Инновации и технологии современного образования
УДК/uDC 378.147 Л. А. Сайтбагина
Lydiya Saitbagina
организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности студентов вуза
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF RESEARCH ACTIVITY DEVELOPMENT OF uNIVERSITY STuDENTS
Актуальность развития исследовательской деятельности студентов вуза обусловлена потребностью общества в подготовке специалистов, способных нестандартно и творчески мыслить. Цель статьи заключается в обосновании условий развития исследовательской деятельности у студентов вуза. Автор конкретизирует новое понятие проблемно-концентрированного обучения.
The urgency of research activity development of university students determines the society's needs to prepare specialists with the independent way of thinking. The purpose of this article is to substantiate conditions of the research activity development of students. The following theoretical methods are used in this article: analysis, synthesis, abstraction, specification, comparison, and generalization. The organizational and pedagogical conditions of research activity of students are suggested in the article. A new concept of problem-concentrated training is introduced in this article too.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, студенты вуза, условия развития, рефлексивное управление, проблемно-концентрированное обучение.
Keywords: research activity, university students, developing conditions, problem-concentrated training.
В условиях переориентации системы высшего образования от знаниевой парадигмы к развитию творческой личности происходит смена ценностей, целей, содержания обучения, становится приоритетной ориентация образовательной деятельности на развитие творческого потенциала личности, на ее саморазвитие. Тезис о том, что исследовательская деятельность творческая приводится во многих исследованиях. В рамках данной статьи ограничимся лишь некоторыми авторитетными мнениями [2; 11].
Природа творчества раскрывается в теории Я. А. Пономарева, где творчество вы-
ступает как механизм развития, поэтому в явлении развития всякий раз проявляется творчество [13]. При акмеологическом подходе, используемом нами, развитие осуществляется с выходом на личностный уровень, обусловливающим поиск индивидуальных факторов самореализации и самоэффективности [5]. Эффективность данного подхода нами связывается с созданием условий творческой самореализации в исследовательской деятельности. В исследованиях В. И. Андреева подчеркивается, что проблемное обучение значительно повышает результативность развития творческих и исследовательских способностей, а также знаний, умений и других качеств личности обучающихся [3]. Выделение этих положений имеет принципиальное значение для нашего исследования, так как развитие исследовательской деятельности студентов рассматривается нами в контексте целенаправленного, прогрессивного, восходящего творческого развития на основе поэтапно усложняющейся проблематизации содержания.
Тем не менее, возможности проблемного обучения недостаточно раскрыты для его реализации в образовательной практике высшей школы; недостаточно обоснованы организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности студентов вуза, позволяющие реализовать обучение на проблемной основе. Анализ проблемы развития исследовательской деятельности студентов показал, что в процессе обучения часто используются лишь элементы проблематизации содержания обучения.
По мнению автора, развитие исследовательской деятельности студентов вуза будет результативным в условиях проблемно-концентрированного обучения. Под условиями развития исследовательской деятельности студентов мы подразумеваем организационно-педагогические условия — концентрацию обучения, рефлексивное соуправление, проб-
лематизированное содержание обучения — как совокупность обстоятельств, максимально способствующих эффективному обучению, достижению поставленных целей, получению желаемого результата при рациональном использовании сил и средств. Обозначенные нами условия определяют нелинейность и гибкость процесса развития исследовательской деятельности студентов.
Рассмотрим каждое из предлагаемых нами условий исходя из теоретического анализа.
Само по себе концентрированное обучение не является новой технологией для педагогики вообще и профессиональной педагогики в частности. Идея концентрированного обучения, вызывающая в последние годы повышенный интерес педагогов-исследователей и практиков, находит свое применение на различных ступенях образовательной системы. О чем свидетельствуют многочисленные научные труды Г И. Ибрагимова и его учеников. Опыт применения концентрированного обучения в вузе в достаточной степени обоснован и позволяет ее использование в условиях вуза [4; 7]. Отметим также, что ранее концентрированное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, не рассматривалось с позиции развития исследовательской деятельности студентов вуза. Однако отмечались широкие возможности ее применения на различных ступенях образования и в различных условиях [12].
На наш взгляд, в традиционной технологии недостаточно учтен личностный аспект (развитие личности в процессе обучения, раскрытие творческого потенциала). Традиционная технология концентрированного обучения в большей степени направлена на знаниевое образование, результатом которого является углубленное и прочное усвоение обучающимися большего количества информации. В зависимости от информации, подлежащей усвоению, меняются формы ее предъявления. Используются элементы проблемного обучения, когда это необходимо для усвоения большего количества информации.
Исследовательская деятельность студентов рассматривается нами как особая форма творческой деятельности, позволяющая реализовать идеи самоактуализации и творческого саморазвития личности. Под творческой саморазвивающейся личностью В. И. Андреев понимает «личность, ориентированную на творчество в деятельности на основе самоактуализации все более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых
происходит творческое позитивное изменение самопроцессов и самоспособностей, среди которых системообразующими являются самоактуализация, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация» [3, с. 207]. В. И. Андреев считает, что постепенно усложняющаяся проблематизация содержания, реализуемая на пределе возможностей и способностей студентов, повышает эффективность развития их творческих и исследовательских способностей, знаний, умений и других качеств личности студентов [3, с. 170], что также научно обосновано в работах Л. А. Шипилиной [15].
Создание личностной проблемной ситуации и рефлексивный характер ее разрешения—одни из важных условий развития исследовательской деятельности, отмечает М. М. Амрено-ва [1]. А. А. Деркач раскрывает представление о рефлексии, отмечая, что основной сферой ее применения является проблема, или кризисная ситуация [5, с. 99]. Исследователями выделяется ряд общих условий для «запуска» рефлексивных процессов при разрешении проблемной ситуации: новизна познаваемой ситуации, сосредоточение внимания, обнаружение рассогласований в собственной деятельности, выделение достаточного времени для решения проблемы [11]. И. А. Зимняя утверждает, что проблемная ситуация побуждает человека к исследовательской активности через необходимость выбора, снятие оценки и временных ограничений [6]. Основная идея концентрированного обучения заключается в системе организации обучения, максимально сближающей учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия, — отмечает И. Э. Вильданов [4]. Соглашаясь с исследователями и считая концентрацию внимания и выделение достаточного количества времени важными условиями в разрешении проблемной ситуации, мы обращаемся к технологии концентрированного обучения и берем ее за основу в части организации учебного процесса. Учебный процесс организован по второй модели концентрированного обучения, предложенной Г И. Ибрагимовым, в соответствии с известными рекомендациями для вузовского образования, так как это не нарушает целостности процесса познания, обеспечивает психологический комфорт и в отличие от традиционной организации дает преимущество во времени [4; 7], что является необходимым условием для реализации проблемного подхода к обучению.
Инновации и технологии современного образования
Следующим условием развития исследовательской деятельности студентов является рефлексивное соуправление. Интегративно-развивающий подход, используемый нами на технологическом уровне, дает возможность представить процесс обучения не только с точки зрения целостности и общей теории управления, но и с точки зрения рефлексивного управления, чтобы понять глубину взаимодействия преподавателя и студента, вскрыть развивающий эффект управления [15, с. 313]. Для выявления специфики рефлексивного со-управления остановимся на рассмотрении понятия «рефлексивное управление».
Рефлексивное управление реализует гуманистическую стратегию взаимодействия участников процесса обучения в ходе решения проблемных ситуаций на основе творческого диалога преподавателя и студентов. С позиции Т. М. Давыденко и Т. И. Шамовой, рефлексивное управление является условием субъектной позиции управляемых в ходе взаимодействия с управляющим и развития у них способности к самоуправлению своей деятельностью [14].
Понимание рефлексивного управления с этой точки зрения открывает возможность включения студентов в содеятельность с учетом развитости способности к самоуправлению, одновременно способствуя развитию личности и деятельности. Рефлексивное управление предполагает целенаправленное, гибкое взаимодействие преподавателя и студентов, личностно равноправные отношения в сотрудничестве (Е. В. Игнатьева) [8].
Исходя из логики рефлексивного управления, мы можем заключить, что сотрудничество есть соуправление процессом взаимодействия субъектов образовательного процесса. Понятие «соуправление» определяется в психолого-педагогических исследованиях как процесс организационно-управленческих отношений, обеспечивающих развитие образовательной деятельности, на основе принципов добровольности и партнерства [10]. За счет включения студентов в совместную деятельность и делегирования им части полномочий создаются оптимальные условия для творческой самоакуализации и саморазвития студентов (В. Г Новиков) [10]. А. В. Карпов определяет рефлексию как психическое свойство, уникально присущее лишь человеку, и одновременно как состояние осознания чего-либо [9]. Именно включение рефлексивных процессов активизирует личностную позицию исследователя в отношении собственной деятельности.
Опираясь на эти положения, считаем, что рефлексивное соуправление соединяет в себе принцип сотрудничества и осознание своего «Я» в процессе взаимодействия, осознание возможностей своего «Я» в соответствии с исследовательской деятельностью, соотнесение своего «Я» с идеальным образом «Я — исследователь». Рефлексивное соуправление рассматривает успех с позиции самовыражения студентов в творческой исследовательской деятельности и с позиции удовлетворения потребностей личности через самовыражение. Рефлексивное соуправление оказывает влияние как на эффективность процесса управления, так и на развитие личности и деятельности в целом. Из этого следует, что рефлексивное соуправление отражает характер взаимодействия субъектов процесса обучения при реализации проблематизированного содержания обучения.
Таким образом, теоретический анализ дает основание считать концентрацию обучения, рефлексивное соуправление и проблема-тизацию содержания обучения обоснованными условиями в развитии исследовательской деятельности студентов. Организационными условиями выступают концентрация обучения и рефлексивное соуправление, педагогическое условие — проблематизированное содержание обучения.
Мы дополняем концепцию концентрированного обучения идеей о необходимости проблематизации содержания обучения в развитии исследовательской деятельности студентов вуза и поэтому вводим понятие проблемно-концентрированное обучение, которое рассматривается как тип развивающего обучения, основанный на поэтапно усложняющейся проблематизации и интеграции в обучении, осуществляемый в рефлексивном соуправлении субъектов процесса обучения и концентрации во времени, результатом которого является прогрессивное, восходящее творческое саморазвитие студентов.
1. Амренова М. М. Проблемно-ориентированное управление развитием исследовательской деятельности педагога средней профессиональной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2007. — 22 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
3. Андреев В. И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования). — Казань : Центр инновационных технологий, 2013. — 296 с.
4. Вильданов И. Э. Организационно-педагогические условия сочетания концентрированной и традиционной систем обучения в техническом вузе (На примере изучения специальных дисциплин) : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2005. - 194 c. - URL: http//www.rsl.ru.
5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М., 2004. — 752 с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
7. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. — Казань, 2010. — 364 с.
8. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе : мо-ногр. — СПб. : ЛЕМА, 2012. — 300 с.
9. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 45-57.
10. Новиков В. Г. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении // Регионология — 2008. — № 4. — URL: http://negionsan.nu/node/194.
11. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. — М.: Прометей, МПГУ, 2006. — 224 с.
12. Остапенко А. А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. — Краснодар, 1998. — 76 с.
13. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.
14. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Педагогический поиск, 2001. — 384 с.
15. Шипилина Л. А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. — Омск, 1998. — 492 c. — URL: http//www.nsl.nu.
УДК/UDC 378.147
А. А. Андреенков, А. А. Дементьев Andrey Andreyenkov, Alexandr Dementyev
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
USING OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDING TECHNICAL DISCIPLINES
В статье предлагается преподавательский опыт использования информационных технологий для улучшения усвоения и закрепления материала самостоятельной работы студентов при изучении прикладных аспектов теплофизики.
The article presents the teaching experience of using information technologies to improve learning of materials in the process of students' self-study over the applied aspects of Heat-Physics.
Ключевые слова: самоконтроль знаний, информационные технологии, виртуальные работы, самостоятельная работа, компьютерная программа, техническая дисциплина, теплофизика, критериальный метод.
Keywords: self-testing of knowledge, information technology, virtual works, self-guided work, computer program, technical discipline, heat-physics, criterion method.
О том, что получение высшего образования развивает системное мышление и способность оперировать большими объемами информации, структурировать и анализировать
информацию, сказано достаточно. Большинство экспертов сходится во мнении, что для предстоящего перехода в постиндустриальное общество не менее 40-50 % населения должны быть с высшим образованием, поэтому его получение является объективной необходимостью для прогрессивного развития общества.
Высшее образование неотъемлемо от понятия «социальный лифт», интенсифицировать движение которого для большинства граждан России возможно посредством подтверждающего получение высшего образования документа. Подчас обретение последнего становится самодостаточной целью и доминирующим мотивом, подменяя собой собственно «получение высшего образования». Именно в период взросления человек начинает осознанно стремиться к образованию, задумываясь над тем, как этого добиться эффективнее, полнее понимает свою роль и степень ответственности за происходящее и способен прогнозировать ближайшие последствия. Таким образом, при побудительных причинах имеют место сознательные действия при непреложном принципе свободы личностного волеизъявления.