Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению'

Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / COGNITIVE MOTIVATION / PRESCHOOL CHILDREN / PREPARATION FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохода М. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации организационно-педагогических условий формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению, направленных на повышение уровня их готовности к школе как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохода М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and pedagogical conditions for forming of senior pre school children's cognitive motivation for further training

The article touches upon theoretical and practical aspects of development and realisation of organisational and pedagogical conditions for forming of senior preschool children's cognitive motivation for further training, directed at increase of the level of their readiness for school as a factor of perfection of the educational process in an educational institution of preschool education.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОБУЧЕНИЮ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Матис

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации организационно-педагогических условий формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению, направленных на повышение уровня их готовности к школе как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении дошкольного образования.

Ключевые слова: познавательная мотивация. дошкольники. подготовка к школе.

The article touches upon theoretical and practical aspects of development and realisation of organisational and pedagogical conditions for forming of senior preschool children’s cognitive motivation for further training, directed at increase of the level of their readiness for school as a factor of perfection of the educational process in an educational institution of preschool education.

Key words: cognitive motivation, preschool children, preparation for school.

Гуманистическая парадигма, определяющая развитие современного образования, актуализирует интерес к формированию личности, развитию готовности к обучению на протяжении всей

жизни. Особое место в этом процессе занимает дошкольный возраст как период накопления ребенком-дошкольником способностей, освоения им социального пространства, определения в нем себя,

собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками.

Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированно-сти является мотивация, система интересов растущего человека. В определенной степени ключевой в дошкольный период является познавательная мотивация, побуждающая ребенка к познанию окружающего мира, к получению новых знаний, к учебной деятельности. С учетом этого изучение познавательной мотивации, ее формирования является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить совершенствование подготовки детей к обучению в школе.

Многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста. Формирование познавательной мотивации у дошкольников как средства подготовки к дальнейшему обучению в них не рассматривается, тогда как именно в дошкольном возрасте формируются основы мировосприятия, закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка. Указанный возраст обладает повышенными возможностями и для развития общих умственных качеств, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, специфичности воображения.

Повышение внимания к пред-школьной подготовке объясняется необходимостью выравнивания стартовых возможностей детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Вместе с тем обозначенная проблема не нашла должного освещения в системе сложившегося дошкольного образования.

В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на каче-

ство мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития качеств личности (Л. С. Выготский, А. К. Дусавицкий, В. Н. Мяси-щев, Н. Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.

Исследования, посвященные мотивации учения и причинам неуспеваемости младших школьников (Ш. А. Амона-швили, Л. И. Божович, Н. С. Денисенко-ва, А. К. Дусавицкий), свидетельствуют, что у части учащихся познавательный интерес не имеет характера действенной познавательной мотивации, не играет существенной роли в структуре мотивов учения.

Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации к концу дошкольного возраста, что в значительной мере является следствием неудовлетворительной организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях в плане развития детской любознательности, стремления детей к познанию, учению, что обусловлено, в свою очередь, слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

Анализ научной литературы свидетельствует, что в педагогике накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой формирования познавательной мотивации дошкольников. Значительное место занимает проблема

взаимосвязи познания окружающего мира с интересом в исследованиях выдающихся педагогов прошлого (И. Гер-барт, А. Дистерверг, Я. А. Коменский, Д. Локк, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.).

Современные ученые рассматривают мотивацию познавательной деятельности (познавательную мотивацию) с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская, М. Н. Скат-кин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.), как избирательную направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В. Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Н. Н. Поддьяков, Н. К. Постникова, Г. И. Щукина и др.), как структуру, состоящую из потребностей индивида (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю. Н. Кулют-кин, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Л. М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш. А. Амонашвили, А. К. Дусавиц-кий, Л. В. Занков, Н. Н. Поддьяков и др.).

Однако несмотря на то что идея формирования мотивации прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) она не находит должной реализации.

Анализ педагогической деятельности дошкольных образовательных учреж-

дений позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования: заорганизованность, регламентирован-

ность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей; редко используются нестандартные формы совместной деятельности взрослого и ребенка, позволяющие интегрировать различные задачи и виды детской деятельности, способствующие развитию познавательной мотивации (конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-погружения, занятия-соревнования); педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной мотивации дошкольников, формированию адекватной самооценки детей.

Анализ исследований и объективных условий практики дошкольного образования позволил выделить противоречия между: возрастающей потребностью общества в развитии ребенка-дошкольника, подготовке его к школе, одним из показателей которой является познавательная мотивация, и недостаточной разработанностью теории и практики формирования познавательной мотивации в педагогической деятельности ДОУ; необходимостью применения организационно-педагогических, управленческих, воспитательных действий, оказывающих решающее влияние на формирование познавательной мотивации ребенка, и недостаточной компетентностью руководителей и педагогов в решении данной проблемы; большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном возрасте и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности в системе дошкольных образовательных учреждениий по формированию познавательной мотивации у воспитанников.

На основе анализа психологопедагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений, подготовки детей к школе была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости выявления организационно-педагогических условий формирования познавательной мотивации у старших дошкольников.

В процессе исследования было установлено, что эффективность процесса формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению обеспечивается разработкой и внедрением организационно-педагогических условий формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению, включающих организацию педагогического взаимодействия субъ-

ектов формирования познавательной мотивации старших дошкольников; применение активных методов и форм организации познавательной деятельности старших дошкольников; педагогическую диагностику формирования познавательной мотивации старших дошкольников и их готовности к дальнейшему обучению. Показано, что формирование познавательной организация старших дошкольников требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности руководителей, педагогов, других должностных лиц системы дошкольного образования, обеспечивающей процесс перехода от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс познавательной (учебной) деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.