Научная статья УДК 37.018.1:796.035.2 ББК 74.902:75.116 Х 15
DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-51-58
организационно-педагогические условия поддержки семейного
воспитания в Процессе формирования
спортивной мотивации детей и
подростков
(Рецензирована) Снежана Александровна Хазова1Н, Александр Александрович Свирид2
1,2Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия 1М [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5429-5965 [email protected], https://orcid.org/0009-0006-3116-9193
Аннотация. Ряд ключевых задач современной государственной молодежной политики определяет важность обеспечения оптимальной социализации подрастающего поколения, превенции различных девиаций, формирования установок и навыков здорового образа жизни и т.д. В свою очередь, действенным комплексным способом решения указанных задач является, в числе прочих, включение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом. Воспитательная, социализирующая ресурсность данного способа в значительной степени связана не только с воздействием содержания двигательной активности на личность, но и с включением обучающихся в социально-одобряемую деятельность, со здоровьесберегающей организацией их досуга, достижением эффектов физического, морально-волевого, интеллектуального и др. развития. В частности, в Концепции развития дополнительного образования детей в качестве результатов реализации спортивного направления, отраженных в ней видов деятельности отмечаются значительные личностные и общесоциальные эффекты. Успешность приобщения детей и подростков к многолетним, систематическим занятиям спортом в значительной степени зависит от родителей, от соответствующей направленности семейного воспитания. Теория и практика свидетельствует о том, что большинство семей воспитательный потенциал для формирования у детей мотивации к занятиям спортом использует не в полной мере ввиду недостаточной психолого-педагогической осведомленности о его содержании и способах реализации. Это актуализирует значимость организации педагогической поддержки семейного воспитания силами сотрудников образовательных организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта. В свою очередь, организация указанной деятельности требует создания специальных педагогических условий, определение которых составило цель исследования, отраженного в данной статье.
Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая поддержка, детско-юношеская спортивная школа, мотивация занятий спортом, организационно-педагогические условия.
Для цитирования: Хазова С.А., Свирид А.А. Организационно-педагогические условия поддержки семейного воспитания в процессе формирования спортивной мотивации детей и подростков // Вестник Адыгейского государственного
университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 2(318). С.51-58. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-51-58.
Original Research Paper
organizational and pedagogical conditions for supporting family education in the process of formation of sports motivation of children and
adolescents
Snezhana A. Khazova1H, Alexander A. Svirid2
1,2Kuban State University, Krasnodar, Russia
1M [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5429-5965
[email protected], https://orcid.org/0009-0006-3116-9193
Abstract. A number of key tasks of modern state youth policy determine the importance of ensuring optimal socialization of the younger generation, prevention of various deviations, formation of attitudes and skills of a healthy lifestyle, etc. In its turn, an effective integrated way to solve these problems is, among others, the involvement of children and adolescents in systematic physical education and sports. The educational, socializing resourcefulness of this method is largely associated not only with the impact of the content of motor activity on the person, but also with the inclusion of students in socially approved activities, with the health-saving organization of their leisure, the achievement of the effects of physical, moral-volitional, intellectual, and other development. In particular, in the Concept for the development of additional education for children, as the results of the implementation of the sports direction, the types of activities reflected in it, significant personal and general social effects are noted. The success of involvement of children and adolescents in the long-term, systematic sports largely depends on parents, on the appropriate direction of family education. Theory and practice show that most families do not fully use the educational potential for the formation of children's motivation to go in for sports due to insufficient psychological and pedagogical awareness of its content and methods of implementation. This actualizes the importance of organizing pedagogical support for family education by the staff of educational institutions of additional education in the field of physical culture and sports. In its turn, the organization of this activity requires the creation of special pedagogical conditions, the definition of which is the purpose of the study reflected in this article.
Keywords: family education, pedagogical support, children's and youth sports school, sports motivation, organizational and pedagogical conditions.
For citation: Khazova S.A., Svirid A.A. Organizational and pedagogical conditions for supporting family education in the process of formation of sports motivation of children and adolescents // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Iss. 2(318). P.51-58. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-51-58.
Введение. Одно из ведущих мест среди факторов, определяющих успешность включения детей и подростков в многолетние занятия физической культурой и спортом, занимает их мотивация двигательной
активности [1-3]. Воздействие на мо-тивационную сферу занимающихся и потенциальных атлетов, формирование у них заинтересованности в занятиях спортом является важнейшим содержанием деятельности
тренеров, существенно влияющим на эффективность привлечения детей в спортивные секции и предотвращения отсева занимающихся [4]. Кроме того, ученые указывают, что существенное влияние на формирование, поддержание и усиление мотивации детей к занятиям спортом оказывают или могут оказать их родители. Воздействие семьи на ребенка интегрируют, преобразовывают, усиливают или, наоборот, нивелируют влияние образовательных организаций, средств массовой информации, общественных организаций, друзей, литературы, искусства и т.д. Поэтому педагоги утверждают, что успешность воспитания личности в целом обусловливается, прежде всего, семейным воспитанием [5]. Однако в современных социально-экономических условиях отношение самих родителей к спортивному настоящему и будущему их детей неоднозначно; нередко родители не приветствуют систематические спортивные занятия детей в период их обучения в 9-11 классах, аргументируя это необходимостью усиленной подготовки к выпускным экзаменам. Ввиду большого влияния содержания семейного воспитания на формирование и развитие личности, включая мотивацию к занятиям спортом, важна организация целенаправленной работы с семьями актуальных и потенциальных занимающихся, направленной на поддержку семейного воспитания в области физической культуры и спорта.
Однако в настоящее время в науке и образовательной практике констатируется противоречие между возможностями эффективного формирования у детей и подростков устойчивой мотивации к занятиям спортом на основе использования воспитательного потенциала семьи и ограниченностью реализации этих возможностей ввиду недостаточности знаний об организационно-педагогических условиях поддержки семейного воспитания в процессе
формирования у детей, подростков спортивной мотивации. Теоретическое обоснование указанных организационно-педагогических условий составило цель исследования, результаты которого изложены в данной статье.
Организация и методы исследования. В процессе достижения поставленной цели была проведена следующая подготовительная работа.
1. Проведено анкетирование детей и подростков, занимающихся спортом, с целью выяснения роли семьи в мотивации их спортивной активности; базой исследования стали детско-юношеские спортивные школы г. Краснодара, контингент респондентов составили 230 занимающихся в возрасте от 10 до 15 лет. Результатом стал вывод о том, что влияние родителей является одним из наиболее значимых факторов приобщения детей к занятиям спортом (по мнению 78,3% опрошенных), а также важной причиной прекращения занятий спортом (по мнению 65,2% опрошенных).
2. Проведено анкетирование тренеров (всего 30 чел.) и родителей воспитанников (всего 140 чел.) детско-юношеских спортивных школ г. Краснодара по вопросам актуального состояния воспитательного потенциала семьи и его использования для формирования спортивной мотивации детей, востребованности педагогической поддержки семейного воспитания силами педагогов детско-юношеских спортивных школ. Констатировано, что семейное спортивное воспитание осуществляется преимущественно ситуативно и нецеленаправленно (71,4% респондентов-родителей), о сущности воспитательного потенциала семьи, средствах, методах, приемах его реализации в процессе формирования спортивной мотивации детей большинство родителей слабо осведомлены (72,1%); подавляющее большинство тренеров (83,3%) и родителей (79,3%) считают остро необходимой
организацию педагогической поддержки семейного спортивного воспитания детей.
3. Проанализированы и обобщены научные педагогические и психологические исследования по проблемам структуры, содержания, функций воспитательного потенциала семьи, критериев и возможных уровней его сформированности [7-9]; принципов, средств, методов формирования спортивной мотивации детей и подростков [1-4, 10]; сущности, организационных основ и методологических принципов педагогической поддержки семейного воспитания, методов и приемов ее реализации в процессе взаимодействия семьи и образовательной организации [5, 8-11].
Результаты исследования и их обсуждение. Представленные выше эмпирические результаты подтвердили предположение об актуальности обеспечения деятельности образовательной организации (детско-юношеской спортивной школы) по педагогической поддержке семейного воспитания как фактора формирования у детей и подростков устойчивой мотивации к занятиям спортом. В свою очередь, для организации указанной деятельности необходимо создание специальных условий, совокупность которых определяется, исходя из положений: теории мотивации, раскрывающих методологические и методические основы формирования мотивов спортивной деятельности; теории семейного воспитания, раскрывающих факторы эффективности реализации воспитательного потенциала семьи, его методический инструментарий, принципы семейного воспитания и т.д.; теории педагогического взаимодействия, раскрывающих основы проектирования и функционирования системы педагогической поддержки семьи в реализации ею воспитательных функций.
В результате анализа, обобщения, интерпретации теоретических данных определены ключевые
организационно-педагогические условия поддержки семейного воспитания для формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом. Условия создаются в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта и реализуются в деятельности тренеров-преподавателей; они включают следующее.
1. Осуществление деятельности в соответствии с пятью выделенными целевыми направлениями:
1) систематический мониторинг: а) присущих юным атлетам и их родителям мотивов (мотивационных факторов) начала и продолжения занятий спортом на разных этапах спортивной подготовки; б) удовлетворенности детей и родителей содержанием и процессом учебно-тренировочной, соревновательной, досуговой деятельности в ДЮСШ; в) пожеланий (запросов) юных спортсменов и их родителей относительно содержания, организации и т.д. содержания и процесса учебно-тренировочной, соревновательной, до-суговой деятельности в ДЮСШ;
2) организация и проведение системы просветительско-пропаган-дистских мероприятий для детей / подростков и их родителей: а) по факторам, средствам и методам мотивации начала занятий спортом; б) по факторам, средствам и методам мотивации продолжения занятий спортом;
3) организация и осуществление систематической работы с семьями детей и подростков, занимающихся спортом, ориентированной на актуализацию, обогащение и использование воспитательного потенциала семьи для приобщения детей к многолетним занятиям спортом;
4) организация и осуществление воспитательной работы с занимающимися, ориентированной на формирование / укрепление их мотивации к занятиям спортом (актуализацию мотивационных факторов);
5) организация и осуществление подготовки тренеров ДЮСШ
к осуществлению деятельности по приобщению детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи;
2. Реализация в деятельности совокупности принципов:
- организационно-педагогических - взаимодействие физкультур-но-спортивных и общеобразовательных организаций; учет интересов, потребностей и способностей занимающихся и их родителей; взаимодействие образовательной организации с семьями занимающихся; непрерывность и преемственность мотивирующей деятельности на разных этапах спортивной подготовки;
- маркетинговых - мобильности (неотложное выполнение принятых решений), гибкости (оперативная смена тактики и стратегии маркетинга в соответствии с изменениями ситуации), маневренности (адекватное реагирование на неопределенность внешней среды, адаптация к изменчивости условий и действию случайных факторов).
3. Построение работы с семьями занимающихся на основе принципов:
- гуманистической ориентации -учет интересов и возможностей субъектов, педагогический оптимизм, ситуации успеха, сотрудничество;
- интеграции и дифференциации - субъектов, целей, содержания взаимодействия;
- управления взаимодействием
- целенаправленность, плановость, организованность, контролируемость взаимодействия;
- компетентности - обеспечение контекстной воспитательной компетентности тренеров и родителей;
- широкого социального охвата
- ориентация на включение в деятельность социального окружения воспитанников.
4. Использование методов и форм работы, обеспечивающих формирование / укрепление мотивации к занятиям спортом (актуализацию мотивационных факторов):
- при работе с воспитанниками: просветительско-мотивационные беседы, положительный пример, наглядная агитация; ситуационный метод: создание ситуаций сопричастности (гордость, ответственность, личная значимость), ситуаций соревновательности (соревновательный метод), ситуаций успеха (возможность проявить себя, публичная оценка достижений), ситуаций высоких целей (трудность, значимость); создание атмосферы взаимного уважения, доверия и дружбы, формирование коллектива;
- при работе с родителями: беседа, лекторий, досуговые мероприятия, совместное творчество, благодарственные письма, индивидуальные и групповые консультации, родительские мастер-классы, тренинги.
5. Использование в работе следующих маркетинговых форм и методов деятельности:
- реклама - телереклама (рекламные вставки во время телепередач, участие спортсменов в рекламных передачах, их съемка в рекламных фильмах, видеоклипах и т.п.), печатная реклама (помещение рекламных объявлений в спортивных газетах, журналах, буклетах, программах, на входных билетах и т.д.), наружная реклама (выставление рекламных щитов на спортивных аренах и в других, пригодных для этого местах; выступление спортсменов в одежде или с инвентарем с опознавательными знаками спонсора и т.д.);
- паблисити (формирование общественного мнения) - деятельность по популяризации вида спорта, физкультурно-спортивной организации, по пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом; формы проведения - показательные выступления, встречи с профессиональными спортсменами и тренерами, спортивные праздники и т.п.;
- персональная (личная) продажа, прямой маркетинг - личные беседы, встречи с потенциальными
воспитанниками, их родителями как на территории образовательного учреждения, так и «на выезде»: в общеобразовательных и спортивных школах, детских садах и т.п.
Выводы. Формирование устойчивой мотивации детей и подростков к занятиям спортом отвечает важным ценностно-целевым ориентирам государственной молодежной политики. Эффективность решения данной задачи требует специальной организации работы образовательных организаций по педагогической поддержке семейного воспитания, способствующей актуализации, совершенствованию и целенаправленной реализации воспитательного потенциала семьи. Организационно-педагогическими условиями, создание которых в детско-юношеской спортивной школе обеспечит эффективное формирование у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом на основе поддержки семейного воспитания, являются следующие:
- построение деятельности на основе принципов: организационно-педагогических (взаимодействия, учета интересов, потребностей и способностей; непрерывности и преемственности), педагогического взаимодействия (гуманистической ориентации, интеграции и дифференциации, управления взаимодействием, компетентности, широкого социального охвата), маркетинговых (мобильности, гибкости, маневренности);
- обеспечение педагогической поддержки семьям по использованию их воспитательного потенциала для приобщения детей к многолетним занятиям спортом,
включающей информационно-методическое просвещение и обучение членов семьи в области мотивации детей к занятиям спортом, организацию совместной физкультурно-спор-тивной деятельности (спортивная школа + семья, дети + родители);
- дифференциация последовательности действий спортивной школы в зависимости от уровня воспитательного потенциала семьи (недостаточный: развитие - актуализация - задействование воспитательного потенциала семьи; достаточный пассивный: актуализация
- задействование - развитие воспитательного потенциала семьи; достаточный активный: задействование
- развитие воспитательного потенциала семьи);
- дифференциация содержания деятельности по целевым (работа по привлечению детей к занятиям спортом; работа по стимулированию многолетних занятий спортом), субъектным (работа с детьми, работа с родителями), факторным (индивидуально-дифференцированное обеспечение актуализации мотивирующих факторов спортивной деятельности) направлениям;
- привлечение организационных и кадровых ресурсов общеобразовательной школы для проведения просветительских и мотивационных мероприятий, ориентированных на детей и их родителей;
- комплексное использование педагогических средств и методов формирования мотивации к деятельности и современных средств и методов маркетинга, направление воздействия на детей и напрямую, и косвенно (через родителей, через СОШ).
Примечания:
1. Богомолова М.Н. Социально-педагогические аспекты влияния родителей на мотивирование подростков к занятиям спортом // Теория и практика управления физической культуры и спортом: Материалы очно-заочной научной конференции. Малаховка: МГАФК, 2005. С. 112-117.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования
спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015.№2-11. С. 2450-2454.
3. Гревцов А.Г., Зайко Д.С. Мотивация спортивно-тренировочной деятельности молодых легкоатлетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
2016. №8(138). С. 252-256.
4. Гуренко Ю.В., Зайцев А.А., Муравьева М.Я., Пельменев В.К. Особенности мотивации занятий спортом занимающихся в группах начальной подготовки в условиях ДЮСШ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №2. С. 88-93.
5. Бельц В.Э., Малофеева О. В. Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 8(173). С.106-110.
6. Антонова П.А., Ефтимицэ М., Иванова Е.В., Прогацкая Т.К., Калабина И. А. Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства, 2021, Т. 3, №2. С. 91-100.
7. Катасонов В.В., Поветьев П.В. Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.nirsi.ru/107
8. Коробкова В.В., Галиева С.Ю. Технология развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении // В книге: Родительское образование: современные подходы и технологии. Пермь: Издательство Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,
2017. С. 59-85.
9. Коробкова В.В. Развитие воспитательного потенциала семьи как основа поддержки семейного воспитания // Работа с семьей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: современные социально-психолого-педагогические подходы. Пермь: Издательство Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2012. С.7-11.
10. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза // Теория и практика физ. культуры. 2017. №12. С. 24-27.
11. Дворкина Н.И. Формирование базового уровня личностной физической культуры родителей как ресурс физического воспитания детей // Консолидация естественно-научного знания и социокультурной практики в сфере физической культуры и спорта / Сборник материалов / Научного симпозиума, посвященного памяти В.К. Бальсевича. Москва: Издательство Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), 2022. С. 173-177.
References:
1. Bogomolova M.N. Socio-pedagogical aspects of the influence of parents on the motivation of adolescents to go in for sports // Theory and practice of physical culture and sports management: Materials of a part-time scientific conference. Malakhovka: MGAFK, 2005. P. 112-117.
2. Burtsev V.A., Burtseva E.V., Evgrafov I.E. The study of sports motivation of students of physical culture and sports university in the process of formation of sports culture of personality // Fundamental research. 2015. No. 2-11. P. 2450-2454.
3. Grevtsov A.G., Zaiko D.S. Motivation for sports activities among young athletes (in track and field athletics) // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2016. No. 8 (138). P. 252-256.
4. Gurenko Yu.V., Zaitsev A.A., Muravyova M.Ya., Pelmenev V.K. Peculiarities of motivation for going in for sports among people going in for elementary training groups in conditions of youth sports school // Bulletin of the Baltic Federal University of I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology. 2017. No. 2. P. 88-93.
5. Belts V.E., Malofeeva O.V. Interaction of a sports club with a family as an active subject of socialization of a child's personality // TSPU Bulletin. 2016. 8(173). P.106-110.
6. Antonova P.A., Eftimitse M., Ivanova E.V., Progatskaya T.K., Kalabina I.A. The purpose of family education: the view of modern parents // Comprehensive studies of childhood, 2021. Vol. 3, No. 2. P. 91-100.
7. Katasonov V.V., Povetyev P.V. Family education as an increase in the human potential of society [Electronic resource] // Access mode: http://www.nirsi.ru/107
8. Korobkova V.V., Galieva S.Yu. Technology of the development of the educational potential of families in a socially dangerous situation // In the book: Parental education: modern approaches and technologies. Perm: Publishing house of Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2017. P. 59-85.
9. Korobkova V.V. Development of the educational potential of the family as a basis for supporting family education // Work with the family on the prevention of neglect and juvenile delinquency: modern socio-psychological and pedagogical approaches. Perm: Publishing house of Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2012. P. 7-11.
10. Manzheley I.V. Educational potential of the sports environment of the university // Theory and practice of physical culture. 2017. No. 12. P. 24-27.
11. Dvorkina N.I. Formation of the basic level of personal physical culture of parents as a resource for physical education of children // Consolidation of natural scientific knowledge and sociocultural practice in the field of physical culture and sports / Collection of materials / Scientific symposium dedicated to the memory of V.K. Balsevich. Moscow: Publishing house of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTsOLIFK), 2022. P. 173-177.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 20.05.2023; одобрена после рецензирования 03.06.2023; принята к публикации 17.06.2023. The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 20.05.2023; approved after reviewing 03.06.2023; accepted for publication 17.06.2023.
© Хазова С.А., Свирид А.А., 2023