уже с первого курса своей подготовки по будущей специальности. Этому способствует и выполнение курсовых работ на третьем курсе под руководством опытных учителей и преподавателей педагогического высшего учебного заведения. Тем самым система подготовки учителей начальных классов ориентируется на формирование у обучающихся деятельностно-направленных, специальных и практических навыков по выбранному направлению [2; С. 173].

На это направлена и вся структура учебного плана факультета начальных классов. Наиболее полно специфику факультета отражают модули «практика» и «предметно-методический».

Предметно-методический модуль включает следующие дисциплины: теория и методика обучения в начальной школе, ИКТ в работе учителя начальной школы, русский язык, методика обучения языку и литературному чтению, детская литература, теория литературы и практика читательской деятельности, особенности дагестанской языковой коммуникации, математика, методика преподавания математики, курс «Окружающий мир», методика музыкального воспитания младших школьников, методика обучения изобразительному искусству.

Модуль «Практика» включает летнюю вожатскую практику, научно-исследовательскую работу, преддипломную практику 1, педагогическую 2, учебно-ознакомительную практику, учебную психолого-педагогическую и учебную технолого-методическую.

Планирование и организация целевой специализированной подготовки педагогов, ориентированной на овладение знаниями навыками по педагогике, математике, русскому языку, педпрактике и профессиональному общению с усилением ведущей специализации по начальным классам позволяет подготовить учителей нового типа, способных результативно выполнять функции начального образования.

Уровень подготовки и эффективность обучения в начальной школе находятся в прямой зависимости от взаимосвязи «учитель - учащийся». Нельзя ничем заменить творческую атмосферу, имеющую место при общении педагога и учащегося непосредственно [3; С. 251].

В образовательной деятельности подготовки учителя для начальной школы сложились такие оправдавшие себя формы учебно-воспитательного процесса, как: лекции; самостоятельная работа; семинарские (практические) занятия; практики; консультации; зачеты; экзамены; различные виды внеаудиторной работы.

Эти формы образовательного процесса находятся в логической последовательности, взаимообусловленности и взаимосвязи, но ни одна из них не может заменить другую.

С другой стороны, эти формы являются составляющими педагогического процесса подготовки учителей начальных классов, в результате реализации которых происходит формирование и развитие у учащихся положительного отношения к учебе; обучение умению учиться; развитие интереса к будущей профессии; воспитание в процессе обучения; стремление к самостоятельности в учебе.

Организационно-педагогическая деятельность образовательных учреждений начального образования регламентируется такими государственными документами, как учебный план, образовательная программа, учебный предмет, учебное пособие.

Учебный план определяет набор учебных дисциплин, число отведенных на каждый предмет часов, начало и конец учебного года, количество зачетов и экзаменов по курсам и семестрам.

Образовательная программа отражает содержание каждой дисциплины, устанавливает систему умений, навыков и научных знаний, которыми должны овладеть выпускники данного направления подготовки педагогов.

Учебная дисциплина (предмет) является основным средством начального образования, который содержит основы определенного направления учебно-воспитательной деятельности. Учебный предмет предназначен для отображения содержания науки, логики и последовательности преподавания учебного материала, виды и формы использования практических знаний и межпредметных связей. Учебное пособие представляет собой книгу, которая полностью отвечает образовательной программе или излагают конкретные темы учебного предмета, а также содержит практический материал, который закрепляет теоретический материал. К таковым относятся сборники задач и упражнений, хрестоматии, словари и т.д.

Наряду с этими государственными документами организационно-педагогическое сопровождение подготовки учителей начального образования осуществляется на основе системы научно-методического обеспечения, куда входят следующие составляющие:

- штатный профессорско-преподавательский состав с его профессиональными умениями и навыками, знаниями, педагогическим опытом и мастерством;

- программы дисциплин, учебники, методические пособия;

- формы осуществления образовательного процесса (лекции, практические занятия, семинары и др.);

- информационно-коммуникационные технологии;

- формы осуществления учебного процесса (семинарские занятия, лекции, консультации);

- средства обучения и новые методики обучения;

- контроль и оценка результатов обучения.

При подготовке педагогов начального образования очень важно формировать у студентов навыки инновацийности и креативности. Инновацийность представляет собой способность видеть и понять все новое в своей области деятельности и использовать все это новое на практике, а креативность предполагает формирование умений мыслить творчески, генерировать перспективные новые идеи. Активно изучая психолого-педагогические закономерности, категории и инструменты, не следует забывать, что педагогика не только область принятия образовательных решений, но также отрасль важных организационно-педагогических явлений и реакций, которые непосредственно связаны с поведением и мышлением учащихся.

Для целенаправленного и эффективного развития мышления учащихся в процессе обучения необходимо, чтобы на практических занятиях, при подготовке проектов и курсовых работ имели место элементы проблемного, исследовательского характера. Мыслительно учащиеся развиваются только тогда, когда они сами решают свои проблемы, ищут и находят собственные пути их решения [4; С. 37].

Определяющими направлениями организационно-педагогического обеспечения подготовки педагогов начального образования, по нашему мнению, являются следующие:

- ситуационный подход, который опирается на значимость, адекватность и быстроту реакции образовательных учреждений на целесообразные изменения в системе организационно-педагогического обеспечения подготовки педагогов начального образования;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и службами по целям и результатам с осуществлением контроля деятельности и мониторинга их эффективности;

- продуктивное использование и активизация применения информационно-коммуникационных технологий, форм и методов обучения с целью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений начального образования;

- постоянное повышение уровня образовательной и профессиональной подготовки, организационной культуры педагогов на основе применения новых технологий и инноваций [5; С. 70].

Такое совершенствование осуществляется на основе и в соответствии с программами развития образования на муниципальном, территориальном и федеральном уровнях.

С этой целью законодательно установлена многоканальная система финансирования образовательных учреждений. Это означает, что в системе их доходов и расходов должны отражаться все доходы, получаемые как из бюджета, так и от внебюджетной деятельности. Например, доходы от оказания платных образовательных услуг [6; С. 45].

На сегодня все высшие и средние учебные заведения, в том числе Дагестанский государственный педагогический университет, занимаются различными формами внебюджетной деятельности. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений следует рассматривать как дополнительный финансовый источник, а не как компенсацию недостаточных средств. Привлечение внебюджетных средств представляется вполне разумным и целесообразным с точки зрения активизации связей школы с внешней средой в интересах самих общеобразовательных учебных заведений.

Выводы. Таким образом, к действиям организационного обеспечения подготовки педагогов начального образования относятся: разработка схемы действий для обеспечения их подготовки, планирование и прогнозирование соответствующего кадрового потенциала; анализ эффективности, состояния и перспектив развития образовательного учреждения начального образования; подготовка и получение свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения начального образования; профессиональный отбор абитуриентов; организация учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения начального образования.

К педагогическим составляющим обеспечения подготовки педагогов начального образования относятся следующие действия: составление модели учителя и воспитателя; построение профессиограммы выпускников; разработка учебного плана образовательного учреждения; составление образовательных программ дисциплин; планирование учебно-воспитательного процесса; учебно-методическое и научно-методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Разумеется, организационное и педагогическое обеспечение осуществляется не изолированно одно от другого. Они находятся в тесной системной взаимосвязи и способствуют успешному решению проблемы подготовки педагогов начального образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011. - 38 с.

2. Алиев М.А., Умалатова З.М. Профессиональная ориентация как основа подготовки востребованных региональных кадров / Алиев М.А., Умалатова З.М. // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 172-175.

3. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.

4. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / Хуторский А.В. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

5. Умалатова З.М., Алиев М.А., Магомедова К.М. Организационное и педагогическое обеспечение развития образовательно-инновационной среды в школе / З.М. Умалатова, М.А. Алиев, К.М. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 69-72.

6. Алиев М.А., Умалатова З.М. Инновационное развитие школы: учебное пособие // М.А. Алиев , З.М. Умалатова. -Махачкала: RIZO-PRESS, 2018. - 159 с.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Урусова Лейла Ракаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); ассистент Шидакова Марьям Барадиновна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье освещается формирование навыков грамматически правильно оформленной связной речи обучающихся в английском языке. Грамматические навыки представляют собой важные составляющие на каждом этапе изучения иностранного языка. Грамматические навыки дают основу для правильного построения предложения, речевых ситуаций. Правильная устная и письменная речь невозможна без грамматических умений и навыков изучаемого языка обучающихся. При отсутствии грамматического навыка обучающегося смысл предложений или высказываний будет для него не доступен, он не сможет определить связь между компонентами высказывания. Даже знание всей лексики не позволит адекватно передать содержание высказывания при незнании основ грамматики языка. Поэтому изучение грамматики является неотъемлемой частью школьного образования или обучения взрослых. Грамматика очень важна для обучающегося, и учителя должны методически правильно подобрать материал, чтобы передать грамматику языка всем своим ученикам. Обучение грамматике часто иногда рассматривается как сложный и скучный процесс на уроке иностранного языка. Необходимо постоянное повторение грамматики в определенных ситуациях, чтобы она запомнилась учениками. Применение определенных грамматических конструкций в ситуациях способствует формированию, развитию и совершенствованию этого важного навыка обучающегося.

Ключевые слова: грамматика, навык, речевые навыки, связанная речь, письменная речь, методы обучения.

Annotation. The article highlights the formation of the skills of grammatically correct coherent speech of students in English. Grammar skills are important components at every stage of learning a foreign language. Grammar skills provide the basis for the correct construction of sentences, speech situations. Correct oral and written speech is impossible without the grammatical skills and abilities of the studied language of students. In the absence of the student's grammatical skill, the meaning of sentences or statements will not be available to him, he will not be able to determine the connection between the components of the statement. Even knowledge of the entire vocabulary will not allow to adequately convey the content of the statement if you do not know the basics of the grammar of the language. Therefore, the study of grammar is an integral part of school education or adult education. Grammar is very important for the learner, and teachers must methodically choose the right material in order to convey the grammar of the language to all their students. Teaching grammar is often sometimes seen as a difficult and boring process in a foreign language class. It is necessary to constantly repeat the grammar in certain situations so that it is remembered by the students. The use of certain grammatical structures in situations contributes to the formation, development and improvement of this important skill of the student.

Key words: grammar, skill, speech skills, connected speech, written speech, teaching methods.

Введение. Формирование навыков грамматически правильно оформленной связной речи у изучающих иностранный язык является одним из важнейших компонентов процесса обучения на уроках иностранного языка. Развитие навыков устной и письменной речи при изучении иностранных языков невозможно без знания основ грамматики и без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.