Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе'

Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНО-ВИДОВОЙ ПОДХОД / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / APPROACH BASED ON DIFFERENT KINDS OF SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Сергей Анатольевич

Особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры и здоровья студентов как важная социально-педагогическая составляющая в процессе профессионального становления молодежи в вузе. Укрепление и поддержание здоровья студентов в высшей школе наиболее эффективно осуществляется на основе качественного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing and pedagogical conditions for the approach based on different kinds of sports in the course of students physical training at higher institution

The problem of self development of students health culture as an important social pedagogical component in the course of professional training at higher school has become particularly topical today. The invigoration and maintenance of students health at higher school are successfully fulfilled on the basis of high grade training.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

%

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

удк 796.0И.З с. д. ДОРОШЕНКО

Сибирский федеральный университет,

г. Красноярск

ОРГДНИЗДЦИОННО-ПЕДДГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТДНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ_____________________________________

Особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры и здоровья студентов как важная социально-педагогическая составляющая в процессе профессионального становления молодежи в вузе. Укрепление и поддержание здоровья студентов в высшей школе наиболее эффективно осуществляется на основе качественного образовательного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, спортивно-видовой подход.

В своем выступлении президент РФ Путин В.В. на заседании Совета РФ по физической культуре и спорту (г. Москва, 15 декабря 2002 г.) сказал: «...государство, должно выработать эффективную, внятную и прозрачную политику по укреплению и поддержанию здоровья всех слоев населения страны и особенно молодежи. Здоровая нация, активная молодежь — это престиж страны, её надежная обороноспособность, высокий интеллектуальный потенциал и динамичный технический прогресс...». Современные тенденции интенсификации образовательного процесса в высшей школе предъявляют высокие требования к

состоянию здоровья студентов, в основе которого находится здоровый образ жизни, физическая и спортивная культура.

Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении ценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. В этой связи среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры здоровья студентов как важная социально-педагогическая составляющая. От её решения зависят качество подготовки современ-

ных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья [1].

Укрепление и поддержание здоровья студентов в вузе наиболее эффективно осуществляется на основе качественного совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию и широкого использования наработанных педагогических технологий и подходов. Недостаточную эффективность действующего процесса физического воспитания студентов подтверждают и результаты оценки физического состояния молодежи за последние пять лет, где 50 % обучающихся не в состоянии выдерживать социальные, психические, физические нагрузки и интенсивный учебный график [2]. В этой связи среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема укрепления и поддержания здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания в вузе на основе следующих субкультур: здоровый образ жизни, спортивная, физическая, двигательная и олимпийская культуры. Современная учебная деятельность направлена на интенсивный характер подготовки специалистов, которая должна соответствовать изменяющимся социально-экономическим требованиям общества и государства, а с другой — обеспечивать развитие личности с учетом её запросов, способностей, ценностных ориентаций в том числе и физических способностей, как необходимого условия укрепления и поддержания здоровья, гармонизации интеллектуального и физического потенциала настоящей и будущей профессионально подготовленной молодежи [3]. Особую роль в формировании и гармонизации физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает новое педагогическое направление — это внедрение в процесс физического воспитания студенческой молодежи спортивной культуры. Спортивная культура, представляет собой спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов, на основе конверсии современных научно-методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки спортсменов, где предоставляются большие возможности развития индивидуальных задатков; реализации личностных установок, потребностей, притязаний и интересов у молодежи [4].

В связи с вышесказанным актуализируется ряд следующих противоречий: интенсификация учебного труда и недостаточный уровень состояния здоровья студенческой молодежи; необходимость укрепления и поддержания состояния здоровья студентов и недостаточная эффективность действующего процесса физического воспитания в вузе, необходимости внедрения спортивной культуры, как современной субкультуры активизации деятельной стороны молодежи на укрепление индивидуального здоровья и неразработанностью организационно-педагогических условий и подходов внедрения спортивно ориентированного физического воспитания в вуз.

На основе указанных противоречий, обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости в теоретическом и эмпирическом обосновании и разработке организационно-педагогических условий спортивно-видового подхода внедрения спортизированной культуры в физическое воспитание студентов в вузе. Отсутствие целостной теории решения обозначенной проблемы определили цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке средств, форм и методов спортивно-видового подхода, обеспечива-

ющего эффективность процесса физического воспитания студентов в вузе на основе спортивной культуры.

Гипотезой исследования явилось предположение, что эффективность и динамичность процесса физического воспитания студентов в вузе повысится, если разработать и внедрить следующие организационнопедагогические условия спортивно-видового подхода:

— программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, включающего средства, формы и методы спортивно-видовой подготовки студентов;

— технология реализации спортивно-видового подхода, состоящая из следующих последовательно-возрастающих этапов: 1-й этап (первая ступень формирования спортивной культуры) — сентябрь-декабрь (1-й семестр), когда происходит предварительное знакомство и формирование потребности в спортивной культуре, занятия спортом, посредством педагога; 2-й этап (вторая ступень) — февраль-май (2-й семестр) у студентов формируются определенные цели и задачи, которые реализуются на основе предварительной сформированности спортивной культуры — это укрепления и поддержания здоровья, посредством занятий избранным видом спорта; 3-й этап (третья ступень) — второй год обучения в вузе, у студентов формируется самостоятельность, саморазвитие спортивной культуры, повышается уровень спортивной подготовленности; без непосредственного участия педагога, студенты стремятся повысить уровень спортивной культуры и реализовать свой двигательный потенциал;

— технологии контроля и коррекции уровня спортивной культуры и подготовленности в процессе обучения в вузе, включающей следующие критерии; овладение базовыми теоретическими знаниями спортивной культуры избранному виду спорта, оценка физической и спортивной подготовленности, индивидуальный «дневник спортсмена».

Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные педагогические теории физического воспитания студентов (Л. П. Матвеев, В. П. Филин, М. Я. Набатникова, Н. И. Пономарев, Л.К. Сидоров, Н. И. Сулейманов, П. Ф. Лесгафт, В. И. Лях, В. И. Столяров, В. И. Жол-дак, В. И. Ильинич, Н. Г. Озолин, Г. С. Туманян и др.); современные данные о проблемах здоровья студенческой молодежи (Г. Н. Гончарова, Г. Л. Апансенко, Л. Г. Харитонова, О. Н. Московченко, О.Л. Трещева,

Н. П. Абаскалова, А. Г. Щедрина, М. Я. Виленский, Г. К. Зайцев, Р. И. Айзман, В. В. Колбанов, А. А. Андриевский, А. И. Завьялов и др.); инновационные педагогические и спортивные технологии в учебном процессе физического воспитания студентов в вузе (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. В. Пономарев, Ю. Н. Зеленов, Т. А. Мартиросова, Л. Н. Яцковская, А. П. Исаев, И. В. Манжелей, В. Г. Шилько, Л. В. Ло-тоненко, П. А. Виноградов и др.); теория мотивации деятельности и поведения (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Марков, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.).

В процессе опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы следующие теоретико-методологические положения:

1. Спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов в вузе, содержащий последовательную технологическую цепочку состоящей из следующих этапов: 1-й этап (предварительный) — направлен на выявление у студенческой молодежи индивидуальных задатков, способностей, личност-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

Рис. 1. Педагогическая модель спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе

ных установок и мотивации, потребностей, притязаний и интересов, уровней физического развития и подготовленности; 2-й этап (формирующий) — направлен на овладение студентами базовыми, теоретическими и методическими знаниями по избранному виду спорта, формирование спортивной культуры, повышение физической и спортивной подготовленности, укрепление и поддержание здоровья, личностная самоактуализация; 3-й этап (базово-закрепля-ющий): направлен на дальнее совершенствование подготовленности по избранному виду спорта, повышению уровня спортивной культуры, реализация двигательного потенциала, активизации потребности в системном и поступательном укреплении здоровья средствами спортивной культуры, выполнение массовых спортивных разрядов.

2. Педагогическая модель спортивно-видового подхода, состоящая из следующих организационнометодических блоков: программно-методический, целеполагающий, организационно-педагогические условия реализации спортивно-видового подхода; педагогические механизмы контроля и коррекции

содержания спортивно-видового подхода и результативный блок.

3. Организационно-педагогические условия реализации спортивно-видового подхода, содержащие материально-техническое обеспечение, кадровоуправленческий потенциал, программно-методическое обеспечение, технология реализации и контроля алгоритма спортивно-видового подхода.

4. Педагогическая технология контроля и коррекции сформированности спортивной культуры студентов посредством следующих блоков критериев: теоретический (овладение базовыми теоретическими знаниями спортивной подготовки), методический (овладение навыками спортивной тренировки по избранному виду спорта), практический (педагогические тесты по ОФП и СФП) и индивидуальносамостоятельный («дневник спортсмена» содержащий следующие разделы: общее состояние здоровья, физическая подготовленность, специальная физическая подготовленность, динамика спортивных результатов, содержание и объем тренировочных нагрузок).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью теоретических и методологических положений ведущих теоретиков и практиков области изысканий (В. К. Баль-севич, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Л. В. Лототенко, А. Г. Щедрина, М. Я. Виленский и др.); использованием объективных методов математической статистики; длительностью педагогического эксперимента более 12 лет, большой выборкой испытуемых более 25 000 студентов.

По результатам проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования показал, что недостаточно активно ведутся разработки в стране учеными, педагогами и специалистами по внедрению в процесс физического воспитания студентов в высшей школе технологии спортивной культуры, спортивной подготовки. Данной субкультуре уделяется большое внимание в мире в деле укрепления здоровья населения в отличие от массовой физической культуры в целом. В связи с этим внедрение спортивной культуры в физическое воспитание студенческой молодежи является актуальным и отвечает запросам общества как необходимое условие подготовки высококвалифицированных и здоровых специалистов.

2. Разработан спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов, заключающийся в формировании спортивной культуры в процессе обучения в вузе; занятий избранным видом спорта, позволяющий раскрыть индивидуальные потребности индивида. Спортивно-видовой подход реализуется в процессе физического воспитания студентов в три этапа: 1-й этап (предварительный) — первый год обучения, 2-й этап (формирующий) — второй год обучения и 3-й этап (базово-закрепляющий) — третий год обучения.

3. Разработана педагогическая модель спортивновидового подхода, состоящая из следующих организационно-методических блоков: целевой, программно-методический, условий реализации, технологии контроля и коррекции результатов спортивно-массового подхода в физическом воспитании студентов и результативный.

4. Разработана педагогическая технология контроля и коррекции сформированности спортивной культуры студентов посредством следующих блоков критериев: теоретический, методический, практический и индивидуальный.

5. По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы был проведен математико-статистический анализ, который показал: студенты экспериментальных групп, занимающихся следующими видами спорта (футболом, ориентированием и специализацией «Здоровый образ жизни») повысили уровень физической подготовленности на 28 % (р<0,05); всего 9,7 % студентов по болезни пропустили занятия по физическому воспитанию; общая посещаемость дисциплины студентами всех специальностей составила 91,3 % (р<0,05); уровень физического состояния стал средним и выше среднего 63,5 % (р<0,05) студентов; мотивированность занятий спортом повысилась у студентов до 93,7 % (р<0,05); уровень спортивной культуры повысился до 81,3 % (р<0,05). В то же время у студентов контрольных вузов прирост вышеуказанных критериев находится в пределах 10—15 % (р<0,05).

6. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали высокую эффективность спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов, что позволяет рекомендовать данный подход как современную педагогическую технологию внедрения спортивной культуры в процесс подготовки компетентных специалистов.

Библиографический список

1. Лотоненко, А. В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — С. 21 — 24.

2. Шилько, В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дисс...докт. пед. наук. — Томск, 2003. — 488 с.

3. Козлов, Д.В. Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Д.В. Козлов, В.В.Пономарев // Вестник ТГПУ. — 2008. — Выпуск 3(77). - С. 79-83.

4. Бальсевич, В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4.- С. 2-8.

ДОРОШЕНКО Сергей Анатольевич, доцент кафедры физической культуры.

E-mail: sport 1@sfu-kras.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2009 г.

© С. А. Дорошенко

Книжная полка

Диденко, В. Н. Жизненное кредо педагога в системе профильного обучения [Текст] / В. Н. Диденко // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб., 2005. — С. 360-66 . — ISBN 5-0864-0959-7.

Козырев, В. А. Обновление высшего педагогического образования в условиях модернизации общего образования [Текст] / В. А. Козырева, Н. Ф. Радионова // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . — СПб., 2005. — С. 8-18. — ISBN 5-0864-0959-7.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.