Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования качества подготовки специалистов сферы культуры'

Организационно-педагогические условия формирования качества подготовки специалистов сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / QUALITY / QUALITY OF EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устимова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные подходы к изучению организационно-педагогических условий, способных повысить качество подготовки специалистов сферы культуры, потребность в которых все больше ощущается на рынке труда. Актуализация данной темы приводит к необходимости управления процессом качественной подготовки специалистов сферы культуры через изменение существующих условий. Общая тенденция развития образования в мире характеризуется новым этапом образовательной активности и переходом к качественно новым формам управления образованием, в частности, к оценке качества как основе метода обратной связи, имеющей значительные преимущества по сравнению с директивным управлением. В процессе оценки качества подготовки специалистов сформирован многосубъектный потребитель и постановщик целей образования: академическое сообщество, работодатель, общество, обучающийся. Каждый из субъектов отличается своими представлениями о качественном образовании. Для их практической реализации созданы различные инструменты объективной оценки научного и образовательного потенциала. Данная практика охватывает всех субъектов образовательной деятельности, однако обучающиеся практически не участвуют в образовательном процессе в указанном качестве. К решению проблемы качества подготовки специалистов сферы культуры привлекаются работодатели, но наиболее заинтересованная в качестве приобретаемых услуг сторона обучающиеся не имеют инструментов влияния, закрепленных в организационно-педагогических условиях, что обуславливает необходимость их разработки и обоснования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устимова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING THE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CULTURE

The article deals with the creation of organizational and pedagogical conditions capable of improving the quality of training the specialists in the sphere of culture, the need for which is increasingly felt in the labor market. The actualization of this topic leads to the need to manage the process of quality training the specialists through changing the existing conditions. The general trend in the development of education in the world is characterized by a new stage of educational activity and the transition to qualitatively new forms of education management, in particular, to quality assessment, as the basis of the feedback method, which has significant advantages in comparison with directive management. In the process of assessing the quality of training the specialists, a multi-subject consumer and goal-setter of education are formed: the academic community, employer, society, trainee. Each of the subjects differs in its ideas about quality education. For their practical implementation, various tools for the objective assessment of the scientific and educational potential have been created. This practice covers all subjects of educational activity, however, students practically do not participate in the educational process in this capacity. To solve the problem of the quality of education, employers are involved, but the party most interested in the quality of the acquired services is the students who do not have the instruments of influence fixed as one of the organizational and pedagogical conditions for the quality training the specialists in the sphere of culture, which necessitates their development and justification.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования качества подготовки специалистов сферы культуры»

3. Belyaeva L.A. Rol' psikhologii v professional'noy podgotovke sovremennogo uchitelyathe [Role of psychology in the professional training of the modern teacher]. Integratsionnye protsessy i problemy mezhdistsiplinarnogo vzaimodeystviya v sovremennoy nauke. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 16-17 noyabrya 2006 [Integration processes and problems of interdisciplinary interaction in modern science. Materials of international scientific conferences on November 16-17, 2006]. Tomsk, 2006, pp. 172-186. (In Russ.).

4. Bogacheva Yu.V. Formirovanie professional'noy gotovnosti k prakticheskoy deyatel'nosti pedagogov-khoreogra-fov v vuzakh kul 'tury i iskusstv. Avtoreferat Diss. dokt. ped. nauk [Formation of professional readiness for practice teachers-choreographers in the universities of culture and arts. Author's abstract of Dr. ped. sci. diss.]. Moscow,

2007. 32 p. (In Russ.).

5. Gromov Yu.I. Rabota pedagoga-baletmeystera v detskom khoreograficheskom kollektive [Work of the teacher-choreographer in the children's choreographic collective]. Osnovy podgotovki spetsialistov-khoreografov. Uchebnoe posobie [Basis of preparation of specialists-choreographers. Tutorial]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2006. 543 p. (In Russ.).

6. Zair-Bek E.S. Podgotovka spetsialistov v oblasti obrazovaniya k uchastiyu i ispol'zovaniyu mezhdunarodnykh programm otsenki kachestva obrazovaniya dlya vsekh: natsional'noe [Training in the field of education for participation and use of international assessment programmes quality education for all: national vision]. Ed. by G. A. Borovskoy. St. Petersburg, RGPU Publ., 2006. 63 p. (In Russ.).

7. Ivleva L.D. Rukovodstvo vospitatel'nym protsessom v samodeyatel'nom khoreograficheskom kollektive [Management of educational process in Amateur choreographic collectives]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2002. 16 p. (In Russ.).

8. Kostyuk N.V. Pedagogikaprofessional'nogo obrazovaniya. Uchebnoe posobie [Pedagogy of professional education. Tutorial]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016. 137 p. (In Russ.).

9. Kostyuk N.V. Podgotovka pedagogov k realizatsii kompleksa sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy formirovaniya gotovnosti vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy k innovatsionnoy deyatel'nosti [Preparation of teachers for the implementation of a complex of modern educational technologies for the formation of readiness of graduates of professional educational organizations for innovative activities]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Kemerovo, 2014, no. 4 (16), pp. 92-95. (In Russ.).

10. Kraevskiy V.V. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika. Ucheb. posobie [Bases of learning. Didactics and methodology. Tutorial]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 352 p. (In Russ.).

11. Mitakovich L.A. Podgotovka bakalavrov khudozhestvennogo obrazovaniyapo profilyu "Khoreograficheskoe iskusst-vo" k resheniyu professional'nykh zadach. Avtoreferat Diss. dokt. ped. nauk [Training of bachelors of art education on the profile of "Choreographic art" to the solution of professional problems. Author's abstract of Dr. ped. sci. diss.]. Ufa, 2010. 212 p. (In Russ.).

12. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Uchebnoe posobie [Modern educational technology. Tutorial]. Ed. by N.V. Bordovskaya. Moscow, KNORUS Publ., 2010. 432 p. (In Russ.).

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokole-niya po napravleniyu "Khoreograficheskoe iskusstvo", stepen' magistr [Federal state educational standard of higher professional education of the third generation in the direction "Choreographic art", master's degree]. Moscow,

2008. 40 p. (In Russ.).

14. Tsypin G.M. Stsenicheskoe volnenie i drugie aspekty psikhologii ispolnitel'skoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie [Stage anxiety and other aspects of the psychology ofperforming activities. Tutorial]. Moscow, Muzyka Publ., 2010. 128 p. (In Russ.).

УДК 37

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Устимова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olgaustimova@yandex.ru

В статье рассматриваются основные подходы к изучению организационно-педагогических условий, способных повысить качество подготовки специалистов сферы культуры, потребность в которых все больше ощущается на рынке труда. Актуализация данной темы приводит к необходимости управления процессом качественной подготовки специалистов сферы культуры через изменение существующих условий. Общая тенденция развития образования в мире характеризуется новым этапом образовательной активности и переходом к качественно новым формам управления образованием, в частности, к оценке качества как основе метода обратной связи, имеющей значительные преимущества по сравнению с директивным управлением. В процессе оценки качества подготовки специалистов сформирован многосубъектный потребитель и постановщик целей образования: академическое сообщество, работодатель, общество, обучающийся. Каждый из субъектов отличается своими представлениями о качественном образовании. Для их практической реализации созданы различные инструменты объективной оценки научного и образовательного потенциала. Данная практика охватывает всех субъектов образовательной деятельности, однако обучающиеся практически не участвуют в образовательном процессе в указанном качестве. К решению проблемы качества подготовки специалистов сферы культуры привлекаются работодатели, но наиболее заинтересованная в качестве приобретаемых услуг сторона - обучающиеся - не имеют инструментов влияния, закрепленных в организационно-педагогических условиях, что обуславливает необходимость их разработки и обоснования.

Ключевые слова: качество, качество образования, организационно-педагогические условия, специалисты сферы культуры.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING THE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CULTURE

Ustimova Olga Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Management and Economics of Social and Cultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: olgaustimova@yandex.ru

The article deals with the creation of organizational and pedagogical conditions capable of improving the quality of training the specialists in the sphere of culture, the need for which is increasingly felt in the labor market. The actualization of this topic leads to the need to manage the process of quality training the specialists through changing the existing conditions. The general trend in the development of education in the world is characterized by a new stage of educational activity and the transition to qualitatively new forms of education management, in particular, to quality assessment, as the basis of the feedback method, which has significant advantages in comparison with directive management. In the process of assessing the quality of training the specialists, a multi-subject consumer and goal-setter of education are formed: the academic community, employer, society, trainee. Each of the subjects differs in its ideas about quality education. For their practical implementation, various tools for the objective assessment of the scientific and educational potential have been created. This practice covers all subjects of educational activity, however, students practically do not participate in the educational process in this capacity. To solve the problem of the quality of education, employers are involved, but the party most interested in the quality of the acquired services is the students who do not have the instruments of influence fixed as one of the organizational and pedagogical conditions for the quality training the specialists in the sphere of culture, which necessitates their development and justification.

Keywords: quality, quality of education, organizational and pedagogical conditions, specialists in the field of culture.

На современном этапе социально-экономического развития формирование высокого уровня подготовки специалистов сферы культуры является одной из приоритетных задач культурной политики государства [4]. Повышение качества реализации образовательного процесса способствует повышению конкурентоспособности страны. При этом перемены в образовании должны на несколько шагов опережать политические и экономические изменения в обществе, чтобы последние были направленными, эффективными и имели системный характер. Образование, особенно высшее, представляет собой подсистему, где модернизируются базовые характеристики нового состояния современного общества [6]. Современный вуз выступает в роли субъекта рынка, и, следовательно, на него распространяются все закономерности рыночной экономики. Итогом работы вуза являются качества выпускника вуза, обеспечивающие ему успешную деятельность в избранной сфере профессиональной деятельности по завершении освоения образовательных программ высшего образования [5]. Актуальность обоснования и реализации организационно-педагогических условий формирования качества подготовки специалистов вузов культуры обусловлена современными тенденциями взаимодействия общества и образования [2]. К ним относятся: автономия учреждений и организаций в решении вопросов организации и обеспечения образовательного процесса; диверсификация содержания и форм образования; рост мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава; интернационализация образования. Эти факторы обуславливают необходимость изменения существующих организационно-педагогических условий качества подготовки специалистов сферы культуры и определяют специфику структурирования системы высшего образования в данной области.

Увеличение числа высококвалифицированных специалистов, создание объектов интеллектуальной собственности, повышение общего уровня культуры и образованности населения, в свою очередь, актуализируют способность обучающихся к эффективному использованию знаний, умений и компетенций. При этом образование правомерно рассматривать как общественное и личное благо и как услугу. Во втором случае

речь в общем виде идет о достижении запланированных результатов образования, выгода от приобретения которых распределяется между индивидом, государством и работодателем. Для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его куль-туросообразность. Для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника. Для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству. Для обучающихся образование качественное, если оно соответствует развитию его личности и профессиональной карьере.

Несмотря на специфичность образовательных услуг, оказываемых вузом населению, они все более приобретают черты товара, предлагаемого на рынке. В связи с этим обеспечение качества образовательных услуг на базовом уровне должно быть не только соответствующим по реализуемому направлению подготовки или специальности, но и в определенной мере превосходящим уровень требований и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и профессиональных стандартов (ПС).

Кроме того, развитие интеллектуального потенциала страны в значительной степени зависит именно от качества получаемого образования. Создание системы оценки качества образования, которая обеспечит общество надежной информацией о состоянии развития системы образования, становится объективной необходимостью для совершенствования управления качеством образования, то есть для корректировки содержания образования, совершенствования образовательного процесса и, если необходимо, изменения направления политики, проводимой в области образования.

Оценка качества образования соответствует модели развития, принятой многими странами мира. В ней ведущим становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта. Качество образования и качество интеллектуальных ресурсов становятся главными геополитическими факторами в мире [6]. Обратимся к более подробному изучению ключевой дефиниции нашего исследования -«качеству образования».

Качество образования стало предметом широкого обсуждения в 60-е годы XX века в связи с осознанием кризиса образования. Первоначально вопросы качества образования обсуждались в рамках общей квалиметрии. Приложение достижений общей квалиметрии привело к появлению многочисленных работ, в которых основное внимание уделялось задачам оценки качества различных компонентов процесса обучения (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Е. В. Спирев и др.). Острый интерес к данной проблеме, выразившийся в большом количестве опубликованных работ по вопросам качества образования, проявился после того, как научное сообщество осознало необходимость реформирования существующей системы образования. Этот процесс, инициированный социально-экономическими преобразованиями в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века не утратил своей интенсивности до сих пор. При этом нужно иметь в виду, что в работах, как правило, выделяются лишь отдельные аспекты или компоненты такого интегрированного понятия, как качество образования (В. И. Байден-ко, Х. Ван дэ Вэн, В. А. Зернов, И. А. Зимняя, Л. В. Ишкова, В. А. Кальней, Г. С. Ковалева, Е. Е. Кузьмина, Н. А. Селезнева и др.). В этот период стали появляться фундаментальные исследования, в которых качество образования рассматривается как социально-системное качество, связывающее образование со всеми сферами социальной практики (М. М. Поташник, С. И. Плак-сий, А. И. Субетто и др.).

В последней четверти ХХ века проблема качества подготовки специалистов сферы культуры получила многостороннее освещение в научной литературе. Социально-культурный подход как направление научного познания социальных процессов (В. Г. Афанасьев, С. И. Кон, А. В. Му-дрик и др.); методология социально-культурного подхода (Ю. М. Резник, Н. И. Лапин, В. А. Ядов и др.); положения культурологического подхода к анализу педагогических явлений (И. Е. Видт, Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Е. В. Бонда-ревская, И. Ф. Исаев, В. И. Максакова и др.); социально-культурный характер образования и педагогической деятельности (А. Л. Андреев, М. В. Болина, Г. И. Гайсина, М. Е. Дуранов, Л. Б. Зубанов, Л. А. Челпанов, Г. Н. Щедровицкий и др.) довольно широко представлены в работах исследователей [3].

Анализ состояния разработанности выбранной нами темы позволяет констатировать, что данная проблема продолжает оставаться востребованной среди исследователей, которые, в свою очередь, с разных позиций раскрывают вопросы качества подготовки специалистов, в том числе для сферы культуры. Совершенствование процесса управления качеством подготовки специалистов сферы культуры является одним из приоритетных среди других управленческих аспектов, потому что результатом управленческого воздействия на процесс повышения качества профессионального образования в вузе культуры является создание организационно-педагогических условий, необходимых для успешной образовательной деятельности. Однако, на наш взгляд, процесс формирования организационно-педагогических условий качества подготовки специалистов сферы культуры остается еще не раскрытым в полной мере, несмотря на частое употребление термина «организационно-педагогические условия» в публикациях и диссертационных исследованиях.

Анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволяет выделить некоторые признаки понятия «организационно-педагогические условия»:

1. Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А. Я. Найн).

2. Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В. И. Андреев).

3. Условия, обеспечивающие наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражающие упорядоченность и целесообразность их существования (В. А. Сластенин, Т. А. Стефа-новская).

4. Условия, представляющие собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления (В. А. Загвязин-ский, А. А. Орлов).

5. Условия, выражающие отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может (И. Т. Фролов).

6. Условия, выполняющие роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности (О. А. Удотова) [1].

Указанные признаки позволяют сформулировать следующее определение сущности понятия «организационно-педагогические условия»: совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности вуза, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности.

При рассмотрении организационно-педагогических условий управления качеством подготовки специалистов можно выделить три составляющие этого процесса: нормативную, процессуально-технологическую и гуманистическую.

К нормативной составляющей организационно-педагогических условий внутривузовского управления мы относим наличие:

• законодательной, нормативно-правовой базы и организационно-распорядительной документации, регламентирующей содержание образовательной деятельности в вузе;

• программы сбора и анализа информации для диагностики (самообследования) работы учебных подразделений вуза с целью оперативного реагирования субъектов образовательного процесса на полученные результаты деятельности.

К процессуально-технологическим условиям мы отнесли:

• обеспечение качества образовательных программ и их содержания (выполнение соответствия содержания образовательных программ, учебных планов, учебной и методической литературы требованиям ФГОС ВО);

• повышение качественных показателей потенциала кадрового состава учебных подразделений вуза;

• формирование достаточного ресурсного обеспечения учебного процесса (информационного, учебного и научно-методического, материально-технического и финансового);

• повышение качества образовательных технологий: внедрение самоуправляемого (индивидуализированного обучения) с учетом различных возрастных категорий обучающихся, применение инновационных образовательных (развивающих педагогических), информационных технологий и Интернета;

• использование инновационных форм и методов организации образовательного процесса;

• обеспечение непрерывности, последовательности и преемственности профессионального образования в течение всей жизни;

• повышение качества оценочных технологий: реализация системного мониторинга качества образования в вузе (поэтапный контроль качества и глубины знаний студентов);

• внутривузовское, межвузовское и международное сотрудничество;

• создание адекватных современным требованиям социально-бытовых условий.

К гуманистической составляющей организационно-педагогических условий относим:

• создание внутренней мотивации коллектива образовательного учреждения к повышению качества образовательной деятельности вуза;

• повышение ценностных ориентаций и мотивации абитуриентов к получению высшего образования;

• повышение ценностных ориентаций и мотивации студентов к формированию достаточного уровня социализации (социальных компетенций) и профессиональной подготовки (профессиональных компетенций);

• повышение уровня эмпатической культуры и толерантности у субъектов образовательного процесса;

• применение принципов рефлексивного управления учебной деятельностью студентов;

• учет индивидуально-личностных характеристик студентов.

Анализируя сущность процесса становления специалиста сферы культуры, следует отметить, что данный процесс рассматривается как результат его образования и самообразования, то есть как индивидуальный путь развития личности обучающегося. Следовательно, обучающиеся являются, с одной стороны, потребителями образования как услуги и блага, с другой стороны - поставщиками собственных знаний, умений и компетенций работодателю. В связи с этим возникает необходимость расширения набора позиций обучающихся: они переходят в статус субъекта не только собственного образования и профессионального становления, но и управления качеством получаемого образования. Сформирован субъект-потребитель, представленный рядом позиций, что позволяет ему оценивать разные аспекты качества получаемого образования.

В настоящее время созданы различные формы контроля (в том числе в виде авторитетных наблюдательных советов) и оценки научного и образовательного потенциала вуза, охватывающие субъектов образовательной деятельности. К решению этой проблемы привлекаются работодатели, а обучающиеся практически не участвуют в оценке качества подготовки в вузе. Они не

имеют инструментов влияния, закрепленных в содержании организационно-педагогических условий качества подготовки специалистов сферы культуры. Это обусловливает необходимость разработки форм такого участия и соответствующих инструментов, что и является предметом нашего дальнейшего исследования и будет представлено в последующих публикациях.

Литература

1. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мат-лам XXI Междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/ pedagog/xxi/29759.

2. Кудрина Е. Л., Гук А. Г. Потребность работодателей в специалистах сферы культуры и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. -№ 22, т. 1. - С. 158-165.

3. Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 2. - С. 27-34.

4. Пономарев В. Д., Шунков А. В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. -№ 37, т. 2. - С. 175-184.

5. Устимова О. В., Чекалина Т. А., Кагакина Е. А. Синергетические основания формирования компетенций и качество образования: постановка проблемы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. -№ 17, т. 2. - С. 105-109.

6. Факторович А. А. Ценностно-мотивационное управление качеством в вузе. - М., 2012. - 64 с.

References

1. Demidova G.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskogo potentsiala menedzhera sotsial'no-trudovoy sfery v refleksivnoy srede dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Organizational and pedagogical conditions for the formation of the leadership potential of the manager of the social and labor sphere in the reflexive environment of additional professional education]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosypedagogiki ipsikhologii: sb. st. po mater. XXI mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: coll. art. by mater. XXI International. Scientific-practical. conf.]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2012. Part II. (In Russ.). Available at: https://sibac.info/conf/pedagog/xxi/29759.

2. Kudrina E.L., Guk A.G. Potrebnost' rabotodateley v spetsialistakh sfery kul'tury i udovletvorennost' potrebiteley kachestvom obrazovatel'nykh uslug [The need of employers in specialists in the sphere of culture and customer satisfaction with the quality of educational services]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture andArts], 2013, no. 22, vol. 1, pp. 158-165. (In Russ.).

3. Nikokosheva N.G. Nekotorye podkhody k opredeleniyu ponyatiya "kachestvo obrazovaniya" [Some approaches to the definition of the concept "Quality of education"]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2008, no. 2, pp. 27-34. (In Russ.).

4. Ponomarev V.D., Shunkov A.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': gosudarstvennaya kul'turnaya politika i kachestvo professional'nogo obrazovaniya [Socio-cultural activity: state cultural policy and the quality of professional education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2016, no. 37, vol. 2, pp. 175-184. (In Russ.).

5. Ustimova O.V., Chekalina T.A., Kagakina E.A. Sinergeticheskie osnovaniya formirovaniya kompetentsiy i kachestvo obrazovaniya: postanovka problemy [Synergetic bases of competence formation and quality of education: statement of the problem]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2011, no. 17, vol. 2, pp. 105-109. (In Russ.).

6. Faktorovich A.A. Tsennostno-motivatsionnoe upravlenie kachestvom v vuze [Value-motivated quality management in the university]. Moscow, 2012. 64 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.