УДК [159.923.38+159.923.5]:792.8(571.150)
С. Н. Темлянцева Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ БАЛЬНОЙ ХОРЕГРАФИИ
Аннотация. В статье исследуется роль концертной деятельности в процессе формирования творческих способностей студентов, обучающихся на кафедре бальной хореографии Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия). Автор статьи делает вывод о том, что наиболее продуктивной формой развития творческих способностей студентов является концертная деятельность, позволяющая выявить художественный потенциал как танцевального коллектива в целом, так и отдельных исполнителей в его составе. Помимо этого, концертная деятельность - действенный стимулятор самостоятельного танцевального творчества студентов.
Ключевые слова: концертная деятельность, творческие способности, профессиональное назначение, методологические принципы обучения и воспитания, виды концертных программ, личностный рост.
Svetlana N. Temliantceva Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
PERFORMING ACTIVITY IN THE CONTEXT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES FORMATION IN THE BALL CHOREOGRAPHY DEPARTMENT
Abstract. The article finds out a role of performing activity in students' creative abilities formation in the Ball Choreography Department of the Altai State institute of Culture (Barnaul, Russia). The author of the article concludes, that performing activity is the most effective form of developing of the student's creative abilities; it helps to disclose an artistic potential of the whole dance ensemble as well as its dancers, individually. Apart of it, performing activity has a very strong inspiring force for revitalizing the students' independent dance creativity.
Keywords: performing activity, a person's creative ability, professional appointment, methodological principles of teaching, type of a concert program, a personal growth.
Сегодня выдвигаются принципиально новые требования к профессиональным качествам специалистов бальной хореографии, к организации и содержанию их подготовки в вузе культуры, что в полной мере отражено в новом образовательном стандарте по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство», профилю «Педагогика бального танца». Основными целями подготовки специалистов являются: воспитание личностных и профессионально-ценностных качеств студента в единстве мировоззренческих и поведенческих аспектов; подготовка творческой личности, способной сохранять и развивать, транслировать и популяризировать хореографическое искусство в контексте своей профессиональной деятельности.
Профессиональное назначение реализуется в осуществлении следующих видов деятельности: педагогической, методической, балетмейстерской. Профессиональная деятельность выпускника обозначена множеством задач, среди которых:
- осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, хореографических коллективах;
- формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний;
- реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владеть теорией и технологией создания хореографического произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств хореографического искусства;
- участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию хореографического произведения, решать организационные и художественные
задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом коллективе;
- изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного хореографического искусства, хореографических аспектов художественного творчества в России и зарубежных странах;
- участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическим образованием и художественным творчеством;
- участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, шедевров хореографического искусства и хореографического творчества народов России [5, с. 13-14].
Столь масштабная сфера деятельности требует особого внимания к стимулированию процесса обучения и развитию творческих способностей обучающихся. Творческие способности - это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.
В целом данная проблема не нова и педагогический опыт, накопленный в этой области весьма разнообразен. Вопросами развития творческих способностей занимались Д. Б. Богоявленская, И. В. Дубровина, В. Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, О. И. Мотков и др.
Различные методики процесса развития творческих способностей в хореографическом образовании раскрыты в фундаментальных работах Н. П. Базаровой, А. Я. Вагановой, Р В. Захарова, В. С. Костровицкой, И. В. Смирнова. Н. И. Тарасова.
Вопросы истории и теории бальной хореографии нашли своё отражение в научных трудах Е. Д. Васильевой, М. В. Васильевой-Рождественской, Н. П. Ивановского, В. М. Стриганова, В. И. Уральской, А. Н. Шульгиной.
Одним из основных методологических принципов обучения и воспитания специалистов в области бальной хореографии является принцип наглядности и образности обучения [2]. Необходимость принципа наглядности обосновывается диалектикой перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. «Язык хореографии - это система специфических средств, основанных на аналогии, подобии выражения внутреннего мира человека, через изменение положения и соотношений частей тела в выразительных движениях человека» [1, с. 197-198].
Готовясь к профессиональной деятельности в области искусства, студентам важно постоянно расширять творческий опыт, получать опыт группового взаимодействия, опыт творческой реализации своих идей. Профессиональная деятельность хореографов являет собой сложное сочетание индивидуальной формы труда, совместной с партнёром и коллективной. Поэтому для них весьма актуальными являются развитые коммуникативные умения: чувствование партнёра и доверие к нему; в групповой работе - формальное и неформальное лидерство, умение подчиняться лидеру и соответствовать групповым нормам. Современный динамичный стиль жизни, возможность не только принимать участие в реализации разнообразных творческих проектов, но и самому предлагать интересные проектные идеи. [3, с. 111-112].
Реализации выше перечисленных положений способствует активное вовлечение студентов в концертную деятельность. Концерт (от лат. сопсеМо - состязаюсь) - публичное выступление артистов по определённой заранее составленной программе. [4, с. 180]. Существуют различные виды концертов: тематический концерт, театрализованный концерт, праздничный концерт, концерт народного творчества, эстрадный концерт, музыкальный концерт, детский концерт, литературный концерт и т. д.
Подготовка любой концертной программы состоит из следующих этапов:
- планирование концертной программы, на этом этапе создаётся творческая группа, в которую вместе с педагогами включаются студенты, определяется тема, идея, форма концерта, прогнозируются результаты;
- этап составления концертной программы, подготовка сценария, отбор номеров;
- этап непосредственного осуществления программы, репетиции, работа с исполнителями, подбор видеоряда, костюмов, светового решения и пр.;
- этап проведения концерта;
- этап подведения итогов и анализ концерта.
Основные виды концертных программ, которые в процессе обучения представляет кафедра бальной хореографии, это: экзамен-концерт, класс-концерт, отчётный концерт.
Экзамен-концерт завершает определённую ступень обучения (раздела дисциплины) или изучение дисциплины в целом, содержание которых выражено в едином представлении и выносится на сценическую площадку. Как правило, это концертная программа из развёрнутых этюдов и законченных концертных номеров, созданных на пройденные темы и заданные постановочные формы, где вместе с педагогом курса студенты выступают в роли балетмейстеров постановщиков. В данной форме, чаще всего проходит показ по дисциплине «Композиция и постановка танца». В концерте представляются композиционные формы, изучаемые согласно рабочей программе. Используя теоретические знания, студенты под руководством преподавателя самостоятельно разрабатывают программу будущей постановки, хореографическую лексику, подбирают и анализируют музыкальный материал, выполняют запись номера и его постановку на курсе или базе практики. Студенты работают с исполнителями над техникой, выразительностью номера и представляют его во время практического показа.
Класс-концерт - это, как правило, завершающий итог выпускного курса, где представлена специализация в целом. Концерт состоит из нескольких блоков, в которых студенты демонстрируют знания, умения и навыки, приобретённые в процессе изучения профилирующих специальных дисциплин. За последнее время студентами и педагогами кафедры подготовлены следующие концертные программы: «Такое разное кино», «Танцевальный калейдоскоп», «Времена года».
Отчётный концерт - представляет собой программу одного коллектива, в котором представлен итог работы за определённое время. Например, в форме отчётного, юбилейного концерта кафедрой была представлена программа, «Листая страницы истории» и программа «Рождественский бал».
В вышеперечисленных концертных программах представлены современные композиционные формы, техника и манера исполнения бального танца, учтены художественно-творческие особенности бальной хореографии: эстетические, исполнительского мастерства и стиля, музыкально-ритмических структур.
Содержание в полной мере отражает методические приёмы профессиональной деятельности по подготовке специалистов в области бальной хореографии.
Значимость концертной деятельности состоит в том, что в процессе подготовки студенты в значительной мере могут реализовать свой творческий потенциал.
Организация и представление концертной программы является итогом совместной творческой деятельности педагогов и студентов. Концертная программа - это визуальный отчет о выполнении учебных программ разных дисциплин, и о проделанной работе кафедры в целом. Концертное выступление выявляет возможности всего коллектива и каждого участника в отдельности. И в значительной степени позволяет стимулировать студентов к творчеству. Так, опрос, проведенный среди студентов кафедры, показал, что наиболее продуктивной формой развития творческих способностей является концертная деятельность. Позволяет проявить личные качества организатора -17 %, постановщика - 40%, исполнителя - 43 %. Получили положительный опыт группового взаимодействия - 100 %. Удовлетворенность от выступления в концертных программах высказали 98 % опрошенных.
Таким образом, в итоговом опросе студентов концертные выступления, участие в их подготовке и организации были отмечены как наиболее продуктивные в процессе личностного роста.
Список литературы
1. Ванслов, В. Содержание и форма в искусстве. - Москва : Искусство, 1956. - 369 с.
2. Гройсман, А. Л. Методологические принципы хореографического образования // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов. - Москва : Импринт, 1996. - Вып. 3. -С. 4-8.
3. Кокоренко, Л. В. Психология творческой деятельности: опыт и потенциал // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2015. - № 2. - С. 110-122.
4. Театральная энциклопедия : в5 тт. / под ред. С. Мокульского, П. А. Маркова. - Москва : Сов. эн-цикл., 1961-1967. - Т. 3 : Кетчер - Нежданова. - 1964. - 1806 с. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата) : приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 12 янв. 2016 г. [Электронный ресурс] / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/520301.pdf.