УДК 37.01 ББК 74.202
Афанасьева Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент
кафедра английской филологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Зацепина Светлана Геннадьевна преподаватель кафедра языков и литературы Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск Afanasyeva Olga Yuryevna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Philology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Zatsepina Svetlana Gennadyevna
Senior Lecturer Chair of Languages and Literature Chelyabinsk Institute of Railway Transport Chelyabinsk [email protected]
Организационно-педагогические условия дистанционного развития иноязычной компетенции студентов технических вузов Educational-organizational Environmental Complex of Foreign Language Competence Distance Development of Higher Technical School Students
В статье представлены организационно-педагогические условия дистанционного развития иноязычной компетенции студентов технических вузов. Подробно рассмотрено одно из условий: индивидуально-вариативный характер дистанционной образовательной программы изучения иностранного языка.
The article presents the educational-organizational environmental complex of foreign language competence distance development of higher technical school students. The author focuses on the individual variable character of distance foreign language learning program.
Ключевые слова: дистанционное развитие иноязычной компетенции, индивидуализация иноязычного дистанционного обучения, принцип вариативности.
Key words: foreign language competence distance development, individual approach to distance foreign language learning, principle of variability.
Несомненно, любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др.). Соглашаясь с тем, что отдельные, случайно взятые педагогические условия не могут существенно повлиять на реализацию разработанной модели [4;6], необходимо выделить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность дистанционного развития иноязычной компетенции студентов технических вузов. В педагогике существуют различные подходы к определению понятия «педагогические условия». Например, Л.А. Шипилина под педагогическими условиями понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности [7, с. 146]. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева и др. рассматривают организационно-педагогические условия, определяя их как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами профессионально-творческого уровня деятельности. С учетом изложенного, мы определяем организационно-педагогические условия дистанционного развития иноязычной компетенции студентов технических вузов как взаимосвязанную совокупность необходимых и достаточных мер, объединенных общей целью, функционирующих на основе управления, обеспечивающих эффективное функционирование иноязычного дистанционного обучения и достижение будущими специалистами высокого уровня иноязычной компетенции. В результате нами были выявлены и обоснованы организационно-педагогических условия дистанционного развития иноязычной компетенции студентов технических вузов: 1) индивидуально-вариативный характер дистанционной образовательной программы изучения иностранного языка; 2) становление интерактивной системы самоконтроля студентов за ходом и результатами развития иноязыч-
ной компетенции; 3) реализация механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности студентов процессом дистанционного взаимодействия.
Рассмотрим подробно одно из условий - индивидуально-вариативный характер дистанционной образовательной программы изучения иностранного языка. Анализ педагогической литературы и практики свидетельствует о невысоком уровне развития иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов, что обусловлено такими факторами, как общий низкий стартовый уровень школьной подготовки по иностранному языку студентов-первокурсников; нарушение принципа непрерывности в обучении иностранному языку из-за отсутствия закрепленной в образовательном стандарте обязательной иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза на старших курсах учебы в высшей школе, в результате чего возникает временной разрыв между изучением иностранного языка и его использованием в профессиональной деятельности [2; 5, с. 5 и др.].
Преодоление барьеров стартового уровня подготовки достигается за счет индивидуализации обучения. Сегодня существуют различные точки зрения на организацию индивидуально-творческого подхода к обучению студентов (О.С. Гребенюк, В.А. Кан-Калик), предполагающие, что процесс обучения будет строиться на основе индивидуальных программ и приобретет для студентов личностное значение, станет мотивированным, будет носить во многом коррек-ционный характер. В результате этого будет осуществляться более избирательное и адекватное влияние учебного процесса как на личность студента в целом, так и на развитие его индивидуальных особенностей. В связи с переходом на многоуровневую систему обучения возрастает значение индивидуализации иноязычного дистанционного обучения. Под индивидуализацией иноязычного дистанционного обучения мы понимаем организацию данного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, создающую оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента, развития
иноязычной компетенции. Главными целями, результатами и критериями индивидуализации иноязычного дистанционного обучения являются: повышение эффективности обучения, создание системы обучения, обеспечивающей каждому максимальное развитие его возможностей, способностей, компетентности; демократизация учебного процесса, ликвидация единообразия в обучении, предоставление студентам свободы выбора элементов иноязычного дистанционного обучения; создание условий для обучения, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для развития иноязычной компетенции у студентов; формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности. В связи с вышесказанным индивидуализация дистанционной образовательной программы обучения иностранному языку предполагает: создание условий и стимулов для развития иноязычной компетенции у студентов технических вузов; внедрение в образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития индивидуальности; обеспечение мониторинга развития иноязычной компетенции у студентов технических вузов, то есть регулярную и оперативную диагностику, которая входит в систему обратной связи; развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и на саморазвитие личности студента; коррекцию социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста.
Таким образом, индивидуализация иноязычного дистанционного обучения может осуществиться на различных уровнях: частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном. Основу обеспечения индивидуализированного характера дистанционной образовательной программы обучения должна составлять диагностика индивидуального развития студентов. Поскольку она предполагает постоянное наблюдение за процессом индивидуального развития иноязычной коммуникативной компетентности у студентов с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным
предположениям, мы можем говорить об осуществлении мониторинга индивидуального развития студентов. Понятие мониторинга означает планомерное диагностическое отслеживание процесса индивидуального развития студентов. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики индивидуального развития студентов, внесение корректив в процесс иноязычной подготовки, то есть мониторинг включает диагностику, прогнозирование и анализ индивидуального развития личности в процессе иноязычного дистанционного обучения. Осуществление мониторинга возможно в трех формах: стартовая (предварительная) диагностика; текущая диагностика; итоговая диагностика. Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию развития индивидуальных качеств личности, иноязычной подготовки и взаимодействия студентов и педагогов. Таким образом, можно сказать, что сутью мониторинга индивидуального развития является систематическое получение информации о продвижении студента в учебном процессе и реализации им своих потенциальных психологических и личностных возможностей. Это позволяет рассматривать учебный процесс не как массовый, а как индивидуальный процесс. Следующий этап мониторинга индивидуального иноязычного развития студентов - анализ текущей ситуации. Сопоставление уровня текущих (итоговых) достижений студентов с уровнем стартового потенциала необходимо проводить конкретно для каждого студента, так как нет и не может быть усредненных достижений или возможностей. Результаты диагностики помогают определить основные направления индивидуализированной работы с представителями каждой из групп студентов.
Исходя из особенностей развития познавательной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности человека, мы считаем, что основу индивидуализации иноязычного дистанционного обучения студентов должен составить принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов. Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность упражнений и зада-
ний, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами, т. е. вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории [1, с. 145]. Эффективность использования вариативного подхода при осуществлении индивидуализации иноязычного дистанционного обучения студентов зависит от реализации следующих принципов: права каждого студента двигаться по своей образовательной траектории и своим темпом; развития студентов как субъектов учебной деятельности, субъектов взаимодействия с другими людьми и субъектов собственного профессионального развития [1, с. 146]. Принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов предполагает следующее: выбор варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей студента; выбор учебных функций, выполняемых студентом в период обучения; выбор формы отчетности по результатам обучения. Этот принцип требует определения в учебной программе обязательных для всех студентов видов и форм работы, а также вариативных, предусматривающих добровольный выбор студентами педагогических средств с учетом конкретных условий, своих возможностей и перспектив; разработки практических заданий и отчетных документов с учетом различного уровня индивидуальных способностей, профессиональных интересов и перспектив студента; стимулирования творческой активности и исследовательской деятельности студентов.
Разный уровень решаемых задач предполагает вариативность объема и содержания учебного материала, темпа его освоения, характера заданий и степени самостоятельности их выполнения. Соответствие учебной деятельности возможностям студентов способствует, не снижая их познавательной активности, успешности обучения, а переживание успеха является условием положительного отношения к иноязычному обучению. Для достижения вариативности обучения возможны различные пути, в том числе достаточно традиционные: индивидуальные дополнительные задания, дифференцированная по характеру
самостоятельная работа, задания разной степени трудности, индивидуальные графики выполнения учебного плана, практические занятия по свободному расписанию без ограничения времени работы студентов, учебно-исследовательская работа студентов в сфере железнодорожного транспорта. Обычно их удачная реализация связывается с умелым построением учебного занятия, подбором дидактического материала.
По справедливому замечанию А.Г. Ковалева, педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным студентам, так как цели и содержание воспитания и обучения определяются требованиями общества, государственной программой и являются общими для всех, а приспособление методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность [3, с. 282]. Для реализации индивидуально-вариативного характера дистанционной образовательной программы изучения иностранного языка на основе принципа вариативности выбора нами были отобраны средства, которые: реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база); диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики и т. д.); обещают наибольшую эффективность и результативность обучения. К ним относятся: 1) индивидуализированные вариативные задания; 2) индивидуальные графики выполнения учебного плана; 3) индивидуальный дневник студента; 4) элементы проблемного обучения; 5) сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; 6) элементы дифференцированного обучения. Каждое из выбранных нами средств в процессе обучения имеет свои особенности, которые зависят от условий применения, от сочетания средств, от педагогического мастерства преподавателя. С учетом целей индивидуализации обучения данные средства создают условия для осуществления иноязычной подготовки, адекватные индивидуальным особенностям студентов и оптимальные для развития иноязычной компетенции у студентов технических вузов и содействуют улучшению учеб-
ной мотивации. Таким образом, реализация индивидуально-вариативного характера дистанционной образовательной программы изучения иностранного языка предполагает наличие следующих этапов: предварительная диагностика индивидуальных качеств студента; анализ результатов диагностики преподавателем с целью выработки рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории; самоанализ результатов диагностики студентом, определение им своих сильных и слабых сторон, определение вектора дальнейшего развития; совместное (преподаватель-студент) определение индивидуальной образовательной траектории, ее контрольных точек; профессиональное обучение, опирающееся на контроль и самоконтроль индивидуального развития студента; корректировка индивидуальной образовательной траектории в соответствии с промежуточными результатами.
Библиографический список
1. Бережная, С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Бережная С.К. - Ярославль, 2000. - 209 с.
2. Иванова-Холодная, О.Е. Некоторые проблемы преподавания иностранного языка в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / О.Е. Иванова-Холодная // Российское право в Интернете. 2008 (02). - Режим доступа : http://www.rpi.msal.ru/prints/200802nek_prob.html.
3. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1970. - 392 с.
4. Макурина, И.Ю. Педагогические средства развития профессионально ориентированного общения студентов вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Макурина И.Ю. - Челябинск, 2005. - 192 с.
5. Никитина, Е.Г. Развитие иноязычной компетентности студентов вуза средствами модульного обучения (на примере экономических специальностей): Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Никитина Е.Г. -Чебоксары, 2010. - 24 с.
6. Третьякова О.С. Формирование компетенций у будущих специалистов туриндустрии на основе компьютерного тестирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Третьякова О.С. - Челябинск, 2009. - 24 с.
7. Шипилина, Л.А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете [Текст] / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. - 292 с.
Bibliography
1. Berezhnaya, S.K. Variability-based Approach to Vocational School Teachers' Further Training: Diss ... Cand. of Ped.: 13.00.08 [Text] / Berezhnaya S.K. - Yaroslavl, 2000. - 209 p.
2. Ivanova-Kholodnaya, O.E. Some Problems of Teaching a Foreign Language in Non-language Higher School [Electronic resource] / O. Ivanova-Kholodnaya // Russian Law on the Internet. 2008 (02). - Access Mode: http://www.rpi.msal.ru/prints/200802nek_prob.html.
3. Kovalyov, A.G. Psychology of Personality [Text]/ A.G. Kovalyov. -M. : Prosveshchenie, 1970. - 392 p.
4. Makurina, I.Y. Pedagogical Means of Profession-oriented Communication Development of Higher School Students: Diss ... Cand. of Ped.: 13.00.08 [Text] / Makurina I. Yu. - Chelyabinsk, 2005. - 192 p.
5. Nikitina, E.G. The Development of Higher School Students' Foreign Language Competence by Means of Module Education : Synopsis of Diss ... Cand. of Ped.: 13.00.08 [Text] / Nikitina E.G. - Cheboksary, 2010. - 24 p.
6. Tretyakova, O.S. The Formation of Future Tourism Industry Professionals' Competences on the Basis of Computer Testing: Synopsis of Diss ... Cand. of Ped.: 13.00.08 [Text] / Tretyakova O.S. - Chelyabinsk, 2009. - 24 p.
7. Shipilina, L.A. Training Education Managers at the Pedagogical University / L.A. Shipilina. - Omsk: OSPU, 1998. - 292 p.