Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников'

Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
461
44
Поделиться
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / БАЗОВЫЕ / ПРОФИЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рамазанова Валентина Николаевна

В статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников современной общеобразовательной школы. Приводится характеристика организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность профильной подготовки.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников»

ШШШЖЖ № 1, 2010 ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. Н. Рамазанова (Мордовский республиканский институт

образования)

В статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников современной общеобразовательной школы. Приводится характеристика организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность профильной подготовки.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия; образовательное пространство и среда; профессиональное самоопределение; сетевой учебный план; базовые, профильные и элективные курсы; индивидуальный учебный план; ресурсный центр профильного обучения.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством РФ в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В ней ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [1].

В современной педагогической науке не обнаруживается однозначное толкование понятия профильного обучения. Однако на основе изучения литературы возникает объективная возможность выделить существенные его признаки.

Профилизацию школы сегодня следует представлять как вид дифференцированного обучения на старшей ступени получения учащимися общего образования. Основанием для этого могут быть различные критерии, приоритетными среди которых являются общие и специальные способности школьников, их индивидуально-физиологические особенности, потребности, мотивы, а также интерес к будущей профессии.

В общем виде профильное обучение рассматривается как одна из форм дифференцированной подготовки подрастающего поколения. В то же время оно выступает средством профессионального самоопределения, потому что содержа-

ние образования сегодня должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и соответствующий вид деятельности. В связи с этим в учебном плане профильной школы помимо общеобразовательных обязательно выделяется место для основных, дополнительных и прикладных профильных предметов.

Профильное обучение должно быть организовано на основе реализации лич-ностно ориентированного подхода. Именно он, по мнению отечественных психологов, призван обеспечивать развитие и саморазвитие личности исходя из выявления ее индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности — потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта [2]. Обозначенный подход в учебно-воспитательном процессе необходимо осуществлять с разных позиций — целей и задач современного образования, содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения, деятельности учителя и учащихся [3].

Следовательно, профильное обучение выступает как закономерный результат обогащения теории дифференцированного обучения в условиях парадигмы современного образования, основанного на личностно ориентированном подходе к подготовке учащихся в школе.

Возникает вопрос: как организовать учебно-воспитательный процесс в обще© Рамазанова В. Н., 2010

образовательной школе для оптимальной его профилизации? Считаем необходимым прежде всего создание соответствующих условий, приоритетными среди которых, несомненно, являются организационно-педагогические. В целом они имеют интегративный и двойственный характер. С одной стороны, это условия педагогические, необходимые для создания целенаправленного учебно-воспитательного процесса с использованием современных методик и образовательных технологий, обеспечивающих формирование личности с социально значимыми качествами. С другой — управленческие, связанные с планированием и соответствующей оценкой деятельности образовательного учреждения, созданием и поддержанием его оптимальной структуры, определением и исполнением функциональных обязанностей всеми участниками образовательного процесса.

На основе анализа литературы и опыта работы экспериментальных школ под нашим научным руководством в качестве организационно-педагогических условий профилизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе выделим такие объективные обстоятельства, без которых не представляется возможным полноценное его осуществление. К данным обстоятельствам мы относим создание профильно-ориентированного образовательного пространства с определенной совокупностью сред; реализацию сетевого учебного плана, позволяющего разрабатывать и использовать индивидуальные профильные образовательные программы; обновление программно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса; внесение коррективов в структуру материально-технической базы; разработку информационных материалов; поиск и использование дополнительных источников финансирования индивидуальных образовательных программ; подготовку и переподготовку педагогических кадров и вспомогательного персонала; модернизацию организационной структуры управления.

Создание профилъно-ориентиро-ванного образователъного простран-

ства с определенной совокупностъю сред. В педагогической литературе категория пространства для сферы образования только разрабатывается, поэтому в ней встречаются понятия пространства жизнедеятельности школьника, социокультурного пространства школы, образовательного пространства школьного учреждения и, наконец, профильно-ориентированного образовательного пространства. Считаем, что именно в последнем из них можно указать среды, в которых гарантированно реализуются потребности, интересы и способности школьников конкретного образовательного учреждения, составляющие общую среду, единое образовательное пространство. Оно предоставляет школьникам возможность свободно выбирать средства и формы профессионального самоопределения на основе предлагаемых альтернатив. Педагоги в этой ситуации получают возможность гибко изменять план своих действий по отношению к обучаемым, особенно в старшей школе. Следовательно, профильно-ориентированное образовательное пространство — это разнообразные среды школьного бытия, оказывающие влияние на реализацию индивидуальных особенностей детей, включая интерес к выбранной профессии для последующей успешной адаптации в социокультурных условиях современной России. Как показал эксперимент, для организации эффективного профильноориентированного пространства школы большое значение имеет согласованное функционирование следующей совокупности сред — школьной образовательной, коммуникативной, социокультурной, творческой, здоровьесберегающей, информационной, природной и социоприрод-ной, сетевого взаимодействия учреждений образования, взаимодействия с родителями. «Пребывание» обучающегося во всех средах дает возможность с наибольшей вероятностью решать проблемы его общеобразовательной и, особенно, профессионально-ориентированной подготовки.

Реализация сетевого учебного плана, позволяющего разрабатыгватъ и исполъзоватъ индивидуалъныге про-

филъныге образователъныге програм-мыы. Условие является одним из приоритетных, ибо способствует оптимальному функционированию школьной образовательной среды, которое во многом обусловлено использованием в учебно-воспитательном процессе соответствующих учебных планов. На их основе учащиеся получают возможность осознанно выбирать для изучения базовые, профильные учебные предметы, элективные курсы, очную, очно-заочную, дистанционную формы обучения, а общеобразовательная школа может интегрироваться в муниципальную образовательную сеть, т. е. вступить в своеобразную кооперацию с другими учреждениями общего, дополнительного и профессионального образования.

Содержание профильного обучения призваны обеспечивать базовые, профильные и элективные курсы. Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся, составляют инвариантную часть профильного учебного плана. Профильные предметы могут быть представлены как углубленными курсами для любого предмета учебного плана, так и специальными профильными курсами, не предусмотренными им. Элективные курсы выступают компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ и призваны дополнять и развивать возможности базовых и профильных предметов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников, способствуя профильной дифференциации образования. В качестве основных требований к программам элективных курсов выдвигаются профессионально-и практико-ориентированные подходы. Количество элективных курсов должно значительно превышать запросы старшеклассников. Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, каждый учащийся получает воз-

можность формировать свой индивидуальный учебный план.

В условиях преобладающего количества малочисленных средних школ, как показывает эксперимент, реализация индивидуальных учебных планов наиболее эффективна в рамках сетевой ресурсной модели организации профильного обучения. Такая модель на протяжении последних трех лет успешно функционирует на базе Муниципального образовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 4». Специально организованный Ресурсный центр профильного обучения в качестве участников сетевого взаимодействия объединяет школы № 1; 3; 6 г. Ковылкино, Гуменскую, Примокшан-скую, Парапинскую, Вечкининскую и Ко-челаевскую сельские школы. Он представляет собой комплекс школ, интегрированных в единую образовательную систему. Каждое общеобразовательное учреждение ресурсного центра обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (элективных курсов), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей.

Основную работу по организации профильной подготовки школьников выполняет Ресурсный центр. Около 80 старшеклассников два раза в неделю на его базе изучают предметы профильного уровня и часть элективных курсов, изучение которых не представляется возможным в условиях школ. Центр рассматривается нами как профильно-ориентированное образовательное пространство адаптивного типа, ибо имеет все названные выше среды, способствующие реализации принципа профилизации общего образования на основе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Именно Ресурсный центр способен обеспечить получение участниками образовательного процесса определенного спектра образовательных услуг, связанных с самостоятельным, осознанным выбором обучающимися профильных и элективных учебных предметов.

Предлагаемые Ресурсным центром образовательные услуги включают разработку индивидуального учебного профильного плана школьника. В его структуре обязательно выделяются базовые, профильные предметы, элективные курсы, профессиональная сфера, образовательный маршрут (основной и запасной), возможности трудоустройства после окончания соответствующего учебного заведения.

Вместе с тем построение индивидуальной образовательной траектории возможно также на основе использования другой модели — внутришкольной. В общеобразовательном учреждении, в основу деятельности которого положена эта модель, обозначенная траектория успешно реализуется за счет увеличения количества элективных курсов. Роль сетевых элементов в этом случае выполняют временные внутриклассные и меж-классные учебные группы.

Данная модель в экспериментальном порядке апробируется на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей № 1» Чамзинского муниципального района. В форме классно-урочной системы в нем изучаются предметы инвариантной части школьного учебного плана. Одновременно усвоение профильных и элективных курсов происходит в малых учебных группах, которые формируются на базе как одного класса, так и параллели в целом. Именно этим задается гибкость профиля.

В такой ситуации старшеклассники получают возможность принимать участие в составлении собственной профильной образовательной программы. Для этого в лицее уже с 9 класса учащиеся в рамках специального курса осваивают азы разработки индивидуального учебного плана и первичного обозначения индивидуальной образовательной траектории. Для них проводятся психологические тренинги, тьюторские консультации, способствующие формированию представлений о профессиях, путях «движения» к ним при «погружении» в ситуации ответственности выбора и самоопределения. Большое значение в фор-

мировании профессиональных перспектив имеет психолого-педагогическая диагностика девятиклассников, позволяющая педагогам составить представление об уровне сформированности их профессиональных интересов, потребностей и мотивов. На основе полученных результатов возникает объективная возможность распределять школьников по профильным группам, а также формировать классы универсального обучения.

Обе представленные модели обладают достаточной степенью гибкости по отношению к перевыбору учащимися профиля. В таком случае для каждого из них выстраиваются новая образовательная программа и, следовательно, индивидуальная траектория подготовки с определением и изучением соответствующих профильных предметов и элективных курсов в «усиленном» режиме для получения желаемой профессии.

Обновление программно-методического сопровождения учебно-воспи-тателъного процесса. Как показал эксперимент, данное условие может быть успешно реализовано по нескольким направлениям. К приоритетным относятся те, которые обеспечивают реализацию образовательной программы на основе соблюдения определенных принципов, а именно: открытости, динамичности, фундаментальности, актуальности, личностной и деятельностной направленностей. Они позволяют корректировать профильные учебные планы с гибкой системой профилей для старшеклассников. В контексте сказанного важным является создание программно-методического обеспечения проектной, исследовательской деятельности обучающихся и учебных практик.

На базе обеих экспериментальных площадок учителя-предметники также с успехом внедрили в учебно-воспитательный процесс несколько авторских программ, прошедших квалифицированную экспертизу Совета при Министерстве образования РМ, непосредственно связанных с усилением профильной направленности обучения школьников.

Внесение коррективов в структуру материалъно-технической базы.

111!111Й1И1!Ш № 1,

Реализация обозначенного условия обеспечивает повышение эффективности изучения индивидуальных образовательных программ учащимися, координацию действий учащихся и педагогов, педагогов и руководителей органов управления образованием. В рамках функционирования обеих моделей профильного обучения в образовательных учреждениях обязательно следует обновить учебное оборудование до уровня требований государственного образовательного стандарта. В первую очередь это относится к кабинетам, в которых изучаются профильные предметы. Важно подчеркнуть, что для функционирования сетевой модели особую значимость имеет наличие транспортных средств и безопасных условий подвоза школьников к образовательным учреждениям.

Разработка информационные материалов. Реализация данного условия связывается со сбором, накоплением, использованием, хранением и распространением информации в образовательных учреждениях и за их пределами. Каждое из них должно иметь информацию о рынке потребностей региона в кадрах, профессиональных вакансиях, учебных заведениях, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, а также о мобильности рабочей силы. Чрезвычайно важным является создание банка нормативно-правовой и научно-методической документации по профильному обучению и предпрофильной подготовке, а также банка данных о реализуемых профильных образовательных программах в образовательных учреждениях региона.

Поиск и исполъзование дополни-телъныгх источников финансирования индивиду алъныгх образователъныгх

программ. Условие связано с четкими расчетами потребностей образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам. Необходима выверенная и обоснованная схема финансирования основных расходов по введению профильного обучения с учетом возможностей бюджета и внебюджетных средств.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров и вспомогательного персонала. Как показал эксперимент, педагогов важно обучить определенным способам деятельности, прямо связанным с профильной подготовкой старшеклассников, и в частности проектированию образовательного процесса на основе реализации личностно ориентированного подхода, который обеспечивает максимальную индивидуализацию обучения школьников.

Повышение квалификации педагогических кадров для работы в системе профильного обучения целесообразно осуществлять в двух основных формах — индивидуальной и корпоративной. Первая из них предполагает адресную подготовку специалистов органов управления образованием, руководителей и методистов муниципальных методических служб, руководителей, учителей-предметников, классных руководителей конкретных образовательных учреждений как в очной, так и в дистанционной формах обучения. В основе корпоративного повышения квалификации лежат такие методы работы, как проведение проблемных семинаров, конференций, групповых консультаций, целевых курсов для школьных коллективов или для отдельных районных предметных методических объединений.

Модернизация организационной структуры управления. Реализация данного условия связана с созданием системы управления профильным обучением. В первую очередь это касается нормативно-правового обеспечения управления процессами введения и распространения профильного обучения, ибо основной объем деятельности по данному направлению приходится на муниципальные и школьные правовые акты. Система управления в обеих экспериментальных моделях характеризуется организационной структурой адаптивного типа. Ее составными элементами являются временные творческие группы, создаваемые на разных этапах для решения определенных проблем.

С учетом особенностей ресурсной сетевой модели администрацией Ковыл-

кинского муниципального района разработаны программы «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ковыл-кинского муниципального района на 2007—2010 годы» и «Введение системы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ковылкинского муниципального района на 2007—2011 годы». Эти документы позволили усовершенствовать структуру системы управления Ресурсным центром, которая строится на принципах коллегиальности, сотрудничества, социального партнерства руководителей школ, педагогов, учащихся, их родителей и общественности. Непосредственное управление сетевым взаимодействием возложено на муниципальный Координационный совет профильного обучения, созданный при администрации района.

Рассмотренные организационно-педагогические условия, как показывает их экспериментальная отработка, действительно способствуют практической индивидуализации образовательного процесса в рамках сетевой и внутришколь-ной моделей организации профильного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестн. образования. — 2002. — № 5. — С. 3—95.

2. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1976. — 304 с.

3. Немова, Н. В. Профильное обучение: актуальные вопросы и ответы : метод. пособие для рук. школ / Н. В. Немова. — М. : АПК и ПРО, 2004. — 76 с.

Поступила 22.01.10.

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

С. В. Кахнович (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматривается изобразительная грамотность как средство самовыражения дошкольников в художественно-творческой деятельности. Исследуются возможности разных видов искусства на занятиях изобразительной деятельностью.

Ключевые слова: интеграция разных видов искусства; эстетическое и нравственное воспитание; культура межличностных отношений детей раннего и дошкольного возрастов; изобразительная грамотность; художественно-творческая деятельность.

В условиях модернизации российско- зительной деятельности дошкольников

го образования и его обновления с це- способствует более основательному из-

лью повышения качества образователь- учению той или иной темы. По законам

ных услуг особую актуальность приоб- синергетики (И. Пригожин, Г. Хакен,

ретают вопросы интеграции. Причем У. Р. Эшби) мышление детей охватыва-

интеграционные процессы должны за- ет информацию с помощью различных

трагивать не только сферы общего и про- процессов восприятия на основе органов

фессионального образования, но и до- чувств — зрения, слуха, осязания, кине-

школьную педагогику. Интеграция раз- стетических ощущений. Учебная инфор-

ных видов искусства в процесс изобра- мация усваивается детьми наиболее

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование начал изобразительной грамотности у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)» (№ 07-06-00652а).

© Кахнович С. В., 2010