Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия внедрения модели использования мультимедиатехнологий в профессиональном обучении'

Организационно-педагогические условия внедрения модели использования мультимедиатехнологий в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ / THE MODEL OF APPLYING MULTIMEDIA TECHNOLOGY / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветлугина Н.О.

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем в области профессионально-педагогической деятельности, которая заключается в необходимости научно-практического обоснования организационно-педагогических условий применения мультимедиатехнологий для эффективного обучения. Учитывая значимость результатов имеющихся исследований по повышению эффективности обучения студентов, следует заметить, что проблема активизации использования мультимедиатехнологий обучения является не до конца решенной. Отличительной чертой мультимедиатехнологий можно считать тот факт, что учебный материал можно представить обучающимся очень доступно и разнопланово, он может быть использован в подготовке бакалавров профессионального обучения любого направления. Подготовку обучающихся с применением мультимедиатехнологий следует осуществлять в рамках определенной модели, построенной на личностно ориентированном, компетентностном и системном подходах и основанной на принципах целостности, фундаментальности, адаптивности и вариативности. В целях повышения эффективности использования модели мультимедиатехнологий в подготовке бакалавров профессионального обучения необходима выработка организационно-педагогических условий, которые рассматриваются автором в статье. Результаты внедрения модели применения мультимедиатехнологий, полученные автором, могут быть использованы при решении актуальных задач высшего образования по подготовке бакалавров профессионального обучения и разработке их учебно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветлугина Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of application model’s introduction of multimedia technologies in professional education

The article considers one of the urgent problems in the field of professional and pedagogical activity which consists in the necessity of scientific and practical substantiation of organizational and pedagogical conditions of multimedia technologies’ application for efficient education. Taking into account the significance of the research’s results of students’ education efficiency rise, it is necessary to note that the problem of multimedia technologies application’s activation is not solved yet. The distinctive trait of multimedia technologies is a fact that educational material can be presented for students clearly and differently; these technologies can be used for professional training of bachelors with different specialties. Students’ training with different multimedia technologies should be carried out in the frames of the exact model based on personalized, competence and system approaches, and also based on the principles of integrity, fundamentality, adaptability and variability. In order to improve the efficiency of these technologies it necessary to provide organizational and pedagogical conditions which are considered by the author in the article. The results of the model’s introduction are aimed at solution of urgent objectives of higher education for training of bachelors and can be applied for development of academic supply.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия внедрения модели использования мультимедиатехнологий в профессиональном обучении»

ШН.О. Ветлугина, декан, Уральский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Екатеринбург, Россия, vetlugina_no@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем в области профессионально-педагогической деятельности, которая заключается в необходимости научно-практического обоснования организационно-педагогических условий применения мультимедиатехнологий для эффективного обучения. Учитывая значимость результатов имеющихся исследований по повышению эффективности обучения студентов, следует заметить, что проблема активизации использования мультимедиатехнологий обучения является не до конца решенной. Отличительной чертой мультимедиатехнологий можно считать тот факт, что учебный материал можно представить обучающимся очень доступно и разнопланово, он может быть использован в подготовке бакалавров профессионального обучения любого направления. Подготовку обучающихся с применением мультимедиатехнологий следует осуществлять в рамках определенной модели, построенной на личностно ориентированном, компетентностном и системном подходах и основанной на принципах целостности, фундаментальности, адаптивности и вариативности. В целях повышения эффективности использования модели мультимедиатехнологий в подготовке бакалавров профессионального обучения необходима выработка организационно-педагогических условий, которые рассматриваются автором в статье. Результаты внедрения модели применения мультимедиатехнологий, полученные автором, могут быть использованы при решении актуальных задач высшего образования по подготовке бакалавров профессионального обучения и разработке их учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: мультимедиатехнологии, организационные условия, педагогические условия, профессиональное обучение, модель применения мультимедиа технологий, мультимедийные технические средства, эффективность.

На сегодняшний день в специальной литературе существуют разные подходы к описанию использования мультимедиа-технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения и повышении эффективности обучения. Учитывая значимость результатов имеющихся исследований, следует заметить, что проблема активизации использования мультимедиатехнологий обучения является не до конца решенной.

Использование мультимедиатехнологий в процессе обучения позволяет реализовать интерактивный диалог между всеми участниками образовательного простран-

ства, манипулирование реальными объектами, а также их моделями и, кроме того, осуществить автоматизированный контроль и корректировку результатов учебной деятельности.

Отличительной чертой мультимедиа-технологий можно считать тот факт, что учебный материал можно представить обучающимся очень доступно и разноплано-во, он может быть использован в подготовке бакалавров профессионального обучения любого направления. Универсальность мультимедиатехнологий заключается также в том, что их можно использовать на всех

т

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

этапах занятия: перед введением нового материала (обозначить проблему, тему и т. д.), в процессе изучения и объяснения учебного материала, для закрепления и контроля изученного материала1.

Тот факт, что мультимедиатехнологии могут использоваться разнопланово, предполагает ряд требований к структуре и содержанию, к художественному и техническому исполнению2. Так, в состав структуры должны входить такие компоненты, как цель, формы и методы обучения, содержание учебного материала.

Ряд исследователей выделяют такие компоненты, как 1) содержательный, то есть то, чем должен овладеть обучающийся, работая с мультимедиатехнологиями; 2) целевой, где определяются цель и задачи изучения материала с использованием мультимедиатехнологии; 3) операционно-дея-тельностный, что означает выбор методов и форм обучения; 4) стимулирующее-мо-тивационный, то есть применение муль-тимедиатехнологий для создания условий формирования мотивации обучающихся; 5) оценочно-результативный, иначе — итоговый контроль знаний; 6) контрольно-регулировочный, предполагающий контроль и корректировку тех знаний, которые приобрел обучающийся3.

Приняв во внимание перечисленные компоненты, можно выделить следующие педагогические условия:

— создание алгоритма учебного процесса, в основе которого лежит применение мультимедиатехнологий;

— формирование и стимуляция мотивации обучающихся к ус- = воению новых знаний посредством мультиме-диатехнологий. Данное условие отвечает за подбор содержания, определение этапов учебного процесса и их продолжительности, определение этапа, темы, где эффективнее всего применять мультимедиатехнологии,

что способствует как групповому, так и индивидуальному обучению;

— умения и навыки обучающихся визуализировать материал поэтапно, чтобы

Отличительной чертой мульти-медиатехнологий можно считать тот факт, что учебный материал можно представить обучающимся очень доступно и разнопланово, он может быть использован в подготовке бакалавров профессионального обучения любого направления.

представлять исследования самостоятельно, например в виде презентаций.

Помимо вышеперечисленных условий, следует выделить условия эффективного использования мультимедиатехно-логий в образовательном процессе. Сюда можно отнести организацию учебного занятия согласно их дидактическим возможностям; оптимальный выбор обучающих мультимедийных программ, которые соответствовали бы целям и задачам занятия, подготовленности студентов; следование правилам использования мультимедиатех-нологий общенаучного и дидактического характера.

Несмотря на то что мультимедиа-технологии значительно повлияли на ход обучения (а именно выбор формы, метод, содержание и оценку результатов), нельзя сказать, что они значительно изменили парадигму образовательного процесса4. При их использование зачастую возникают проблемы, которые касаются организации учебного процесса: неподготовленность преподавателей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиаграмотности; отторжение имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиапрограмм реальному образовательному процессу5. В настоящее время в учебных заведениях формируются условия для решения перечисленных проблем и организуются соответствующие среды: техническая, пользовательская, дидактическая и информационно-образовательная, совокупность которых позволяет субъектам = образовательного процесса последовательно выполнять совместные действия, что способствует получению предполагаемых результатов.

Так, по мнению Н . В . Клемешо-в о й на эффективность применения мультимедиа влияет организация целой системы занятий с внедрением мультимедиатехнологий. Ее влияние заметно на стимулирующем этапе, этапе целеполагания, обучающем этапе. Это проявляется в воздействии на мотива-

цию, волю, интеллектуальную, предмет- мультимедиатехнологий. То есть примене-

но-практическую, эмоциональную сферы ние мультимедиатехнологий позволяет пре-

и сферу индивидуальности обучающихся6. подавателю внедрять современные сред-

Принимая во внимание рассмотренные ства передачи информации, использовать

особенности применения мультимедиатехно-логий в процессе обучения, мы попытались разработать модель применения мультимедиа-технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения (рисунок).

Следует заметить, =

что при создании модели использовался системный подход, а это означает, что все ее элементы тесно связаны и если будут происходить изменения хотя бы с одним элементом, то они коснутся и других элементов или даже модели в целом. Поэтому взаимосвязанные функционально элементы могут измениться из-за появления в ней

Главные достоинства применения

мультимедиатехнологий, которые способствуют повышению эффективности обучения, заключаются в том, что уменьшается затраченное время и увеличивается скорость усвоения учебного материала.

новые формы и методы педагогического взаимодействия, что будет непосредственно влиять на уровень сформиро-ванности компетенций.

Рассматривая модель применения мультимедиатехнологий, мы выделили две группы факторов, которые могли бы способствовать ее изменениям: внешние/объективные (от них зависит эффективность учебного процесса, но они не становятся его источниками) и внутренние/субъективные (влияют на учебный процесс и становятся его источниками).

К внешним факторам можно отнести доступность и качество мультимедийных

Требования, предъявляемые работодателями и обществом

Информационно-образовательная среда

Цели, задачи, принципы учебного процесса

Средства передачи информации

( Преподаватель Л

\ у

I

Содержание учебного материала

1

Формы организации учебного процесса

/■ \

Мультимедиа технологии

\ /

/ Л

Контрольно-оценочный

инструментарии

\

1 к _____

/

Коррекция

Методы педагогического взаимодействия

{ \ Познавательная и учебно-производственная

деятельность обучающихся

__/

Уровень сформированности компетенций (недостаточный/ достаточный)

Бакалавр профессионального обучения с достаточным уровнем сформированных компетенций (конкурентоспособный)

Модель применения мультимедиатехнологий в подготовке бакалавров профессионального обучения

средств обучения; уровень информационной культуры обучающихся.

Внутренними факторами следует считать наличие современных мультимедийных средств обучения, нового содержания образования, методов и приемов применения мультимедиатехнологий для повышения эффективности учебного процесса; умения преподавателей использовать их возможности в практической работе; готовность образовательной организации к изменениям.

Предлагаемая нами модель применения мультимедиатехнологий в подготовке бакалавров профессионального обучения становится как никогда актуальной в условиях реализации новых ФГОС в учреждениях ВПО, где конечная цель заключается в том, чтобы у выпускников выработались компетенции, то есть способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных практических ситуациях. Данная идея предполагает применение современных методов практико-ориентиро-ванного обучения: тренингов, деловых игр, метода проектов, имитационных занятий, моделирования, но это зачастую тесно связано с использованием мультимедиатех-нологий, которые благодаря современным техническим средствам позволяют сделать возможным погружение обучающегося в условия предложенной деловой игры, тренинга, имитационного занятия либо помогают разнопланово и многогранно разрабатывать проект и создавать модель, что сказывается на проработанности изучаемой темы и усвоении учебного материала.

Таким образом, главные достоинства применения мультимедиатехнологий, которые способствуют повышению эффективности обучения, заключаются в том, что

уменьшается затраченное время и увеличивается скорость усвоения учебного материала. Так, разработанные электронные пособия позволяют обучающимся сократить время на поиск и работу с заданиями; усиливается мотивация обучающихся, что происходит благодаря использованию новых форм и методов подачи и контроля материала; повышается прочность усвоения учебного материала, чему способствует возможность многократного контроля и закрепления обучающимся материала работая как в группе, так и индивидуально. Таких результатов помогает достичь погружение обучающихся в новую информационно-технологическую среду, что способствует интерактивному, максимально приближенному к естественному взаимодействию. ^

Литература

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. М. : Школа-Пресс, 1994. 205 с.

2. Холин А.Н. Ситуационные центры: перспективы цифровых технологий. Площадка для апробации цифровых технологи / А.Н. Холин // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. № 6. С. 6 — 9.

3. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. 2003. № 9. С. 32 - 38.

4. Елинер И.Г. Мультимедийная культура и современное общество / И.Г. Елинер. СПб. : Родные просторы, 2008. 530 с.

5. Ляшенко Т.В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании / Т.В. Ляшенко. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 304 с.

6. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.В. Клемешова. Калининград, 1999. 210 с.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF APPLICATION MODEL'S INTRODUCTION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

IN PROFESSIONAL EDUCATION

N.O. Vetlugina, the dean, Ural branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yekaterinburg, Russia, vetlugina_no@rambler.ru

The article considers one of the urgent problems in the field of professional and pedagogical activity which consists in the necessity of scientific and practical substantiation of organizational and pedagogical conditions of multimedia technologies' application for efficient education. Taking into account the significance of the research's results of students' education efficiency rise, it is necessary to note that the problem of multimedia

technologies application's activation is not solved yet. The distinctive trait of multimedia technologies is a fact that educational material can be presented for students clearly and differently; these technologies can be used for professional training of bachelors with different specialties. Students' training with different multimedia technologies should be carried out in the frames of the exact model based on personalized, competence and system approaches, and also based on the principles of integrity, fundamentality, adaptability and variability. In order to improve the efficiency of these technologies it necessary to provide organizational and pedagogical conditions which are considered by the author in the article. The results of the model's introduction are aimed at solution of urgent objectives of higher education for training of bachelors and can be applied for development of academic supply.

Key words: multimedia technology, organizational conditions, pedagogical conditions, professional training, the model of applying multimedia technology, multimedia technology, efficiency.

References

1. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii information technologies in educational process], v obrazovanii [Modern information technologies Pedagogika — Pedagogy, 2003, no. 9, pp. 32—38.

in education]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1994. 4. Eliner I.G. Mul'timediinaia kul'tura i sovremennoe

205 p. obshchestvo [Media culture and contemporary society].

2. Kholin A. N. Situatsionnye tsentry: perspektivy St. Petersburg, Rodnye prostory Publ., 2008. 530 p. tsifrovykh tekhnologii. Ploshchadka dlia aprobatsii 5. Liashenko T.V. Mul'timediinye tekhnologii tsifrovykh tekhnologi [Situational centers: perspectives v bibliotechnom obrazovanii [Multimedia technology of digital technologies. The platform for testing in library education]. St. Petersburg, RGPU im. A.I. digital technologies]. Nauchnaia periodika: problemy Gertsena Publ., 2010. 304 p.

i resheniia — Scientific periodicals: problems and 6. Klemeshova N.V. Mul'timedia kak didakticheskoe

solutions, 2011, no. 6, pp. 6—9. sredstvo vysshei shkoly : dis. ... kand. ped. nauk

3. Novikov S.P. Primenenie novykh informatsionnykh [Multimedia as a pedagogical tool in higher school. tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse [The use of new Candidate of pedagogy sci. diss.]. Kaliningrad, 1999. 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.