Научная статья на тему 'Формирование двигательной компетенции студентов в вузе как условие активизации профессиональной подготовки'

Формирование двигательной компетенции студентов в вузе как условие активизации профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THE COMPETENCE / DRIVING ACTIVITY / DRIVING COMPETENCE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. В.

Одним из педагогических факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственного и физического здоровья настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов. Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебной и двигательной компетенции молодежи. Формирование двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления в вузе, явилось целью данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the driving competence in students in high school as a condition of activization of vocational training

One of factors impacting the quality of preparation of graduates is insufficient level of the driving competence in the course of training in high school, as a condition of maintenance of intellectual and physical health of the present and future highly skilled experts. One of solutions to the given problem is formation of optimal educational and driving competence of youth. Formation of driving competence as bases of healthy way of student life in the course of professional formation in high school, was the objective of this research.

Текст научной работы на тему «Формирование двигательной компетенции студентов в вузе как условие активизации профессиональной подготовки»

УДК 371.134+37.037.1 : 61

В. В. ИВАНОВА

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Одним из педагогических факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственного и физического здоровья настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов. Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебной и двигательной компетенции молодежи. Формирование двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления в вузе, явилось целью данного исследования.

Ключевые слова: компетенция, двигательная активность, двигательная компетенция, физическая культура.

Вступление человечества в XXI век ставит перед ним новые ориентиры, которые прежде всего, направлены на совершенствование процесса образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих системными и интегратив-ным знаниями для принятия своевременных и адекватных решений в своей будущей профессиональной деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов как одно из условий активизации профессионального становления в вузе. В настоящее время вузы не готовы обеспечить качество подготовки специалистов, которое соответствовало бы темпам и уровню развития современного производства и общества [1]. Одним из факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственного и физического здоровья настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов. Разрешением данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебной и двигательной компетенции молодежи [2]. На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда на фоне снижения уровня двигательной активности, что, в свою очередь, спровоцировало рассогласование интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где созидание гармонично развитой личности в процессе профессионального становления в вузе невозможно без формирования двигательной компетенции, как необходимое условие безопасности здо-

ровья. Однако в педагогической теории и практике недостаточно разработаны новые формы и подходы формирования двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления в вузе. В процессе широкого и глубокого анализа научной, педагогической и медицинской литературы были выявлены следующие противоречия: между необходимостью формирования двигательной компетенции у студентов в процессе профессионального становления в вузе, как необходимое условие гуманистически ориентированной образовательной парадигмы в формировании здорового образа жизни и недостаточной его научно-методической разработанностью. Данное противоречие ведет к возникновению проблемы поиска и разработки педагогических условий, при которых студенческая молодежь смогла продуктивно формировать двигательную компетенцию в гармоничном сочетании с профессиональным становлением в процессе обучения в вузе.

Проведенный социологический и педагогический анализ отношения студентов к физическому воспитанию показал, что оно формально-пассивное и здесь требуется коррекция создавшейся негативно-отрицательной ситуации. Формирование у студенческой молодежи мотивации вести здоровый образ жизни, повышение социально-поведенческого статуса по отношению к физической культуре, является актуальной задачей комплексной подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе. Преподаваемая в вузе дисциплина «Физическая культура» по своему содержанию и задачам не соответствует современным требованиям подготовки специалистов, перед ними нет ориентира, к которому надо стремиться и который бы соответствовал гармоничному развитию физического и интеллектуального потенциала молодых людей в высшей школе. Таким ориентиром должна быть более высокая ступень знаний студентов о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни, а именно двигательная компетен-

ция. При формировании содержания программно-методического обеспечения двигательной компетенции студентов мы руководствовались следующими организационно-педагогическими положениями:

— организация личностно-ориентированного здорового образа жизни с учетом индивидуальных психофизических и социальных возможностей индивидуума;

— диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психоаналитических, конституционных и социально-духовных особенностей личности;

— организация системы рекреационных мероприятий укрепления и поддержания здоровья и создание комфортных условий для студентов;

— выбор оптимальных, современных и адекватных методов, форм и средств укрепления здоровья молодежи с учетом возраста, пола, психотипа, региона, социальной и экологической среды;

— формирование индивидуальных потребностей личности и профессионального становления на основе знания собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья;

— обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизнедеятельности;

— формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности в каждом возрастном периоде;

— оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов в процессе обучения в вузе [3].

В содержание программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов вошли следующие разделы: теоретический (основы знаний о физической и спортивной культуре, здоровый образ жизни и здоровый стиль поведения, общая культура здоровья, двигательная культура, теоретические основы двигательной компетенции и др.), основная цель которого заключается в формировании у студентов информационно-познавательного, профессионально-личностного и эмоционально-ценностного отношения к формированию двигательной компетенции в процессе обучения в вузе; методический (в котором содержится материал, направленный на формирование методических знаний и умений занятий физической культурой, спортом, здоровым образом жизни и др.); практический, раздел направлен на формирование двигательных умений и навыков у студентов занятий различными видами спорта, участия в массовых соревнованиях, спартакиадах, валеадах, конкурсах и др.

Формирование двигательной компетенции осуществлялось последовательно в четыре этапа: 1-й этап (подготовительно-направляющий, первый курс) — проводится комплексное обследование состояния здоровья студентов, оценка общих теоретических знаний и практических умений, формирование программно-методического материала для коррекции исходных показателей студентов; 2-й этап (коррекци-онно-формирующий, второй курс) — формирование теоретический знаний и практический умений занятий физической культуры и спортом, выбор темы дипломной работы «Мой индивидуальный стиль здорового образа жизни»; 3-й этап (профессионально-прикладной, третий курс) — написание дипломной работы, выбор и занятие различными видами спорта, выполнение спортивных разрядов, дальнейшее совершенствование теоретических и практических навы-

ков и умений занятий физической культурой, здоровым образом жизни и др.; 4-й этап (итогово-презен-тативный, четвертый курс) — активное участие в различных спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах здоровья, валеадах, презентация дипломной работы, оценка общей сформированности двигательной компетенции, общие рекомендации по дальнейшему формированию двигательной компетенции у студентов к будущей профессиональной деятельности (рис. 1). В процессе физического воспитания студентов в вузе, занятия носили специфический характер, где поэтапно согласно базовым задачам осуществлялось продуктивное и динамичное формирование двигательной компетенции, где на первом курсе содержание занятий было следующее: основная цель — приобщение студентов к здоровому образу жизни как базовому компоненту профессионально-личностного становления молодежи на основе интеграции и взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности.

Формы и средства для достижения поставленной цели: ознакомление студентов через лекции, беседы, написание тематических рефератов; обучение студентов самостоятельной работе с научно-методической литературой о здоровье, здоровом образе жизни и поведении и др.; научить студентов простым, доступным и эффективным методам и способам контроля индивидуального здоровья; совместно преподаватель—студент определить для него оптимальный и адекватный психофизическому состоянию стиль здорового образа жизни. На втором курсе — основная цель учебно-практических занятий — формирование у студентов здорового образа жизни с учетом своей будущей профессиональной деятельности. Основные направления и формы решения данной цели: обучение студентов формированию и разработке содержания здорового образа жизни (режим учебы и отдыха, питание, психофизическое восстановление, физические упражнения, личная гигиена, гигиена одежды и обуви и др.), участие в туристических походах, спортивных соревнованиях; спартакиадах, занятия в спортивных секциях, группах здоровья и т.д.

На третьем, курсе, третий этап формирования двигательной компетенции, основная цель — сформировать у студентов теоретические умения и практические навыки здорового образа жизни как базового компонента двигательной компетенции. Основные направления и формы решения данной цели: написание рабочего варианта дипломной работы об индивидуальном стиле здорового образа жизни, показ авторской модели здорового образа жизни, выступления-доклады перед сокурсниками, на конференциях и др.

На четвертом курсе — завершение формирования двигательной компетенции, защита в форме дипломной работы на общей университетской конференции индивидуального стиля здорового образа жизни, итоговая аттестация результатов формирования двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, вручение сертификата «Инженер-специалист по профессионально-прикладной физической культуре». Для оценки и контроля сформированности двигательной компетенции студентов в процессе профессионального становления в вузе были разработаны уровни сформированности двигательной компетенции: высокий, средний, удовлетворительный, низкий.

По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен теоретический и математико-

Цель: формирование двигательной компетенции (ДК) как необходимого условия активизации профессиональной подготовки студентов в вузе.

Общая двигательная компетенция студентов

_1_

Владение ДУ и ДН по одному или нескольким видам спорта

= I

X

1-й этап:

подготовительно-когнитивный, 1-й курс

Теоретические знания по общей физической культуре

_1_

Высокие показатели

физической

подготовленности

Этапы формирования двигательной компетенции

I ==— I =

2-й этап: коррекционно-формирующий, 2-й курс

3-й этап: профессионально-прикладной, 3-й курс

_1_

Подготовлена и защищена дипломная работа «Мой индивидуальный стиль ЗОЖ»

I

4-й этап: итогово-презентативный, 4-й курс

Содержание этапов

Комплексное обследование состояния здоровья, двигательной подготовленности и уровня ДК

Коррекция состояния здоровья, двигательной подготовленности, формирование ДК

Занятие видом спорта, подготовка реферата «ЗОЖ», дальнейшее формирование ДК

Презентация реферата, «ЗОЖ», выполнение спортивных разрядов, завершение формирования ДК

Педагогические условия:

— программно-методическое обеспечение формирования ДК как профессионально-личностной компоненты успешной деятельности будущего специалиста;

— акцентуализация профессорско-преподавательского состава на реализацию педагогических условий формирования ДК у студентов в процессе профессионального становления в вузе;

— педагогическая модель учебного процесса формирования ДК;

— создание благоприятного образовательного пространства в вузе для гармоничной реализации двигательного и умственного потенциала студентов, в процессе их профессионального становления.

Рис. 1. Модель формирования двигательной компетенции в процессе профессионально-личностной подготовки студентов в вузе

статистическии анализ полученных результатов исследования по следующим критериям: двигательная подготовленность, академическая успеваемость, косвенная оценка иммунной системы (частота заболеваний ОРЗ за учебный год), профессионально-личностное отношение к своему здоровью (социологический опрос) и уровень сформированности двигательной компетенции (ДК).

В контексте профессионально-личностной ценности для студентов формирование двигательной компетенции оценивалось по социологической анкете, анализ которой показал, что 93 % юношей и 76 % девушек экспериментальной группы по окончанию эксперимента считают необходимым в профессиональном становлении приобретения знаний и умений укрепления и подержания здоровья как важного компонента в будущей трудовой деятельности. В то же время студенты контрольной группы так и не осознали необходимости и значимости двигательной культуры (компетенции) в профессиональном становлении. Уровень двигательной компетенции у студентов экспериментальной группы поднялся за четыре года обучения до уровня среднего — 70 % (р<0,05) и высокого — 30 % (р<0,05), в то же время на начало эксперимента уровень двигательной компетенции был следующим: низкий — 57,3 % (р<0,05), удовлетворительный — 30,9 % (р<0,05), средний — 10,5 % (р<0,05) и высокий 1,3 % (р>0,05) (табл. 1).

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что практически 100 % студентов экспериментальной группы осознали необходимость и значимость формирования двигательной компетенции в профессионально-личностном становлении, как необходимого условия безопасности здоровья и профессиональной деятельности.

На основании теоретических и практических результатов проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие теоретико-практические выводы:

1. Конкретизировано понятие «формирование двигательной компетенции студентов в процессе профессионального становления в вузе» как организационно-педагогический процесс направленный на осмысление, раскрытие и преобразование учебной деятельности на основе учета и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности как необходимого условия реализации физических и интеллектуальных потенций молодого человека в процессе профессионального становления в вузе.

2. Определены и сформированы организационно-педагогические условия формирования двигательной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: программно-методическое обеспечение; педагогическая модель организационно-педагогических условий формирования двига-

Сформированность двигательной компетенции (ДК) студентов экспериментальной и контрольной групп за четыре года обучения в вузе, 2004-2008 гг.

Таблица 1

Группы Кол-во Уровень ДК, % Р

Высокий Средний Удовл. Низкий

Нач. Окон. Нач. Окон. Нач. Окон. Нач. Окон.

Экспериментальная группа (юноши) 170 1,3 30 10,5 70 30,9 0 57,3 0 р<0,05

Экспериментальная группа (девушки) 180 0,4 15,3 4,3 79,3 13,4 4,3 81,9 1,1 р<0,05

Контрольная группа (юноши) 120 1,5 2,3 11,4 14,7 31,1 30,9 56 13,9 р>0,05

Контрольная группа (девушки) 80 0,5 0 4,7 13,1 14,1 59,6 80,7 27,3 р>0,05

тельной компетенции; педагогическая диагностика формирования двигательной компетенции.

3. Сформирована, структурирована и наполнена содержанием педагогическая модель организационно-педагогических условий формирования двигательной компетенции и содержащая следующие де-ятельностные этапы: подготовительно-когнитивный, коррекционно-формирующий, профессионально-прикладной и итогово-презентативный.

4. Разработана педагогическая диагностика контроля и коррекции формирования двигательной компетенции студентов, которая включает следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, общие теоретические знания, методические умения, спортивно-видовая подготовка.

5. Определены и наполнены содержанием уровни сформированности двигательной компетенции студентов: высокий, средний, удовлетворительный и низкий.

6. Установлено, что формирование двигательной компетенции как условие активизации профессиональной подготовки будущего специалиста предполагает разработку и реализацию организационно-педагогических условий через следующие деятель-ностные этапы: подготовительно-когнитивный, кор-рекционно-формирующий, профессионально-прикладной и итогово-презентативный. Включение будущего специалиста на формирование двигательной компетенции способствует осмыслению и переосмыслению своих учебно-профессиональных знаний, личностных ценностей, образа жизни и отношения к здоровью. Насыщение учебного процесса различными формами и средствами формирования двигательной компетенции способствует преобразованию будущего специалиста, его профессиональных знаний в новое качество, а именно гармонизация физической и умственной деятельности, как необходимого условия гуманистически ориентированной современной образовательной парадигмы.

Создание условий в вузовском пространстве по формированию двигательной компетенции будущего

специалиста способствует адекватному соотнесению и формированию будущих профессионально-прикладных качеств у молодых людей. Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе.

На основе математической статистики была подтверждена эффективность организационно-педагогических условий формирования двигательной компетенции студентов в вузе, что выразилось в следующем: в экспериментальной группе уровень двигательной компетенции у 70 % (р<0,05) студентов сформировался до уровня среднего и у 30 % ( р<0,05 ) до уровня высокого. В то же время в контрольной группе уровень двигательной компетенции не изменился. В контексте профессионально-личностной ценности для студентов экспериментальной группы формирование двигательной компетенции стало необходимым условием в профессиональном становлении.

Библиографический список

1. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002, № 393.

2. Завьялов, Д. А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе [Текст] : монография / Д. А. Завьялов. — Красноярск : РИО КГПУ, 2002. - 276 с.

3. Красноперова, Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Н. А. Краснопёрова. — Красноярск : СибГТУ, 2004. — 21 с.

ИВАНОВА Вера Владимировна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии. Адрес для переписки: e-mail: alvera-09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © В. В. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.