Научная статья на тему 'Сетевые и мультимедиатехнологии в современном образовательном процессе вуза'

Сетевые и мультимедиатехнологии в современном образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / NETWORK TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Дина Алексеевна

Актуальность исследования обусловлена активным внедрением инновационных способов обучения в образовательный процесс высшей школы, основанных на современных образовательных технологиях, к числу которых относятся сетевые и мультимедиатехнологии. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых и мультимедиатехнологий при обучении студентов, аспекты применения в образовательном процессе, затронут вопрос их интеграции в образовательном процессе. В работе были использованы методы теоретического и эмпирического исследований. Представлены и проанализированы результаты экспериментальной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network and multimedia technologies in contemporary higher education

The relevance of the study is determined by mainstreaming of innovative teaching methods into the educational process of a higher school based on the modern educational network and multimedia technologies. The article considers the didactic potential of network and multimedia technologies in teaching students, the aspects of their application and integration in educational process. The work involves methods of theoretical and empirical research. The results of experimental work with students have also been presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Сетевые и мультимедиатехнологии в современном образовательном процессе вуза»

УДК 378.681.14 ББК 74.480.2:32.973

Д.А. Семенова

СЕТЕВЫЕ И МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Актуальность исследования обусловлена активным внедрением инновационных способов обучения в образовательный процесс высшей школы, основанных на современных образовательных технологиях, к числу которых относятся сетевые и мультимедиатехнологии. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых и мультимедиатехнологий при обучении студентов, аспекты применения в образовательном процессе, затронут вопрос их интеграции в образовательном процессе. В работе были использованы методы теоретического и эмпирического исследований. Представлены и проанализированы результаты экспериментальной работы со студентами.

Ключевые слова: сетевые технологии, мультимедиатехнологии, профессиональная подготовка, образовательный процесс, высшее образование, студент.

D.A. Semenova

NETWORK AND MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN CONTEMPORARY HIGHER EDUCATION

The relevance of the study is determined by mainstreaming of innovative teaching methods into the educational process of a higher school based on the modern educational network and multimedia technologies. The article considers the didactic potential of network and multimedia technologies in teaching students, the aspects of their application and integration in educational process. The work involves methods of theoretical and empirical research. The results of experimental work with students have also been presented and analyzed.

Key words: network technologies, multimedia technologies, professional development, educational process, higher education, student.

Стремительное развитие современного общества привело к тому, что если раньше для успешной жизни человеку было достаточно обладать определенным набором знаний, то в настоящее время этого явно недостаточно. И сейчас нужно не только знать какой-то базовый набор понятий, но и уметь им пользоваться, то есть иметь определенные компетенции.

В связи с этим в государственной образовательной политике на первое место вышло развитие в процессе обучение у обучаемого определенных компетенций и, как следствие, более широкое использование компетентностного подхода. А в соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовки бакалавров реали-

зация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Все это оптимально реализуется средствами мультимедиа- и сетевых технологий.

Существует много различных подходов к определению терминов мультимедиа- и сетевые технологии.

Мы придерживаемся мнения о том, что мультимедиа - это компьютерная технология, которая позволяет объединить

CÛ ф

о

о ф

^

о с

о

X

.0

ф

I-

го

о

со

го

Ю О

о

X

X

ф

s ф

о о

го m о х

<u S <u

О <

ci

в единое целое текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.

Под сетевыми технологиями мы понимаем технологии, базирующиеся на использовании компьютерных сетей для организации учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся.

Благодаря своему потенциалу, муль-тимедиатехнологии прочно вошли в систему организации образовательного процесса, способствуя реализации следующих дидактических возможностей:

• доступность - обучающиеся могут работать с ресурсами не только во время учебного занятия, но и в любое оптимальное для себя время;

• наглядность - достигается применением в образовательном процессе графических изображений, анимации и видеоинформации, которые выполняют иллюстративную функцию, позволяют имитировать реальные процессы, способствуют формированию ясного и четкого восприятия учебной информации, развитию образного мышления;

• индивидуализация - посредством интерактивного взаимодействия с пользователем происходит адаптация содержания, методов и темпа учебной деятельности обучаемого к его особенностям, что позволяет обучаемому постоянно контролировать затраты своих сил;

• активизация процесса обучения -обучаемый становится активным и самостоятельным участником процесса обучения, развивается познавательный интерес, повышается заинтересованность и мотивация;

• повсеместность - благодаря развитию компьютерных технологий, работать с образовательным ресурсом можно не только с учебного или домашнего компьютера, но и с мобильного телефона или планшета, что позволяет получать доступ к нему в любом месте.

Сетевые технологии позволяют в корне изменить отношение к процессу получения образования, необходимости непрерывного самообразования и самосовершенствования на протяжении всей

жизни. Важным достоинством сетевых технологий является то, что они позволяют создавать образовательную среду, способствующую успешной самореализации личности обучающегося.

Многочисленные исследования дидактических возможностей сетевых технологий показали, что, используя сетевые технологии, можно эффективно реализовать все составляющие компоненты образовательного процесса: информационную (представление теоретической информации), практическую (работа с учебной информацией, способствующая активизации и закреплению полученных навыков), коммуникационную (обсуждение полученной информации, организация совместной деятельности и обратной связи с преподавателем, консультирование) и оценочную (текущий, промежуточный и итоговый контроль) [4].

Эффективно реализовать данные возможности на практике позволяют различные сетевые сервисы - службы, размещенные в локальных или глобальных сетях.

Социальный сетевой сервис (англ. social network services) - службы, позволяющие пользователям объединяться в сетевые сообщества, обмениваться информацией и реализовывать совместную творческую деятельность на просторах сети Интернет [3].

В настоящее время очень быстро увеличивается число исследований, отражающих процесс использования сетевых сервисов в образовании. Дидактические вопросы рассматриваются в работах С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, C.B. Зен-киной, A.A. Кузнецова, И.В. Роберт и других авторов; вопросы развития сетевых сообществ нашли отражение в работах C.B. Бондаренко, М.В. Сафронова, Е.Д. Патаракина, Н.К. Тальнишних и др.; некоторые направления применения сетевых сервисов рассмотрены в диссертациях С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, A.B. Шелухиной и др. [2].

Дидактические возможности социальных сетевых сервисов отражены в табл. 1.

№ Сервис Дидактические свойства

1 Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедиаресурсов доступность; возможность хранения и передачи информации разных форматов; мультимедийность

2 Блоги доступность; возможность добавления комментариев или изменения контента; возможность организации самостоятельной работы; повышение уровня мотивации обучающихся; развитие информационно-коммуникационных и личностных компетенций

3 ВикиВики доступность и мультимедийность; возможность добавления комментариев или изменения контента; возможность применения в качестве информационных ресурсов; возможность организации самостоятельной работы; возможность формирования индивидуальной образовательной траектории

4 Социальные геосервисы доступность и мультимедийность; возможность хранения и передачи информации разных форматов; возможность применения в качестве информационных ресурсов; возможность формирования индивидуальной образовательной траектории

5 Карты знаний доступность; возможность добавления комментариев или изменения контента; возможность применения в качестве информационных ресурсов; возможность организации самостоятельной работы; возможность формирования индивидуальной образовательной траектории

6 Вэбинары доступность и мультимедийность; возможность добавления комментариев или изменения контента; возможность применения в качестве информационных ресурсов; возможность организации самостоятельной работы; повышение уровня мотивации обучающихся; развитие информационно-коммуникационных и личностных компетенций

Анализируя данные табл. 1, можно отметить, что дидактические свойства различных социальных сетевых сервисов имеют сходства, и можно выделить дидактические свойства, которые будут свойственны большей части социальных сетевых сервисов: доступность, мульти-медийность, возможность хранения и передачи информации разных форматов, организации самостоятельной работы и формирования индивидуальной об-

разовательной траектории, повышение уровня мотивации обучающихся, развитие информационно-коммуникационных и личностных компетенций.

М.Л. Кондакова и Е.Я. Подгорная считают, что применение сетевых технологий в образовательном процессе обладает следующими свойствами [1]:

• гибкостью, адаптивностью (выполнение заданий в индивидуальном темпе обучающегося);

го ш о

X

ф

ф

О <

• открытостью (обучающие имеют доступ к большому количеству источников учебной информации);

• интерактивностью (возможность взаимодействия всех участников образовательного процесса);

• массовостью (на результативность технологии обучения не влияет количество обучающихся);

• асинхронностью (возможность организации процесса обучения в независимости от времени, по удобному расписанию);

• доступностью (возможность получения образовательной информации независимо от места нахождения).

Актуальным направлением в развитии системы образования является интеграция мультимедиа- и сетевых технологий, способствующая созданию такой образовательной среды, где успешно организуется самореализация личности обучаемого, позволяющая ему достичь социального и профессионального становления, обеспечивающая непрерывность образования, формирующая успешную конкурентно способную личность (рис. 1).

Одним из главных аспектов применения сетевых и мультимедиатехнологий в образовательном процессе является возможность организации принципа обратной связи за счет использования интерактивности. Интерактивность сетевых и мультимедиатехнологий подразумевает большие возможности для воздействия на образовательный процесс и его содержание со стороны пользователя [5]:

• манипулирование экранными объектами;

• линейная (прокрутка в рамках экрана) и иерархическая (выбор учебных подразделов с помощью иерархического меню) навигации;

• возможность вызова интерактивной справки;

• конструктивное (возможность создания или модификации экранных объектов) и рефлективное (возможность учитывать действия пользователя для последующего анализа) взаимодействия;

• неуглубленная контекстная интерактивность (вовлечение обучающихся в такие виды деятельности, которые не

имеют явного дидактического значения);

• углубленная контекстная интерактивность (возможность погружать пользователя в симулируемый трехмерный мир за счет специфики функционирования систем виртуальной реальности).

Активное развитие мультимедиа-технологий и сети Интернет не только способствовало повышению интереса к использованию компьютеров в образовательном процессе, но и обусловило активное развитие сетевых технологий в общем и дистанционного обучения в частности. Сетевые технологии, включающие в себя мультимедийный аппарат и возможности сети Интернет, средства для интерактивного взаимодействия успешно закрепились в образовании как эффективный педагогический инструмент.

В рамках экспериментальной работы со студентами направления подготовки «Прикладная математика и информатика» был проведен опрос на тему актуальности использования сетевых мультиме-диатехнологий в образовательном процессе, фактическом их применении и об использовании самими обучающимися данных технологий в процессе самообразования (рис. 2).

Из графика видно, что все сервисы имеют высокую актуальность использования (блоги, карты знаний, вэбинары, сервисы для хранения мультимедиаресур-сов - 100%, ВикиВики - 90%, социальные геосервисы - 70%), но уровень их фактического использования практически в два раза ниже (исключение составляют вэбинары - 85% и сетевые сервисы для хранения мультимедиаресурсов - 75%). В то же время студенты активно используют данные сервисы для самообразования (блоги - 80%, карты знаний - 82%, вэбинары - 90%, сервисы для хранения мультимедиаресурсов - 95%, ВикиВики -78%, социальные геосервисы - 50%).

Анализ данных опроса позволяет говорить о том, что использование студентами сетевых мультимедиатехнологий в процессе самообразования помогает им систематизировать и контролировать свои знания, самостоятельно совершенствовать, углублять их, что не только способствует развитию интереса к предмету,

соединение вербального и визуального рядов, способствующее логическому и чувственному восприятию информации

возможность одновременного воздействия на основные органы чувств

возможность сочетания логического и образного способов освоения информации

формирование нового типа мышления и восприятия информации, основанного

на интерактивном принципе взаимодействия с мультимедиа

о §

X

X

4

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 н

Л

с;

>

Сетевые мультимедиа-технологии -

объединение возможностей сетевых технологий с наглядностью мультимедийной

формы представления информации

—►

5 —►

1_

О

Ц

о

X

X

ф

н

ш

л

ш

ф

к

Ф

О —►

—►

возможность выполнения

групповых и индивидуальных проектов

возможность формирования индивидуальной образовательной траектории

возможность организации сетевого обсуждения и внесения изменений в контент

развитие информационно-

коммуникационных и личностных компетенций

реализация педагогической технологии «обучение в .сотрудничестве»

Возможности

Представление процессов в динамике

Индивидуализация процесса обучения

Совместная работа с документами

Компьютерное моделирование

Развитие образного мышления

Хранение и передача больших объемов

Видеосюжеты и иллюстрирование

Активизация процесса обучения

Быстрая обратная связь

Авторские аудиокомментарии

Единая информационно-образовательная среда

Организация коллективной работы

Цифровой и графический вид результатов

Дистанционное и мобильное обучение

Оперативность вычислений

Результат; повышение качества профессиональной подготовки студентов

Рис. 1. Сетевые и мультимедиатехнологии

Карты знаний

Рис. 2. Применение сетевых и мультимедиатехнологий в образовательном процессе

ф о

о ф

^

о а с

о

X

.0 ^

ф

I-

го ш о м го а ю о

о

X

X

ф

ф

а ш о о со

£

но и активизирует и индивидуализирует процесс обучения.

Интеграция мультимедиа- и сетевых технологий в образовательный процесс позволит не только повысить эффективность учебного процесса, но и развивать коммуникативные способ-

ности обучаемых, сделать его активным субъектом познания, учесть индивидуальные особенности обучаемого и осуществить самостоятельную учебную деятельность, в рамках которой обучаемый имеет возможность самообучаться и развиваться.

Библиографический список

1. Кондакова, М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций [Текст] / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная. - М.: Спортакадем-пресс, 2005. - 120 с.

2. Моисеева, М.В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст] / М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина; под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Камерон, 2004. - 216 с.

3. Носкова, Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация [Текст] / Т.Н. Носкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 178 с.

4. Сервисы и теории социальных сетей [Текст] / Л.А. Черняк // Открытые системы. СУБД. -2008. - № 8. - С. 25-31.

5. Tapscott D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. New York: Portfolio, 2006. P. 324.

Referencеs

1. Kondakova M.L. Methodological recommendations on organization of educational process with the use of remote educational technologies in the context of network interaction between educational institutions and organizations. M.: Sportakadempress, 2005. P. 120. [in Russian].

2. Moiseeva M.V. Internet-training: technology of pedagogical design. M.: Kameron, 2004. P. 216. [in Russian].

3. Noskova T.N. Networking educational communication. Spb., 2011. P. 178. [in Russian].

4. Chernyak L.A. Services and theories of social networking. Open System. SUBD, 2008. No. 8. P. 25-31. [in Russian].

5. Tapscott D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. NY, 2006. P. 324.

Сведения об авторе: Семенова Дина Алексеевна,

аспирант кафедры теории и методики технологии и профессионального образования,

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. &mail: dinasemenova@gmail.com

Information about the author: semenova Dina Alekseevna,

Postgraduate Student,

Department of Theory and Methods

of Technology and Vocational Education,

Mari State University,

Yoshkar-Ola, Russia.

E-mail: dinasemenova@gmail.com

ro ca о x <u S ф

О <

ci

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.