УДК 14.33
Л.Г.Богданова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях среднего профессионального образования.
Преобразования, происходящие в России, в том числе в системе профессионального образования, с особой остротой поставили вопрос о необходимости повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования, чтобы они могли формировать из студентов людей творческих, активных, глубоко образованных, профессионально компетентных.
Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональное педагогическое образование, педагогические условия, повышение квалификации, ресурсные образовательные центры.
L.G.Bogdanova organizational and pedagogikal conditions of realization of federal state educational
STANDARDS IN COLLEGE OF EDUCATION
The article describes the organizational and pedagogical conditions for successful implementation of federal state educational standards in secondary vocational education.
Changes taking place in Russia, including in vocational education, with special urgency necessitated training of teachers of secondary vocational education, so that they can build from students creative people, active, deeply educated and professionally competent.
Keywords: educational standard, professional teacher education, pedagogical conditions, training, resource learning centers.
Кардинальные изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI веков, сложные задачи, стоящие перед образованием, требуют пересмотра взглядов на подготовку будущих педагогов -учителей начальных классов и на процесс их профессионального становления в новых условиях.
Профессиональный рост педагога во многом зависит от уровня его активности: чем выше ее уровень, тем выше ступень профессионального развития педагога, выше уровень актуализации методологической компетенции, выше уровень превращения процесса профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, процесса развития - в саморазвитие [4].
Современному педагогическому профессиональному образованию необходимо изменение системы профессионального обучения, обеспечивающее организацию целенаправленного педагогического влияния на формирование личности студента в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Эффективность образовательного процесса в образовательном учреждении зависит от разработки и выполнения организационно-педаго-гических условий, соответствующих новым требованиям, предполагающих реализацию теории и практики профессиональной подготовки, направленную на формирование профессиональных компетенций с учетом закономерности учебно-производственной деятельности и модернизации системы обучения.
В педагогической науке условия трактуются как направленное воздействие на изучаемое явление, что предполагает исследование внутренних характеристик моделируемого феномена, факторов, обстоятельств, всей совокупности взаимосвязанных мер, от которых зависит эффективность его функционирования, а также формирование субъектных свойств личности, определяющих персональное развитие, саморазвитие, профессионально-личностное становление индивида (В.ИАндреев, А.С.Белкин, Ю.К.Бабанский, Е.А.Ганин др.).
Согласно ВААнисимовой, педагогические условия - это «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств обучения и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных проблем, составляющих содержание профессиональной подготовки» [1].
В профессиональной подготовке под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность факторов, норм и правил, обеспечивающих оптимальное функционирование педагогического процесса в целом или его отдельных компонентов.
Актуальная проблема разработки организационно-педагогических условий подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования формирует следующие цели:
- изменение требований к профессиональной подготовке будущих педагогов в современных экономических условиях, определяющее изменения организации профессионального обучения;
- рациональное использование потенциала обучающихся в процессе профессиональной подготовки, способствующее более качественному освоению профессии;
- профессиональное обучение, обеспечивающее подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда [5].
Работа по внедрению ФГОС нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования требует выполнения определенных действий организационного и содержательного характера. Рассмотрим каждый из этапов подробно.
Первый этап - подготовительный. На данном этапе в образовательном учреждении организуется изучение ФГОС, проводится сравнительный анализ стандартов второго и третьего поколений, определяется готовность образовательного учреждения к внедрению ФГОС - состояние внутренней и внешней среды образовательного учреждения, корректируются направления деятельности, разрабатывается и утверждается план подготовки учебного заведения к реализации новых стандартов. Руководителю образовательного учреждения необходимо пересмотреть и если необходимо корректировать систему управления, изменить принцип формирования цикловых комиссий как творческие (проектные) группы в связи с модульностью обучения, создать службы сопровождения образовательного процесса.
Второй этап - основной. На основном этапе образовательное учреждение параллельно реализует несколько направлений:
- научно-методическое. По мнению Г.В.Мухаметзяновой, научно-методическое обеспечение» -это создание необходимых условий для функционирования, развития, формирования, становления тех или иных объектов, структур, процессов и т.п., например, нормативных, научных, методических, социально-психологических. Научное обеспечение рассматривается как совокупность результатов научных исследований по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Научно-методичес-кое обеспечение как процесс поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования [2].
В рамках научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС нового поколения образовательному учреждению необходимо разработать методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) среднего профессионального образования, учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Важнейшим направлением научно-методического обеспечения вариативной составляющей ОПОП СПО является:
- разработка нормативных, регламентирующих и инструктивных документов;
- разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества освоения вариативной составляющей ОПОП СПО;
- экспертиза основных профессиональных образовательных программ учреждения среднего профессионального образования.
Данное направление предполагает индивидуальное изучение преподавателями содержания новых образовательных стандартов, макетов ОПОП, учебных дисциплин и профессиональных модулей, разработку учебно-методических комплексов, организацию работы по подбору современных образовательных технологий, методов и способов обучения (фокус - группа, кейс -метод, мастер - класс, метод проекта и др.), а также внедрение практико-ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др.
Большое значение на данном этапе имеет деятельность по расширению круга социальных партнеров: включение в программу развития социального партнерства совместных действий с работодателями по исследованию количественных и качественных характеристик рынка труда, разработке ОПОП и фонда оценочных средств для итоговой аттестации выпускников, создание базы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, составлению программ учебной и производственной практик и их реализации, проведению промежуточной и итоговой аттестации.
- учебно-методическое обеспечение учебного процесса, обновление и пополнение библиотечного фонда образовательных учреждений учебниками и пособиями нового поколения, электронными учебниками, Интернет- ресурсами, т.е. совершенствование информационного ресурса через создание информационно-образовательной среды.
- повышение квалификации педагогических работников. Данное направление является одним из ключевых в подготовке к переходу на новые ФГОС, так как введение в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения как крупной системной инновации, требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса. От руководителей - способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса; повышения ответственности за условия и качество реализации основных профессиональных образовательных программ; выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнёрами.
Проблема повышения профессиональной компетенции учителя, подготовка кадров к разработке и реализации программ на основе ФГОС нового поколения, применение эффективных методов и форм работы с педагогическими кадрами на этапе введения ФГОС особенно актуальна. При этом отметим основные затруднения педагогических работников:
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системнодеятельностного подхода;
- устаревшая методика проведения уроков и занятий, традиционный подход руководителей образовательных учреждений к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности преподавателя;
- отсутствие у руководителей образовательных учреждений и педагогических работников готовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Сегодня современный педагог должен быть готов встретить каждую профессиональную ситуацию и быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда. В связи с этим отметим новые задачи системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС:
- диверсификация форм повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС;
- разработка и реализация системы нормативно-методического сопровождения введения
ФГОС;
- проектирование нового содержания повышения квалификации в контексте требований
ФГОС;
- усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования.
Существующая традиционная модель системы повышения квалификации педагогических работников зачастую оказывается недостаточно мобильной, поэтому возникает необходимость формирования новой организации повышения квалификации, которая создаст необходимую основу для позитивных перемен в сфере подготовки специалистов для системы образования.
Обучение в течение всей жизни является сегодня необходимой и значимой тенденцией современных образовательных систем. При этом развитие профессиональной компетентности специалиста является особенно важным направлением в непрерывном образовании человека.
Накопительная система повышения квалификации представляет собой систему учета общего времени обучения слушателей через различные виды повышения квалификации (лекции, дистанционное обучение, курсы инновационного проектирования, тренинги, мастер-классы, круглые столы, стажировки, конкурсное движение и др.) по одной или нескольким программам и вводится с целью создания условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, позволяет самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей (согласованных с потребностями образовательного учреждения, в котором он работает) и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки его прохождения.
Одним из инновационных направлений развития профессионального образования последнего десятилетия стало создание ресурсных центров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Ресурсный центр - учреждение, обладающее полным комплексом образовательных, кадровых, информационных и технических ресурсов для качественной реализации образовательного стандарта, переподготовки педагогов, эффективного сетевого взаимодействия.
Одна из основных целей создания ресурсных центров - обеспечить реальное взаимодействие
работодателей и системы профобразования. Основные задачи ресурсного центра:
- внедрение в образовательную систему инноваций по направлению заявленной деятельности;
- создание инфраструктуры по оказанию высококачественных образовательных услуг для различных категорий слушателей;
- оказание методической поддержки в соответствии с заявленной компетенцией образовательным учреждениям, осуществляющим модернизацию образовательного процесса.
Ресурсные образовательные центры возникли как механизм усиления сетевого
взаимодействия в образовательных системах различного территориального уровня, как звено образовательной системы, позволяющее повысить ее вариативность, гибкость, экономичность. Системообразующей целью в деятельности ресурсных центров образовательных учреждений является оказание помощи педагогам в становлении и поддержании их профессиональной зрелости путем включения в инновационную деятельность.
Таким образом, анализ перемен, происходящих в сфере образования, позволяет выделить некоторые тенденции изменений в характере и содержании деятельности преподавателя:
1. Повышение требований к фундаментальности содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя, к сформированности его установок на постоянное
совершенствование своих знаний.
2. Изменение методологических подходов преподавателя к организации всего учебновоспитательного процесса.
3. Повышение значимости творческой, поисковой деятельности преподавателя,
преобразующую существующие инновации в индивидуальную педагогическую систему своего труда.
4. Повышение ценностно-смысловой и ценностно-мотивационной доминанты преподавателя на постоянное совершенствование своей квалификации и профессионального мастерства как профессионала социально интегрированного типа, призванного формировать личность обучаемого в рамках широкого поля его будущей профессионально-трудовой и социальнообщественной деятельности.
Таким образом, педагогическая деятельность по своему предназначению является сложной, многогранной, многоаспектной, социально значимой сферой профессионального труда и требует фундаментальной, разносторонней и специально ориентированной подготовки.
Литература
1. Анисимова В.А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие. Челябинск, 2009.
2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография; под научной редакцией академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань:Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
3. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю. и др. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы; под редакцией академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
4. Мелехин В.А., Баранова Т.В. Талзи С.С. К вопросу об исследовании профессиональной деятельности учителей начальной школы и формирования их ценностно-смысловой ориентации в инновационных условиях Статья в сборнике научных статей Третьей Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика»., Санкт-Петербург. -2010. - с.180-186.
5. Полякова Е.А Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования / / Среднее профессиональное образование // №1. - 2011, С. 14-16.