Научная статья на тему 'Творческие соревнования студентов как способ развития интересов личности'

Творческие соревнования студентов как способ развития интересов личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательная деятельность / развитие личности / научноисследовательская активность / творчество / соревнование / education / educational activities / personal development / research activity / creativity / competition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Нина Алексеевна, Ога Раиса Кадыровна

В статье рассматривается аспект творческих соревнований студентов как сфера интересов личности в системе вуза. Определены цели и задачи творческих соревнований студентов, методы и средства развития личности. Авторами показаны возможности специфических форм творчества, пробуждающих дух соревнований между студентами вуза, служащих развитию интересов личности. Предлагаемый авторами алгоритм развития творческой научно-исследовательской активности студентов обеспечивает результативность образовательной деятельности и способствует личностному становлению выпускника вуза. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных организаций, занимающихся вопросом личностного развития и воспитания студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETITION STUDENTS AS A WAY OF INTERESTS OF PERSONALITY

The article discusses the creative aspect of the competition the students as the scope of the individual's interests in the university. The aims and objectives of the creative competition students, methods and means of personal development. The authors have shown the possibility of specific forms of creativity, awakening the spirit of competition between students of high school, serving the interests of the development of personality. The proposed algorithm authors of creative research activity provides students the impact of educational activities and contributes to personal formation graduates. This article is intended for educators, researchers, heads of educational organizations involved in with personal development and education of students of the university.

Текст научной работы на тему «Творческие соревнования студентов как способ развития интересов личности»

УДК 377:378

ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ

Н.А. Николаева, Р.К. Ога

Аннотация: В статье рассматривается аспект творческих соревнований студентов как сфера интересов личности в системе вуза. Определены цели и задачи творческих соревнований студентов, методы и средства развития личности. Авторами показаны возможности специфических форм творчества, пробуждающих дух соревнований между студентами вуза, служащих развитию интересов личности. Предлагаемый авторами алгоритм развития творческой научно-исследовательской активности студентов обеспечивает результативность образовательной деятельности и способствует личностному становлению выпускника вуза. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных организаций, занимающихся вопросом личностного развития и воспитания студентов вуза.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная деятельность, развитие личности, научно -исследовательская активность, творчество, соревнование

CREATIVE COMPETITION STUDENTS AS A WAY OF INTERESTS OF PERSONALITY

N.A. Nikolaeva, R.K. Oga

Abstract: The article discusses the creative aspect of the competition the students as the scope of the individual's interests in the university. The aims and objectives of the creative competition students, methods and means of personal development. The authors have shown the possibility of specific forms of creativity, awakening the spirit of competition between students of high school, serving the interests of the development of personality. The proposed algorithm authors of creative research activity provides students the impact of educational activities and contributes to personal formation graduates. This article is intended for educators, researchers, heads of educational organizations involved in with personal development and education of students of the university.

Keywords: higher education, educational activities, personal development, research activity, creativity, competition

Развитие творчества студентов, как одна из областей приложения российской педагогики, направлено на реализацию интересов личности общества и государства в современных конкурентных рыночных условиях. Современный рынок труда требует применения таких технологий профессионального развития, которые позволят выпускникам вузов, входящим в мир производственной и управленческой деятельности, иметь более высокий уровень конкурентоспособности [5].

Конкурентоспособным личностям легче адаптироваться к условиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития.

Цель творчества в образовательном процессе реализуется посредством применения таких методов и средств развития личности, как: организация процесса решения профессиональных прикладных задач, требующих принятия управленческого решения, задач; обучение эвристическим методам, активизации творческого мышления, постановка творческих задач и участие в олимпиадах разного уровня, а также проблемных задач [1,3,7]. В настоящее время конкурентоспособность творческой личности признается одной из основных эффективных моделей личности.

Современные социологические и философские исследования показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с соперничеством, состязательностью, соревновательностью [2]. Соревновательность, как принцип организации любой деятельности, в том числе и в образовательном процессе, представляет собой возможность мирного решения конфликтов, не предполагая агрессии или борьбы за обладание жизненно значимыми ресурсами. Соревновательность характеризует стремление к успеху и должна стать действенным средством подготовки студентов к условиям конкуренции.

Таким образом, современный образовательный процесс в вузе должен быть ориентирован на формирование активной жизненной позиции студента, на выстраивание индивидуальной

стратегии личностного роста и профессионального успеха. Особое значение имеет организация учебного процесса в течение всего периода профессиональной подготовки, способствующая формированию лидерских качеств, развитию организаторских способностей, такая, как: работа в органах студенческого самоуправления, участие в реализации социальных проектов, волонтерская деятельность и др. Студент должен превратиться в активного, целеустремленного, самостоятельного субъекта образовательного процесса, знающего, чего хочет добиться в избранной профессии, что именно на каком уровне и каким образом изучить, освоить, осознающего свои способности и возможности [6].

Очевидно, требуется поиск инновационных методов развития творчества студентов в изменившихся условиях развития личности, творчества студентов. Анализ результативности традиционных форм развития мотивации студентов к творческой деятельности показал их недостаточную эффективность, в частности, авторами был проведен учет посещаемости студентами внеаудиторных занятий. Оценка динамики посещения студентами научных творческих кружков по специальности «Менеджмент организации» за 6 лет, показала, что удельный вес занятости студентами в сфере научного творчества недостаточно высок, и не превышает в среднем 2-3% от общего числа студентов. Проведенный для этих же групп студентов мониторинг в формате обязательных творческих работ, показал, что только 15% -20 % студентов способны и хотели бы заниматься научной творческой работой, что свидетельствует о незначительной вовлекаемости студентов в научную деятельность, низком развитии у них творческих способностей (рис.1.)

Рисунок 1. Результаты мониторинга творческих работ студентов специальности «Менеджмент организации» (2009-2014гг.)

Приведенные данные демонстрируют низкий рост творческого потенциала студентов, что свидетельствует о необходимости внедрении инновационных форм и средств творчества в образовательный процесс вуза.

К основным массовым формам творчества относятся: научно-практические конференции, конкурсы по специальности, олимпиады различного направления и уровня, студенческие научно-практические кружки, мастер-классы, что способствует формированию духа соревновательности между студентами как в пределах одного вуза, так и на межвузовском уровне.

В системе образования помимо вышеперечисленных форм развития творчества студентов используют и другие активные методы развития личности, что является первой ступенью привлечения студентов к творчеству в профессиональной области: деловые игры, тренинги, ролевые игры, кейсы, викторины и др. [8].

При этом, общая целенаправленность на интерактивные методы обучения не означает, что традиционные методы совсем непригодны для тренингов. На наш взгляд, их методическая переориентация должна развиваться в двух направлениях:

- замена традиционных дидактических методов, в тех случаях, когда они менее эффективны, на активные методы обучения;

- умелое, творческое сочетание дидактических методов с активными, с тем, чтобы активные методы базировались на серьезной теоретической основе.

Как свидетельствуют теоретические исследования и практические материалы (по результатам опыта преподавателей Тюменского государственного нефтегазового университета) воспитание духа соревновательности, саморазвитие личности студента и повышение уровня собственной конкурентоспособности формируется в учебной и внеучебной деятельности в процессе обучения студента в высшем учебном заведении.

Одной из основных форм организации творческого развития студентов в вузе становится олимпиадное движение. Проводящиеся традиционно студенческие олимпиады можно рассматривать как соревнование студентов в использовании знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в вузе. К ним относятся предметные олимпиады, конкурсы по специальности и конкурсы выпускных квалификационных работ. Олимпиады по дисциплинам гуманитарного цикла проверяют общую эрудицию, знания и умения.

Значительное количество олимпиад общепрофессионального и специального циклов используют творческие задания, построенные на материалах реальных проблемных ситуаций. Среди таких заданий особый интерес представляют кейсы (case study), ориентированные на изучение ситуаций, основанных на описании конкретного опыта принятия управленческих решений и организации коллективного анализа студентами возникающих проблем и предлагаемых решений [4]. Одной из форм формирования и диагностики индивидуального развития студента является портфолио, способствующее приобретению опыта деловой конкуренции; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных умений и навыков; повышению конкурентоспособности.

Обобщая проведенную авторами опытно-экспериментальную работу, охватывающую более 500 студентов специальности «Управление инновациями» Тюменского государственного нефтегазового университета, Института менеджмента и бизнеса, нами предлагается следующий алгоритм по развитию творческой научно-исследовательской активности:

1 этап. Отборочный (поисковый). Проводится отбор студентов по успеваемости, способности к творческому мышлению и желанию развивать свои способности в области профессиональных знаний, навыков и умений. Отбор проводится в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной работы с помощью традиционных методов и интерактивных методов: задания на поиск и обработку информации, подготовка рецензий по заданной теме, написание эссе, формирование информационного блока, ознакомление с профессиональными телеконференциями. Как правило, этот этап осуществляется на первом - втором курсах обучения в вузе.

2 этап. Моделирующий (методологический). Этот и следующие этапы осуществляются во внеаудиторное время. Работа проходит с научным руководителем, в большинстве случаев, начиная с этого этапа и до конца обучения в вузе. Первоначально определяется направление научного исследования с учетом интересов студента и его будущей профессиональной деятельности. Выстраивается предварительная индивидуальная траектория профессионального развития студента. Работа может осуществляться в студенческом научном кружке или индивидуально. Реализуется план работы посредством изучения, проведением анализа теоретического материала, сбором цифровой оперативной и статистической информации. Здесь также изучаются методики научного исследования, проводится сравнительный анализ и дается оценка этих методик. Выбирается наиболее приемлемая и предпочтительная из анализируемых методик.

3 этап. Этап практической реализации. Проведение студентами исследования (пассивного или активного). Ведется подготовка материалов для публикации в открытой печати; готовятся доклады для выступления на конференциях; разрабатывается иллюстрационный материал (слайды) к выступлениям. Для приобретения опыта и навыка выступлений студенты начинают презентации изначально в студенческой группе перед своими однокурсниками, далее - участие в конференциях институтского, университетского уровня и выше, участие в отборочных турах общетеоретических и прикладных олимпиад.

4 этап. Заключительный этап практической реализации формирования и развития творческой активности студентов. На этом этапе студенты совместно с научным

руководителем готовят к публикации статьи, доклады и презентации к выступлениям на конференциях: всероссийских, всероссийских с международным участием, международных. Значительная часть олимпиад представляет публичное соревнование, поэтому студент должен показать свои способности на публике, демонстрируя навыки в практических конкурсах, представляя презентацию по результатам кейса или бизнес-плана, отстаивая свою точку зрения во время коллективного обсуждения и принятия решений.

5 этап. Стратегический. Это этап выстраивания окончательной индивидуальной траектории профессионального научного развития студента. Он представляет разработку стратегии дальнейшего профессионального развития выпускника вуза в новых условиях самостоятельной профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов снова оказаться на первом этапе и уяснить для себя, что процесс профессионального развития должен происходить в течение всей его профессиональной деятельности. Разработка портфолио на этом этапе может послужить основой для составления резюме выпускника при поиске работы после окончания вуза или при продолжении образования.

Реализация данного алгоритма позволила вовлечь в активную творческую научноисследовательскую деятельность около 30% студентов специальности «Управление инновациями» Тюменского государственного нефтегазового университета, Института менеджмента и бизнеса. За время обучения в вузе студенты специальности «Управление инновациями» постоянно принимали участие в Ежегодной Всероссийской олимпиаде развития Народного хозяйства; в Международной олимпиаде по экономике, финансовым дисциплинам и управлению; во Всероссийской олимпиаде развития нефтегазового и нефтехимического комплекса. Перечисленные олимпиады проводятся в рамках МСЭФ.

Кроме того студенты участвовали в региональных конкурсах и конференциях (конкурс им. В.И. Муравленко, конкурс по экономике и менеджменту); во Всероссийских олимпиадах по планированию, менеджменту. На всех олимпиадах и конкурсах студенты экспериментальных групп занимают призовые места и являются победителями в отдельных номинациях. Олимпиады и конкурсы по специальности способствовали формированию духа соревновательности и развитию творческих способностей студентов в конкурентных условиях.

В настоящем исследовании рассмотрено только творческое научно-исследовательское профессиональное направление (творческая активность) в формировании духа

соревновательности и индивидуальной траектории развития студента. Но для полной характеристики творческого, научного развития, формирования портфолио и самооценки результатов в образовательной деятельности студента в процессе его обучения в высшем учебном заведении используются и другие направления творческой активности. Немаловажную роль в этом отношении играет возможность получения студентом государственной академической повышенной стипендии в рамках постановления

Правительства Российской Федерации от 18.11.2011г. №945. Определяющее значение при назначении специальной стипендии имеют: средний балл за два предыдущих семестра (не ниже 4,5); достижения в учебной деятельности; достижения в научно-исследовательской деятельности; достижения в культурно-творческой работе; достижения в общественной деятельности; достижения в спортивной деятельности. Все указанные достижения определяют образовательную (основную и дополнительную) активность, творческую активность, социальную и коммуникативную активность.

Таким образом, содержание творческих соревнований студентов должно включать не только традиционные формы и средства, но и поиск новых: присутствие рефлексии нового вида, сбор информации для творческой деятельности, формирование духа соревновательности, создание портфолио студента, и будет способствовать развитию творческой научно-исследовательской активности и обеспечит новую траекторию развития личности.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с

2. Баранов В.В., Белоновская И.Д. Принцип состязательности (атональности) в формировании конкурентного ресурса студента [Электронный ресурс] / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://science-education.ru/116-12371

3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образования /Э.Ф.Зеер. -Екатеринбург, 1998. - 126 с.

4. Камалеева А.Р. Из опыта использования кейс-метода при обучении физике в средней школе /А.Р. Камалеева // Школа будущего. - 2012. - № 6.- С. 41-46.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Фахрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинов, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 916.

6. Ога Р.К. Культура экономического мышления: проблемы и пути ее формирования в образовательном процессе технического вуза: монография. Казань: Изд-во «Отечество», 2007.-160с.

7. Попов А.И. Инновационные образовательные технологии творческого развития студентов. Педагогическая практика: учебное пособие/ А.И.Попов - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. -80с.

8. Прокофьева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций средствами интегративной игры у бакалавров профиля «Защита в ЧС» / Е.Н. Прокофьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова «Акмеология образования». - 2011. - № 4.- С. 45-57.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija / V.I. Andreev. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1996. - 567 s

2. Baranov V.V., Belonovskaja I.D. Princip sostjazatel'nosti (agonal'nosti) v formirovanii konkurentnogo resursa studenta [Jelektronnyj resurs] / V.V. Baranov, I.D. Belonovskaja // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 2. - Rezhim dostupa: http://science-education.ru/116-12371

3. Zeer Je.F. Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanija /Je.F.Zeer. - Ekaterinburg, 1998. -126 s.

4. Kamaleeva A.R. Iz opyta ispol'zovanija kejs-metoda pri obuchenii fizike v srednej shkole /A.R. Kamaleeva // Shkola budushhego. - 2012. - № 6.- S. 41-46.

5. Muhametzjanova F.Sh., Fahrutdinov R.R., Muhametzjanova F.G., Gil'manov A.Z. Indikatory kachestva professional^ podgotovki vypusknika vuza na sovremennom rynke truda / F.Sh. Muhametzjanova, R.R. Fahrutdinov, F.G. Muhametzjanova, A.Z. Gil'manov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. №6. S. 9-16.

6. Oga R.K. Kul'tura jekonomicheskogo myshlenija: problemy i puti ee formirovanija v obrazovatel'nom processe tehnicheskogo vuza: monografija. Kazan': Izd-vo «Otechestvo», 2007.-160s.

7. Popov A.I. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii tvorcheskogo razvitija studentov. Pedagogicheskaja praktika: uchebnoe posobie/ A.I.Popov - Tambov: Izd-vo FGBOU VPO «TGTU», 2013. -80s.

8. Prokofeva E.N. Formirovanie professional'nyh kompetencij sredstvami integrativnoj igry u bakalavrov profilja «Zashhita v ChS» / E.N. Prokofeva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova «Akmeologija obrazovanija». - 2011. -№ 4. - S. 45-57.

Сведения об авторах:

Николаева Нина Алексеевна (г.Тюмень), кандидат технических наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета

Ога Раиса Кадыровна (г.Тюмень), кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета

Information on authors:

Nikolaevа N.A. (Tyumen), candidate of technical sciences, associate professor of Tyumen state oil and gas university

0%а R.K. (Tyumen), candidate of pedagogical sciences, associate professor of Tyumen state oil and gas university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.