Умерова Г.А. ©
Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики,
Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В статье представлена структурно-логическая модель формирования
аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, важность которой в педагогическом исследовании обусловлена необходимостью целостного восприятия данного процесса. На основе научного поиска определено и обосновано содержание трех взаимосвязанных блоков данной модели: целевого,
содержательного, результативного.
Ключевые слова: аналитическая компетентность, инженер-педагог, швейный профиль, структурно-логическая модель.
Keywords: analytical competence, engineer-teacher, sewing profile, structural and logical model.
Введение. Динамические изменения в современном обществе обусловливают развитие отечественной системы инженерно-педагогического образования, актуализируют необходимость обеспечения конкурентоспособности профессиональной подготовки молодежи. Кроме того, интенсивное обновление технологических процессов на производстве вызывает потребность в компетентных специалистах, в том числе для швейной отрасли, способных анализировать, прогнозировать результаты своей деятельности, выбирать оптимальные варианты решений профессиональных задач, делать выводы и тому подобное. Поэтому для обеспечения качественной профессиональной подготовки проблема формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля приобретает особую актуальность [1, 1].
Анализ научно-педагогической литературы показал актуальность исследуемой проблемы, которая представлена в следующих направлениях научной мысли: определение путей повышения качества профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов (С. Артюх, Н. Брюханова, Э. Зеер, И. Зязюн, Е.Коваленко, Л. Тархан, Л Штефан); раскрытие особенностей формирования аналитической и информационно-аналитической компетентностей у студентов вузов и специалистов педагогического образования (И. Абрамова, И. Волкова, Е. Гайдамак, Н. Зинчук, Е. Назначило, Н. Рыжова, В. Фомин, В. Ягупов). Анализ содержания основных образовательных документов, в частности образовательно-квалификационной характеристики будущих специалистов инженернопедагогического направления (швейного профиля), позволил обосновать исследуемую проблему, где аналитические способности и умения принимать грамотные решения (как элементы рассматриваемой компетентности) занимают в системе требований важную роль.
Однако, для целостного восприятия процесса формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, создается необходимость создания модели данного процесса, которая отражает ее суть. В контексте нашего исследования аналитическую компетентность будущего инженера-педагога швейного профиля мы рассматриваем как личностное новообразование, характеризующееся комплексом развитых профессиональных качеств, аналитических способностей,
© Умерова Г.А., 2015 г.
сложившейся системой соответствующих знаний и умений, опытом использования аналитических методов при решении профессиональных задач как в производственной (инженерной), так и в педагогической деятельности [1, 5].
Цель статьи - раскрыть структурно-логическую модель формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля.
Изложение основного материала статьи. В педагогике под моделью принято понимать систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель является обобщённым отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не посредственным результатом эксперимента [2, 171]. В своей диссертационной работе Л. Усеинова пишет, что «...модель является одним из важнейших инструментов научного познания, условным образом объекта исследования (или управления). Так, модель конструируется субъектом исследования (или управления), т. е. педагогом исследователем таким образом, чтобы отобразить характеристики объекта исследования (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т. п.), существенные для цели исследования» [3, 99].
Общеизвестно, что в педагогике проектируемые модели принято называть идеальными, а также то, что существуют разные подходы к принципам их классификации. Основываясь на общепринятых правилах моделирования и научных подходах, определяющих порядок действий процесса формирования чего-либо, нами была разработана структурно-логическая модель, в которой определен состав и иерархия компонентов рассматриваемой системы (т. е. компетентности), последовательность и условия её формирования. В одной из своих публикаций А. Дахин определяет, что для обеспечения повышения степени валидности модели, при её разработке, учитывают системный подход к моделированию. Суть данного подхода заключается в том, что посредством экстенсивного расширения системы моделей вводятся дополнительные подмодели, учитывающие различные факторы и направления динамики исследуемой системы. Комплексная модель не является простой суммой составных моделей, а представляет именно систему, объединяющую составные элементы, которые сами находятся во взаимосвязи друг с другом [4, 14].
Определив аналитическую компетентность как некую систему, нами разработана структурно-логическая модель её формирования с учётом системных связей, условий и параметров функционирования и управления этим процессом (рис. 1). Как видно из рисунка разработанная модель состоит из трёх блоков - целевого, содержательного и результативного.
В целевом блоке модели отображена основная цель, которая заключается в формировании аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, что обусловлено социальным заказом и требованиями образовательноквалификационной характеристики. Согласно цели - поставлены задачи, которые необходимо решить для достижения положительного результата и на основании которых, условно выделены этапы формирования аналитической компетентности.
Наиболее ёмкий содержательный блок модели содержит: основные образовательные подходы и дидактические принципы обучения, способствующие формированию аналитической компетентности; этапы формирования и компонентная структура аналитической компетентности; организационно-педагогические условия и пути их реализации.
Образовательные подходы и вытекающие из них наиболее важные для процесса формирования аналитической компетентности принципы обучения, являются основой содержательного блока. Так, системный подход находится в основе процесса формирования аналитической компетентности как целостной системы и позволяет выделить структурные и функциональные связи, компоненты и критериальные характеристики данной
компетентности.
Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования аналитической компетентности будущих
инженеров-педагогов швейного профиля
Компетентностный подход направлен на целостное усвоение знаний и способов практической деятельности, на основании которых будущий специалист полноценно будет способен реализовать себя в профессиональной деятельности. Аксиологический подход ориентирован на формирование системы ценностей, в частности, осознанного подхода к выполнению учебно-профессиональных задач с использованием аналитических методов и приёмов. Немаловажным в процессе формирования аналитической компетентности является деятельностный подход, который основан на формировании целостной структуры профессиональной деятельности специалиста и неразрывно связан с ней, а так же, личностно-ориентированный подход, который в свою очередь направлен на непрерывное развитие личности, что предполагает не только образование и развитие, но и самообразование и саморазвитие.
Основываясь на выше изложенном, нами были определены следующие
дидактические принципы обучения, которые в контексте нашего исследования представляют наибольший интерес:
- принцип сознательности и активности в основе, которого лежит сознательное усвоение поступающей информации, зависящее от таких условий, как мотив обучения (понимание целей и задач предстоящей работы), уровень и характер познавательной активности обучающихся, качество организации учебного процесса и др.;
- принцип систематичности и последовательности, основывается на логическом построении содержания той или иной профессионально ориентированной дисциплины, в частности, аналитической деятельности в рамках решения учебно-профессиональных задач;
- принцип связи теории с практикой непосредственно связан с деятельностью и предоставляет возможность ее активизации у студентов (применение теоретических знаний на практике), более того, данный принцип обучения в нашем случае тесно связан со следующим принципом, а именно с принципом межпредметных связей.
- принцип межпредметных связей является немаловажным в процессе формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов, который предполагает изучение профессионально ориентированных дисциплин, при подготовке инженера-педагога швейного профиля, в тесной взаимосвязи их содержаний. Так, информация, полученная на одной дисциплине, может быть использована для решения поставленной задачи другой дисциплины;
- принцип развития позитивной мотивации к обучению - один из принципов профессионального образования, традиционная реализация которого заключается в изложении на занятиях сведений из истории науки и техники, о применении научных знаний в жизни, их значимости и др. [5, 82-84].
При этом отметим то, что «...по отдельности ни один из принципов не может обеспечить целостную организацию всего обучения» [6, 82]. Соответственно, каждый принцип должен быть учтён в процессе обучения через логическую структуру и содержание той или иной дисциплины, а также комплекс методов, приёмов, средств обучения и т. п.
Содержательный блок структурно-логической модели включает в себя основные этапы формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля: мотивационный (формирование ценностных ориентаций и мотивов деятельности); деятельностный (формирование системы знаний и умений использовать данные знания на практике); рефлексивный (обеспечивает развитие способности к самоанализу, самооценки принятых решений в исполнении учебно-профессиональных задач). На каждом условно выделенном этапе происходит формирование выявленных компонентов аналитической компетентности.
Личностно-мотивационный компонент предполагает наличие у будущих инженеров-педагогов значимых профессионально-личностных качеств (целеустремленность, стремление к получению аналитической компетентности, активность и готовность к решению профессиональных задач аналитическими методами, самостоятельность), развитых аналитических способностей (анализировать, систематизировать, обобщать, абстрагировать)
и логического мышления. Когнитивно-деятельностный компонент определяется объемом общетеоретических знаний в сфере осуществления аналитической деятельности и умений решать профессиональные задачи, прогнозировать и обосновывать результаты принятых решений аналитическими методами, генерировать идеи на основе выполненного анализа. Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется развитыми аналитическими и рефлексивными умениями, позволяющими адекватно оценивать и корректировать принятые управленческие, проектные и другие решения в инженерной и педагогической деятельности, тесно связанные с характером и особенностями будущей профессиональной деятельности [1, 6].
На основании подходов в образовании и принципов в обучении, а также этапов формирования и компонентов аналитической компетентности, и факторов, влияющих на процесс формирования компетентности, выявлены основные организационно-
педагогические условия эффективного формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля и определены пути их реализации в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин. Отметим, что факторы, влияющие на процесс формирования компетентности, можно условно разделить на внешние (организация учебного процесса, профессионализм преподавателя и др.) и внутренние (личностные качества и способности студентов, степень осознанности подхода к учебной деятельности, интерес и др.). В построении модели нами не были отражены данные факторы, но они были учтены при реализации выделенных организационно-педагогических условий. На основе проведенного теоретического анализа нами выявлены следующие организационно-педагогические условия:
- создание мотивационной среды, способствующей формированию аналитической компетентности (реализация методов стимулирования и мотивации к обучению), что способствует развитию профессионально-личностных качеств будущего специалиста (самостоятельность, готовность к деятельности, инициативность и т. д.) и соответствует содержанию личностно-мотивационного компонента аналитической компетентности;
- обеспечение подготовки студентов к выполнению аналитической деятельности
(внедрение спецкурса, разработка учебно-методического обеспечения с учетом специфики формирования аналитических умений, использование активных методов обучения) способствует эффективному формированию личностно-мотивационного (повышение интереса, развитие аналитических способностей), когнитивно-деятельностного
(формирование знаний и умений выполнения аналитической деятельности) и рефлексивнооценочного компонентов (развитие способностей по самоанализу, умений выбирать рациональные пути решения профессиональных задач на основе анализа);
- реализация междисциплинарных связей в процессе изучения профессионально
ориентированных дисциплин (применение комплекса учебных упражнений на
междисциплинарном уровне) обеспечивает дальнейшее развитие аналитических умений у студентов, совершенствование их профессиональных знаний, приобретение опыта аналитической деятельности, способствующей формированию когнитивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов аналитической компетентности [1, 8-9; 5, 86-88].
Результативный блок структурно-логической модели, отображает критерии и уровни сформированности аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля. Согласно содержанию структурных компонентов аналитической компетентности уточнены критерии их сформированности: личностно-мотивационный, познавательнооперационный, результативно-оценочный. В рассматриваемом блоке отображены уровни сформированности аналитической компетентности (высокий, достаточный, средний, начальный), которые показывают качественную и количественную оценку. Определено, что выделенные уровни относятся к положительному результату сформированности аналитической компетентности, отличающиеся между собой качеством подготовленности к аналитической деятельности. Результат рассматриваемого процесса заключается в
сформированности аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. В результате проведённого теоретического исследования нами раскрыта структурно-логическая модель формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, в основу которой положены теоретические положения системного, деятельностного, аксиологического, компетентностного, личностно-ориентированного подходов и специфические принципы обучения. Выявленные организационно-педагогические условия формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля и пути их реализации в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин способствуют формированию данного процесса. Таким образом, отметим, что разработанная структурно-логическая модель дает общее представление о процессе формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля и отображает ее суть.
Перспективой дальнейших исследований является изучение вопросов формирования аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов в ходе прохождения учебных практик.
Литература
1. Умерова Г. А. Формування анаштично! компетентносп майбутшх iнженерiв-педагогiв швейного профшю в процес вивчення професшно орieнтованих дисциплш : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освгги» / Гульнара Аме^вна Умерова. - Омферополь : 2014. - 20 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
3. Усеинова Л. Ю. Формирование профессионально-практической компетентности будущих инженеров-педагогов в условиях производственной практики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ленара Юсуфовна Усеинова. - Симферополь, 2010. - 272 с.
4. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1 (3). - Т. 2.- С. 11-20.
5. Умерова Г. А. Формирование аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Гульнара Аметовна Умерова. - Симферополь, 2014. - 278 с
6. Абрамова И. А. Формирование аналитической компетентности студентов инженерных факультетов вузов аграрного профиля на основе средств и методов информатики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Иванна Андреевна Абрамова. - М., 2007. - 179 с.