Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста культуры'

Организационно-педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЕЦ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY / CAREER GUIDANCE / CREATION / CREATOR / CONDITIONS OF FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новаторов В. Е.

В статье освещены наиболее важные условия эффективной работы по формированию творческой личности будущего специалиста культуры. Приводится обстоятельный анализ роли творчества в наши дни. Автором рассмотрены такие понятия как «социальная значимость», «миссия», «социальная ответственность» профессиональной деятельности современного специалиста культуры. Представлены рассуждения о проблемах современной системы профориентационной работы в вузах культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING A CREATIVE PERSONALITY OF FUTURE CULTURAL SPECIALIST

The article highlights the most important conditions for effective work on the formation of the creative personality of the future specialist of cultural sphere. Special attention is paid to detailed analysis of the role of creativity in our time. The author considers such concepts as "social importance", "mission", "social responsibility" of professional culture of the modern specialist. The research considers the problems of the modern system of institutions of higher education of culture and the arts.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста культуры»

УДК 378.1:37.036.5

В. Е. Новаторов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ

В статье освещены наиболее важные условия эффективной работы по формированию творческой личности будущего специалиста культуры. Приводится обстоятельный анализ роли творчества в наши дни. Автором рассмотрены такие понятия как «социальная значимость», «миссия», «социальная ответственность» профессиональной деятельности современного специалиста культуры. Представлены рассуждения о проблемах современной системы профориентационной работы в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: личность, профориентация, творчество, творец, условия формирования творческой личности.

Vladimir Efimovich Novatorov organizational and pedagogical conditions forming a creative

PERSONALITY OF FUTURE CULTURAL SPECIALIST

The article highlights the most important conditions for effective work on the formation of the creative personality of the future specialist of cultural sphere. Special attention is paid to detailed analysis of the role of creativity in our time. The author considers such concepts as "social importance", "mission", "social responsibility" of professional culture of the modern specialist. The research considers the problems of the modern system of institutions of higher education of culture and the arts.

Keywords: personality, career guidance, creation, creator, conditions of formation of the creative personality.

0 формировании творческой личности специалиста культуры написано и сказано достаточно много. В опубликованных в последние годы материалах и устных сообщениях традиционно перечисляются присущие творческой личности качества, обосновываются их важность и значение в предстоящей профессиональной деятельности, декларируются целесообразные пути и средства их формирования. Из под напластований назойливых «рекомендаций по формированию», разработанных диссертантами «методик», а теперь еще и «инновационных технологий» становятся едва различимыми простые педагогические истины, на которых десятилетиями строилась и развивалась отечественная система работы с кадрами отрасли.

Представляется необходимым вернуться к некоторым, имеющим отношение к нашей теме, исходным понятиям, попытаться понять их смысл и значение, обратить внимание на их реальную значимость для современной общественной практики.

Не будем в сто первый раз рефлексировать по поводу понятия «личность». Оно многократно осмыслено и описано как отечественными, так и зарубежными философами, историками, педагогами, психологами, специалистами смежных с ними наук. Построим наши дальнейшие рассуждения на характеристике понятия « личность», содержащейся в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Здесь личность понимается как «человек - носитель каких-нибудь свойств» [1]. Указание на «какие-то» свойства не должно нас смущать, поскольку мы изначально условились вести речь о личности исключительно «творческой».

В том же словаре находим сразу пять прямых и/или косвенных «творческих» понятий:

1 . «Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»;

2. «Творческий - самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное, созидательный»;

3. «Творить - творчески создавать, делать, совершать»;

4. «Творец - человек, который создаёт, создал что-нибудь творчески»;

5. «Творение - произведение, результат творчества» [2].

Первое понятие - «творчество» ориентирует нас на широту и многообразие творческих проявлений. Мы это и раньше знали, когда подразделяли творчество на научное, техническое, художественное, организаторское и т.д. Помним мы и о разделении творчества на профессиональное и любительское, народное и декоративно-прикладное.

Иными словами, перед юношей или девушкой, поступившими в вуз культуры и искусств и решившими посвятить себя служению отечественной культуре, открываются поистине безграничные, по крайней мере теоретически, возможности для разностороннего творчества.

Во втором понятии - «творческий» сокрыты сразу три исключительно важных момента. Во-первых, творчество предполагает самостоятельность, на что способен не всякий человек, считающий себя личностью. Не секрет, что многие наши молодые современники, будучи не в силах «обуздать собственную лошадку», пользуются плодами чужого труда, присваивают не принадлежащие им дела и мысли, не

смущаясь заимствованиями, а то и откровенным плагиатом. Чтобы убедиться в этом, не надо проводить специальных исследований, достаточно внимательно прислушаться к тому, о чем они говорят с трибун научных конференций и/или заглянуть в опубликованные ими работы. К примеру, читая курсовые и/или дипломные работы иных студентов, без труда узнаёшь, из каких источников заимствованы ими цитаты, переписаны целые страницы, а то и параграфы. А в рецензии читаешь: «самостоятельная, завершенная работа». Кого мы обманываем, и зачем?

Во-вторых, творчество - это всегда новизна. Можно, конечно, изобрести паровую машину или электрическую лампу накаливания, не подозревая о том, что осенившая тебя идея, почти одновременно, пришла в голову кому-то еще. Но, согласимся, случается такое не столь уж часто. Что-то никто не предлагает новой периодической таблицы химических элементов, не претендует на изобретение летательных аппаратов или компьютера. Редким исключением в этом плане является разве что велосипед, изобретатели которого появляются еще и в наши дни...В исследовательской деятельности важное значение имеет научная новизна. Если таковая не обнаруживается в дипломном проекте, еще куда ни шло. Но если она не содержится в кандидатской, а тем паче в докторской диссертации - её автор обречен. Творчеству должна быть присуща еще и оригинальность. Оригинальный сюжет.оригинальная трактовка.. .оригинальное сценографическое решение.оригинальное декоративно - прикладное изделие.. .Даже если принять во внимание известную истину - «на вкус и на цвет товарищей нет», то и тогда всякий разумный человек в состоянии отделить оригинальное от пошлого и примитивного. Важно, чтобы об этом всегда помнили те, кто склонны считать себя людьми творческими.

Наконец, важно подчеркнуть созидательный характер творчества. Настоящее творчество всегда социально. Оно должно нести в себе жизнеутверждающую идею, быть экологически направленным. Речь идёт не только и не столько об экологии природы. О созидательности, социальной ценности и полезности творчества надо говорить (а сегодня - кричать!), когда речь идёт об экологии культуры, об экологии души. Иной «изобретатель» способен сконструировать совершенно оригинальное ... взрывное устройство и использовать его для свершения какой-либо террористической акции. При всей оригинальности конструктивного решения преступную деятельность такого « творца» нельзя назвать созидательной. А многим ли безопаснее «культурные» поделки (назвать их произведениями не поворачивается язык), пропагандирующие нацизм, преступность, культ секса и насилия? А ведь их авторы тоже считают себя личностями, и они претендуют на признание в творческой среде.

Третье понятие - «творить» предполагает не рассуждения о творчестве, а собственно создание чего-то нового, оригинального, общественно ценного и полезного. Создавать, делать, совершать - вот что несёт в себе понятие «творить». Ученый творит в научной лаборатории, актёр - на сцене, скульптор

- в мастерской, писатель - на загородной даче, музыкант - в студии звукозаписи. У каждого -подходящее для конкретного вида творчества рабочее место, необходимые средства труда: приборы, реквизит, гипс, мольберт, компьютер, музыкальный инструмент, синтезатор. В особых условиях творит работник культуры. Его рабочее место - не только служебный кабинет или офис. В будни и в праздники он что-то «создаёт», «делает» и « совершает» то на клубной сцене или в репетиционном зале, то в заводском Красном уголке или актовом зале соседней школы, то на отгонном пастбище или лесной деляне, то в студенческом общежитии или на молочно-товарной ферме. А в последние годы еще и в ресторане или кафе, на очередном «корпоративе». Словом, налицо - простор для творчества. Вопрос в другом: всегда ли специалист культуры помнит о социальной значимости, новизне его творения, созидательном характере и содержании повседневной профессиональной деятельности, наконец, о своей высокой миссии и социальной ответственности.

Центральное понятие - «творец» - человек, который создаёт что-нибудь творчески. С учетом сказанного нами выше, следовало бы безоговорочно исключить из цитируемого толкования это самое « что-нибудь». В противном случае изобретателя атомной бомбы, химического оружия и взрывного устройства нам пришлось бы так же отнести к числу творцов. Но даже если некий «создатель» делает что-то во благо народа, его, строго говоря, не всегда можно отнести к разряду творцов. Слишком велик диапазон творчества, слишком размыты критерии его оценки, слишком необъективными бывают порой суждения современников. Историческая память народа хранит массу примеров того, что многие великие люди не слыли таковыми при жизни, а были признаны гениальными лишь спустя столетия. Популярность и та бывает весьма разной. Шекспир и Лобозёров в драматургии, Рафаэль и Дейнека в живописи, Роден и Церетели в скульптуре, Моцарт и Крутой в музыке, Шаляпин и Пресняков в вокале, Станиславский и Виктюк в режиссуре, Смоктуновский и Пореченков в кино, Достоевский и Маринина в художественной литературе, Сахаров и...в науке. Какой разрыв, какая пропасть! А ведь, формально рассуждая, все они, кто назван и кто не упомянут нами, - творцы.

Много сказано и написано о таланте, как присущем многим творцам качестве. Вопрос в другом:

что считать талантом? Приведём здесь лишь несколько высказываний по этому поводу.

Василий Ключевский: «Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими».

Петр Капица: « Главный признак таланта - это когда человек знает, чего он хочет».

Джон Ленон: « Талант - это способность верить в успех».

Выходит, что талант не даётся человеку с его рождением? Быть может, правы те, кто утверждает, что талант - это, прежде всего, труд. Ну а гении, откуда берутся они? И есть ли они в наше время? Тот же В. Ключевский утверждал: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя поделать, потому что у них нет мастеров. Первые беспомощны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много» [3].

Есть ли гении в области социально-культурной деятельности, народном художественном творчестве? Что-то нам встречать их не доводилось. Между тем, творчество возникает и развивается как на профессиональном, так и на любительском, самодеятельном уровнях. Но в обоих случаях мы встречаемся с людьми действующими, созидающими, творящими какие ни есть культурные ценности, необходимые и полезные как для них, так и для общества.

И, наконец, - «творение», результат творчества. Научное изобретение, хореографическая постановка, созданный театр, написанный роман, архитектурное сооружение, симфония или опера, живописное полотно или установленный на центральной площади города памятник - это то, что человек оставляет после себя, это его личный вклад в мировую или отечественную культуру. Но и созданный молодым специалистом хореографической специализации танцевальный ансамбль, снятая выпускником кино-фотоотделения любительская кинолента, представленное на выставку чьё-либо декоративно-прикладное изделие, подготовленный молодым социально-культурным работником репертуарный сборник или добротный сценарий оригинальной по замыслу культурной акции, прорежиссированная программа гала-концерта или театрализованного представления - всё это примеры пусть не высокопрофессионального, но всё же реального творчества. Выходит, что и специалистов, подготовленных вузами культуры и искусств, мы вправе называть творцами, созидающими культурные, духовные ценности.

Конечно, в условиях культурно-досуговой деятельности, а ведь преимущественно для этой сферы готовят вузы культуры и искусств специалистов, оставить существенный «творческий след» не так просто. Иное дело - сфера собственно профессиональной деятельности. Евгений Вахтангов и Юрий Завадский, Михаил Ульянов и Юрий Никулин, Петр Чайковский и Исаак Дунаевский, Майя Плисецкая и Галина Уланова, Надежда Надеждина и Игорь Моисеев, Михаил Шолохов и Александр Солженицын, Вера Мухина и Михаил Щусев, Борис Штоколов и Людмила Зыкина, Владимир Маяковский и Анна Ахматова. Эти Творцы обессмертили свои имена на долгие, долгие годы. Вряд ли кто-нибудь возьмётся за составление аналогичного списка деятелей культуры и искусств любительского, особенно сельского, уровня . Работникам клубов и парков, библиотекарям, киномеханикам, руководителям самодеятельных коллективов - режиссерам, хореографам, дирижерам редко вручают ордена и медали, присваивают почетные звания; их не избирают в Государственную Думу, им не ставят памятники; на домах, где они прожили свою долгую, наполненную тревогами и заботами творческую жизнь, не устанавливают мемориальных досок. Это особый тип « творцов». К сожалению, не все они рождаются творцами, хотя среди них случается немало талантливых и одаренных людей. Формирование их творческой личности протекает по другой социально-педагогической парадигме. Не последнюю роль в этом процессе играют учебные заведения культуры и искусств.

Рождению творческой личности будущего специалиста культуры предшествует его появление на свет. Как известно, родителей не выбирают. Кому-то повезло родиться в семье потомственных музыкантов или художников, а кто-то оказался.очередным ребёнком в семье слесаря-сантехника. Мы не склонны считать, что профессиональная деятельность родителей в области культуры и искусства обязательно отразится на их детях, проявится в их задатках и способностях. Имеется немало примеров того, как дети музыкантов проявляли полное равнодушие к музыке, а заодно и к творчеству своих родителей. И наоборот, способности к рисованию или интерес к танцу обнаруживались у детей и подростков, чьи родители были весьма далеки от искусства. Достаточно вспомнить печально известную семью Овечкиных из Иркутской области, создавших практически «на голом месте» довольно приличный семейный ансамбль. Так что если не очень одарённый от рождения сын популярного певца решает вместо пения заняться бизнесом, его папаше не стоит огорчаться, как и «народной» бабушке, записавшей на свою фамилию не вполне талантливого внука, мучительно пытающегося утвердить себя в шоу-бизнесе. Ну а уж если задатки все-таки проявились, грех не помочь развить их в способности а, даст Бог, и в талант.

Гораздо в большей мере на формирование творческих способностей ребенка, подростка, юноши оказывает социальная среда. Многолетняя практика показывает: склонные к творческим занятиям люди появляются и вырастают там и тогда, когда в окружающей их среде ближайшего окружения (семья, школа, двор) кто-то поёт, танцует, рисует, играет на том или ином музыкальном инструменте и т.п. Как правило, путь от «дай я попробую» до «я тоже хочу и смогу» в таких случаях не бывает далёким и долгим. Да и само ближайшее окружение способствует проявлению интереса ребенка к творчеству. «В доме N часто собирались художники, композиторы, поэты; мальчик жадно вслушивался в разговоры об искусстве, нередко был свидетелем жарких споров о стилях и направлениях ; в их доме часто бывали. »

- сколько раз это читано нами?!

Ситуация существенно улучшается, когда ребёнка или подростка, проявивших интерес к тому или иному виду любительского творчества, определяют в учреждение дополнительно образования: детскую школу искусств, музыкальную школу, школу изобразительного искусства и т.п. Занимаясь, теперь уже под руководством педагога, тем или иным видом искусства на регулярной основе, будущий « творец» обретает не только необходимые ему исполнительские умения и навыки, но приобщается к культуре и искусству на более широком информационном уровне. В этот период крайне важным является взаимодействия семьи, общеобразовательной школы и внешкольного учреждения. Рассогласование в требованиях и действиях названных субъектов воспитания нередко оборачивается утратой интереса ребенка к творческим занятиям. Много раз приходилось наблюдать печальную картину: амбициозные родители, заботясь о развитии юного дарования, а чаще просто поддавшись моде, устраивают свое чадо в художественную школу или музыкальный кружок, надеясь на чудо. Но чуда не происходит. При отсутствии интереса и способностей не возникает желания «творить». Нередко ребенок на протяжении нескольких лет попросту убивает время, боясь прогневить родителей, а его интерес к тому или иному виду творчества угасает одновременно с получением «удостоверения об окончании», если не раньше.

Но даже если этого не происходит, ошибочно полагать, что все без исключения выпускники детских школ искусств «дотянут» до вступительных испытаний в университет или академию культуры и искусств, музыкальное училище или колледж. На протяжении многих лет автору этих строк приходится беседовать с абитуриентами, поступающими на специальность « Социально-культурная деятельность» где, как известно, не требуется в обязательном порядке иметь исполнительские навыки в каком-либо жанре искусства. Но каждый второй абитуриент помещает в своё портфолио свидетельство об окончании детской школы искусств. На традиционный в таких случаях вопрос экзаменаторов «Почему Вы не хотите продолжать обучение по той или иной художественной специальности или специализации?» поступающий отвечает уклончиво и неохотно. Не означает ли это, что в таких случаях мы имеем дело с людьми непоследовательными и нетворческими? Скажем больше: проявит ли поступивший теперь уже на «нашу» специальность человек творческий подход к учебе, а позднее и к работе по избранной специальности? Будем помнить, кроме художественного творчества есть еще творчество научное, организаторское, наконец, социальное. Выходит, что за период обучения студента в нашем вузе мы либо подготовим умелого организатора, инновационно мыслящего менеджера социальнокультурной деятельности, толкового руководителя учреждения культуры, либо будем иметь дело с инертным работником, не способным к риску и инновациям, не владеющим современными технологиями менеджмента и маркетинга. С такими специалистами « поднимать культуру» было сложно во все времена.

Действующая ныне система профориентационной работы в вузах культуры и искусств далека от совершенства. Профпропаганда ведётся трафаретно, чаще лишь накануне вступительных испытаний. Профконсультация проводится порой неподготовленными практиками. Профдиагностика, как таковая, вообще отсутствует. Более или менее отработаны технологии профотбора. Но и они не спасают: ежегодно в вузы культуры и искусств поступает много юношей и девушек, слабо представляющих себе сущность избранной профессии и условия предстоящей работы по специальности. Одни поступают к нам в надежде сделать карьеру в сфере шоу-бизнеса, другие боятся вступительных экзаменов в технические вузы, третьих приводят настойчивые родители, четвёртые откровенно « косят» от срочной службы...Качественный профотбор проводить с годами становится всё труднее. А тут еще этот демографический провал.. .Так что вся надежда на профподготовку и последующую профадаптацию. И хотя многие важные для будущей работы в социально-культурной сфере черты, свойства и качества личности закладываются и формируются в детском, подростковом и юношеском возрастные периоды, многое можно « подкорректировать» или сформировать заново за пять лет пребывания студента в вузе культуры и искусств, для чего должны быть созданы оптимальные организационно-педагогические условия, о которых ниже пойдет речь.

Первое условие мы только что назвали - качественный набор, исключающий «случайные попадания». Мы не согласны с утверждением: каков набор, таков и выпуск. При правильно

организованном учебно-воспитательном процессе на кафедрах, факультетах и в целом в вузе формирование творческой личности будущего специалиста культуры вполне реально, это подтверждено многолетней вузовской практикой, да и жизнью вообще. Вспомним, сколько выдающихся ученых, слывших в школьные годы безнадежными троечниками, «набирали обороты» в университетах, академиях и институтах, заявляли о себе как люди талантливые, творческие. А скольким юношам и девушкам было отказано в приеме в вузы искусств - ГИТИС, ЛГИ ТМИК, не говоря уже об институте кинематографии и консерваториях! Но, поступая туда во второй и в третий раз, они вновь и вновь доказывали свое право на творчество. И, напротив, сколько казавшихся вполне успешными выпускников художественных вузов оказывались впоследствии несостоятельными в творческом плане и куда-то бесследно исчезали.

Вузы культуры и искусств - учебные заведения особого рода. Здесь недопустим ни «валовый» подход, ни поточное обучение. Каждый подготовленный специалист - штучный товар. И первое, о чем нам, преподавателям, надо бы позаботиться - это помочь студенту «вколотиться» в избранную специальность, понять и почувствовать ее, а при необходимости вовремя поменять. В период работы в Пермском институте культуры, автор столкнулся с весьма поучительным случаем. На отделение «Организатор - методист клубной работы» поступил, как тогда казалось, самый обыкновенный юноша. Ничем особенным он не отличался, учился как многие его однокурсники, участвовал в общественной работе, более или менее успешно сдавал сессии. Прозанимавшись два года, он неожиданно попросил перевести его на. ..хореографическое отделение. При этом выяснилось, что парень до поступления в институт культуры не занимался ни в детской хореографической студии , ни хотя бы в танцевальном кружке. Изумленные руководители кафедр и факультета пошли ему навстречу. И что же? К концу третьего года обучения «перебежчик» догнал своих товарищей, вполне успешно завершил обучение в институте, а спустя несколько лет создал свой балет, «сотворил» более ста хореографических постановок, вышел на всероссийскую, а затем и международную арену. Это был Евгений Панфилов. К сожалению, был, т.к. недавно он трагически погиб. Наверняка в других российских вузах культуры и искусств найдутся примеры, подобные приведенному нами. Индивидуальный подход к обучающимся -таково второе условие развития творческой личности будущего специалиста культуры.

Переход от общего среднего образования к профессиональному не так прост и легок, как кажется иным самоуверенным студентам, а порой и неопытным преподавателям. Как иронически заметил американский писатель Ралф Эмерсон, « то, чему мы учились в школах, - не образование, а только способ получить образование» [4] . От себя добавим: школьник отличается от студента лишь тем, что первого - учат, а второй - учится. Слово «учитель» наполняется в вузе иным смыслом и содержанием. Качество обучения всегда зависело от состава лекторов. В вузах культуры и искусств обнаруживаются и другие закономерности: мастера может обучить только мастер, воспитать художника может только художник, сформировать творческую личность может только творец. Если образовательный стандарт, сопутствующий ему учебный план, программы преподаваемых дисциплин основательно продуманы и не вызывают отторжения у обучающихся, есть надежда, что студент будет сознательно и настойчиво овладевать профессией, проявлять творческое отношение к учебе. Вероятно, все дисциплины полюбить нельзя, как нельзя быть довольным работой всех без исключения «преподов». Мы тоже были студентами и знаем это не понаслышке.

Но оставим пока что в покое наших коллег, ведущих общенаучные и / или рудиментарные дисциплины. Приглядимся повнимательней к тем, кто обучает и воспитывает будущих творческих работников. Много ли среди них . творцов? Наивно полагать, что студенты не знают или не замечают того, что происходит в преподавательской среде. Преподаватель кафедры фортепиано, лично не выступающий в концертах; доцент кафедры хорового дирижирования, забывший, когда в последний раз стоял перед хором; профессор кафедры режиссуры, давно ничего не ставивший, но при каждом удобном случае обозначающий на афише свою фамилию.Чему они могут научить, кого воспитать? Качественный состав преподавателей - второе непременное условие формирования творческой личности обучающегося.

Во многих современных школах созданы и успешно функционируют научные общества учащихся (НОУ). Школьники, в первую очередь старшеклассники, ведут исследовательскую работу, выступают с докладами и сообщениями на конференциях, участвуют в творческих конкурсах. Как же важно, чтобы это пытливое отношение юношей и девушек к учебе, да и вообще к жизни не только не прерывалось, но продолжалось в период обучения в вузе культуры и искусств, но уже на качественно более высоком уровне. Цели и задачи исследовательской работы студентов, в общем-то, ясны: собственно научные открытия здесь крайне редки, куда как важнее углубленное изучение той или иной дисциплины, стремление проникнуть в суть вещей, творчески отнестись к выполняемым заданиям (контрольные работы, рефераты, курсовые

работы и т.п.), подготовить и достойно защитить выпускную квалификационную работу. Нередки случаи последующего поступления в аспирантуру, подготовки диссертаций, приглашения на преподавательскую работу. Так что занятия научной работой - не благое пожелание, а насущнейшая необходимость. Соединение учебной работы с научным поиском - таково третье условие успешного формирования творческой личности в период обучения в вузе.

В пору, когда автор и его ровесники обучались в институтах, категорически запрещалось совмещать учебу с работой. Многие « втихаря» подрабатывали, но делали это ночью, где-нибудь на железнодорожной станции. Нам тогда и в голову не приходило, как это можно пропустить лекцию, не явиться на семинар, опоздать на зачет или экзамен. Теперь иные времена: студент очной формы обучения может не только пропустить одну-две лекции, но не являться на занятия в течение нескольких недель, а то и месяцев. Многие из них объясняют это легко и просто: я же работаю. Бороться с такими явлениями административными мерами практически бесполезно. А раз так, не разумнее ли помочь студенту найти работу по специальности, близкую к будущей профессии. Тогда наши студенты не станут танцевать у шеста, опускаться до стриптиза, петь в ночных клубах и танцевать в . саунах. А ведь встречаются еще среди наших девушек - студенток и представительницы... древней «профессии». Еще Аристотель утверждал: «Имеющие опыт преуспеют больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием». Соединить теоретическое обучение с практикой, как можно раньше приблизить обучающегося к его будущей специальности - четвертое условие становления творческой личности.

Любой из нас помнит хотя бы одного школьного учителя. Те, кому довелось служить в армии или на флоте наверняка вспоминают своих командиров. У каждого из нас случались в жизни наставники и воспитатели, служившие примером для подражания. Личный пример педагога, воспитателя, наставника

- мощнейший фактор и важное условие формирования творческой личности, в том числе в период обучения в .творческом вузе. Можно ежедневно говорить студенту о самых высоких истинах, перечислять многочисленные личностные, профессиональные и деловые качества будущего специалиста, призывать к достойному поведению в вузе и за его пределами. Но если сам преподаватель не следует декларируемым нормам и правилам поведения, ему никогда не удастся сформировать позитивные черты и свойства личности будущего специалиста. Активное отношение к жизни, честность и принципиальность в решении возникающих проблем студенческого бытия, справедливость, эрудиция, непрерывный культурный рост и самосовершенствование - вот лишь немногие требования к современному преподавателю вуза культуры и искусств, претендующему на роль воспитателя и наставника молодежи. Таким образом, личный положительный пример преподавателя, его творческое отношение к жизни - еще одно важное условие формирования творческой личности будущего специалиста.

В становлении творческой личности специалиста культуры не последнюю роль играет общий уклад вузовской жизни, уровень его организационной и корпоративной культуры. В хорошем вузе дело поставлено таким образом, чтобы студент за годы обучения впитал в себя его имидж, гордился своей альма-матер, считал себя брендовым специалистом. Этого невозможно добиться, если студент знает о грубейших нарушениях руководством вуза и его подразделений «правил приема», о протекционизме при трудоустройстве преподавателей, о поборах со студентов и их родителей, об «успешной» аттестации выпускников, которых однокурсники давно забыли на лицо. Не ускользают от внимания обучающихся и скоротечно подготовленные кем-либо из преподавателей диссертации, номинально числящиеся аспиранты и соискатели. Информация такого рода муссируется родителями студентов, а при нынешних технологиях еще и выкладывается на сайты Интернета. Такие вузы и вузами-то редко именуются, а у некоторых из них есть клички типа ««институт культуры и отдыха», а то и того проще - «кулек». Общая высокая вузовская культура - непременное условие формирования творческой личности будущего специалиста.

Ну а что же сам студент, завтрашний специалист? Какова его роль в формировании собственной творческой личности? Очень большая. Ему необходимо целенаправленно и неустанно работать над собой, занимаясь самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием. Никакой педагог не сделает его творческой личностью, если он не захочет стать ею сам. Слов нет, наши дети и внуки получают высшее образование (если действительно получают, а не имитируют получение) в достаточно непростых условиях. Политические потрясения, экономические преобразования и социальные заморочки последних двух десятилетий напрочь деформировали отечественную систему общего и профессионального образования. На глазах у государства бесчинствуют коммерческие учебные заведения, дипломы любого достоинства и цвета открыто продаются в подземных переходах и в «Интернет-магазинах», в сферу образования проникли коррупция и взяточничество, почти открыто орудуют «околонаучные негры», предлагая услуги по написанию кандидатский, а то и докторских диссертаций. Как

тут не соблазниться, не потерять достоинство, сохранить свое творческое кредо?

А время не стоит на месте. Рождаются новые идеи, появляются новые технологии, едва ли не все окружающие завтрашних специалистов люди хотят стать и / или уже стали успешными, реально открылись «заграничные возможности», меняются ценности, переписывается . история. В сознании и поведении завтрашнего специалиста культуры актуализируются неведомые прежде проявления самоидентификации, самооценки, самоимиджирования, самопозиционирования, самоменеджирования и самомаркетинга. Наш преподавательский долг - помочь молодежи в ее творческом самоопределении. Таково последнее, из рассмотренных нами, организационно-педагогическое условие успешного формирования творческой личности будущего специалиста культуры.

Ни одно из названных и охарактеризованных нами условий, взятое обособленно от других, не изменит сегодняшнюю ситуацию к лучшему, если не будут приняты во внимание объективные и субъективные факторы, прямо или косвенно определяющие качество нашей жизни на современном этапе общественного развития. Необходим комплексный подход, предполагающий консолидацию усилий всех сил, заинтересованных в дальнейшем поступательном развитии отечественной культуры.

Литература

І.Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И., Ожегов. - М. : «Русский язык»,1990. - С. 329

2.Там же, с. 789

3.Душенко К. Универсальный цитатник бизнесмена и менеджера [Текст] / К, Душенко. - М. : ЭКСМО, 2004. - С. 510

4.Там же, с. 514.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.