Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ТЬЮТОРАТ / UPBRINGING / SOCIALIZATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / STUDENTS WITH HEARING DISORDERS / TUTORATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров К.С., Бурова Н.И.

Введение. В свете актуализации обеспечения качества достижения личностных результатов, а также возникновения ряда новых проблем, таких, как учет индивидуальных особенностей детей, в том числе с кохлеарными имплантами, в процессе социализации обоснован потенциал образовательной среды, возникающей в образовательных отношениях субъектов в социализации обучающихся с нарушениями слуха. Цель статьи - разработка организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации. Материалы и методы. Исследование опирается на представления о педагогических условиях как способе формализации представлений о прикладном применении теоретических выводов; ключевых идеях о закономерностях развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; исследованиях, отражающих возможности средового подхода в развитии обучающегося. Результаты. Выявлены признаки и охарактеризовано содержание организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации. Обсуждение. Подчеркивается гибкость форм педагогической поддержки. Данная особенность является предметом для обсуждения представленных организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации. Заключение. Делается вывод о том, что представленные условия социализации обучающихся с нарушениями слуха (в том числе с кохлеарными имплантами) в условиях образовательной организации описывают комплексное воздействие педагогически обоснованных форм, методов и средств, соотнесенных c ресурсными возможностями образовательной организации. Основные положения: - представлены научные идеи и теории, которые могут служить основанием проектирования организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации. - охарактеризованы организационно-педагогические условия социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации. - представлены результаты апробации данных условий как варианта их реализации в специальной (коррекционной) образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров К.С., Бурова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH HEARING DISORDERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. In the light of updating the quality assurance of achieving personal results, as well as the emergence of a number of new problems, such as taking into account the individual characteristics of children, including those with cochlear implants, in the process of socialization, the potential of the educational environment that arises in the educational relations of subjects in the socialization of students with hearing impairments is substantiated. The purpose of the article is the development of organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization. Materials and methods. The study is based on ideas about pedagogical conditions as a way of formalizing ideas about the applied theoretical conclusions; key ideas about the patterns of development of a student with disabilities; studies reflecting the capabilities of the environmental approach in the development of the student. Results. Signs are revealed and the content of the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization is described. Organizational-Pedagogical Conditions of Socialization of Students with Hearing Disorders in Educational Organization Discussion. The flexibility of forms of pedagogical support is emphasized. This feature is the subject of discussion of the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization. Conclusion. It is concluded that the presented conditions for the socialization of students with hearing impairments (including with cochlear implants) in an educational organization describe the complex impact of pedagogically sound forms, methods and tools, correlated with the resource capabilities of the educational organization. Highlights: Scientific ideas and theories are presented that can serve as the basis for designing the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization. The organizational and pedagogical conditions of socialization of students with hearing impairments in an educational organization are characterized. The results of testing these conditions as an option for their implementation in the conditions of a special (corrective) educational organization are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.55.76.002

УДК 376 ББК 74.5

К. С. Буров1, Н. И. Бурова2

1ORCID № 0000-0003-1625-5414 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kos_chel@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-0584-809X Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: nadin_chel@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Введение. В свете актуализации обеспечения качества достижения личностных результатов, а также возникновения ряда новых проблем, таких, как учет индивидуальных особенностей детей, в том числе с кох-леарными имплантами, в процессе социализации обоснован потенциал образовательной среды, возникающей в образовательных отношениях субъектов в социализации обучающихся с нарушениями слуха. Цель статьи — разработка организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.

Материалы и методы. Исследование опирается на представления о педагогических условиях как способе формализации представлений о прикладном применении теоретических выводов; ключевых идеях о закономерностях развития обучающегося с ограниченными возможно-

стями здоровья; исследованиях, отражающих возможности средового подхода в развитии обучающегося.

Результаты. Выявлены признаки и охарактеризовано содержание организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации.

Обсуждение. Подчеркивается гибкость форм педагогической поддержки. Данная особенность является предметом для обсуждения представленных организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации.

Заключение. Делается вывод о том, что представленные условия социализации обучающихся с нарушениями слуха (в том числе с кохле-арными имплантами) в условиях образовательной организации описывают комплексное воздействие педагогически обоснованных форм, методов и средств, соотнесенных c ресурсными возможностями образовательной организации.

Ключевые слова: воспитание, социализация, организационно-педагогические условия, образовательная организация, обучающиеся с нарушениями слуха, тьюторат.

Основные положения:

- представлены научные идеи и теории, которые могут служить основанием проектирования организационно-педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации.

- охарактеризованы организационно-педагогические условия социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации.

- представлены результаты апробации данных условий как варианта их реализации в специальной (коррекционной) образовательной организации.

1 Введение (Introduction) шениями слуха в условиях обра-

Актуальность проблемы со- зовательной организации обу-циализации обучающихся с нару- словлена направленностью кор-

рекционно-педагогической деятельности на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта идея отражается в положениях закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В частности указывается на то, что целью реализации адаптированной образовательной программы является создание комфортной коррекци-онно-развивающей образовательной среды. Эта среда должна соответствовать возможностям обучающихся и в то же время решать задачи их личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития. Л. Т. Олейникова [2], Н. О. Ярошевич [3] рассматривают образовательную организацию как среду, расширяющую возможности социализации и социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стоит признать, что достижение личностных результатов является существенным фактором, влияющим на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти по-

ложения отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, где развивающая образовательная среда осмысливается в виде создания соответствующих возможностям и потребностям обучающегося условий. Среди данных условий выделяются условия, обеспечивающие достижение планируемых результатов образования, а также возможность расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся [4].

Кроме того, в социальном плане возникают новые задачи, требующие осмысления. Например, учет индивидуальных особенностей детей с кохлеарными им-плантами. Так, по мнению И. В. Королёвой, эффект от кохле-арной имплантации может отсутствовать, если не обеспечены необходимые условия для послеоперационной слухоречевой реабилитации ребёнка с использованием адекватных методов развития слуха и речи [5]. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок особо нуждается в психолого-педагогической помощи и коррекционно-развиваю-щих мероприятиях по развитию

слухового восприятия и развитию речи. Детям необходима речевая среда и коррекционно-педагоги-ческая помощь.

В образовательных организациях Челябинской области накоплен значительный опыт по созданию условий, способствующих социализации детей с нарушениями слуха. При этом стоит отметить, что такой опыт не нашел достаточного отражения в научной и методической литературе.

Указанные основания актуализируют проблему разработки педагогических условий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации. Такие условия будут достаточно точно отражать особенности образовательной среды, возникающей в образовательных отношениях субъектов и имеющей большой потенциал для социализации обучающихся с нарушениями слуха.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Теоретико-методологическую основу разработки условий социализации обучающихся с нарушениями слуха составляют представления о педагогических условиях 28

как способе формализации представлений о прикладном применении теоретических выводов. Выводы о значимости такого элемента научного аппарата, как «педагогическое условие», нашли свое отражение в работах Н. Г Бондаренко, В. А. Володиной [6], Е. В. Яковлева Н. М. Яковлевой [7].

Также очень важны положения теории культурно-исторического развития психологической сферы человека Л. С. Выготского [8], согласно которым социальная среда имеет большой развивающий потенциал для социального развития ребенка с нарушением слуха. Эти идеи нашли свое подтверждение в исследованиях средового подхода, в которых отражаются системные, организационно-управленческие, развивающие (когнитивные, коммуникативные, деятельностные) функции образовательной среды. Л. И. Новикова [9], В. А. Ясвин [10], Т. Н. Гущина [11] и др. определили образовательную среду как системный объект. Г. Н. Сериков выделил координаты среды образовательной организации как объекта управления, включающие нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующие, дея-

тельностно-стимулирующие и информационно-коммуникативные координаты [12]. С. В. Тарасов, А. Е. Марон [13] характеризовали педагогический потенциал современной образовательной среды. В зарубежных исследованиях также отражены взаимосвязи комфортной образовательной среды учебной мотивации [14]. С. А. Зыков [15], Т. А. Зыкова [16] выявили потенциал коллектива и предметно-деятельностной среды в развитии неслышащего ребенка.

Достаточно много исследований посвящено разработке условий развития, обучения ребенка с нарушениями слуха. При этом мы обнаружили недостаток исследований, касающихся создания условий, раскрывающих развивающий потенциал образовательной среды в социализации детей с нарушениями слуха.

3 Результаты (Results)

В общем виде понятие об условии дает представление о взаимодействии явлений по основанию их зависимости друг от друга. Изменения состояния явления, процесса зависит от наличия внешних обстоятельств, сопутствующих явлений. При этом усло-

вие не отождествляется с движущим механизмом, импульсом, причиной. Условие осмысливается как некая среда, в рамках которой происходит развитие объекта, явления [17]. Это представление хорошо согласуется с положениями средового подхода, который констатировал развивающий потенциал педагогического коллектива, пространства. Неслучайно и в ФЗ «Об образовании в РФ», и во ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выдвигаются требования к условиям образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Употребление термина «условие» в научной сфере приобретает признак необходимости, что ближе к понятию «требование», т. е. условие — это намеренно создаваемое обстоятельство, без которого позитивное развитие явления невозможно [7]. Это обусловлено тем, что прогностическая и доказательная функции исследования направлены на снижение неопределенности по отношению к представлениям о вариантах развития предмета исследования.

В свою очередь, педагогическое условие, отражая представления исследователя о развитии высших психологических функций, личностных качеств или образовательных результатов, опирается на знание закономерностей развития данных объектов. Определенность в представлении о закономерностях и принципах развития педагогического явления и целесообразных способах его развития позволяет обосновать необходимость намеренно создаваемых обстоятельств, без которых позитивное развитие явления невозможно. Этими обстоятельствами выступают формы, методы, средства педагогических воздействий, реализуемых в системно-организованной педагогической среде. Неслучайно многие исследователи говорят о комплексном или системном характере воздействия педагогических условий.

Таким образом, мы можем отметить значимость организационного компонента условий, если речь идет о создании развивающей среды, а не просто о педагогическом воздействии. В данном случае недостаточно вооружить педагогов необходимыми метода-30

ми и средствами работы. Важно соотнести их с ресурсными возможностями и нормативно-регламентированными способами организации педагогической деятельности. На необходимость систематизации условий по данному основанию указывается в работах Г. Н. Серикова [12].

Точность в описании таких средств, их соотнесенность с субъектами взаимодействия и компонентами среды позволяют судить о достаточности выбранных условий. Названные параметры составляют основу для их доказательности.

Итак, организационно-педа--гогические условия социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации трактуются нами как комплекс форм, методов и средств, способствующих социализации обучающихся с нарушениями слуха (в том числе с кохлеарными имплан-тами) в системно-организованной педагогической среде. Предлагаемые нами педагогические условия учитывают возможности образовательной среды образовательной организации.

Выделение первого условия (создание социально-развивающей слухо-речевой среды в образовательной организации) обусловлено необходимостью развития речевого слуха детей при помощи постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры и проведения специальных упражнений по восприятию речи на слух, что способствует развитию остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения.

При этом нужно учитывать, что в образовательном учреждении и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Создание слухо-речевой среды также предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Здесь трудно переоценить роль педагогов-дефектологов и учителей, вступающих в постоянное общение с ребенком. Для этого используются различные методы: организация мотивированного речевого общения в процессе практической деятельности; формирование потребности в

коммуникации, побуждение детей к активному применению речи (речевые ситуации); поощрение проявлений речи; использование остаточного слуха; контроль за речью детей со стороны взрослых и т. д. Эта работа основана на использовании идей Л. С. Выготского о возможностях компенсаторных и развивающих механизмов, а также теоретико-методического обоснования потенциала пред-метно-деятельностной среды в развитии неслышащего ребенка.

Второе условие — проектирование и методическое обеспечение социально-развивающей деятельности — связано с существенными возможностями педагогов в развитии социальных компетенций. Социализация осуществляется через весь образовательный процесс: обучение, коррекционно-развивающую поддержку, воспитание, дополнительное образование, организацию работы с родителями, организацию института тьютората. При этом могут использоваться традиционные методики обучения детей с нарушенным слухом, которые дополняются работой по верботональному методу с использованием ориги-

нального оборудования. Коррек-ционно-развивающий блок включает индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, фронтальные занятия по развитию слухового восприятия, фронтальные музыкально-ритмические занятия, занятия с психологом, сопровождение специалистами, школьной психолого-педагогической комиссией.

Блок воспитания наряду с различными направлениями работы охватывает вопросы формирования социальных компетенций ребёнка с нарушенным слухом. Поскольку воспитательная работа, являясь инструментом социализации, не может стоять в стороне от современных требований ФГОС, где каждая область образования включает три взаимодополняющих компонента («личностные», «метапредметные» и предметные результаты образования). Это означает, что в условиях школы-интерната воспитательная работа вполне может интегрироваться с образовательной или дополнять специальную работу по формированию «жизненной компетенции»:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Все эти направления должны найти отражение в методических продуктах, обеспечивающих достижение обучающимися личностных результатов. Эти продукты включают учебно-методическое обеспечение форм: урочной и самостоятельной образовательной деятельности, групповой и индивидуальной коррекционно-разви-

вающей работы, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Кроме того, необходимо разработать методические рекомендации для учителей, работающих с детьми после операции кох-леарной имплантации, а также для родителей детей с нарушенным слухом.

Третье условие — организация внутреннего индивидуального сопровождения детей с нарушениями слуха. Это особенно важно, если в образовательной организации есть дети с кохлеарным им-плантом. Данное условие можно реализовать в форме института тьютората. В этом плане необходимо разработать функционал деятельности тьютора, обозначить, кто может выступать в этой роли. Необходимо определить содержание его деятельности: помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. Желательно закрепить это содержа-

ние в соответствующем положении. Разработать методические рекомендации для тьютора. Реализация этой деятельности осуществляется через методическую работу тьютора по созданию и сопровождению реализации индивидуальной образовательной программы.

Четвертое условие — организация консультирования и просвещения педагогов и родителей. Важным условием социализации детей с нарушениями слуха является организация и функционирование Консультационного пункта для родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, в том числе с кохлеарным имплантом. В задачи деятельности такого центра может входить:

1. Сопровождение реализации образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения в соответствии с интеллектуальными и личностными возможностями детей с кох-леарным имплантом.

2. Оказание консультационной помощи, психолого-педагогической поддержки родителям, имеющим детей с нарушенным

слухом, в том числе с кохлеарным имплантом.

3. Оказание информационной и методической помощи педагогическим работникам по вопросам слухоречевой реабилитации детей дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом в вопросах их обучения и воспитания, создания условий для сохранения физического и психического здоровья и их социализации.

4. Разработка дидактических и методических материалов и системы мероприятий по развитию слухоречевого восприятия у детей с нарушениями слуха после кох-леарной имплантации.

Пятое условие — организация мониторинга социализированно-сти воспитанников, это связано с возможностью отслеживания положительных изменений с помощью объективных средств. В этом плане можно проводить работу по наблюдению за деятельностью классных руководителей, воспитателей на занятиях и внеклассных мероприятиях; анализу участия школьников в объединениях; изучению школьной документации; анализу динамики образовательных результатов обучающихся, ре-34

зультатов спортивных соревнований, творческих и профессиональных конкурсов. В качестве средств мониторинга могут выступать: мониторинговая карта проверки дневника классного руководителя; мониторинговая карта контроля за участием классов в соревнованиях, смотрах, конкурсах; методика оценки работы классного руководителя; самоанализ работы классного руководителя и т. д.

Данные условия проходили апробацию на базе МБС(К)ОУ школы-интерната 1-11 видов № 10 г. Челябинск в рамках работы стажировочной площадки по теме: «Социализация детей с кохле-арными имплантами в условиях образовательного учреждения».

Создание социально-развивающей слухо-речевой среды нашло отражение в разработке и реализации организационных, методических и педагогических ресурсов в образовательной практике. Совместная работа с коллективом школы-интерната позволила разработать концепцию реализации организационно-правовой модели социализации воспитанников с нарушениями слуха, в том числе с

кохлеарными имплантами в условиях образовательного учреждения, концепцию и модель воспитательной системы. Описанные нами условия нашли отражение при разработке указанных документов.

Проектирование и методическое обеспечение социально-развивающей деятельности нашло отражение в разработке методических продуктов: программы воспитательной работы «Мир вокруг нас»; программы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся воспитанников МБСКОУ школы-интерната № 10 «Я патриот своей страны»; программы по здоровь-есбережению «Если хочешь быть здоров»; программы по экологическому воспитанию «Экоколокол»; программы «Я, ты, он, она — вместе дружная страна»; авторской образовательной программы художественно-эстетического направления и др.

Внедрение института тьютора-та повлияло на рост уровня реализации функций педагогов и классных руководителей. В своей деятельности они стали применять различные формы коллективной,

групповой и индивидуальной работы с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей.

Создание консультационного центра обогатило формы работы с родителями. Результаты анкетирования родителей показали, что основная часть родителей принимает активное участие в воспитании детей, родители сотрудничают не только со своими детьми, но и с педагогами школы-интерната.

Мониторинг социализирован-ности воспитанников показал наличие положительных тенденций в динамике уровня социального становления личности по комплексу социальных показателей. Результатом работы воспитателей и педагогов дополнительного образования явилось участие воспитанников школы-интерната в международных, всероссийских, областных, районных и городских мероприятиях. Самоуправление в классах дало возможность учащимся раскрыть свои организаторские способности, почувствовать свою значимость.

4 Обсуждение (Discussion)

Представленный комплекс организационно-педагогических ус-

ловий социализации обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации поддержан представлениями о закономерностях развития обучающегося с нарушениями слуха и развивающей роли социально-образовательной среды. Можно утверждать, что организационные возможности существенно поддерживают инициативы педагогов в социализации обучающихся с нарушениями слуха в системно-организованной педагогической среде. При этом гибкость форм педагогической поддержки требует соответствующей квалификации, готовности педагогов осуществлять не только развивающие, но и консультационные и тьюторские функции. Возможно, требуется готовность администрации образовательных организаций оперативно поддерживать инновационные инициативы. Также остается открытым вопрос применимости данных условий в организациях различных типов и видов. Данные соображения могут являться предметом обсуждения.

5 Заключение (Conclusion)

Представленные условия социализации обучающихся с нару-36

шениями слуха (в том числе с кохлеарными имплантами) в образовательной организации описывают комплексное воздействие педагогически обоснованных форм, методов и средств, соотнесенных ресурсными возможностями образовательной организации. Реализация данных условий может усиливать возможности образовательной среды как педагогического пространства социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6 Благодарности (Acknowledgments)

Выражаем благодарность коллективу школы-интерната МБС(К)ОУ школы-интерната I-II видов № 10 г. Челябинск и ее директору А. В. Шаповаловой за сотрудничество и возможность апробации результатов исследования.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации, Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».

2. Олейникова Л. Т. Социализация старших подростков с нарушениями слуха // Известия ВГПУ. 2011. № 1. С.75-78.

3. Ярошевич Н. О. Социально-трудовая адаптация лиц с нарушениями слуха (на примере создания службы «Карьера» в специальной школе) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2002. - 143 c.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».

5. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб. : С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 286 с.

6. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.

7. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.

8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл: ЭКСМО, 2006. - 1134 с.

9. Новикова Л. И., Соколовский М. В. Воспитательное пространство как открытая система: Педагогика и синергетика // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 3-8.

10. Ясвин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. № 2. С. 16-22.

11. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 187-190.

12. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения: монография. Курган: Зауралье, 1997. 464 с.

13. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С.14-18.

14. M. Buterin MiciC Relationship between pupils' perception of the school as a caring community, school satisfaction and some aspects of quality of school life. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (1-3 July, 2019). Location: Palma, Spain. 2019. P. 7216-7223 (WoS). DOI: 10.21125 / edulearn.2019.17.1722

15. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. 224 с.

16. Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2009. - 569 с.

K. S. Burov1, N. I. Burova2

1ORCID No. 0000-0003-1625-5414 Docent, Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kos_chel@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-0584-809X Docent, Cand. of Sciences (Pedagogy), Assistant professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: nadin_chel@mail.ru

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH HEARING DISORDERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract

Introduction. In the light of updating the quality assurance of achieving personal results, as well as the emergence of a number of new problems, such as taking into account the individual characteristics of children, including those with cochlear implants, in the process of socialization, the potential of the educational environment that arises in the educational relations of subjects in the socialization of students with hearing impairments is substantiated. The purpose of the article is the development of organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization.

Materials and methods. The study is based on ideas about pedagogical conditions as a way of formalizing ideas about the applied theoretical con-

clusions; key ideas about the patterns of development of a student with disabilities; studies reflecting the capabilities of the environmental approach in the development of the student.

Results. Signs are revealed and the content of the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization is described.

Discussion. The flexibility of forms of pedagogical support is emphasized. This feature is the subject of discussion of the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization.

Conclusion. It is concluded that the presented conditions for the socialization of students with hearing impairments (including with cochlear implants) in an educational organization describe the complex impact of pedagogically sound forms, methods and tools, correlated with the resource capabilities of the educational organization.

Keywords: upbringing, socialization, organizational and pedagogical conditions, educational organization, students with hearing disorders, tutorate.

Highlights:

Scientific ideas and theories are presented that can serve as the basis for designing the organizational and pedagogical conditions for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization.

The organizational and pedagogical conditions of socialization of students with hearing impairments in an educational organization are characterized.

The results of testing these conditions as an option for their implementation in the conditions of a special (corrective) educational organization are presented.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal law of December 29, 2012 № 273-03)]. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 1 dek. 2012 g.; Odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo

Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dekabrya 2012 g. [Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 1 2012; Approved by the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 26, 2012]. Dostup iz setevogo izdaniya "Portal GARANT.RU (Garant.ru)" [Access from the online edition of "Portal GARANT.RU (Garant.ru)"]. (In Russian).

2. Olejnikova L.T. (2011) Socializaciya starshih podrostkov s narusheniyami sluha [Socialization of older teens with hearing impairment. Izvestiya VGPU. 1. 75-78. (In Russian).

3. YAroshevich N.O. (2002) Social'no-trudovaya adaptaciya lic s narusheniyami sluha (na primere sozdaniya sluzhby «Kar'era» v special'noj shkole) [Social and labor adaptation of persons with hearing impairment (On the example of creating the Career service in a special school)]. Dissertatsiya na soiskaniye uchonoy stepeni kandidata pedagogichekikh naukpo spetsial'nosti 13.00.03. Moscow. 143 p. (In Russian).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. [Federal state educational standard for primary general education for students with disabilities]. Dostup iz setevogo izdaniya "Portal GARANT.RU (Garant.ru) " [Access from the online edition of "Portal GARANT.RU (Garant.ru)"]. (In Russian).

5. Koroleva I.V. (2008) Razvitie sluha i rechi u gluhih detej rannego i doshkol'nogo vozrasta posle kohlearnoj implantacii [Development of hearing and speech in deaf children of early and preschool age after cochlear implantation]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskiy nauchno-issledovatel'skiy institut ukha, gorla, nosa i rechi. 286 p. (In Russian).

6. Volodin A.A., Bondarenko N.G. (2014) Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizacionno-pedagogicheskie usloviya» [Analysis of the concept of «Organizational and pedagogical conditions»]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2. 143-152. (In Russian).

7. YAkovlev E.V., YAkovleva N.O. (2010) Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical research: content and presentation of the results]. Chelyabinsk, Iszdatel'stvo Russko-Britanskogo Instituta Upravleniya. 317 p. (In Russian).

8. Vygotskij L.S. (2006) Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow. Smysl; EKSMO. 1134 p. (In Russian).

9. Novikova L.I., Sokolovskij M.V. (1998) Vospitatel'noe prostranstvo kak otkrytaya sistema: Pedagogika i sinergetika [Educational space as an open system: Pedagogy and synergetics]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1, 3-8. (In Russian).

10. YAsvin V.A. (2000) Psihologo-pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'noj sredy [Psychological and pedagogical design of the educational environment] Dopolnitel'noe obrazovanie. 2. 16-22. (In Russian).

11. Gushchina T.N. (2011) Pedagogicheskaya sushchnost' fenomena «Obrazovatel'naya sreda»: po materialam issledovaniya [The pedagogical essence of the phenomenon «Educational environment»: according to research]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 4. 187-190. (In Russian).

12. Serikov G.N. (1997) Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: aspects of system reflection]. Kurgan, Zaural'e. 464 p. (In Russian).

13. Tarasov S.V., Maron A.E. (2010) Innovacionnoe razvitie sistemy obrazovaniya na osnove metodologii sredovogo podhoda [Innovative development of the education system based on the methodology of the environmental approach]. CHelovek i obrazovanie. 3. 14-18. (In Russian).

14. Buterin M. Micic Relationship between pupils' perception of the school as a caring community, school satisfaction and some aspects of quality of school life. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (1-3 July, 2019). Location: Palma, Spain. 2019. P. 7216-7223 (WoS). DOI: 10.21125 / edulearn.2019.17.1722.

15. Zykov S. A. (1977) Metodika obucheniya gluhih detej yazyku [Methods of teaching deaf children the language]. Moscow. 224 p. (In Russian).

16. Zykova T.S., Hoteeva E.N. (2003) Social'no-bytovaya orientirovka v special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah I i II vida. [Social and everyday orientation in special (correctional) educational institutions of I and II types]. M. Gumanit. izd. centr «VLADOS». 200 p. (In Russian).

17. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. (2009). Moscow, INFRA-M. 569 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.