Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / одаренность / диагностика / мониторинг / обучающиеся / организационно-педагогические условия / abilities / giftedness / diagnostics / monitoring / students / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ирина Васильевна, Ромаева Наталья Борисовна, Ромаев Антон Павлович

В статье представлены результаты регионального мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Проанализированы имеющиеся условия (информационно-методические, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические) для развития способностей и одаренности обучающихся в общеобразовательных организациях Ставропольского края. Определены организационно-педагогические условия выявления и развития способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Ирина Васильевна, Ромаева Наталья Борисовна, Ромаев Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of regional monitoring of the system for identifying, supporting and developing abilities and talents in children and youth. The existing conditions (informational and methodological, psychological and pedagogical, personnel, material and technical) for the development of abilities and talents of students in educational institutions of the Stavropol Territory are analyzed. The organizational and pedagogical conditions for identifying and developing the abilities of students are determined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 371

кандидат экономических наук, доцент Соловьева Ирина Васильевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

доктор педагогических наук, профессор Ромаева Наталья Борисовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук Ромаев Антон Павлович

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Буденновск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены результаты регионального мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Проанализированы имеющиеся условия (информационно-методические, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические) для развития способностей и одаренности обучающихся в общеобразовательных организациях Ставропольского края. Определены организационно-педагогические условия выявления и развития способностей обучающихся.

Ключевые слова: способности, одаренность, диагностика, мониторинг, обучающиеся, организационно-педагогические условия.

Annotation. The article presents the results of regional monitoring of the system for identifying, supporting and developing abilities and talents in children and youth. The existing conditions (informational and methodological, psychological and pedagogical, personnel, material and technical) for the development of abilities and talents of students in educational institutions of the Stavropol Territory are analyzed. The organizational and pedagogical conditions for identifying and developing the abilities of students are determined.

Key words: abilities, giftedness, diagnostics, monitoring, students, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» определил стратегическую задачу: сформировать в Российской Федерации эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [3].

В соответствии с Указом на региональном уровне была принята Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края (2020 г.) [2], в которой обоснована региональная система, направления и показатели эффективности соответствующей деятельности, способствующей развитию дарований, самореализации школьников с учетом образовательных ресурсов края.

которая основана на требованиях федерального законодательства, учитывает заданные на федеральном уровне тенденции и векторы развития для успешной и эффективной самореализации обучающихся, их потребностей и потенциала в условиях региона [4].

Следует отметить, что проблема выявления способностей детей, разработка содержания и технологий их развития находилась в исследовательском поле педагогической науки не одно столетие. В Российской педагогической энциклопедии (1993) имеется ставшее классическим определение способностей как индивидуально-психологических свойств личности, обеспечивающих успех в реализации конкретной деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский и др.). Различают общие способности как интеллектуальные особенности личности, и специальные, проявляющиеся в соответствующих видах деятельности (например, спортивные, технические, литературные и т.д.) [1]. К настоящему времени накоплен в мировой науке и практике объемный ресурс диагностических методик, подходов, принципов, технологий развития различных видов способностей и одаренности обучающихся, что, впрочем, не снижает актуальности указанной проблемы.

На наш взгляд, для определения организационно-педагогических условий развития способностей обучающихся необходимо проведение соответствующих мониторинговых процедур различных уровней и их объективная оценка.

Изложение основного материала статьи. Мониторинг системы выявления, развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края проводился Лабораторией научно-методического сопровождения работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».

В мониторинге участвовали 577 организаций общего образования (ОО), Ставропольского края, в их числе - 25 лицеев, 20 гимназиий, 17 школ с углубленным изучением одного и более предметов.

В указанных организациях - участниках мониторинга обучались 299337 школьников: начальная школа - 140957 (47,1%), основная школа - 138192 (46,2%), средняя школа - 20188 (6,7%) обучающихся. Анализ контекстных данных общеобразовательных организаций (условия для совершенствования способностей школьников) показал наличие в Программах развития общеобразовательных организаций (96,9%) раздела об организации работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Целевые программы по указанному направлению разработаны в 316 школах (54,8%): в 189 (32,8%) это долгосрочные программы на период от 3 и более лет, в 127 (22,0%) - краткосрочные на период 1-2 лет. План работы по выявлению, развитию и поддержке способностей и талантов у детей и молодежи формируется в 96,4% школ.

Организационная модель системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на институциональном уровне представлена преимущественно системой внеурочной деятельности - 548 (95,0%) школ. На базе 75 школ (13,0%) созданы центры дополнительного образования; филиалы МАН - Малой Академии Наук функционируют в 7 (1,2%) организациях; в 11 (1,9%) - имеются центры по работе с одаренными учащимися; в 216 (37,4%) созданы школьные научно-исследовательские общества (Рисунок 1).

Рисунок 1. Организационная модель выявления и развития способностей учащихся в ОО

В процессе деятельности по определению задатков и способностей учеников, сформированы банки данных об обучающихся - участниках конкурсного (олимпиадного) движения в соответствии с направлениями: «Наука» - в 493 (85,4%), «Искусство» - в 507 (87,9%), «Спорт» - в 526 (91,2%) школах.

Изучение склонностей, способностей и одарённости школьников в 427 (74,0%) организациях реализуется посредством разработки наиболее эффективного для данной организации, а также применения уже использующегося диагностического инструментария. Психолого-педагогическая поддержка развития дарований реализуется по шести направлениям, например, диагностическое направление имеет место в 481 (83,4%) организации, консультационное (для обучающихся, родителей, педагогов) - в 534 (92,5%), аналитическое - в 275 (47,7%) школах.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сформулировать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методик и технологий диагностики разнообразных проявлений способностей в видах деятельности учащихся, интегрированных формах обучения, как обязательного условия развития дарований детей.

Как показал мониторинг, 2127 учащихся с повышенным уровнем способностей осваивали содержание образования в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями, что позволило индивидуализировать и дифференцировать их обучение.

Особое значение для развития дарований учащихся имеет дополнительное образование, позволяющее максимально учитывать их интересы, однако охват программами различной общеразвивающей направленности на одного обучающегося составил 46,8 % (Таблица 1).

Таблица 1

Охват обучающихся программами дополнительного образования в общеобразовательных организациях

региональной системы образования

Уровни образования ноо ООО соо Итого

Дополнительные общеразвивающие программы, осуществляемые в ОО, из них: 61951 44,0% 67951 49,2% 10059 49,8% 139961 46,8%

технической направленности 2419 1,7% 4796 3,5% 647 3,2% 7862 2,6%

естественно-научной направленности 8545 6,1% 8655 6,3% 1561 7,7% 18761 6,3%

социально-гуманитарной направленности 16399 11,6% 16698 12,1% 2480 12,3% 35577 11,9%

художественной направленности 14228 10,1% 10683 7,7% 920 4,6% 25831 8,6%

физкультурно-спортивной направленности 13274 9,4% 17769 12,9% 3039 15,1% 34082 11,4%

туристско-краеведческой направленности 2580 1,8% 4516 3,3% 606 3,0% 7702 2,6%

другое 4562 3,2% 4829 3,5% 801 4,0% 10146 3,4%

Таким образом, наиболее востребованной обучающимися стала социально-гуманитарная и физкультурно-спортивная направленность программ.

Однако, доля организаций общего образования, оснащенных лабораториями для занятий учебно-исследовательскими активностями и робототехникой составляет 17% и 13,7% соответственно; мастерские для занятий проектной работой, моделированием и творчеством имеются в 175 (30,3%) ОО, студии, оснащенные в соответствии с реализуемыми образовательными программами (фото, телестудия и др.) - в 33 (5,7%); метеостанции, обсерватории - в 69 (12%), типография - в 17 (2,9%), музеи - в 271 (47%) ОО.

На наш взгляд, организация на муниципальном уровне взаимодействия (в первую очередь, сетевого) учреждений общего образования с учреждениями культуры, спорта для создания консолидированных ресурсов, позволит развивать способности и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию ребенка, подростка.

Следует отметить, что крайне важна поддержка процесса развития способностей учеников, которая представляет собой комплекс мер для создания социального и экономического базиса, позволяющего развиваться и самореализовываться обучающимся, достигать ими социально значимых результатов. 945 обучающихся (0,3% от общей численности) стали участниками профильных смен для талантливой молодежи, из них 41 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Численность школьников, занимающихся в центрах по модели «Сириус», кванториумах составила 4942 (1,7%) человека.

Анализ контекстных данных показал наличие в516 (89,4%) ОО мероприятий по ранней профессиональной ориентации, способствующей профессиональному самоопределению подростков. Вовлеченность учеников в проект «Билет в будущее» составила 34,1% от общей численности учащихся с 5 по 11 класс.

Однако, поддержка одаренных учащихся с использованием потенциала государственно-частного партнерства реализуется только в 83 (14,4%) общеобразовательных организациях региональной системы образования. Программы сопровождения реализации ПОМ для обучающихся с повышенным уровнем способностей с использованием потенциала сетевого и социального партнерства осуществляется в 124 (21,5%) школах.

Интегрированные программы образования обучающихся с повышенным уровнем способностей, реализация которых происходит во взаимодействии организаций дополнительного и общего образования, имеют место в 121 (21%) школе.

Способности обучающихся проявляются также в процессе проведения образовательных, культурных, спортивных мероприятий. Согласно контекстным данным, обучающиеся участвовали в 17961 мероприятии международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней интеллектуального, творческого, спортивного направлений (57,5% от общей численности). Важно отметить, что один ученик, как правило, принимает участие в нескольких мероприятиях и, таким образом, при расчете численности участников учитывается несколько раз.

Доля школьников на уровне начальной школы, принявших участие мероприятиях международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней интеллектуального, творческого, спортивного направлений составляет 53,1% от общей численности обучающихся на данном уровне. В учреждениях дополнительного образования, по линии, соответствующей конкурсному мероприятию, обучаются 11,8% обучающихся от общей численности принимавших участие в конкурсных мероприятиях.

Доля обучающихся на уровне основной школы, участвовавших в мероприятиях международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней интеллектуального, творческого, спортивного направлений, составляет 52,7% от общей численности обучающихся на данном уровне образования. В учреждениях дополнительного образования, по линии, соответствующей конкурсному мероприятию, обучаются 13,2% обучающихся от общей численности принимавших участие в конкурсных мероприятиях.

Доля обучающихся на уровне средней школы, участвовавших в мероприятиях международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней интеллектуального, творческого, спортивного направлений, составляет 121,8% от общей численности обучающихся на данном уровне образования. Высокий процент участия объясняется небольшой численностью обучающихся (6,7% от общей численности обучающихся) на данном уровне образования, профильной дифференциацией обучения с учетом самоопределения и образовательных достижений в основной школе, а также активной включенностью в мероприятия профессиональной ориентации. В учреждениях дополнительного образования, по линии, соответствующей конкурсному мероприятию, обучаются 11,9% обучающихся от общей численности принимавших участие в конкурсных мероприятиях.

Таким образом, создание и воплощение в совместной деятельности организаций дополнительного и общего образования интегрированного образовательного контента, обеспечивающего развитие дарований и осуществление индивидуального маршрута школьника; организация в каникулярный период тематических программ, способствующих позитивной динамике выявленных способностей обучающихся, наряду с оздоровительными и рекреационными программами; выполнение проектов образовательного, социального характера (с возможным их объединением), обеспечивающих совершенствование общих (интеллектуальных, исследовательских) способностей школьников также являются важными условиями развития дарований школьников.

Особую значимость в выявлении и развитии дарований школьников приобретает кадровое обеспечение, прежде всего, потенциал личностного и профессионального роста педагогов. В организациях, участвовавших в мониторинге, осуществляют педагогическую деятельность 20086 педагогов, из них 4368 (21,7%) являются участниками сетевых сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью (Таблица 2).

Таблица 2

Вовлеченность педагогов в деятельность по выявлению и развитию способностей обучающихся

Образовательная организация укомплектована педагогами. Да % скорее да % скорее нет % нет %

Создают условия для эффективной результативности, позитивной мотивации, самомотивирования учащихся. 418 72,4% 149 25,8% 7 1,2% 3 0,5%

Разрабатывают программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы для одаренных обучающихся. 295 51,1% 177 30,7% 63 10,9% 42 7,3%

Подбирают (рекомендуют) дополнительную литературу для обучающихся с учетом специфики их особых образовательных потребностей. 434 75,2% 132 22,9% 7 1,2% 4 0,7%

Организуют и обеспечивают сопровождение учебно-исследовательской и проектной 414 71,8% 139 24,1% 18 3,1% 6 1,0%

деятельности обучающихся.

Участие педагогических работников в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам детской одаренности. 399 69,2% 128 22,2% 28 4,9% 22 3,8%

Наличие у педагогических работников докладов (выступлений), публикаций по проблемам детской одаренности на муниципальном, краевом, федеральном уровне. 236 40,9% 93 16,1% 81 14,0% 167 28,9%

В ОО функционируют механизмы поощрения учителя, организующего работу с обучающимися, проявившими выдающиеся способности. 525 91,0% 36 6,2% 16 2,8%

Педагогам, подготовившим победителей и призеров олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований регионального и федерального уровней предоставляется финансовая (материальная) поддержка в форме грантов, премий. 312 54,1% 88 15,3% 32 5,5% 145 25,1%

Следует отметить, что участие в различных конкурсах профессионального мастерства по тематике выявления и развития способностей школьников приняли 1137 (5,7%) педагогических работников; повысили уровень профессиональной компетентности по указанным вопросам 1554 (7,7%) респондентов. Большинство педагогов (61,5%) прошли обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам развития способностей школьников в СКИРО ПК и ПРО. Численность педагогов, занимавшихся подготовкой участников олимпиадного, конкурсного, движения различных уровней - 8299 (41,3%).

Анализ указанной группы педагогических работников по критерию возраста показал, что 1/3 педагогов (34,4%) находится в возрастном промежутке от 46 до 55 лет, 23,2%-от 36 до 45 лет, 21,5%- от 56 до 65 лет. Доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 15,3%, старше 65 лет - 5,5%.

Анализ по критерию стажа работы показал преобладание педагогов с опытом работы от 20 до 30 лет (32%). Доля педагогов - молодых специалистов со стажем работы от 0 до 3 лет составляет 4,1%, педагогов со стажем работы более 35 лет - 12,5%.

Важно, что в большинстве школ (97,2%) функционируют механизмы поощрения педагогических работников, организующих работу с обучающимися, проявившими выдающиеся способности в форме стимулирующих выплат (91%) или нематериального поощрения (6,2%).

В целом, профессиональное развитие педагогов в части методик выявления и совершенствования способностей разновозрастных категорий обучающихся посредством формального (повышение квалификации, стажировки) и неформального (мастер-классы, профессиональные сообщества) обучения является важнейшим условием развития дарований школьников.

Выводы. Таким образом, проведенный мониторинг позволил сформулировать организационно-педагогические условия, способствующие развитию у учащихся интересов, способностей:

- совершенствование методик и технологий диагностики разнообразных проявлений способностей в видах деятельности учащихся, интегрированных формах обучения;

- организация на муниципальном уровне взаимодействия (в первую очередь, сетевого) учреждений общего образования с учреждениями культуры, спорта для создания консолидированных ресурсов, позволяющих развивать способности и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию ребенка, подростка;

- создание и воплощение в совместной деятельности организаций дополнительного и общего образования интегрированного образовательного контента, обеспечивающего развитие дарований и осуществление индивидуального маршрута школьника;

- организация в каникулярный период тематических программ, способствующих позитивной динамике выявленных способностей обучающихся, наряду с оздоровительными и рекреационными программами;

- выполнение проектов образовательного, социального характера (с возможным их объединением), обеспечивающих совершенствование общих (интеллектуальных, исследовательских) способностей школьников;

- профессиональное развитие педагогов в части методик выявления и совершенствования способностей разновозрастных категорий обучающихся посредством формального (повышение квалификации, стажировки) и неформального (мастер-классы, профессиональные сообщества) обучения.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская. - 2-еизд., расш. и перераб. - М., 2003.-34 с.

2. Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Ставропольского края (утверждена приказом министерства образования Ставропольского края от 30.06.2020 г. №736-пр). - Режим доступа: https://stavminobr.ru/uploads/stavminobr

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 №Пр-827) [Электронный ресурс]: сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/

4. Ромаева, Н.Б. Система работы с одаренными обучающимися: региональные особенности / Н.Б. Ромаева // Научно-методическое и организационное сопровождение работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности: Сборник научно-методических материалов по итогам V Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 1 декабря 2022 года) / Под общ. редакцией И.В. Соловьевой, Н.Б. Ромаевой. - Ставрополь: СКИРО ПКиПРО, 2022. - С. 14-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.