Научная статья на тему 'Факторы успешности обучения специалиста культуры'

Факторы успешности обучения специалиста культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФА / СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ И МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАТКИ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТРАХ СЦЕНЫ / CONSCIENTIUOS CHOICE OF PROFESSION AND STUDENTS'PROGRESS MOTIVATION / ACTIVITY APPROACH TO TEACHING / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF CHOREOGRAPHER TRAINING / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INCLINATIONS AND MOVEMENT PURPOSE / PERFORMANCE CHOREOGRAPHIC CREATION AND STAGE FEAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

В статье рассматриваются основания, которые оказывают эффективное влияние на систему познавательных отношений в вузах культуры и искусств, формирующихся в единстве взаимосвязи деятельностей преподавания и учения. С позиций гуманистической педагогики выявляется специфическая проблематика, связанная с совершенствованием профессионально-личностных компетенций специалиста-хореографа. Перспективы использования знаний по систематизации и классификации выявленных факторов физического, психического и социального характера (природные хореографические данные, активная деятельностная позиция, страх сцены перед публичным выступлением, присутствие свободы воли, сознательный выбор профессии, авторитет педагога) дают возможность обеспечить научное управление качеством обучения, надежность и объективность его результатов в творческом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the conditions, which effectively stimulate the system of cognitive relations in the universities of art and culture being developed on the basis of the unity and interrelationship of teaching and learning activity. From the point of the humanistic pedagogy a specific field, connected with the improvement of pedagogue professional qualifications (long-term application of knowledge, energetic activity position, inborn choreographic abilities, the scene fear, the volition freedom, the awareness of the choice of profession, the pedagogical authority etc.) is revealed. The latter give the opportunity to provide the scientifically based ability to manage the quality of education, the reliability and objectiveness of its results in a creative university.

Текст научной работы на тему «Факторы успешности обучения специалиста культуры»

УДК 793. 3

Г.В. Бурцева

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ

Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул

Какие условия обучения оказывают активное воздействие на формирование творческого опыта и совершенствование компетенций выпускника вуза культуры и искусств? Какие причины позитивно влияют на развитие профессионального самосознания студента-хореографа, определяют его познавательную активность и результативность обучения? Какие факторы способствуют успешному освоению учебного материала будущим специалистом? Именно эти вопросы актуализируются в содержании нижеизложенной статьи.

Позицию данного исследования обусловливает деятельностный подход к обучению как процессу познания, заложенный в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [1; 2]. В деятельностном подходе личность рассматривается как субъект познания, она сама, формируясь в деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности. Личностный и деятельностный компоненты неразрывно связаны между собой. Свое развитие деятельностная теория нашла в идеях представителей гуманистической психологии [3; 4], где учение рассматривается как внутреннее самоуправление процессом познания. Именно эти теоретические положения использованы при классификации факторов успешности обучения будущего специалис-та-хореографа. В связи с данным подходом классификация факторов может быть представлена по следующим основаниям: по отношению к развитию и формированию личности, по отношению к формированию содержания образования, по направленности действия на субъект педагогического взаимодействия и т.д.

Анализ специальной научной литературы обнаружил большой массив работ, направленных на выявление специфических групп факторов, повышающих эффективность обучения будущего специалиста социокультурной сферы, в том числе хореографической специализации:

- успешности творчества (А. А. Аронов);

- мотивационного развития личности в учреждениях культуры (Л. С. Жаркова);

- индивидуального стиля личности специалиста культуры (Л. С. Зорилова);

- педагогической регуляции обучения и руководства художественной самодеятельностью (Т.И. Бакланова);

- личностного развития средствами хореографии (Э.А. Широкая, Л.И. Ломакина, И.А. Саранчук);

- развития различных видов профессиональных компетенций (С.С. Бахтеева, П.В. Сеначин, М.В. Симонова);

- психолого-педагогической подготовки педаго-га-хореографа (А.И. Борисов);

- активизации профессиональных умений студентов хореографической специализации в процессе производственной практики (Н.И. Бочкарева);

- роли личности педагога хореографии в обучении мужскому танцу (М.Е. Валукин);

- вербального компонента в обучении студентов народно-сценическому танцу (Т.М. Дубских);

- совершенствования тренировочного процесса танцоров (И.Е. Ересько);

- работоспособности музыкантов и танцоров (Т. С. Каймо-Лейбо);

- готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала (Т.И. Калашникова);

- продуктивности творческой деятельности артистов балета (О.С. Соболева);

- развития специальных танцевальных способностей (Н.В. Соковикова);

- формирования профессионально значимых качеств личности специалиста культуры (Н.Ф. Спин-жар);

- концертной деятельности студентов хореографической специализации (Т.Н. Сторожева);

- профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа (М.Н. Юрьева).

Актуализация практико-ориентационной направленности познавательной деятельности исследователей свидетельствует о том, что авторы исходят из обучения, которое объективно осуществляется при наличии совокупности обстоятельств. Именно эти обстоятельства формируют конкретные условия (факторы) для эффективного обучения, которые целесообразно объединить в две большие группы:

- внешние или объективные факторы по отношению к личности обучающегося человека;

- внутренние или субъективные факторы по отношению к личности обучающегося человека.

К внешним факторам относятся:

- психофизиологические задатки (природные хореографические данные);

- социально-педагогическая формирующаяся среда (социально-экономические обстоятельства, отношение близких людей к профессиональной ориентации человека, конкретная хореографическая школа, личность педагога, психологический климат группы, профессиональное пространство);

- хореографическое воспитание (введение студента в контекст мировой хореографической культуры, личностно образующие профессиональные ценности, система взглядов на профессиональный мир, способность следовать принятым нормам поведения и поступков в профессиональном сообществе).

Внутренние или субъективные факторы связаны с самопроизвольными влияниями, определяемыми внутренними противоречиями и комплексами на пути структурирования личного творческого и социального опыта, поиском своего предназначения в профессиональном мире. В этом контексте важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности специалиста-хореографа, обеспечивающая преодоление трудностей в хореографическом творчестве, процессы саморегуляции в ситуации выбора действующих мотивов. Осуществляемое под воздействием различных факторов личностное развитие человека в процессе познания преломляется через его жизненный опыт и индивидуальные психологические особенности. Внешние факторы (условия) выступают в качестве требований к личности профессионала, а внутренние условия - в качестве стимулов ее развития, формирования тех ее качеств, которые адекватны конкретным формам поведения в профессиональной деятельности и в профессиональном сообществе. Влияние множества факторов реализуется в процессе учебно-творческой деятельности, связанной со спецификой этапов хореографического познания (творческий акт сочинения или исполнения различных форм танца).

В соответствии с этим подходом знания в хореографической педагогике обнаруживаются в умениях грамотно исполнить движение, сохранить его в памяти и впоследствии воспроизвести по правилам методики, а также использовать различные движения в собственном творческом опыте. Абстрактно знать в хореографии нельзя, нужно уметь использовать эти знания как средство и инструмент практико-ориентированной профессиональной деятельности.

Влияние внутренних факторов на обучение специалиста-хореографа проявляется в том, что субъект образовательного процесса представляет собой социальную индивидуальность, которая, с одной стороны, является замкнутой саморегули-руемой системой, способной преобразовывать сквозь призму творческого «Я» внешние воздействия общества. С другой стороны, хореограф открыт к общению с культурной средой и испытывает на себе впрямую как позитивное, так и негативное влияние принятых в профессиональном сообществе правил, норм и образцов хореографического творчества. Это противоречие хореогра-фа-человека и хореографа-творца в структуре личности специалиста порождает содержание его текущих субъективных переживаний, в том числе в вопросе эмоционально-оценочного отношения к вузовскому обучению. Человек с учетом своих индивидуальных особенностей пытается согласовать мотивационную готовность, восприимчивость к нетрадиционному опыту в профессиональной среде с системой существующих в ней условий и требований. Противоречие между профессионально-творческим и личностным «Я» оказывается определяющим источником становления и развития инновационно-творческого потенциала педагога-хореографа. В свою очередь, пережитый страх от неудачи на пути творческого экспериментирования, стрессовые ситуации в рамках противостояния традиций и новаторства в хореографическом опыте могут стать хроническими для человека и заблокируют его профессиональные действия. В практике говорят: «Хореограф терпит фиаско».

В этом смысле важным профессионально-личностным фактором саморегуляции эмоциональноволевого состояния в условиях ситуаций, которые, говоря образным языком, «выбивают почву из-под ног» и мешают мобилизации творческой активности, является присутствие свободы воли. Присутствие свободы воли обеспечивает постоянную динамику творчества, при этом хореограф мобилизует весь комплекс индивидуально-психологических свойств. В ряду этих свойств - высокая готовность к восприятию нетрадиционного опыта, вера в успех и собственные возможности.

Свобода воли не ставит человека в ситуацию морального выбора, а является одним из тех компонентов, которые открывают возможность для творчества как оригинального, высокоэффективного решения профессиональных задач. В свою очередь, творческий характер деятельности хореографа извлекает из глубин человеческого «Я» свободный порыв к новизне, новаторству. Работать по чьей-либо указке - один из отвергаемых мотивов творческой личности. Изначально в структуре личности хореографа присутствует одержимость, увлеченность игрой воображения, наслаждение искусством. Созидающая функция учебно-профессиональной деятельности обеспечивает в дальнейшем изменение смыслов для человека творящего.

Существенным условием хореографического творчества является активная деятельностная позиция самого творца. Из этого утверждения следует, чтобы обеспечить эффективность хореографического обучения, необходимо создать такие творческие ситуации, в которых станет возможным трансформация внутренних смыслов и противоречий в самом субъекте. Мыслит и чувствует в процессе обучения сам студент, и по этой причине знания, которые транслирует педагог, могут и не стать достоянием будущего специалиста.

Для изучения влияния фактора сознательного выбора профессии на образовательную эффективность обучения на этапе приемных испытаний методом опроса выявлялись мотивы поступающих в вуз. В результате анализа проведенного опроса мотивы выбора профессии и ожиданий абитуриентов от обучения в вузе были соответствующим образом ранжированы. Анализ ответов абитуриентов показал, что выбор профессии «специалист-хореограф» происходит под влиянием глубокого детского интереса к различным видам танца.

Опрос выявил, что наиболее востребованным в студенческой среде является исполнительский аспект профессиональной деятельности специалис-та-хореографа. Между тем в классификаторе вузовских специализаций нет профилизации «хореограф-исполнитель танцев», а модель вузовского обучения ориентирована на подготовку специалиста в качестве руководителя хореографического коллектива (чаще всего работа специалиста связана с обучением детей). Из содержания ответов абитуриентов стало очевидно, что основы профессиональной подготовки, связанные с психолого-педагоги-ческой, организационно-управленческой и творческо-сочинительской сферой профессиональной деятельности, менее всего остаются востребованными у поступающих на хореографическую специализацию. Такие аспекты профессии специалис-та-хореографа, как умение и желание работать с коллективом, прежде всего с детьми, регулярное

сочинение танцевальных композиций, не привлекают должного внимания обучающихся.

В исследовании установлено, что фактор сознательного выбора профессии формирует адекватную оценку призвания специалиста-хореографа, создает благоприятные предпосылки для успешного обучения. Удовлетворенность студентом выбором профессионально-хореографической направленности перестраивает мотивационную сферу и изменяет систему ценностей, придает учебно-познавательной деятельности целеустремленный и сознательный характер.

И наоборот, отсутствие данного фактора приводит к потере интереса к занятиям хореографией на старших курсах. Одной из часто называемых причин нежелания работать по специальности выпускники называют низкую заработную плату в сфере культуры (59.4 %). Во время обучения многие идут работать в сеть ресторанного шоу-бизнеса не по убеждению, а по причине вынужденных обстоятельств (заработать на обучение, на оплату за проживание и пр.). К сожалению, переступая границы нравственности на начальном этапе своей карьеры, некоторые молодые люди постепенно привыкают к этому образу жизни. Профессиональная этика, образ профессионального мира деформируются, истинные ценности подменяются сиюминутными удовольствиями и наживой.

Очевидно для исследования то, что неверный выбор профессионально-художественной направленности с учетом своих природных хореографических данных не позволяет на высоком уровне выполнять профессиональные функции и достигать требуемого результата обучения. В этом смысле на этапе отбора по-прежнему актуален вопрос: «Какие психофизиологические данные (задатки) студента действительно влияют на результативность профильного хореографического обучения?».

В целом поступающие имеют необходимые для занятий современным и джазовым танцем хореографические данные, а именно: чувство ритма, гибкость, пластичность, наличие шага, способность к растяжкам, наличие физической силы мышц. Качество (наличный уровень психофизического развития) этих показателей выявляется во время специальных тестов на приемных экзаменах. При этом во время исполнения заданных двигательных задач открывается и другой факт: восприятие хореографической формы у абитуриентов сформировано на основе методики изучения движений, технических трюков, характерной для манеры спортсменов. То есть при исполнении танцевальной лексики участвуют иные группы мышц, нежели в условиях, когда телесный аппарат человека формируется на базе традиционной методики классического и народно-

го танцев. Техникой современного танца абитуриенты, как выясняет опрос, занимаются сравнительно мало: от года до трех лет или не занимаются вовсе. В связи с этим фактом происходит высокий процент «отсева» студентов на первом году обучения (28.3 %). К существенным признакам профессиональной непригодности следует отнести:

- вялую энергетику темперамента флегматика;

- отсутствие эмоциональной выразительности и экспрессивности мимики;

- отсутствие способности к восприятию синкопированного ритма;

- слабую способность к развитию творческого воображения и фантазии;

- склонность физического аппарата к полноте (несоответствие телосложения требованиям профессии).

Хореографическое обучение требует огромных физических затрат. Студентам приходится заниматься тренировками, работой и концертной деятельностью одновременно. Практически на это уходит от 10 до 16 часов в сутки. К сожалению, не все выдерживают такие требования художественной профессии. Творческое самочувствие на уроках напрямую связано с настроением студентов. Если студент приходит на урок больным от того, что попросту не выспался, его работоспособность резко снижается. Наиболее характерные причины пропусков занятий по специальным дисциплинам, как показал опрос, связаны именно с плохим самочувствием (35 %).

Специфическим фактором, влияющим на образовательную эффективность хореографического обучения, в котором большой удельный вес занимают концертная деятельность и открытые практические показы курса, является страх сцены или излишняя тревожность перед публичным выступлением. Из теории известно, что «мотивация повышает качество выступления до тех пор, пока чересчур высокий уровень возбуждения не начнет оказывать отрицательное влияние» [5, с. 313]. На языке практики это состояние называют «стопор», исчезает контроль, «правая нога не знает, что в это время делает левая нога». На начальных этапах обучения студенты не умеют регулировать свои чувства и эмоции, а потому часто не контролируют свои сценические действия. В этом смысле важной задачей в обучении является формирование умения контролировать вторичные эмоции (внутренний контроль, связанный с техническими сложностями исполняемых движений, внешний контроль, связанный с общением партнеров и зрительным залом).

Изучение фактора адекватной самооценки выступлений и творческих достижений в процессе обучения привело к выводу о влиянии его на раз-

витие самосознания будущего специалиста-хореог-рафа. При исполнении танца ошибки чаще всего не замечаются, так как быстротечность мыслительных действий хореографа приводит к тому, что направленность оценочной деятельности фокусирует в центре внимания один компонент творчества, при этом забывается другой, менее важный с позиций личностного сценического опыта. Мышление направлено на извлечение из памяти учебного материала и его презентации, а анализ методики грамотного исполнения двигательной задачи уходит из памяти. У студентов на младших курсах слабо развита способность к самокритичности и преобладает уровень неосознанной некомпетентности в объективной оценке собственных творческих результатов. Так называемая «звездная болезнь» -частое явление в студенческой среде.

Исследуя проблемы успешности в обучении, необходимо осознавать фактор авторитета педагога. Проведенное анкетирование с целью изучения данного фактора позволило составить образ желаемого в студенческой среде «идеального педагога-хореографа». В анкетировании приняли участие 105 студентов факультета хореографии младших и старших курсов. С помощью способа ранжирования полученных данных представленные характеристики педагога-хореографа были разделены по четырем основным блокам: профессионально-мотивационная направленность личности, художественно-творческий потенциал педагога-хореографа, оценка профессионально-предметных умений и навыков педагога-хореографа, профессиональноиндивидуальные особенности личности педагога-хореографа. Во многих анкетах ответы студентов выходили за рамки однозначного смысла поставленного вопроса. Студенты не просто перечисляли профессионально-личностные качества, но и открыто устанавливали круг функциональных обязанностей педагога.

В заключение сфокусируем внимание на том, что без учета и систематизации факторов как реально действующих обстоятельств, обусловливающих реализацию образовательной функции обучения, становятся невозможными научное педагогическое управление и организация обучения, надежность и объективность его результатов. Глубокое изучение всего спектра влияний на личность сту-дента-хореографа физического, психологического и социального характера способно востребовать его познавательный потенциал, тем самым создать условия для ускорения процессов обучения, преодолеть возникающие в ходе учебно-профессиональной деятельности отрицательные последствия и негативные тенденции субъект-субъектных отношений.

Поступила в редакцию 24.04.2008

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

4. Роджерс К. Теории творчества // Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Су-хобская. СПб., 1996.

5. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.