Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования аналитичсекой компетентности и пути их реализации'

Организационно-педагогические условия формирования аналитичсекой компетентности и пути их реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕР-ПЕДАГОГ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ANALYTICAL COMPETENCE / ENGINEER-TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умерова Г. А.

На основе анализа факторов влияющих на формирование компетентности, содержания подготовки инженера-педагога швейного профиля, а так же понятия и компонентной структуры аналитической компетентности выявлен комплекс организационно-педагогических условий, способствующих ее формированию. Определены пути их реализации в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умерова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования аналитичсекой компетентности и пути их реализации»

Умерова Г.А. ©

Преподаватель, кафедра технологии и дизайна швейных изделий, Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧСЕКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

На основе анализа факторов влияющих на формирование компетентности, содержания подготовки инженера-педагога швейного профиля, а так же понятия и компонентной структуры аналитической компетентности выявлен комплекс организационно-педагогических условий, способствующих ее формированию. Определены пути их реализации в процессе обучения.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, аналитическая компетентность, инженер-педагог.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, analytical competence, engineer-teacher.

Постановка проблемы. Стремительные процессы преобразования в обществе способствуют изменению подхода к подготовке будущих специалистов. Перед системой образования сегодня ставятся новые задачи, ориентированные на формирование и развитие компетентного специалиста. Радикальные изменения происходят в системе инженернопедагогического образования. Одним из приоритетных направлений в повышении качества подготовки будущих инженеров-педагогов является ориентация учебного процесса на основе компетентностей, что подтверждается не только анализом научно-педагогической литературы и диссертационных работ, но ряда нормативных документов, в частности - проект национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 и утверждённые квалификационные характеристиках профессий (должностей) педагогических и научно-педагогических работников учебных заведений (2013 г).

В профессиональной сфере будущих инженеров-педагогов одним из ведущих видов деятельностей является аналитическая деятельность. Ее низкий уровень исполнения в управлении как педагогическими, так и производственными процессами, приводит впоследствии к необоснованным, а порой и неэффективным решениям. Соответственно наличие аналитических способностей и умений занимают важное место в перечне требований к данным специалистам. Однако с учетом особенностей компетентностного подхода в образовании, целесообразно рассматривать степень сформированности аналитической компетентности как единой системы знаний, умений, способностей, качеств личности и опыта, которые способствуют выполнению поставленных профессиональных аналитических задач.

Анализ последних достижений и публикаций. В научных работах исследователей аналитическая компетентность рассматривается в структуре профессиональной И.А. Абрамовой - при подготовке специалистов аграрного профиля и Н.А. Зинчук - при подготовке специалистов управленческих специальностей. Аналитическая компетентность отмечается в педагогической деятельности как важнейшая составляющая профессионализма работников образования И.П. Топоровским. Отдельные элементы аналитической компетентности рассматривались в научных работах и публикациях: С.В. Гиннэ,

В.В. Игнатовой, П.Ю. Тарасова - аналитические умения; И.Ю. Шамрай - аналитическая деятельность; А.М. Аронов, Е.Л. Алфеева, М.И. Алфеев, Л.В. Астрохова, Т.С. Камаева -информационно-аналитические компетенции; Л.А. Мельникова, Л.П. Половенко -

аналитические компетенции и др. Вопросы совершенствования подготовки будущих инженеров-педагогов на основе компетентностного подхода рассматривались в научных

© Умерова Г.А., 2014 г.

работах Н.А. Брюхановой, Е.Э. Коваленко, М.В. Самойловой, Л.З. Тархан, Л.Ю. Усеиновой,

Э.Р. Шариповой, Ю.А. Шереметьвой и др.

Однако, несмотря на некоторую изученность аналитической компетентности и отдельных её элементов, применительно к различным сферам профессиональной деятельности, при подготовке инженеров-педагогов швейного профиля данный вопрос остаётся практически не раскрытым. В работах исследователей, освещающих пути повышения качества организации и содержания подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля, данная проблема так же не нашла полного отображения.

Цель статьи заключается в выявлении основных организационно-педагогических условий формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля и пути их реализации в процессе обучения. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- проанализировать основные факторы, влияющие на процесс формирования компетентности;

- выделить особенности содержание подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля;

- на основании понятия сущности аналитической компетентности и результатов обобщения двух первых задач статьи, выявить организационно-педагогические условия процесса формирования данной компетентности;

- определить пути реализации организационно-педагогических условий в учебном процессе будущих инженеров-педагогов швейного профиля.

Изложение основного материала исследования. Процесс формирования чего-либо, в частности и компетентности будущих специалистов, зависит от множества исходных факторов. Так, в педагогике под фактором, влияющим на данный процесс, принято понимать причину, движущую силу какого-либо явления [3, 371]. Многие педагоги-исследователи в своих научных работах и публикациях выделяют различные факторы, влияющие на формирования компетенций и компетентностей: «психологическая» группа факторов, группа «социальноэкономических» факторов, группа «педагогических» факторов - Л.И. Мамонова [4]; особенности образовательных учреждений; деятельность преподавателя; социально-

демографические факторы; различные аспекты учебной деятельности и досуга - В.С. Собкин, Д.Н. Адамчук, М.Г. Руднев [6] и др. Соответственно анализ содержания исходного перечня возможных факторов, позволяют выделить две общие группы, влияющие на формирование компетентности - внешние факторы (например, организация учебного процесса, профессионализм преподавателя и др.) и внутренние факторы (например, личностные качества и способности студентов, степень осознанности подхода к учебной деятельности, интерес и др.). Причем следует отметить, что порой внешние факторы могут доминировать над внутренними, что обосновывается педагогическим наблюдением. Из практики преподавания мы наблюдали снижение активности студентов, интереса и положительной мотивации к учению, если деятельность преподавателя осуществляется не должным образом, учебный процесс построен монотонно, материально-техническое и дидактическое оснащение той или иной дисциплины было на низком уровне. Таким образом, учитывая выделенные нами факторы, влияющие на формирование компетентности, мы можем создать в учебном процессе некие условия, способствующие процессу формирования аналитической компетентности, которые могут заключаться в создании объективных внешних условий, с помощью которых мы будем влиять на субъективно внутренние условия.

Решая следующую задачу статьи, провели анализ научных трудов С.Ф. Артюх, Н.А. Брюхановой, Е.Э. Коваленко, Л.З. Тархан и других отечественных исследователей, изучающие вопросы совершенствования подготовки инженеров-педагогов, которые отмечают, что за пять лет обучения в вузе будущий инженер-педагог (студент) должен не только освоить инженерные знания, но и научиться трансформировать их в педагогические системы [7, 76]. Это говорит о том, что инженерно-педагогическая деятельность относится к числу бинарных профессий, а значит, содержание его образования необходимо рассматривать как сбалансированную систему двух его составляющих: педагогическую и инженерную.

Соответственно изучив содержание образовательно-профессиональной программы,

образовательно-квалификационной характеристик и учебного плана, можно чётко проследить объединение двух отраслей: педагогической и инженерной, которые отражены в цикле профессиональной и практической их подготовки. Для инженера-педагога такая интеграция представляет определённую сложность, так как необходимость в профессиональной информации в несколько раз выше, чем у педагога или инженера в отдельности. Соответственно аналитическую компетентность будущего инженера-педагога швейного профиля необходимо развивать как в педагогической, так и в инженерной области специальности. А это значит, что важность аналитической компетентности для инженера-педагога (как обладателя бинарной профессии) заключается в умении анализировать как педагогические ситуации, так и производственные задачи. Более того, анализ содержания учебных программ основных профессионально-направленных дисциплин («Материаловедение швейного производства», «Технология швейных изделий», «Конструирование одежды», «Проектирование технологических процессов», «Методика профессионального обучения», «Педагогическое проектирование» и др.) показывает явную межпредметную связь между ними, без учета которой невозможно грамотно решить учебно-профессиональные задачи. Причем данная межпредметная связь образуется как, внутри дисциплин инженерного и педагогического блока, так и между блоками. Таким образом, мы видим две особенности в процессе подготовки инженера-педагога: первая заключается в наличии двух составляющих - педагогической и инженерной, вторая - тесная межпредметная связь между профессионально-направленными дисциплинами.

Однако для того что бы описать комплекс мер, т. е. условий, необходимых для формирования чего-либо нужно чётко определить конечную цель, которую необходимо достигнуть. В нашем случае целью является положительный уровень сформированности аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля. В свою очередь для описания условий формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, необходимо понимать её суть и структуру. Аналитическую компетентность будущего инженера-педагога швейного профиля необходимо рассматривать как комплекс личностных и профессиональных качеств, аналитической способности, положительной мотивации и осознанности необходимости проведения аналитической деятельности, определённой системы знаний и умений в области аналитической деятельности, как в педагогической, так и в производственной деятельности будущей профессии. Основываясь на данном утверждении, а так же на результатах проведенного теоретического исследования выделим в структуре аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля такие компоненты как личностно-мотивационный, когнитивно-операционный и рефлексивный. Соответственно формирование каждой

компоненты, с учетом ее содержания, будет возможно при создании необходимых организационно-педагогических условий.

Прежде чем изложить, выявленные нами в процессе проведенного анализа, организационно-педагогические условия, разберём их трактовку и основное содержание.

Под условиями принято понимать с одной стороны обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, обстановку, в которой что-либо происходит или осуществляется [5, 837]. На основании анализа составляющих понятие «организационно-педагогические условия», автором научной статьи Г.А. Демидовой, сформулировано его определение, которое понимает как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности [1]. В своей диссертационной работе Ю.А. Шереметьева, излагает, что в образовательной практике создание условий для формирования или развития чего-либо руководствуются

педагогическими и психологическими аспектами [9, 86]. Анализируя научные труды, её были выделены такие группы часто встречающихся педагогических условий: информационная группа, включающая в себя содержание образования, когнитивная основа педагогического процесса; технологическая группа - формы, средства, методы, образовательной деятельности;

процессуально-методическая основа педагогического процесса; личностная группа -поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов педагогического процесса [9, 87]. Организационно-педагогические условия Ю.А. Шереметьевой излагаются как совокупность объективных обстоятельств педагогического процесса, которые целенаправленно создаются в образовательной среде и обеспечивают решение поставленной педагогической задачи, комплекс мероприятий, способствующих повышению эффективности указанного процесса [9, 87], что в принципе согласуется с вышеизложенным определением.

Таким образом, основываясь на факторах, влияющих на формирование компетентности, особенности содержания подготовки инженеров-педагогов и на понимании сути аналитической компетентности нами выделены следующие организационно-педагогические условия:

- создание положительной мотивационной среды для формирования аналитической компетентности;

- обеспечение базовыми знаниями и умениями в проведении аналитической деятельности;

- способствование активизации учебной деятельности;

- учёт междисциплинарных связей в процессе преподавания профессиональнонаправленных дисциплин.

На рисунке 1 схематично отображены организационно-педагогические условия и пути

Рис. 1. Организационно-педагогические условия формирования аналитической компетентности

будущих инженеров-педагогов и пути их реализации

Реализация первого организационно-педагогического условия - создание положительной мотивационной среды для формирования аналитической компетентности, является немаловажным, т. к. это в последующем отобразиться на результатах обучения и психоэмоциональном состоянии студентов. Известно, что любая деятельность совершаемая человеком стимулируется мотивом. Мотив это потребность, которая побуждает к деятельности, тогда как мотивация это «совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека» [2, 220]. Реализуя данное условие, мы имеем возможность управлять некоторыми факторами, влияющими на учебную мотивацию и как следствие на мотивацию к осуществлению аналитической деятельности. С помощью комплекса определённых методов обучения, в частности методов стимулирования и мотивации к учению, а так же их приёмов обеспечит реализацию, выделенного нами, первого организационно-педагогического условия.

Второе организационно-педагогическое условие - обеспечение базовыми знаниями и умениями в проведении аналитической деятельности, возможно при внедрении в учебный план студентов направления подготовки 6.010104 «Профессиональное образование» (Технология изделий лёгкой промышленности), в рамках профессионально-направленных дисциплин, спецкурса «Основы аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля». Основной целью данного спецкурса является способствование формированию аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов, через развитие базовых знаний и умений в проведении аналитической деятельности. Более того целесообразность данного условия подтверждается одним из принципов дидактики, а именно принципом систематичности и последовательности. Учет данного условия будет содействовать формированию главным образом когнитивно-операционной компоненты аналитической компетентности.

Третье организационно-педагогическое условие - способствование активизации учебной деятельности, заключается в оптимальном сочетании различных организационных форм, методов и приёмов обучения в процессе преподавания профессионально-направленных дисциплин.

Изучая и анализируя методы обучения, широко применяемые в высшей школе, нами отмечены те, которые в наибольшей степени, по нашему мнению, будут способствовать формированию аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе изучения профессионально-направленных дисциплин. Наибольший интерес для данного исследования представляют активные методы обучения. Так исследователем в области подготовки будущих инженеров-педагогов на основе компетентностного подхода, Л.З. Тархан, обосновано обращение к активным методам обучения, способствующие формированию самостоятельности, направленности на

осуществление продуктивной деятельности [7]. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала [8].

Итак, использование активных методов обучения (проблемное обучение, эвристические беседы, учебные дискуссии и др.) на лекционных, практических и лабораторных занятиях в процессе изучения профессионально-направленных дисциплин будет способствовать не только активности студентов, но и развитию их логического мышления и аналитических способностей. Реализация данных методов обучения на лекционных занятиях возможна с помощью: проблемной лекции (позволяет применить полученные ранее знания для решения конкретной проблемы); эвристической беседы (способствуют получению новых знаний (законов, понятий и т. п.) на основе уже имеющихся); учебной дискуссии (заключается в обосновании одной из точек зрения рассматриваемой проблемы или вопроса) и др. Реализация активных методов обучения может осуществляться посредством выполнения поисковых лабораторных работ, которые, например, при изучении дисциплины «Материаловедение швейного производства» позволяют выполнять факторный и причинно-следственный анализ, сравнивая результаты проведённых опытов.

Учет третьего условия будет с одной стороны ликвидировать негативные внешние факторы, влияющие на формирование компетентности, а с другой стороны в целом способствовать формированию каждой выделенной нами его компоненты.

Реализация четвёртого организационно-педагогического условия - учёт

междисциплинарных связей в процессе преподавания профессионально-направленных дисциплин. Соблюдение данного условия позволит объединить разрозненные знания по профессионально-направленным дисциплинам и направить их на решение конкретной профессиональной задачи, с учетом ее особенности. Таким образом, знания по отдельным дисциплинам приобретают определенный смысл. Отметим, что реализация данного условия возможна при соблюдении одного из принципов профессионального обучения - принципа межпредметных связей.

Вывод и перспективы и дальнейших исследований. Итак, данные условия взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны без создания положительной мотивации не целесообразно начинать процесс обучения, с другой стороны активизация

учебной деятельности студента может сформировать положительную мотивацию к данной деятельности и т. п.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что учет выявленных нами организационнопедагогических условий будет способствовать формированию аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля. Являясь частью методики формирования данной компетентности, изложенные условия будут отображать ее особенность.

Перспективой дальнейших исследований является изучение вопросов формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов в ходе прохождения учебных практик (учебно-ознакомительной, технологической, производственной, педагогической).

Литература

1. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования: [Электронный ресурс] // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. -Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - С. 32-38. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4625-2012-11-08-18-55-57

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: [Учебник для студ. высш. учебных заведений]. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2005. - 384 с.

3. Конджаспирова Г.М., Конджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: [для учащихся, студентов, ППС и исследователей в области педагогики]. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: «Март», 2005. - 448 с.

4. Мамонова Л.И. Факторы, влияющие на формирование общепрофессиональных компетенций студентов вуза: [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. Научный журнал. - № 6.

- Часть 2. - М.: ИД «Академия естествознания», 2012 - С. 365-368. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/2012_06_2.pdf

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 2-е изд.,. испр. - М. : Рус.яз., 1991. - 917 с.

6. Собкин В.С., Руднев Д.Н., Руднев М.Г. Анализ факторов влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tomsk-ict.blogspot.com/p/blog-page_25.html

7. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: [Монография]. - Симферополь: «Крымучпедгиз», 2008. - 424 с.

8. Шагурина Е.С. Информационные технологии как средство реализации активных методов обучения: [Электронный ресурс] // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург. Том II.

- Екатеренбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - C. 304-306. - Режим доступа : http://www.rsvpu. ru/filedirectory/3468/Innovation_process_t_2 .pdf#page=3 04

9. Шереметьева Ю.А. Преемственность в содержании профессиональной подготовки инженеров-педагогов швейного профиля в высшем учебном заведении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. -Симферополь : 2010. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.